Обобщение опыта работы
план-конспект занятия

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трапезникова М.А.

 музыкальный руководитель

                                          МБДОУ «Детский сад № 2»

«Солнышко»

Развитие певческих навыков

у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Пение –  основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Моя музыкально-педагогическая  деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении дошкольников пению надо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на моих занятиях является – игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается  интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. В процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:

 Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.

Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.

А можем устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).

Также детям нравится упражнение “Пружинки”: по моей команде “вверх” - поднимаются на носочки, “вниз” - опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги).

Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук), затем бросают руки вниз и расслабляются.

Выработке певческой постановки также способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно” ( если хочешь сидя песть . не сиди ты как медведь), которую дети любят и с удовольствием исполняют.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В.В. Емельянова.

Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);

“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);

“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);

“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);

“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);

“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);

“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

“Улыбка” (улыбнуться).

Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.

 Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положив на него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Для этого использую в работе различные образы, например:

•        играет ветер с листвой;

•        звучат пчела, жук, комар;

•        спустился воздух из колеса машины;

•        сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”).

Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую «осенние листочки», «снежинки», «бабочки» (на ниточках),  которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом  “танцуют” вальс.

https://lh6.googleusercontent.com/H9fcaDh3E2ctgsrOEhn4kHp1sUVUan9NuXWhaNRyeW8qYM1QH0r9teB-MaknuFQDRQrYYrxYUu4Wwu7nDMkN-TqzRXTWP-eoywWdEFWBMhlydO8Ltc7kHMkeaK89gIANHoshttps://lh3.googleusercontent.com/CBsRyzLR4NMzlulNAZtlWjkgBIuCzBtZ4EsmC0R43QhZ-wfzSsRS7EwThXqJ4Lb9U8jwMskcRPafgFXjNIzckS7DOMCSNLfzfiaUoOnWamsZazacaLIlgIgjCR8LFLkAdLM

С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Например, скороговорка “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

 Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе, дают возможность:

•        почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

•        снять усталость и утомление;

•        развивать интонационный и фонематический слух;

•        формировать правильное звукообразование.

Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:

•        человеческому голосу (крик, смех, плач),

•        голосам животных (мяукать, куковать и т.д.),

•        “голосам” неживой природы (капать, тикать и т.д.)

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Сначала использую имена детей, приветственные слова (например, “Здравствуйте!”), названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем использую словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т.д.). Дети старшего возраста с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т.п.).( Я найду слова везде и на небе и в воде , на полу – на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого?--- Не беда играем в слово ------

Варианты заданий в играх даю разнообразные:

•        произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;

•        изменяем регистр голоса: высоко, низко;

•        изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.

Ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т.п.). Особую роль отвожу интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Заметила, что в последствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.

Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.

С удовольствием дети исполняют “На птичьем дворе”, “Вот такая чепуха” И. Рыбкиной, “Слово на ладошке” Е.Попляновой и другие песни-игры.

Большое внимание в работе с детьми уделяю распеванию. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на основе методического пособия «Учимся петь, играя» А.А. Евтодьевой. [3, с.5]

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. ( «Маша и медведь», «Лиса и воробей»,  «Карабас Барабас и куклы» и др.)

Дети пропевают мелодию про знакомых героев сказок в двух регистрах: среднем и высоком. Пение сопровождается наглядными приёмами: иллюстрациями с заданными сюжетами.                                                           

Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.

Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальной  работе с детьми – все это позволило добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

Список литературы

  1. Абелян Л., Как Рыжик научился петь – М.: Советский композитор, 1989. – 33с.
  2. Битус А.Ф., Битус С.В., Певческая азбука ребёнка – Минск, 2007. – 96с
  3. Евтодьева А.А., Учите петь, играя
  4. Емельянов В.В, Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1997.- 192c
  5. Картушина М.Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду – М.: 2010 – 176с
  6. Кацер О.В., Игровая методика обучения детей пению – Санкт - Петербург, 2005. – 52с
  7. Музыкальный сад - Форум // http://www.musical-sad.ru/forum/



Предварительный просмотр:

Трапезникова М.А.,

музыкальный руководитель

МБДОУ ЦРР детского сада № 2 г. Сатка

«Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Пение  – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, а дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой обогащаются переживания ребенка, успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке.

    В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

  Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова. Опираясь на  методики и рекомендации известных педагогов,  выстроила   систему формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста.  

Целью моей работы стало развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста  на музыкальных занятиях.

 Для реализации цели были поставлены задачи:

1. Создать условия для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста  на музыкальных занятиях.

2.  Развивать музыкальные способности дошкольников (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма).

3.   Воспитывать  у детей любовь и интерес к певческой деятельности.    

4. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности  дошкольников.
           В работе с детьми я руководствовалась требованиями ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации программы:

  1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их    положительной самооценки, уверенности    в     собственных возможностях и способностях;
  2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,   соответствующих   их   возрастным   и   индивидуальным   особенностям  
  3. построение   образовательной   деятельности   на   основе   взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка  
  4.  поддержка, инициативы и самостоятельности детей
  5.     вовлечение   семей воспитанников    в образовательную  деятельность.

С целью создания условий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста  на музыкальных занятиях  

1. Систематизировала и адаптировала к уровню вокальных возможностей дошкольников вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

2. Создала картотеку игр и упражнений для  развития певческих навыков у детей.

3.   Подобрала песенный  репертуар в соответствии с возрастными особенностями детей с помощью которого можно решить различные задачи развития вокальных навыков.  

            Чтобы успешно решить задачи, нужно обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка – правильная поза при пении.

  • сидеть (стоять) ровно;
  • не сутулиться;
  • корпус и шею не напрягать
  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;

Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно  начиная с младшей группы, учу их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» поем протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы).

Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание.

Научить детей спокойному вдоху помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»). Использую показ жестом, помогающим вовремя взять дыхание. Предлагаю после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь.  

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.   Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных в   песнях, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Для выработки навыка выразительной дикции использую упражнения артикуляционной гимнастики  по системе В. Емельянова («Машина», «Заборчик», «Паровоз», «Страшная сказка» и т.д.), скороговорки («Шла Саша..,» « На дворе трава…» и т.д.), чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя. 

Чистота интонации в пении требует постоянной работы над развитием слуха. Одна из причин неверной интонации – неумение детей пользоваться средним и верхним регистром. В этом случае я использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь попевки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание (упражнения «Скачем по лестнице, «Курица», «Эхо» и другие). Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, фланелеграф и т.д.).

Для эффективности использую комплект наглядных пособий «Вокально-хоровая работа в детском саду» М.Ю. Картушиной, «Живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка», «Кукушка», «Баю – баю» «Музыкальный домик» и т.д.) Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом».

В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и других. Ансамбль у детей достигается постепенно. Чтобы развить в детях навыки ансамбля и строя использую приём пения «цепочкой». Его легко освоить «играя с песенкой». Для такой игры подходят песенки с повторяющимися музыкальными фразами, (например, р.н.п. «Петушок» обр. М. Красева, «Зайчик» обр. Г.Лобачёва и другие). А также используют разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», дуэтом, трио (вместе с воспитателем), поочерёдное пение. Здесь к пению «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя». Для того, чтобы дети начали песню одновременно использую жесты: взмах рукой или движение головой. Дирижирование   я использую, когда дети поют без инструментального сопровождения (а капелла) или когда они во время пения находятся на некотором расстоянии от инструмента, как часто бывает на празднике.

В развитии певческих навыков придаю большое значение детской песенной импровизации.

Обучаю детей самостоятельно составлять ритмические цепочки (Игра «Сочини песню»), используя карточки (пособие «Этот удивительный ритм» Каплуновой И.М.), самостоятельно искать песенные интонации (Игра «Имена»).

Благодаря наличию в каждой группе детских  музыкальных инструментов и вокального дидактического материала, воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой, кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.  

         Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя, воспитателей и родителей.

 Использую традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

  • выступления на родительских собраниях;
  • индивидуальные беседы;
  • папки-передвижки в группах;
  • консультации в родительские уголки;
  • приобщаю родителей к подготовке и проведению мероприятий, созданию музыкальной развивающей среды;
  • музыкальная страничка на сайте ДОУ.

Одна из традиций детского сада – проведение клубов для родителей.  Тематика встреч клуба «Истоки» посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников.

Клуб «Поем вместе с мамой» для детей  2-4 лет и их родителей знакомит с игровым и песенным фольклором. Общение в клубе сближает коллектив  детей и родителей, способствует повышению педагогической компетентности родителей.

 Целенаправленная работа повысила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей. Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и самостоятельно, принимают активное участие в концертах и становятся победителями и лауреатами на конкурсах разного уровня, о чем свидетельствуют многочисленные награды, сертификаты и дипломы.

За  последние три года пятеро воспитанников нашего детского сада, стали заниматься вокалом в хоровых студиях Школ искусств города, 10 выпускников   поступили в музыкальную школу. Методов  и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много, но для достижения цели необходимо  знать и любить свое дело, создать на занятии атмосферу доверия,  творчества, заинтересованности, желания достичь успеха, ориентироваться на возможности детей,   активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, используя наработанный опыт. Хотелось бы посетить мероприятия  с детьми в других детских садах и посмотреть практическую деятельность моих коллег, работающих по данной теме. Сама  я 25 лет работаю по совместительству в ДК»Строитель» г. Сатка с хором народной песни «Калинушка», который имеет звание «народный»и являюсь руководителем ансамбля исторической песни «Буландиха»,который является победителем Гран При  Областного конкурса «Этно Стайл» , «Марафон талантов»

Список использованной литературы:

1. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22

3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2

4.Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

5. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

6. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

8. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.

9. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.

10. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...