Консультация для воспитателей «Азбука экологии на прогулках»
консультация
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность.
Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Способствует формированию умения ребенком самостоятельно решать интеллектуальные задачи, что соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей «Азбука экологии на прогулках» | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Азбука экологии на прогулках»
Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагают активную деятельность.
Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Способствует формированию умения ребенком самостоятельно решать интеллектуальные задачи, что соответствует требованиям ФГОС.
Проблема экологического воспитания очень актуальна. Ведь зачастую, как у взрослых, так и у детей, сформировано потребительское отношение к природе. Человек привык только брать и пользоваться ее благами.
Основная задача педагогики – воспитание у детей экологической культуры. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего – пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по своей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях.
Исследуя эту проблему, обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники бережнее относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделить его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными.
Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они нечутки к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Дети подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям.
Для того, чтобы эти проблемы решить, педагогам следует вести работу в различных направлениях, учитывая интеграцию всех образовательных областей.
А так же использовать различные формы прогулок. Такие как: НОД, наблюдение за живой и неживой природой, экологические праздники и развлечения, природоохранные акции, опыты и эксперименты в природе, проводить экологические проекты, опыты и эксперименты, а также игры, как познавательного характера, сюжетно -ролевые, квест – игры. так и подвижные.
И конечно же систематический труд, который формирует у ребят привычку заботиться о живом.
Наибольшее значение имеет заинтересованность самого педагога. Очень важно использовать не только традиционные формы и методы работы с детьми, но и нетрадиционные.
По условиям реализации ФГОС ДО от воспитателя требуется подготовить совершенно новое поколение: здоровое, активное, думающее, любознательное.
Вот сегодня мы хотели бы поделиться с вами одной из таких инновационных технологий под названием «геокешинг»
Мастер -класс
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле». В России геокешинг появился в 2002 году. Первые энтузиасты заложили «тайник» в Московской области и уже через год игра разрослась до 100 «тайников».
Мы с детства знакомы с этой технологией. Все играли в «Зарницу». Путеводителем по маршруту для детей может быть волшебный клубок, карта, карточки с подсказками и метками. В конце игры детей ждет сюрпризный момент — клад. Эта технология, помогает ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество.
Геокешинг – это эффективный способ узнать много интересного, познавательного о родном крае, уметь действовать в различных жизненных ситуациях.
Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием справляются с задачей по поиску «клада».
В ходе геокешинга дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, учатся правилам безопасного поведения в природе, узнают много интересного, познавательного о родном крае, о данной местности. Вместе со взрослым дети любуются природой, наблюдают за изменениями в разное время года. Ребенок прислушивается к звукам природы, всматривается в ее образы, а окружающий мир открывает свои кладовые и помогает малышу развить любознательность, наблюдательность и творчество. Систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением элементов технологии геокешинга, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
Рекомендуется применять этот вид игры, начиная со средней группы.
Экологический геокешинг обладает характерными особенностями и включает в себя:
1. Наличие команды игроков.
2. Наличие чётко оговариваемых правил: к цели нужно идти четко по подсказкам, пропускать нельзя. Иначе не достичь главной цели – клада.
3. Участники сами выбирают способ, при помощи которого они будут решать поставленную задачу.
4. Игроки – команда. Каждый имеет право на свое мнение.
5. Итог – неожиданный приз, приятный для всех.
Методика проведения элементов геокешинга включает в себя 4 этапа:
16 слайд
1 этап – предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОО или другого объекта, находящегося на территории (за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
17 слайд
2 этап – подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
18 слайд
3 этап – проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
19 слайд
4 этап – презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
20 слайд Дети получают приз.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Азбука экологии на прогулках"
Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"...
Консультация для воспитателей по теме: "Азбука экологии на прогулках"
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультация для воспитателей «Азбука экологии на прогулках»
Детям нужно задавать вопросы на различные темы о природе, чтобы выяснить уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чем-то отстают. Нужно обязательно создавать условия ...
Консультация для воспитателей «Азбука экологии на прогулках»
Нужно ли задовать детям вопролсы о природе?Что важнее эстетическое воспитание о прирое или знания о ней?Какое место занимает трудовые обязанности в косвенной жизни , в природе?...
Консультация для воспитателей «Азбука экологии на прогулках»
1.Нужно ли задавать детям вопросы о природе?2.Что важнее эстетическое воспитание в природе или знание о ней.3.Какое место занимает трудовые обязанности в косвенной жизни, в природе.4.Следует ли совмещ...
Консультации для воспитателей «Азбука экологии на прогулках и экскурсиях в природу»
Консультация для воспитателей «Азбука экологии на прогулках и экскурсиях в природу»...