Программа дополнительного образования "Занимательная математика"
методическая разработка (старшая группа)
Программа дополнительного образования "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.61 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МАДОУ МО г.Нягань Д/с №10 «Дубравушка» подписи ________ /Коломейцева И.А. Приказ №______от___________ 20__г. | Приложение к основной образовательной программе дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань «Д/с№10 «Дубравушка» 2019-2020 учебный год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку « Занимательная математика»
на 2019-2020учебный год
Воспитатель:
Чиндяйкина Т. Ф
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки
программы
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Разработанная программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.
Образовательная программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» имеет познавательную направленность.
Место и роль Программы в образовании детей
Разработка программы «Занимательная математика» (далее Программа) объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического содержания в познавательном развитии дошкольников.
Нормативными документами разработки Программы являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012.
2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.
3. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16.
4. Устав МА ДОУ МО «Детский сад № 10 «Дубравушка» г. Нягань.
Новизна
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»:
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
– содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Актуальность программы
Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей развивающих детское математическое познание является использование занимательного математического материала в Ф.Э.М.П. у детей дошкольного возраста.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточными использованием возможности совершенствования данного процесса в совместной деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении.
Актуальность использования занимательного математического материала в работе с детьми состоит в том, что:
• Использование занимательного математического материала вызывает у детей интерес;
• Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы
с памятью;
• Развивает умственные и интеллектуально – творческие способности детей, которые
позволяют легко освоить новое.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью развития познавательной активности дошкольников и недостаточными использованием возможности совершенствования данного процесса в совместной деятельности детей и педагога в дошкольном учреждении.
Актуальность использования занимательного математического материала в работе с детьми состоит в том, что:
• Использование занимательного математического материала
вызывает у детей интерес;
• Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения
материала, формирует приёмы работы с памятью;
• Развивает умственные и интеллектуально – творческие
способности детей, которые позволяют легко освоить новое.
Упражнять в применении полученных знаний в других видах деятельности, новой обстановке.
Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.
Цель и задачи программы
Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи Программы:
– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
– воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы
Программа ориентирована на детей от 6 до 7-и лет по 30 минут.
Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Формы и режим занятий
Режим занятий:
Математический кружок работает 2 раза в неделю по 30 минут, всего 72 занятия за учебный год. Большую часть Программы составляют практические занятия.
Формы обучения: занятия математического содержания.
Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Целевые ориентиры
К концу года дети должны уметь:
– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
– осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;
– устанавливать смысловые связи между предметами;
– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
– создавать постройки по рисунку, чертежу;
– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
– делить предметы, фигуры на несколько равных частей;
– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;
– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;
– анализировать предметы по отдельным признакам;
– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
– сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;
– составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;
– создавать образ на основе рисунка-схемы;
– составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;
– располагать предметы в заданной последовательности.
