Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Калашникова Ольга Валерьевна

Рассказывается о развитии эмоций детей при помощи сказкотерапии. Описаны методики, использованные при исследовании у детей  эмоций. Дано определение сказкотерапии, даётся описание как проводилась сказкотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnoy_sfery.docx46.54 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Новомошковская СОШ структурное подразделение детский сад

Тема: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Новомошковское 2015 г.

                                                                     Детей надо приучать жить среди людей,

     формируя у них определенные психологические

 качества (внимание, волю, эмоции)

 и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

        Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

        Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

        Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.         Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции.         

        Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказкотерапия. Сказкотерапия – это и есть собственно эмоция.

        Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:

        Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

        Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

        Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности сказкотерапии, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на сказку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

        Исследованием эмоций занимались Г.А. Фортунатов, П.К. Анохин, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров, Ф.В. Бассин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.

        К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные педагоги и психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева и т.д.

                Что же такое сказкотерапия и почему именно сказкотерапия? Сказкотерапия – это лечение сказкой. Ответ прост: у ребенка еще нет собственного жизненного опыта. Для него сказка - своеобразный кладезь жизненных ситуаций, с которыми ему еще предстоит столкнуться при взрослении. Сказки подсказывают ребенку, как нужно поступать, а как - нет, показывают многие жизненные проблемы, а в придачу еще и дают способы их решения. Многие сказки куда глубже, чем кажется на первый взгляд. Сказкотерапия для детей позволяет "вытащить" из сказочной истории весь ее скрытый потенциал и использовать его во благо.

        Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:

  • на систематизацию знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей дошкольников;
  • на развитие способностей через нетрадиционные подходы к методике воспитания и обучения дошкольников;
  • на использование сказок, психогимнастических этюдов в развитии свойств личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение
научно-технического прогресса во все сферы диктуют нам, педагогам,
необходимость выбирать более эффективные средства обучения и
воспитания        и        новые        интегрированные технологии.

            Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности ребенка и может использоваться в учреждении любого типа в любой возрастной группе (от 3 лет до 7 лет) детского сада.

        Мы стараемся работать  в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса. Необходимость внедрения сказкотерапии связана с тем, что дошкольный возраст – уникальный  период для приобретения свойств личности.    

            Сказкотерапия позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, решать важные задачи развития творческих способностей.

            Сказкотерапия – это интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

        Сказкотерапия - интегративная деятельность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач:

  • воспитание,
  • образование,
  • развитие личности
  • коррекция поведения.

    Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Сказка полностью отвечает этому требованию. Поэтому, я считаю, сказка должна быть одной из обязательных составляющих образовательного процесса в ДОУ.

        В сентябре нами была проведена диагностика на исследование  эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Для этого были подобраны специальные методики:

        Методика №1 «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций». Автор В. М. Минаева. Источник: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина "Практикум по детской психологии".

        Методика № 2 «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей». Автор В. М. Минаева.

Методика № 3 «Изучение степени владения детьми мимики, пантомимики и «вокальной мимики» при демонстрации заданной эмоции». Автор  В. М. Минаева. Источник: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина "Практикум по детской психологии".  

Методика № 4 Методика «Сюжетные картинки». Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова.

Методика № 5 «Изучение социальных эмоций». Авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

        Обобщив количественные результаты всех методик, мы определили степень эмоционального развития  старших  дошкольников   и отразили их в таблице:

п/п

Испытуемый

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Методика 4

Методика 5

Общий балл

1

Дима

16

8

8

18

7

18

11

86

2

Мирослава

11

7

6

14

9

23

15

85

3

Ваня

12

7

5

14

10

16

14

78

4

Максим

8

5

4

14

9

12

10

62

5

Лиза

12

8

10

16

7

19

14

86

6

Ярослав

18

11

12

18

10

23

15

107

7

Матвей

8

5

4

14

9

12

10

62

8

Алина

14

10

11

17

9

22

15

98

9

Саша

9

6

5

15

9

12

10

66

10

Дарья

18

11

12

16

12

20

15

104

Согласно данным таблицы: самый низкий балл - 62, высокий - 107.

В целом, общий  средний балл 83.4.

