Статья на тему: "Значение трудового воспитания в развитие ребенка"
статья (средняя группа)

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста – важное направление в педагогическом процессе ДОУ.  Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: П.П. Блонского , Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинского, С.Т. Шатского.

Теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение трудового воспитание в развитии ребенка.

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста – важное направление в педагогическом процессе ДОУ.  Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: П.П. Блонского , Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинского, С.Т. Шатского.

Теоретическое обоснование трудового воспитания с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова и др.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучение детей с ранних лет к простейшим, доступном им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

А.С. Макаренко говорил, что основой воспитания является именно труд. Но что такое труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие способность к труду не дается от природы, но воспитывается  с  самого раннего детства.  Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье, благополучия.

Трудовое воспитание-это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путём включения ребёнка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников- формирование у детей представления о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности. Трудовое воспитание- эта совместная деятельность воспитателя и детей, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии ребёнка.

Трудовая деятельность мало устойчива и тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте- игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества положительные взаимоотношения между детьми.

Воспитатели ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др. Труд даёт реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребёнок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность. Для того  чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребёнка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются  дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения тому, что получилось, но и насколько эстетично выполнена работа, сколько выдумки, творчества, самостоятельности проявил ребёнок.

Эстетическое воспитание в труде осуществляется и через приучение  детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Эстетическому воспитанию способствует и труд под музыку, в процессе которого дети получают удовлетворение, удовольствие. Обучение в школе потребует от ребёнка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть её результат. Все эти навыки успешно прививаются в дошкольном возрасте. Формирование мотивов трудовой деятельности. Упражнение в достижении положительного результата в труде как ведущий метод воспитания детей. Приучение к умственному труду. Экспериментирование и опыты  как средство умственного воспитания в труде. Формирование интереса к мыслительному процессу и чувства удовлетворения от самостоятельно найденного решения. Воспитание умения и потребности содержать в порядке своё рабочее место, следить за своим внешним видом и т.д. Приучение ребёнка к жизни по режиму и самостоятельное нахождение в нём места для труда и отдыха. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш всё лучше ориентируется в пространстве.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей- ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей- коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремлённости. Следовательно, трудолюбие является  качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитание, базой для развития творческих способностей ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно  необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нравственно-трудового воспитания в развитии ребенка пяти лет

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания ...

Статья на тему: "Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка"

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового ...

Статья на тему:"Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Введение.Труд - целесообразная,сознтельная деятельность человека,направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельност...

Статья на тему:"Значение фольклора в воспитании детей".

Эта статья предназначена воспитателям иродителям,в статье идет речь о воспитательном значении устного народного творчества в жизни детей раннего возраста....

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в развитии ребенка»

Трудовое воспитание в развитии ребенка играет не мало важную роль. Развивать у детей интерес к труду, желание трудиться, воспитывать навыки элементарной трудовой деятельности - это одна из важнейших з...

Статья на тему: "Значение художественной литературы для всестороннего развития детей".

Книга для ребёнка – это, прежде всего всестороннее воспитание, которое способствует развитию у детей  любви к Родине, к близким,  природе, родному языку, культуре. Художественная литер...

Статья на тему "Значение строительных игр для всестороннего развития детей дошкольного возраста"

В статье раскрываются дидактические принципы, лежащие в основе системы сенсорного воспитания, даётся краткая характеристика игр со строительным материалом, раскрывается значение строительных игр для с...