– понимать задание и выполнять его самостоятельно;
– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Учебно-тематический план подготовительной к школе группы
Сроки проведения | Кол-во занятий в неделю | Тема занятий: | Задачи | Методическое обеспечение. |
Октябрь | ||||
1 неделя | 1 | 1.Мониторинг. | Выявить актуальный уровень знаний детей. | |
Д.и. «Противоположности»
| Формировать представления о различных свойствах предметов по величине. Формировать умение сравнивать предметы. | Презентация «Противоположности» №1 | ||
2 | 2.Мониторинг. | Выявить актуальный уровень знаний детей. | ||
Д. и. «4-й лишний». | Формировать умение сравнивать. | Презентация «4-й лишний» №1 | ||
2 неделя | 1 | 3.Прямой и обратный счет до 20. | Формировать умение считать цифры и предметы. Упражнять в прямом и обратном счете. | Презентация «Математика 2» |
Написание цифр по образцу. | Формировать умение у ребенка правильно писать цифры | Интернет ресурс. | ||
2 | 4. Примеры на сложение. | Сформировать представление о сложении, как объединении групп. | Компьютерный класс | |
Графический диктант (геометрические фигуры, цифры) | Формировать умение внимательно слушать, точно выполнять указания. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Возможность самостоятельно выполнять задание по образцу. Развитие мелкой моторики. | |||
3 неделя | 1 | 5. Логические задачи. | Развивать интуицию, логику, умение сравнивать и анализировать. Прививать навыки самостоятельного решения . Вырабатывать умение делать умозаключения. | Презентация « Логические задачи» № 1 |
2 | 6.Прямой и обратный счет до 20. | Формировать умение считать цифры и предметы. Упражнять в прямом и обратном счете | Презентация «Счет» №1 | |
Написание цифр по образцу. | Формировать умение у ребенка правильно писать цифры. | Интернет ресурс. | ||
Линии: прямая, кривая, ломаная. | Формировать первоначальные представления о видах линий. | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» | ||
4 неделя | 1 | 7. Вычитание. Примеры на вычитание. | Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком «-» | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» стр.-93. |
Объемные геометрические фигуры ( шар, куб) | Сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры. | Компьютерный класс | ||
2 | 8. Прямой и обратный счет до 20 | Формировать умение считать цифры и предметы. Упражнять в прямом и обратном счете. | Презентация «Счет» №2 | |
Д.и. «Найди отличия» | Развитие мышления, умения анализировать предметы и явления, развитие наблюдательности и сообразительности. | Презентация «Найди отличия» № 1 | ||
Ноябрь | ||||
1 неделя | 1 | 9. Соедини цифры по точкам. | Формировать умение проводить непрерывную линию. Развивать точность движений, мелкую моторику рук. | Компьютерный класс |
Д.и. «4-й лишний» | Формировать навык классифицировать предметы по определенным признакам и объяснять свой выбор. Развитие логического мышления. | Презентация «4-й лишний» №2 | ||
2 | 10. Примеры на сложение. | Формировать умение составлять и решать простые арифметические примеры на сложение на наглядном материале, «записывать» пользуясь знаками «+», «=». | Тетрадь «Изучаем математику» стр.2 | |
2 неделя | 1 | 11.Прямой и обратный счет. | Формировать умение считать цифры и предметы. Упражнять в прямом и обратном счете. | Презентация «Счет» №3 |
Написание цифр по образцу. | Формировать умение у ребенка правильно писать цифры. | Интернет ресурс | ||
Примеры на вычитание. | Формировать умение решать простые арифметические примеры на вычитание, записывать пользуясь знаками «-« , « =» | |||
2 | 12. Знаки больше, меньше. | Сформировать представление о знаках меньше, больше, умение использовать и для записи результата сравнения по количеству. | Компьютерный класс | |
3 неделя | 1 | 13 Линии: прямая, ломаная, кривая. | Формировать первоначальные представления о видах линий. | Презентация «Линии» №1 |
Логические задачи. | Развивать интуицию, логику, умение сравнивать и анализировать. Прививать навыки самостоятельного решения . Вырабатывать умение делать умозаключения. | Презентация «Логические задачи» № 2 | ||
2 | 14. Примеры на сложение | Формировать умение составлять и решать простые арифметические примеры на сложение на наглядном материале, «записывать» примеры, пользуясь знаками «+», «=». | Тетрадь «Изучаем математику» стр.-10 | |
Лабиринты. | Формировать представления о лабиринтах и правилах их прохождения, развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить. | Интернет ресурс. | ||
4 неделя | 1 | 15. Д.и. «Подбери пару». | Формировать навык устанавливать смысловые связи между предметами. Развивать внимание, воображение. | Презентация «Подбери пару» №1 |
Примеры на вычитание.
