Статья на тему:"Значение фольклора в воспитании детей".
статья на тему
Эта статья предназначена воспитателям иродителям,в статье идет речь о воспитательном значении устного народного творчества в жизни детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor-istochnik_nravstvennogo_vospitaniya_rebenka.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Значение фольклора в воспитании детей»
Автор: Уткова Алла Степановна.
Место работы: ГБДОУ детский сад № 23 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга.
Должность: воспитатель.
Описание материала: Данная статья будет интересна воспитателям детских садов. В ней рассказывается о воспитательном значении детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование представления о значимости детского фольклора в воспитании детей.
Задачи:
образовательная:
- дать представление о сущности устного народного творчества фольклоре;
развивающая:
- развивать память, речь, внимание, фантазию, воображение, мышление;
воспитательная:
- воспитывать интерес к теме детского фольклора, желание использовать элементы устного народного творчества.
Содержание:
В статье я хотела напомнить о забытом, но очень полезном для воспитателей, родителей и детей материале. В книгах, журналах и изданиях давних лет я нашла очень интересную для педагогов и необходимую для развития детей тему: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего возраста».
Устное народное творчество или фольклор (от английского слова «фольклоре», в буквальном переводе означает «народная мудрость, народное знание»).
Область, в которой появилось творчество народа, необычайно обширна. В литературах всех народов мира фольклор был и является той почвой, на которой возникло и продолжает обогащаться профессиональное творчество (темами, идеями, образами).
Фольклор для детей - это обширная часть устного народного поэтического творчества. Под этим термином обычно понимается самостоятельное детское творчество, произведения традиционной культуры взрослых и творчество взрослых для детей. Все эти три части детского фольклора составляют одно сложное целое.
Народное творчество является неиссякаемым источником нравственного воспитания ребенка, через родную потешку, колыбельную, закличку, песенку, сказку, игру. Овладевая языком, ребенок получает первые представления о культуре своего народа.
Первое знакомство малыша с фольклором начинается с поэзии пестования, материнская поэзия начинается колыбельными песнями, с помощью которых размеренным ритмом и монотонным напевом успокаивали и укачивали младенца.
Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими колыбельными песнями, назначение которых размеренным ритмом и монотонным напевом успокоить и укачать младенца.
Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками - пестушками.
Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. Следом за ними идут потешки – песенки и так же стихи к первым играм ребенка с пальчиками, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток, интересных прежде всего своим содержанием.
Народные колыбельные песни – один из древних видов фольклора, их пели детям матери, бабушки, няньки, укачивая младенца в колыбели или на руках, зная, что спокойный длительный сон – необходимое условие для здоровья и роста ребенка.
Сколько звучит нежных и ласковых маминых слов , с которыми она в песнях обращается к своему малышу: моя птичка , мое дитятко дорогое , сыночек дорогой, моя золотая рыбка, мой звоночек родной.
Подрастает ребенок, начинает произносить первые слова и эта пора сопровождается пестушками и потешками (содержащими различные поучения, наставления): например как в потешке «Сорока - ворона» или « Коза рогатая», под стихотворное сопровождение ребенок с удовольствием играет с пальчиками.
С приходом малыша в детский сад, приходит и пора интенсивного знакомства его со сказками, чаще всего рассказывают сказки о животных. В этих сказках показаны различные качества присущие как животным так и людям (жадность, глупость, хитрость, взаимовыручка, смекалка, доброта), которые высмеивает или одобряет сказка. Сказки повторяют несколько раз: с показом иллюстраций, с различными видами театра, без показа. Все дети любят сказки, сопереживают сказочным героям, с удовольствием напевают песенки из сказок. Одним из видов детского фольклора являются приговоры и заклички – произведение в виде небольших стишков, обращенные к солнышку, дождю, ветру, растениям, насекомым. Например: «Божья коровка» или « Дождик, пуще». В прошлом люди считали что такие заклички имеют магическое воздействие на природные явления. К фольклору относится и игровые элементы: дразнилки, считалки, приговоры прозвища, жеребьевки. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрастное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о доброте и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. Песенки, потешки, заклички, сказки очень интересны детям, они являются неотделимой часть детства и для нас очень важной задачей является сохранение устного народного творчества – фольклора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста" ("Фольклор - дошкольникам")
Программа посвящена важному вопросу формирования чувства национального самосознания с дошкольного возраста. Включение народных произведений в работу обогащает чувства и речь детей, формирует отношение...
Статья на тему: "Значение музыкальной игры для детей 3-4 лет"
Данная статья раскрывает значение музыкальной игры в музыкальном развитии детей младшего возраста. Значение это велико и является одним из средств всестороннего воспитания и обучения дошкольнико...
Статья "Значение фольклора в воспитании детей"
Публикация статьи "Значение фольклора в воспитании детей" в сборнике статей Международного образовательного портала "Солнечный Свет" , "Педагогика и образование"...
Статья на тему " Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста."
Статья посвещена общей характеристике проведени утренней гимнастики для детей дошколного возраста, ее структуры и значения для их физического развития....
Статья на тему «Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста»
Утренняя гимнастика представляет собой особый комплекс физических упражнений, которые выполняются сразу после пробуждения. Основной задачей утренней гимнастики является повышение общего жизненного тон...
Статья на тему: «Значение сказки в развитии детей раннего возраста»
Сказка – это замечательный устный рассказ, повествующий о невероятных, но поучительных историях, о необыкновенных событиях и приключениях....
Консультация "Значение фольклора в воспитании детей"
Фольклор развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка....