Разработка и внедрение примерного варианта календарного планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ
методическая разработка
Календарный план — это документ, определяющий основное содержание образования по каждой образовательной области на каждый день работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО, региональным компонентом, приоритетным направлением ДОУ.
Именно с целью организации единого оформления, равномерного распределения программного материала, экономии времени был разработан Шаблон календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_i_vnedrenie_primernogo_varianta_planirovaniya.docx | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 кп. Горные Ключи Кировского района»
Разработка и внедрение
примерного варианта
календарного планирования
воспитательно-образовательной работы
в ДОУ
Воспитатели:
Александрова Лариса Николаевна
Высшая квалификационная категория
Михеева Татьяна Николаевна
Первая квалификационная категория
кп. Горные Ключи
2022г.
Содержание
1. | Введение | стр.3 |
2. | Актуальность проекта | стр.5 |
3. | Цели, задачи | стр.6 |
4. | Принципы организации календарного планирования | стр.7 |
5. | Структура плана и требования к оформлению | стр.8 |
6. | Вывод | стр.10 |
7. | Формы представления результатов работы | стр.11 |
8. | Список литературы | стр.12 |
8. | Список приложений | стр.13 |
Приложение №1 | ||
Приложение №2 | ||
Приложение №3 | ||
Приложение №4 | ||
Приложение №5 | ||
Приложение № 6 |
- Введение
Планирование - основа содержания воспитательно - образовательной работы в ДОУ. План — это необходимое условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников. План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы. Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
Календарный план образовательного процесса в возрастных группах — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов Календарный план является неотъемлемой частью рабочей программы группы и направлен на реализацию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Календарный план — это документ, определяющий основное содержание образования по каждой образовательной области на каждый день работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО, региональным компонентом, приоритетным направлением ДОУ.
Именно с целью организации единого оформления, равномерного распределения программного материала, экономии времени был разработан Шаблон календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми.
В январе 2018- 2019 учебного года была проведена проверка ведения документации по группам, а именно написание календарного плана.
В результате было выявлено:
- Во всех возрастных группах педагоги используют различные по размеру и объему тетради для написания календарного плана.
- Часть документации представлена в печатном виде, а часть в рукописном.
- При написании плана педагоги не использовали циклограмму воспитательно-образовательной деятельности.
- Документация на группах имеет разное оформление, состоит из нескольких различных тетрадей или папок с печатной информацией.
Протокол МО воспитателей от 25 января 2019г. (Приложение №1)
Уже в мае 2018- 2019 учебного года на итоговом МО воспитателей был предложен Примерный вариант календарного плана воспитательно-образовательной работы с детьми с использованием картотечной системы хранения необходимого методического материала по всем направлениям совместной деятельности. Протокол МО воспитателей от 23 мая 2019г. (Приложение № 2)
Было разработано Положение о календарном планировании учебно-воспитательного процесса в возрастных группах МБДОУ «Д/С №3 кп. Горные Ключи Кировского района» (Приложение №3)
Уже к началу нового 2019-2020 учебного года воспитатели представили свои календарные планы воспитательно-образовательной работы с детьми, оформленные в соответствии с шаблоном.
- Актуальность проекта
«Будущее должно быть заложено
в настоящем. Это называется планом.
Без него ничто в мире не может быть
хорошим».
Георг Кристоф Лихтенберг.
Разработанная форма календарного планирования предполагает использование педагогами ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе ДОУ – это одна из самых новых и актуальных проблем в педагогике. Система современного дошкольного образования требует постоянного внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышает его эффективность. Введение печатной формы календарного планирования воспитательно-образовательной работы в нашем ДОУ — это одна из ступеней повышения уровня квалификации при работе с различными текстовыми редакторами, программами по составлению таблиц и презентаций, поисковыми системами и платформами в сети интернет.
.
- Цели и задачи
Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного процесса.
Задачи:
- осуществление системности и последовательности в организации образовательного процесса
- обеспечение взаимодействия между педагогами ДОУ
- обеспечение выполнения основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ
- обогащение, качественное обновление воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, повышение его эффективности.
- Принципы организации календарного планирования
Календарный план должен составляться с опорой на основные принципы, изложенные в ФГОС ДО:
- принцип развивающего образования, цель которого – развитие каждого ребёнка;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- стимулирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- Структура плана и требования к оформлению
- Титульный лист
- Список группы
- Список детей по подгруппам
- Режим работы группы на холодный и теплый период года в соответствии с возрастом.
- Комплексно-тематическое планирование МБДОУ «Д/С № 3 кп. Горные Ключи Кировского района»
- Циклограмма планирования совместной деятельности (Приложение № 4)
- Сетка занятий
- Комплекс утренней гимнастики (1 младшая группа)
- Комплекс оздоровительной гимнастики после сна и закаливающих процедур
- Работа по развитию мелкой моторики рук, развитию артикуляции и речевого дыхания.