| Формировать умение составлять и решать простые арифметические примеры на вычитание на наглядном материале, «записывать» примеры, пользуясь знаками «-», «=». | Интернет ресурс | ||
2 | 16. Плоские геометрические фигуры (ромб) | Закрепить знания о плоских геометрических фигурах. | Кабинет Монтессори | |
Графический диктант ( по клеточкам) | Формировать умение внимательно слушать, точно выполнять указания. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики. | Интернет ресурс. | ||
Декабрь | ||||
1 неделя | 1 | 17. Примеры на вычитание. | Совершенствовать счетно-вычислительные навыки. | Компьютерный класс. |
Написание цифр по образцу. | Формировать умение у ребенка правильно писать цифры. | |||
Объемные геометрические фигуры (параллелепипед) | Сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры. | |||
Д.и. «Противоположности». | Формировать умение правильно употреблять в речи слова с противоположным значением. | Презентация «Противоположности» №2 | ||
2 неделя | 2 | 18. Прямой и обратный счет до 20. | Формировать умение считать цифры и предметы. Упражнять в прямом и обратном счете. | Презентация «Счет» №4 |
Графический диктант (геометрические фигуры, цифры, знаки) | Формировать умение внимательно слушать, точно выполнять указания. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики. | Интернет ресурс. | ||
Логические задачи | Развивать логику, умение сравнивать и анализировать, прививать навык самостоятельного решения задач. | Презентация «Логические задачи» № 3 | ||
3 неделя | 1 | 19. Задачи на сложение. | Формировать умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение на наглядном материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «=». | Презентация «Задачи в стихах на сложение» №2 Тетрадь «Изучаем математику» стр.-4-5 |
Д.и. «Подбери пару» | Развивать наблюдательность, внимание, умении подбирать парную картинку по смыслу. | Презентация «Подбери пару» № 2 | ||
2 | 20. Геометрические фигуры: круг, квадрат | Закрепить знания о плоскостных геометрических фигурах. Развивать умение видеть в окружающей обстановке предметы похожие на геометрические фигуры. | Кабинет Монтессори | |
Д.и. «Найди отличия» | Развитие мышления, умения анализировать предметы и явления, развитие наблюдательности и сообразительности. | Презентация «Найди отличия» № 2 | ||
Д.и. «Последовательность» | Развитие логического мышления, умения мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях | Презентация «Последовательность»№ | ||
4 неделя | 1 | 21. Количество и счет. Состав чисел в пределах первой пятерки чисел из двух меньших. | Систематизировать знания детей о составе чисел 3,4,5 из двух меньших, довести знания состава чисел первой пятерки до автоматизма. Подготовить детей к работе над составом чисел второй пятерки. | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» стр.-156 |
Д.и. «4-й лишний» | Формировать навык классифицировать предметы по определенным признакам и объяснять свой выбор. Развитие логического мышления. | Презентация «Четвертый лишний» № 3 | ||
Январь | ||||
1 неделя | 1 | 22. Количество и счет. Число и цифра 6. Состав числа 6 из двух меньших. | Систематизировать знания о числе 6 и цифре 6, учится писать цифру 6, познакомить с образованием числа 6 из двух меньших. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым. | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» стр.-157. |
Д.и. «Противоположности» | Формировать умение правильно употреблять в речи слова с противоположным значением. | Презентация «Противоположности» №3 | ||
2 | 23. Графический диктант (по клеточкам) | Формировать умение внимательно слушать, точно выполнять указания. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики. | Интернет ресурс | |
Примеры на сложение. | Продолжать формировать навык составлять и решать примеры в пределах 20. Развивать внимание. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. | Тетрадь «Изучаем математику» . часть 2 – стр 8 | ||
2 неделя | 24. Закрепление геометрических фигур: треугольник, прямоугольник, овал | Закрепить геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, овал. Развивать умение находить предметы похожие на геометрические фигуры. | Кабинет Монтессори | |
Линии: прямые, ломаные, кривые. | Формировать первоначальные представления о видах линий. | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» стр.-105. | ||
3 неделя | 1 | 25. Количество и счет. Число и цифра 7. Состав числа 7 из двух меньших. | Систематизировать знания о числе 7 и цифре 7, учится писать цифру 7, познакомить с образованием числа 7 из двух меньших. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым. | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» стр.- 160 |