Итак, по результатам диагностики, развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, по результатам методик, недостаточно высокое. Чтобы определиться, в каком направлении сказкотерапии работать, я ознакомилась с различными программами по сказкотерапии. Это такие программы, как «Здравствуй, сказка!», автор Азаматова О.В.; «Дорога дружбы и добра» автор Чистякова Т.В.; «Программа работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы (сказкотерапия)», составлена заместителем директора Долговой Т.Ю.; «Волшебная страна чудес», автор Елисеева Н.В. и др.

На основе этих программ была составлена система работы. При составлении плана работы, нами учитывалось то, чтобы система работы подходила для работы с детьми старшего дошкольного возраста, соответствовала программе ДОУ,  была проста и удобна для проведения в любых условиях, имела возможность вносить изменения во время проведения занятий для более эффективного результата, была краткосрочной (4 месяца), позволяла развивать творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развивать эмпатию и чувство юмора. Особенно учитывался тот факт, чтобы даже после окончания игрового процесса у детей была уверенность в существовании «Страны детства», из которой всегда можно «перенести» в реальную жизнь различные позитивные события. Для проведения сказкотерапии мы использовали авторские сказки, которые допущены к проведению  кандидатом  психологических  наук, доцентом, директором  центра  обучения  креативным  технологиям и  методам  гуманизации   образования  и  бизнеса  Грабенко Татьяной  Михайловной.

Была определена следующая система работы по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста:

Цель: Вовлечь ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, дать возможность познать себя и стремиться к общению с другими детьми.  

        В соответствии с этой целью формируются задачи:

  1. Способствовать повышению уверенности в себе.
  2. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  3. Развивать творческие способности
  4. Приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшения        самочувствия и настроения.
  5. Снижение уровня тревожности.
  6. Развитие коммуникативных навыков.

        Занятия проводились 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 30 – 40  минут (всего 15 занятий). Оптимальное количество детей 10 - 12 человек. Занятия проводились в групповой комнате и в помещении, где участники могли свободно передвигаться. Также, был подготовлен необходимый дидактический  материал: куклы-марионетки «Добрая фея», «Волшебные воротца», «Волшебная палочка», колокольчик, «Магический шар», шкатулка, коврики на каждого ребенка, краски, карандаши, бумага и т.д.

Система работы имеет 6 этапов проведения коррекционно-развивающих занятий:

I этап – является установочным. Он включает в себя 2  встречи, (тема: «Солнечный луч», «Звездный сад»). Данное занятие  направлено  на установление контакта с детьми, настроить их на совместную работу.

II этап – диагностический включает в себя 1 встречу, (тема: «Волшебный клубок»). Данная встреча рассчитана на диагностику сильных и слабых сторон личности ребенка через игры и беседу.

 III этап – поддерживающий включает в себя 4 встречи, (тема: В гостях у доброй Курочки, Дядюшка Ау, Добрые дела деда Мазая, в гостях у Морозко). Данный ряд занятий направлен развитие сильных сторон личности

 IV этап – коррекционно-развивающий включает в себя 5 встреч (Маленькое Облачко, Смелый Енот, Березкин дом, Остров дружбы и добра, Паутина счастья). Данные занятия направлены  на развитие слабых сторон ребенка.

 V этап – контрольная диагностика 1 встреча (Волшебный клубок) контрольная диагностика;

 VI этап – интеграционный – 2 встречи (Много знаем и умеем, В поисках клада). Закрепление опыта.

Для работы по системе был разработан перспективный план работы, конспекты занятий.

В содержание каждого занятия входят:

  • Ритуал приветствия и прощания
  • Озвучивание педагогом сказки
  • Развивающие упражнения (двигательные упражнения, на развитие  внимания, речи, мыслительных операций).
  • Психогимнастика (упражнения, направленные на развитие……)
  • Музыкальная психотерапия (мышечная релаксация).
  • Музыкальная психотерапия (мышечная релаксация).

        На первом этапе, в начале  каждого занятия были поставлена цель и задачи, которые реализовывались в течение всего путешествия. На этом этапе проведены два занятия. Рассмотрим одно из них – «Солнечный луч». Цель первого занятия была направлена на то, чтобы установить контакт с детьми. Также были определены задачи занятия: Снятие эмоционально – психического  и телесного напряжения. Развитие воображения. Было подготовлено оборудование: свеча, музыкальное сопровождение, кукла – марионетка Фея, камень, пиктограммы с разными эмоциями.