- Игровая деятельность.
- Индивидуальная работа с воспитанниками
- План работы с родителями
- НОД с названием темы занятия, цели и задач, автор и название методического пособия, номер занятия, страница.
- Организация и планирование режимных моментов в соответствии с циклограммой. (Приложение № 5)
Календарный план оформляется в печатном виде. Индивидуальная работа с воспитанниками, игровая деятельность и режимные моменты может заполняться письменно.
К плану в обязательном порядке прилагается картотека методического материала по всем направлениям совместной деятельности. Оформление картотеки может быть различного варианта:
- Отдельные карточки с номером, названием, целью, задачами и содержанием по определенному виду деятельности.
- Папки с названием картотеки, содержащие несколько карточек с номером, названием, целью, задачами и содержанием по определенному виду деятельности.
Весь материал должен быть оформлен эстетично. Каждая картотека в виде отдельных карточек должна храниться в коробке или конверте с соответствующей надписью. Папки с картотеками должны иметь титульный лист с названием и номером. При заполнении листа с режимными моментами педагог пишет номер картотеки или карточки из картотеки, название игры или упражнения, или другого режимного момента, цели и задачи.
- Вывод
Представленная работа ведется в нашем учреждении уже третий учебный год. Не сразу воспитатели приняли и оценили положительные моменты от введения представленной формы ведения календарного плана воспитательно-образовательной работы. Но постепенно педагогический коллектив принял изменения. За этот период педагогами накоплен достаточный объем материала для реализации программы по своей возрастной группе, так и по реализации поставленных задач в основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ. И сейчас можно сказать, что данная форма ведения календарного плана очень удобна и эффективна.
Вот несколько отзывов от воспитателей ДОУ.
Боярчук Н.А. воспитатель 1 кв. категории, стаж работы 25лет.
«Меня сначала напугал объем подготовки, казалось, что необходимо большое количество времени на выполнение этой работы, какой-то страх перед новым. Но оказалось, что все совсем наоборот. По готовому шаблону план для своей группы я сделала за несколько часов. Немного больше времени понадобилось для изготовления картотеки. В итоге я почувствовала, что работать, готовится к занятиям, проводить различные режимные моменты стало гораздо легче, высвободилось время на подготовку к различным мероприятиям во время тихого часа, которое раньше мы тратили на написание плана. Я довольна введением календарного планирования в такой форме».
Головкина Г.П. воспитатель 1 кв. категории, стаж работы 27 лет.
«Все новое-пугает. Изменения в работе, в оформлении привычной документации всегда кажется ненужной тратой времени. Так было и в этот раз. Я долго сопротивлялась, спорила. Но старший воспитатель и председатель МО убедили меня попробовать и сравнить. В итоге я справилась с работой самая первая, было интересно подбирать материал для картотеки, оформлять и систематизировать. Планирование стало легким и быстрым, но не потеряло в качестве, а наоборот, приобрело системность, последовательность и преемственность».
Подводя итоги проделанной работы, мы видим, что она даёт положительные результаты, осуществляется системность и последовательность в организации образовательного процесса, обеспечивается взаимодействие между педагогами ДОУ, обеспечивается выполнение основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
- Формы представления результатов разработки
1. Обобщение педагогического опыта на районном семинаре, районном конкурсе «Моя методическая копилка»»
2. Компьютерная презентация по разработке и внедрению календарного плана.
3. Статья в электронном СМИ (мини сайте педагога, сайте МБДОУ)
- Список литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт,
утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика- Синтез Москва 2014
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Д/сад №3 кп. Горные Ключи Кировского района».
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
- Комарова Т.С. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – Мозаика Синтез, 2011
Приложение
1. Протокол заседания методического объединения № 3 от 25 января 2019г.
2. Протокол заседания методического объединения № 5 от 23 мая 2019г.
3. Положение о календарном планировании учебно - воспитательного процесса в возрастных группах муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 кп. Горные Ключи Кировского района» от 29 августа 2019 г.
4. Примерный план воспитательно - образовательной работы
5. Циклограммы на все возрастные группы
6. Презентация «Календарное планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в процессе использования малых фольклорных форм.
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии к истокам русской культуры в про...
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме "Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии"
Методические разработки...
Примерный вариант календарно-тематического планирования в разновозрастной группе для детей с легкими интеллектуальными нарушениями
Примерный вариант календарно-тематического планирования в разновозрастной группе для детей с легкими интеллектуальными нарушениями....
Дорожная карта по разработке и внедрению рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18»
Дорожная карта является инструментом по оптимизации процесса разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18».Цель: системная орга...
Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
Создать рабочую группу по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы...
Дорожная карта по разработке и внедрению рабочей Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МКДОУ д/с № 10 г. Пласта
Дорожная картапо разработке и внедрению рабочей Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МКДОУ д/с № 10 г. Пласта...
- Мне нравится (2)