Д.и. «Соедини точки по цифрам» | Формировать умение соединять точки прямой линией, развивать координацию, память, внимание. | Интерактивный пол. | ||
2 | 26. Задачи и примеры на сложение. | Формировать умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение на наглядном материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «=». | Презентация задач и примеров на вычитание. №1 Тетрадь «Изучаем математику. Часть 2» стр.- 6-7 | |
Лабиринты | Формировать представления о лабиринтах и правилах их прохождения, развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить. | Компьютерный класс. | ||
Февраль | ||||
1 неделя | 1 | 27. Количество и счет. Число и цифра 8. Состав числа 8 из двух меньших. | Систематизировать знания о числе 8 и цифре 8, учится писать цифру 8, познакомить с образованием числа 8 из двух меньших. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым. | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» стр.- 164 |
Д.и. «Противоположности» | Формировать умение правильно употреблять в речи слова с противоположным значением. | Презентация «Противоположности» №4 | ||
2 | 28 Объемные геометрические фигуры (конус) | Сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры. | Компьютерный класс. | |
Д.и. «4-й лишний». | Продолжать формировать навык классифицировать предметы, обосновывать свое решение. Развивать внимание, логическое мышление. | Презентация «Четвертый лишний» №4 | ||
Ребусы. | Развитие воображения, конструктивного, нестандартного мышления сообразительности. Формировать представления о простых ребусах. | Презентация «Ребусы» №1 | ||
2 неделя | 1 | 29.Сравнение групп предметов. Равенство -неравенство. | Закрепить понятие «равенство», «неравенство». Формировать навык правильно использовать знаки. | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» стр.-85. Презентация. «Равенство -неравенство» №1 |
Графический диктант (геометрические фигуры, цифры, знаки) | Формировать умение внимательно слушать, точно выполнять указания. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики. | Интернет ресурс. | ||
2 | 30. Количество и счет. Число и цифра 9. Состав числа 9 из двух меньших. | Систематизировать знания о числе 9 и цифре 9, писать цифру 9, познакомить с образованием числа 9 из двух меньших. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым. | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» стр.-167. | |
Д.и. «Найди отличия» | Развитие мышления, умения анализировать предметы и явления, развитие наблюдательности и сообразительности. | Презентация «Найди отличия» №3 | ||
3 неделя | 1 | 31. Примеры на вычитание. | Совершенствовать счетно-вычислительные навыки. | Компьютерный класс. |
Д.и. « Побери пару». | Развивать наблюдательность, внимание, умении подбирать парную картинку по смыслу. | |||
Написание цифр по образцу. | Формировать умение у ребенка правильно писать цифры | Интернет ресурс | ||
2 | 32. Точка, линия, прямая, кривая линии | Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях. Закреплять пространственные представления: справа -слева. | Компьютерный класс | |
Дроби. | Формировать представление о том, что предмет можно разделить на части, называть части и сравнивать целое и часть. Развитие психических процессов (концентрация и переключение внимания). | Игра «Дроби Никитина» | ||
4 неделя | 33. Многоугольники. | Закрепить знания о плоских геометрических фигурах. | Компьютерный класс. | |
Март | ||||
1 неделя | 1 | 34. Графический диктант (по клеточкам) | Формировать умение внимательно слушать, точно выполнять указания. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики. | Интернет ресурс |
Д.и. «Противоположности» | Развитие гибкости и быстроты мышления. Расширение понятийного аппарата Развитие творческих способностей. | Презентация «Противоположности» № 5 | ||
2 | 35 Знаки меньше-больше | Закрепить знаки < > Закрепить знание геометрических фигур: квадрат, треугольник. Совершенствовать навыки устного счета в пределах 20. | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» стр.-110. Тетрадь «Изучаем математику» часть 2. Стр. -3 | |
Самостоятельное составление примеров на вычитание. | Совершенствовать счетно-вычислительные навыки. | Интернет ресурс. | ||
2 неделя | 1 | 36 Количество и счет. Число и цифра 10. Состав числа 10 из двух меньших. | Систематизировать знания о числе и цифре 10, писать цифру 10 Познакомить с образованием числа 10 из двух меньших. Закреплять понимание взаимосвязи между частью и целым. | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» стр.-169. |
Примеры на сложение. | Сформировать представление о сложении, как объединении групп. Продолжать формировать навык самостоятельно составлять и решать примеры на сложение | Интернет ресурс.
