Cтатья "Совершенству нет предела"
статья (подготовительная группа)

В статье освещаются эффективные  Кайдзен технологии во взаимодействии с дошкольниками и их родителями, их практическое применение  в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_kaydzen.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Маленькими шагами к совершенству»

 

                                                 Что сегодня сбережешь- завтра пригодиться. (пословица)  

       Как сказал Цицерон: «Бережливость - это важный источник благосостояния» Время требует от современного человека ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Такое качество как бережливость, не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования. Настоящая же бережливость вырастает из трудолюбия и сочетается с добротой, щедростью и ответственностью. Только того человека, который бережно относится к результату (продукту) труда другого, можно назвать действительно трудолюбивым, поскольку он знает, какой труд вложен в тот или иной продукт.

 Нынешним детям не интересны готовые ответы на вопросы, стандартные решения и назидания взрослых. К непоседам нужен особый подход, чтобы помочь им быстро адаптироваться в изменчивом мире, развивать нестандартные решения и творческие способности, которые заложены у каждого. Современные дошкольники живут в 21 веке - веке сложных социальных и экономических изменений.

Каким образом обеспечить этот подход? К нам на помощь приходит Кайдзен технология. Что же это такое Кайдзен технология? Это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процесса производства разработки и управления, а также всех аспектов жизни. Система Кайдзен была разработана и опробована в Японии, где и получила небывалую популярность. Само слово "Кайдзен" означает непрерывное совершенствование. Система была впервые применена на производственных комплексах. Философия Кайдзен предполагает, что все производственные процессы должны быть ориентированы на постоянные улучшения, а маленькие улучшения приведут к большим и позитивным сдвигам. По прошествии времени оказалось, что Кайдзен может применим не только к производственной сфере. Принципы Кайдзен работают и в повседневной жизни, делают ее более спокойной, размеренной, упорядоченной.

Суть Кайдзен базируется на основных 5 принципах, которые представляют собой 5 обязательных элементов, так называемых 5 С.Это порядок, чистота, аккуратность, стандартизация и дисциплина. Более подробно о каждом из них.

                                                                   Порядок

Начинается порядок с сортировки. Под ней подразумевается четкое разделение вещей на не нужные и нужные. И избавление от не нужных. Например, при организации пространства в образовательном учреждении на дверцах шкафчика можно наклеить схему правильного расположения вещей по полкам. А на рабочем столе педагога нанести условное обозначение минимального и удобного расположения вещей.

                                                                 Чистота и аккуратность

Означает постоянное соблюдение санитарно-гигиенического режима. Чистое рабочее место, на котором приятно работать, что повышает и эмоциональное состояние человека и делает рабочее место более привлекательным. Для выполнения данного принципа алгоритм мытья рук можно разместить над раковиной, алгоритм одевания на прогулку рядом со шкафчиками в раздевалке. Данные памятки алгоритмов помогают педагогам быстрее приучить детей к точности их выполнения, воспитывают прочные навыки опрятности и аккуратности.

                                                                     Стандартизация

Это принцип строгой организации хранения используемых вещей, который помогает быстро их находить. В группе на каждом шкафчике и полках можно повесить маркеры в виде картинок, которые помогают детям и педагогам находить быстро игрушки и необходимые предметы. Необходимыми условиями для выполнения этих правил. являются определенные стандарты, которые должны все знать и выполнять. Меры предосторожности предполагают, обозначение цв сигнальные знаки, разметка, .например, непосредственная опасность -это красный цвет, предполагаемая опасность - желтый цвет, безопасность -зеленый. Так во многих группах дошкольного образовательного учреждения зоны открывания дверей, особо опасные места, острые углы, можно обозначить маркерами красного цвета или желтого цвета.

                                                                     Дисциплина

Это постоянное стремление к точному выполнению установленных правил, процедур и технологических операций. С этой целью также широко используются разные маркеры, обозначения, алгоритм, всевозможные подсказки. С помощью стенда «Наша активность» в группе дети дошкольного возраста самостоятельно могут составлять маршруты своей деятельности, намечать мероприятия, в которых они будут участвовать. Это поможет педагогу воспитывать у детей инициативу, самостоятельность.

Все пять принципов легко можно применить в жизни каждого из нас. Используя эти принципы, мы можем постоянно улучшать свое текущее положение. Кайдзен в нашей жизни - это постоянное движение вперед.

             Работа воспитателя осуществляется по трём основным направлениям:

                1.Образовательная и игровая совместная деятельность с детьми.

                2.Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

                3.Взаимодействие с родителями.

                         Образовательная и игровая совместная деятельность с детьми.

