Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
1. Тема занятия: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии. «Сказка о ёжике Вите»
2. Актуальность занятия: Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Опыт эмоционального отношения к миру, формируемый в дошкольном детстве, весьма прочен и принимает характер установки. В связи с этим особую актуальность приобретает работа, направленная на формирование адекватных представлений об эмоциях у дошкольников. Большинство детей старшего дошкольного возраста нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам. Это происходит не потому, что дети не знают эти правила или не хотят их выполнять, а потому, что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы.
3. Целевая аудитория (рекомендуемый возраст): дети 5 – 7 лет
4. Продолжительность занятия по времени: 30 мин.
5. Форма проведения занятия: интегрированное занятие.
6. Технология работы: сказкотерапия с использованием методов: беседа, арт-терапия, психогимнастика.
7. Глоссарий занятия (основные понятия): эмоции, злость, радость, удивление, страх, удовольствие, грусть, обида, дружелюбие.
8. Место проведения: музыкальный зал ДОУ.
9. Материалы (оборудование): интерактивная доска, презентация «Эмоции», листы и карандаши для рисования, корзинки для метания бумаги, мыльные пузыри, яблоки, плащ с кармашками.
10. Цель занятия: Расширение собственного эмоционального опыта ребенка и подготовка к более точному восприятию эмоциональных состояний других людей посредством сказкотерапии.
11. Задачи занятия:
1. Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.
2. Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец.
3. Тренировать распознавание и выражение эмоции «злость» при помощи игровых и арт-терапевтических методов.
4. Формировать способности к сопереживанию посредством сказкотерапии.
12. Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
2. Актуализация знаний.
3. Затруднение в ситуации.
4. Открытие нового знания или способа действий.
5. Введение новых знаний в систему знаний.
6. Осмысление (итог). Сюрпризный момент. Рефлексия.
13. Анализ занятия: Занятие соответствует образовательным, развивающим и воспитательным задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям, а также требованиям ФГОС ДО. Интеграция образовательных областей реализуется через обращение к опыту детей с учетом возрастных особенностей. В ходе занятия происходит совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей которой является взаимодействие и активность. Осуществляется личностно-ориентированный подход, уделяется внимание каждому ребенку.
Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
| Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность. | Педагог приводит детей в зал. Появляется слайд с изображением лесной полянки. На полянку выбегает ежик. Здоровается с детьми: «Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я ёжик-Витя, я пришел с вами подружиться. Я хочу поздороваться с каждым из вас. Для этого нам нужно встать в круг и взяться за руки. Мы будем передавать друг другу рукопожатие. Я жму руку первому, первый- второму, и т.д., а последний возвращает рукопожатие мне. Я чувствую, что нашей дружбы стало больше так как каждый из нас добавил частичку своей дружбы. А давайте еще с вами обнимемся» Педагог останавливает ёжика, говорит, что ребятам может быть больно из-за колючек. Ежик предлагает. «А давайте, я нацепляю на колючки яблок, и тогда они вам не причинят вреда. Я побегу, соберу их с лесной яблони» Убегает. Педагог: Ребята, а хотите я расскажу вам историю, которая случилась с Витей? | Входят в зал, садятся на стульчики. Здороваются с ёжиком, передают рукопожатие. Садятся в круг на ковер, слушают рассказ педагога. | Положительный настрой и мотивационная готовность к участию в работе. |
II.Актуализация знаний | Создание мотивационной ситуации. Постановка детской цели. | В лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним. — Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты? — говорила Вите лиса. — Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой, — бурчал медведь. — Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь, — пищал зайка. — У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя, — курлыкал ему прямо в ухо соловей. Педагог: «Ребята, как вы думаете, каково было Вите? Давайте вспомним, как называется наши внутренние переживания, которые мы испытываем, когда с нами что-то происходит? Правильно, эмоции» На слайде отображаются пиктограммы разных эмоций – злость, радость, удивление, грусть, страх, удовольствие, обида. Педагог предлагает детям определить изображенные эмоции, уточняет, как они догадались, что это именно та эмоция, которую они назвали. Педагог спрашивает, какие эмоции мог испытывать ёжик Витя, в той ситуации, которая с ним произошла. «Да, ребята, вы правы, грусть и обида. Это те эмоции, о которых мы с вами уже говорили. Давайте попробуем еще раз их изобразить. Обратите внимание, слабое или сильное у нас тело, какую позу мы чаще принимаем, как расположены наши брови, уголки губ? А теперь встряхнитесь, сделайте вдох и выдох, мы продолжаем слушать историю Вити». Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел». | Слушают сказку. Делают предположения, выражают свое мнение. Отвечают на вопросы. Изображают известные эмоции. | Дети вникают в детали сюжета, сопереживают, проявляют эмоциональную отзывчивость. |
III. Затруднение в ситуации. | Фиксация затруднения. Тренировка мыслительных операций. | Педагог: «Ребята, Витю очень жалко и хотелось бы поддержать. Как мы можем поддержать того, кому грустно и обидно?» Игра «Обиженный Ёжик» Педагог: «Но ежику приходилось не только грустить. Послушайте, что произошло дальше. Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький», — подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса». Педагог задает детям вопросы. «Как вы думаете, какую эмоцию нужно было испытать Ёжику, чтобы справиться с охотником?» Правильно ребята, для того, чтобы справиться с тем, кто нападает, Ёжик должен был разозлиться. Как вы считаете, на что Ёжик разозлился? Верно, Витя разозлился на то, что охотник пришел в лес и хотел погубить его обитателей. Психологический этюд «Я злюсь» На доске отображается эмоция – злость. Педагог обращает внимание на то, что по сравнению с обидой и грустью, тело не слабое, оно крепкое, напряженное. Педагог объясняет, как изобразить злость и с помощью мимики: хмурятся брови, напрягаются носогубные складки, опускаются уголки рта, выдвигается подбородок, наклоняется голова. | Играют в игру. Один из детей садится в круг, все остальные по очереди пытаются его поддержать, взбодрить. Отвечают на вопросы педагога. Встают в круг изображают злость. | Сосредоточение на проблеме. Снятие психоэмоционального напряжения. |
IV. Открытие нового знания или способа действий. | Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. | Педагог продолжает. «Ребята, злиться хорошо или плохо? Злиться чаще всего неприятно, но в некоторых случаях злость нужна и помогает нам, также, как ежику – чтобы защищаться и отстаивать свои границы. А иногда бывает так, что кто-то злится по другим причинам. Как вы думаете, в каких случаях люди могут разозлиться, когда со злостью нужно справиться? А как можно справиться со своей злостью в таких случаях? Педагог подводит к выводу: если человек разозлился, он может проговорить, что злится, даже порычать, но затем нужно отойти в сторону. Так как тело со злостью становится сильным, то эту силу нужно потратить, а затем отдохнуть. Как можно потратить энергию злости? Злость можно нарисовать, смять бумагу, покидать ее в цель, можно потопать или попрыгать. Игра «Попади в цель» Педагог предлагает детям вспомнить ситуацию, в которой они чувствовали злость или же вообразить такую ситуацию. Теперь эту злость нужно представить в виде любого рисунка, можно просто начертить на листе, можно представить и нарисовать в виде какого-то предмета (бомбы, колючки и т.д.). Играющие должны нарисовать злость, скомкать лист бумаги, и кинуть им в заранее подготовленную мишень со словами «Уходи, злость!» | Слушают педагога, участвуют в беседе. Играют в игру | Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения. Формулируют простейший вывод. Снятие психоэмоционального напряжения средствами арттерапии и игротерапии. |
V. Введение новых знаний в систему знаний. | Закреплять новые знания и способы их применения. | Педагог продолжает. Задает детям вопросы, а что делать, если вы заметили, что кто-то злится? Подводит детей к выводу – если кто-то злится, нужно 1) отойти в сторону. Если на тебя нападают, нужно 2) предупредить, что дашь сдачи, при необходимости 3) оттолкнуть и 4) подойти за помощью к взрослым. Предлагает детям с помощью оговоренных знаков сделать визуальную инструкцию. Педагог продолжает: «Ребята, вы большие молодцы, так хорошо поняли, когда стоит злиться, а когда нет и как с этим справляться. Но давайте узнаем, чем закончилась история нашего нового друга. У норки ежика встретила лиса. — Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, — сказала лиса. С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг. Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь. | Совместно с педагогом проговаривают порядок действий, создают схему (визуальную инструкцию) | Дети проявляют активность, творчество в выполнении задания. |
VI Осмысление (итог). Рефлексия. Сюрпризный момент. | Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности. | Витя возвращается, в большом плаще с множеством кармашков, в каждом из которых яблоко. Плащ защищает от колючек, и Витя обнимает каждого ребенка. Рефлексия. Педагог: Вот такая интересная история произошла с Витей. Ребята, я предлагаю встать в круг и вместе запустить волшебные пузыри нашей радости и дружелюбия. Но сначала, каждый поделится, что вам запомнилось на сегодняшнем занятии. Игра «Волшебные пузыри» Педагог: представьте, что внутри вас — много-много дружелюбия! Прижмите ладони к груди, закройте глаза, почувствуйте его в самом сердце, вдохните – выдохните. Теперь откройте глаза и вдохните это чувство в каждый пузырёк. Витя угощает всех яблоками, прощается с ребятами. | Обнимают Витю, играют в игру. Встают в круг, высказывают своё мнение. Играют в игру. Прощаются с Витей | Дети расслабляются. Оценивают свои действия, выражают свое отношение к проведенному мероприятию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством психологических игр.
...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
Рассказывается о развитии эмоций детей при помощи сказкотерапии. Описаны методики, использованные при исследовании у детей эмоций. Дано определение сказкотерапии, даётся описание как проводилась...
Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок)
Отличительной особенностью данной развивающей программы является то, что художественное слово сказок (народных и авторских) используется как инструмент эмоционального развития дете...
Презентация к занятию "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Сказка о Ёжике Вите"
Демонстрационный материал к занятию по мотивам терапевтической сказки "Сказка о Ёжике Вите"...
Презентация к занятию "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии"
Презентация к занятию для детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредствам детского фольклора»
Использование фольклора вызывает у детей радостное оживление, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка....
Проект "Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии"
Проект по сказкотерапии у детей старшего дошкольного возрастаВид проекта: Игровой, ролево-игровой проектПо количеству участников: фронтальныйПо продолжительности: долгосрочныйЦель проекта:...