Для работы на II этапе (диагностическом) было проведено одно занятие «Волшебный клубок». Целью данного занятия было определение эмоциональной сферы детей, изучение сильных сторон. Для выполнения этой цели были поставлены задачи: Наблюдение за организацией совместной работой детей. Создание условий для сплочения детей. Также было подготовлено необходимое оборудование: клубок ниток разных размеров и одного цвета (большой и маленький), бланки к игре «Варежки», музыкальное сопровождение, пиктограммы эмоций, карточки с речевым материалом. Далее детям предлагается ритуал вхождения в сказку. Выполняется он при помощи кукольного персонажа Феи.

На III этапе работы (поддерживающем) было запланировано 4 занятия, целью которых было развитие умения проявлять доброту и открытость к самому себе и       сверстникам. Для этого были поставлены следующие задачи: Снижать мышечное и эмоциональное напряжение. Развитие мимики и пантомимики. Было подготовлено оборудование: Фея, веер, музыкальное сопровождение (ритмичная), магический шар, синие и голубые ленты, бумажные зеленые листочки, пиктограммы эмоций. Так же как и на предыдущих занятиях был проведён ритуал вхождения в сказку. Мы объяснил детям, что они отправятся в сказку, где речь пойдёт о доброте: «Ребята, что значит быть добрым?». В ответах детей делается акцент на добрые поступки. А для того, чтобы отправиться в сказку, нужно дотронуться до волшебного шара. Дети сидят в кругу и протягивают свои руки к шару. На каждом занятии, ритуал вхождения в сказку всегда был разным. Это очень важно потому, чтобы у детей не пропал интерес к сказке, ко всему происходящему. Чтобы дети эмоционально, каждый раз по-новому,  реагировали на таинство, происходящее во время занятий.

На IV этапе (коррекционно-развивающем) системы работы было проведено 5 занятий, направленных  на развитие слабых сторон ребенка. Рассмотрим одно из занятий «Смелый Енот». Целью данного занятия было преодоление нерешительности, развитие уверенности в себе. Для выполнения цели были поставлены следующие задачи: Развитие коммуникативных способностей. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие межличностного доверия. Подобрано оборудование: кукла-марионетка Фея, пиктограммы с разными эмоциями, мяч, музыкальное сопровождение.

Как и на других занятиях необходимым условием был ритуал перемещения из группы в сказку.

 На V этапе (контрольная диагностика) было проведено одно занятие «Волшебный клубок». Целью данного занятия было определение эмоциональной сферы детей, изучение сильных сторон. Для этого мы поставили следующие задачи: Наблюдение за организацией совместной работой детей. Развитие коммуникативных способностей. Подготовлено оборудование: клубок ниток разных размеров и одного цвета (большой и маленький), музыкальное сопровождение, таблички с речевым материалом. Как и на предыдущих этапах проводится ритуал вхождения в сказку. «Сегодня добрая Фея явилась к нам с волшебным клубочком. Только с ним нам предстоит сегодняшнее путешествие по сказке. Давайте сядем поближе друг к другу в кружок». Далее занятие проводится аналогично занятию во втором этапе. Мною было отмечено, что дети более активно отвечала на вопросы, уверенно действовали в упражнениях. По сравнению с аналогичным занятием во втором этапе дети были эмоционально активнее. У них было желание помочь товарищам в выполнении упражнений.

На VI этапе (интеграционном) – два занятия на закрепление опыта. Целью этого занятия являлось способствование  открытому проявлению чувств, в приемлемой для социальной среды форме. Определены задачи для решения этой цели: Вызвать у детей чувство сопереживания к близким людям. Снижение психоэмоционального напряжения. Развитие воображения, речи, мелкой моторики рук.  Оборудование: кукла-марионетка, конверт с письмом, пиктограммы, три дорожки, фигурки животных, карточки с изображением животных.

Данная система работы рассчитана на 4 месяца.   Дети, участвуя в процессе изложения сказки, выполняли упражнения, в которых они раскрывают свои умения. Они учились слушать и понимать друг друга. Особенно это  наблюдается к середине цикла (4 этап). Ребята активно проигрывали ситуации, где  выражали смелость, твердость и сообразительность. Таким образом, приобретая уверенность в собственных силах.