| ||
2 | 37.Объемные геометрические фигуры (цилиндр) | Сформировать представление о том, чем отличаются плоские и объемные фигуры. | Компьютерный класс | |
Д.и. «4-й лишний» | Формировать навык классифицировать предметы по определенным признакам и объяснять свой выбор. Развитие логического мышления. | Презентация «Четвертый лишний» №5 | ||
3 неделя | 1 | 38. Ребусы. | Развитие воображения, конструктивного, нестандартного мышления, сообразительности. Развивать умение разгадывать ребусы разного вида. | Презентация «Ребусы» №2 |
2 | 39. Плоские геометрические фигуры. | Закрепить знания о плоских геометрических фигурах. | Интерактивный пол | |
4 неделя | 1 | 40. Д.и «Соедини по точкам». | Формировать умение соединять точки прямой линией, развивать координацию, память, внимание. | Интернет ресурс. |
Д.и. «Запомни картинки» | Развитие зрительной памяти, внимания. | Презентация «Запомни картинки». №1 | ||
2 | 41. Лабиринты | Формировать представления о лабиринтах и правилах их прохождения, развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить. | Интернет ресурс. | |
Установление последовательности событий. | Формировать у детей навык связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. | Презентация «Последовательность» № | ||
5 неделя | 1 | 42. Прямой и обратный счет. | Формировать умение считать цифры и предметы. Упражнять в прямом и обратном счете. | Компьютерный класс. |
Примеры на сложение. | Продолжать формировать навык самостоятельно составлять и решать примеры на сложение | |||
Ломаная, кривая, прямая линии. | Закрепить понятия: ломаная линия, многоугольник. Закрепить понятие: отрезок, прямая, кривая линии. | |||
2 | 43. Д. и. «Рисуем по памяти узоры» | Развитие зрительной памяти, внимания Развитие мелкой моторики рук. | Презентация «Узоры» № 1 | |
Апрель | ||||
1 неделя | 1 | 44. Математические загадки. | Развитие логического мышления, сообразительности | Презентация «Математические загадки» №1 |
2 | 45. Графический диктант (геометрические фигуры, цифры, знаки). | Формировать умение внимательно слушать, точно выполнять указания. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Развитие мелкой моторики. | Интернет ресурс. | |
2 неделя | 1 | 46. Логические задачи | Формировать умение решать веселые задачки и примеры. Активизировать мыслительную и познавательную деятельность детей. | Презентация «Логические задачи» № 4 |
Д.и «Найди отличия» | Формируем умение концентрировать внимание, сосредоточенность, наблюдательность. Развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений. | Презентация «Найди отличия» №4 | ||
2 | 47.Д.и. « Подбери пару». | Развивать наблюдательность, внимание, умении подбирать парную картинку по смыслу. | Презентация «Подбери пару» № 4 | |
Установление последовательности событий. | Обучение связному выражению мыслей вслух, выявлению причинно-следственной связи в заданной ситуации. | Презентация «Последовательность» № | ||
3 неделя | 1 | 48. Примеры на вычитание. | Совершенствовать счетно-вычислительные навыки. Продолжать формировать навык самостоятельно составлять и решать примеры на вычитание. | Компьютерный класс. |
2 | 49. Д.и «4-й лишний». | Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. | Презентация «Четвертый лишний» №6 | |
Д.и. «Противоположности» | Развивать речь, внимание, образную и смысловую память. Закладывает основы логического мышления. | Презентация «Противоположности» №6 | ||
4 неделя | 1 | 50. Знаки больше-меньше | Сформировать представление о знаках меньше, больше, умение использовать и для записи результата сравнения по количеству. | Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. М.: Мозаика -Синтез, 2006. Стр. -18 |
Многоугольники | Познакомить детей с многоугольниками, его признаками: сторонами, углами, вершинами. | |||
2 | 51. Состав чисел второго десятка | Развивать навыки счета; развивать умение сравнивать именованные числа; работать над развитием наблюдательности, логического мышления . | Т.А. Фалькович «Формирование математических представлений» | |
Д.и. «Рисуем по памяти узоры» | Развивать зрительную память. Мелкую моторику рук. | Презентация «Узоры» №2 | ||
Май | ||||
1 неделя | 1 | 52. Д.и. «Найди ошибки» | Формировать навык сравнивать рисунок и схему. Развивать воображение, наглядно-образное мышление. | Презентация «Найди ошибки» № 1 |
Лабиринты | Формируем умение концентрировать внимание, сосредоточенность, наблюдательность. Развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений. | Интернет ресурс.