Ознакомление дошкольников с элементарными принципами бережливого производства и формирование бережливого отношения к предметам рукотворного мира (книгам, игрушкам, канцтоварам, одежде, воде, теплоэнергии, электроэнергии и др. ) происходит через реализацию педпроектов:

  1. «У каждой вещи есть своё место, и всё на своих местах!» (ознакомление с элементарными принципами бережливого производства, формирование бережного отношения к игрушкам)
  2. «Вещи нужно прибирать, не придётся их искать!» (формирование бережного отношения к одежде и обуви)
  3. «Книга – лучший друг!» (формирование бережного отношения к книге, бумаге)
  4. «Упустишь минутку – потеряешь час!» (формирование представлений детей о времени и его ценности)

Таким образом, в ходе реализаций различных культурных практик (чтение художественной литературы, непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и др.) дети учатся находить потери, знакомятся с инструментами бережливого производства. Для поощрения успехов детей воспитатель может использовать такой игровой приём, как смайлики Берегуша и Растеряша, служащие дополнительной мотивацией исполнения правил и заданий.

      Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитание у детей с ранних лет положительных привычек невозможно без создания развивающей среды, элементы которой привлекают ребёнка, дают почву для размышлений, вызывают интерес. При организации работы в группе применение бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, вариативной.                                                                                                                  

Основным методом работы являются визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Применяя принцип визуализации ребёнок наглядно видит, что одевание, например, на прогулку идёт в определённой последовательности: снизу вверх, а когда дети возвращаются с прогулки, раздеваются сверху вниз. Педагогу не нужно отвлекаться на объяснение этой последовательности, которая указана на картинках- подсказках, а значит, используя этот алгоритм, дети совместно с педагогом сэкономленное время могут использовать на беседы, игры, чтение и другие интересные занятия.

Для каждого вида игровой деятельности в группе существуют определённые зоны или уголки, в которых можно промаркировать различные ёмкости для канцтоваров, конструкторов, различных игрушек. Такая стандартизация ускоряет время наведения порядка, исключит неправильное расположение игрушек по зонам, оптимизирует время педагога для подготовки материала к занятиям.

Безопасность развивающей предметно- пространственной среды является приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности в дошкольном учреждении. Там, где ребёнок может обезопасить себя сам, применяется визуализация. Для обозначения опасностей используем красный цвет. Он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора. Таким образом, у ребёнка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей наносятся маркеры красного цвета.

Соблюдая принципы визуализации, дети меньше времени тратят на наведение порядка, ведь они знают, куда что положить. Благодаря организации хранения у каждой вещи есть своё обозначенное место, и процесс систематической уборки проходит быстрее и интересней. У детей возникает желание разложить всё по полочкам.

                                            Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль в обучении бережливых технологий играют родители. Они являются партнёрами в воспитательном и образовательном процессе ДОУ. Успех и яркость в достижении результата Кайдзен технологии во многом зависит от взаимодействия педагогов ДОУ и родителей. Только совместная плодотворная деятельность взрослых по вопросам воспитания и образования детей даёт максимальный результат. В связи  с этим педагоги ДОУ просвещают родителей по вопросу воспитания бережливости у дошкольников, активизируют их участие в образовательном процессе различными всевозможными формами взаимодействия: акции («Пополним библиотеку детского сада», «Одежда для наших кукол», «Пальчиковый театр своими руками», «Дай вторую жизнь предмету»  и др.), консультации («Кайдзен – залог бережливости, порядка, аккуратности и ответственности», «Как воспитать у ребёнка бережливость»), круглые столы («Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер- пожнёшь судьбу», «Как связаны бережливость и трудолюбие» ), мастер- классы («Совершенству нет предела»), творческие мастерские («Создание игрушек из бросового материала»)

     Таким образом, благодаря внедрению Кайдзен технологии дети овладевают знаниями о способах сбережения времени, воды, тепла, электроэнергии, канцтоваров, бумаги, книг, игрушек, одежды и обуви у детей развивается инициатива и самостоятельность к познавательной исследовательской деятельности, повышается самоорганизация воспитанников, формируются умения организовать свое рабочее место, приобретаются навыки самообслуживания и элементарно - бытового труда и формируется бережливое отношение к воде, свету, теплу, одежде, продуктам питания.

 Философия Кайдзен - максимум творчества, детская непосредственность, собственный взгляд на жизнь - дают отличный результат. Также можно сказать, что методы и принципы бережливого производства понятны и продуктивны для восприятия детьми дошкольного возраста, позволяют заложить ростки «бережливого мировоззрения» у дошкольников. Актуальными являются слова президента Р, Ф. В. В. Путина о том, что «от того, чему и как мы учим сегодня, зависит, как мы будем жить и работать завтра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пределы вмешательства взрослых в игры детей.(сюжетно - ролевая игра)

Консультация для педагогов,всех возростных групп ДОУ....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: порядковые числительные в пределах 5.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: порядковые числительные в пределах 5. Цель:формирование элементарных математических представлений....

Сложение в пределах 10 (презентация для детей)

презентация для  занятия родителей с детьми....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...

«Знакомство с понятием НА, НАД, ПОД». Счет в пределах 3. Знание цифры 3.

На данном занятии дети знакомятся   с понятием "НА, НАД, ПОД", закрепляют счет в пределах 3....

Прямой и обратный счет в пределах 10.

При счете до 10 можно использовать данный материал,а также при обратном счете- кликая кнопкой мыши по слайду.При  этом у ребенка задействованы и визуальный и слуховой  варианты помощи, при с...