Следует заметить, что детям необходимо обращаться в сказку, проживать её. Потому как здесь они эмоционально разряжаются, сбрасывают зажимы, «отыгрывают» спрятанные в подсознании страх, беспокойство. На данных занятиях дети учились преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций позволяли детям улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.

Путешествуя по сказочным сюжетам, у детей пробуждалась фантазия и образное мышление.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становились мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формировался  положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Итоги работы и их практическая значимость. Реализуя, аналитическое направление в занятиях с элементами сказкотерапии были решены следующие задачи: Дети стали более активными и внимательными. У детей стало богатое воображение и фантазия. Научились доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей стала сплоченной, овладели умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон. Разные формы рассказывания сказок помогли научить детей слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей товарищей и пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования. Обогатился словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. Рассказывая сказки перед другими детьми, появилась раскрепощенность, уверенность в себе, отсутствие страха.         Накопился опыт общения со взрослыми и сверстниками. Овладели анализом положительных и отрицательных поступков. Реализуя музыкотерапевтическое направление в занятиях с элементами сказкотерапии, мы сделали вывод: дети овладели навыками определять эмоциональное содержание сказки, настроения. Научились воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями. Научились выразительно имитировать движения под музыку, передавать образы животных, насекомых, птиц. Научились самовыражать себя через движение, мимику, пантомимику посредством музыки. Выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, пантомимике.         Научились перевоплощаться в различные, эмоциональные образы и соотносить их с музыкой, научились регулировать свои психические процессы, снимать эмоциональное и телесное напряжение, стали более свободными и уверенными в себе. Научились соотносить свой внутренний ритм и желание с ритмом и желанием других. С помощью терапевтической музыки у детей улучшилось общее эмоциональное состояние, стало более качественным исполнением движений (выразительность, ритмичность, координация плавность).

После проведения сказкотерапии была проведена контрольная диагностика, по тем же методикам, что и в начале года.

п/п

Испытуемый

Методика 1

Методика 2

Методика 3

Методика 4

Методика 5

Общий балл

1

Дима

19

10

10

21

14

23

14

111

2

Мирослава

17

12

13

20

14

23

15

114

3

Ваня

18

9

10

17

13

18

17

92

4

Максим

15

10

10

16

12

15

14

92

5

Лиза

14

11

14

19

13

21

17

109

6

Ярослав

20

16

14

22

15

24

19

130

7

Матвей

18

9

10

17

13

18

17

102

8

Алина

21

16

13

20

12

23

19

124

9

Саша

12

10

7

17

12

14

12

84

10

Дарья

22

14

14

22

16

23

20

131

Низкий балл – 84, высокий – 131. Средний балл – 109.

Разницу посмотрим на гистограмме

Итак, после проведения сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста, они стали лучше  владеть  мимикой, пантомимикой и «вокальной мимикой» при демонстрации заданной эмоции, тем самым повысился уровень передачи эмоционального состояния в мимическом, пантомимическом и речевом плане. У детей также сформировалось восприятие графического изображения эмоций, тем самым повысился уровень восприятия детьми эмоциональных состояний человека. Сформировалось понимание   эмоциональных состояний людей, причин эмоциональных состояний людей. Также сформировалось эмоциональное отношение к морально-нравственным нормам (эмоциональный компонент нравственного сознания), развились и социальные эмоции.

        Я считаю, что нам, педагогам, необходимо проводить целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии. Активировать эмоции детей через разные виды деятельности, отдавая предпочтение сказке. Подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая программа «Сказочный мир эмоций» (по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством сказок)

   Отличительной особенностью данной развивающей программы является то, что художественное слово сказок (народных и авторских) используется как инструмент эмоционального развития дете...

Презентация к занятию "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Сказка о Ёжике Вите"

Демонстрационный материал к занятию по мотивам терапевтической сказки "Сказка о Ёжике Вите"...

«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредствам детского фольклора»

Использование фольклора вызывает у детей радостное оживление, обогащает речь, развивает музыкальные способности ребенка....

Проект "Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Проект по сказкотерапии у детей  старшего  дошкольного возрастаВид проекта: Игровой, ролево-игровой проектПо количеству участников: фронтальныйПо продолжительности: долгосрочныйЦель проекта:...