| ||
2 | 53. Объемные геометрические фигуры. | Формировать представление об объемных фигурах. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие на эти формы, различать плоские фигуры. | Компьютерный класс. | |
2 неделя. | 1 | 54. Решение задач. На сложение и вычитание. | Формируем умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Записывать задачи, пользуясь знаками. | Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. М.: Мозаика -Синтез, 2006. Стр. -111 |
Графический диктант (по клеточкам) | Формировать умение внимательно слушать, точно выполнять указания. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Возможность самостоятельно выполнять задание по образцу. Развитие мелкой моторики. | Интернет ресурс. | ||
2 | 55. Д.и. «Подбери пару». | Развивать наблюдательность, внимание, умении подбирать парную картинку по смыслу. | Интерактивный пол. | |
3 неделя | 1 | 56. Ребусы. | Развитие воображения, конструктивного, нестандартного мышления , сообразительности. Формировать представления о простых ребусах. Развивать умение разгадывать ребусы разного вида. | Презентация «Ребусы» № 3 |
Решение примеров на сложение и вычитание. | Составлять и решать простые арифметические примеры на сложение и вычитание. Записывать примеры, пользуясь знаками. | Интернет ресурс | ||
2 | 57. Д.и. «Противоположности» | Формировать умение правильно употреблять в речи слова с противоположным значением. | Презентация «Противоположности» № 7 | |
Установление последовательности событий. | Обучение связному выражению мыслей вслух, выявлению причинно-следственной связи в заданной ситуации. | Презентация «Последовательность» № | ||
4 неделя | 1 | 58. Деление на равные части. | Упражнять детей в делении предмета на части, путем складывания по диагонали. Формировать навык составлять силуэт предмета из 8 треугольников. Упражнять в ориентировке на плоскости. | Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. М.: Мозаика -Синтез, 2006. Стр. -124 |
Линии. | Формировать первоначальные представления о видах линий. | Интернет ресурс. | ||
2 | 59. Мониторинг.
| Выявить актуальный уровень дошкольников. |
ЛИТЕРАТУРА
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. М.: Мозаика -Синтез, 2006.
- Т.А. Фалькович. Формирование математических представлений: Занятие для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. -М.: ВАКО, 2005.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
- Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
- Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
- Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
- Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 – 208с.
Интернет-ресурсы
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе
Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...

Занятие № 9 по сказке «Гуси-лебеди» программа дополнительного образования по подготовке детей 6 лет к школе «Весёлая математика»
Презентация к занятию по программе дополнительного образования по подготовке детей 6 лет к школе "Веселая математика". Презентация содержит макросы. Выполнена на шаблоке DragAndDrop.ppt. Может использ...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика"
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности ребёнка к обучению в школе через использование ИКТ.Занятия проводятся в ...

Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика; для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Программа направлена на развитие логического мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Занимательная математика»
Для успешного обучения детей в школе, важно сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе. Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей...