Взаимодействие ДОУ с семьей
статья (средняя группа)

Матвеева Надежда Владимировна

Опыт работы организации совместной деятельности с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Плотникова Н. М., Матвеева Н. В. МБДОУ г. Иркутска детский сад № 177

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ

Семья и детский сад два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Чтобы воспитать здоровую, активную, общительную, в будущем успешную как в учебе, так и в самореализации личность, нужно приложить немало усилий. Обязанность педагогов ДОУ помочь в этом ребенку и его родителям.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Положительные результаты возможно достичь только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех участников воспитательно – образовательный процесса, создав коллектив единомышленников из педагогов ДОУ и родителей.

В настоящее время в основе философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Развитие современного общества ставит воспитательно-образовательный процесс на путь преобразования и нового понимания целей и задач. Одним из основных документов реализации новых подходов стал Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС), который был утвержден 17.10.2013 г. и вступил в силу с 01.01.2014 г.

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Он разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства РФ, а также с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, а также учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

-информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе дошкольного образования ДОУ, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы.

- дать возможность родителям (законным представителям) детей активно обсуждать вопросы, связанные с реализацией поставленных задач.

 Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным, тем более тогда, когда современный темп жизни жестко диктует свои правила и ставит вопрос ребром: или заниматься карьерным ростом, или воспитывать детей. Родители вынуждены доверять детей бабушкам, нанимать няню или оставлять чадо без присмотра, что значит пустить все на самотек.
Из него, вытекают тяжелые последствия: родители, стараясь компенсировать дефицит внимания, откупаются от детей, они теряют навык общения с ребенком – попросту не знают, что с ним делать и, «открещиваясь» от родного чада, засаживают его за гаджеты.

Для решения перечисленных проблем в нашем дошкольном учреждении реализуется Программа развития ДОУ «ДОУ – территория сотрудничества участников образовательного процесса». Для нас родитель – сотрудник и партнёр, родитель – проводник идей в реализации успешности ребёнка. Ведь современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

 Мы хотим видеть родителей своих воспитанников как:

- активных, инициативных, постоянно интересующихся успехами своего ребёнка и проявляющих стремление к развитию своего ребёнка;

- открытых для взаимодействия с воспитателями, специалистами, другими родителями и социальными партнёрами.

С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ, а также для решения данных задач нами были созданы следующие условия:

Социально-правовые, как повышение правовой культуры родителей: построение всей работы основывается на ФГОС ДО, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Информационно-коммуникативные, как повышение педагогической культуры родителей: предоставление родителям возможности быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка.

Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.

Вся вышеперечисленная работа позволяет учесть интересы каждого ребёнка посещающего ДОУ и привлечь все семьи воспитанников в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Работа проводится с помощью традиционных форм взаимодействия семьи и ДОУ.

Информационно-наглядные: материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки.

Индивидуальные: беседы и консультации.

Коллективные: родительские собрания, круглые столы, тематические консультации.

В последнее время мы наметили новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни группы.

Познавательные: семинар-практикум, мастер-классы.

Досуговые: совместные досуги, праздники и выставки.

Наглядно-информационные: дни открытых дверей, просмотры занятий (в том числе в режиме онлайн), режимных моментов, выпуски газеты.

Эти методы способствует реальному участию родителей в воспитательно-образовательной работе группы с учетом их интересов и предпочтений.

В ходе реализации задач и создания условий для построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ каждый участник данного процесса может чётко представлять запросы, требования и возможности по данной проблеме.

Разработка новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяет нам достичь высокого качества образования детей дошкольного возраста, удовлетворять запросы родителей в интересах детей и тем самым создать то самое единое образовательное пространство для ребенка, посещающего наш детский сад.  Для более успешного сплочения родительского и педагогического коллектива нами использовались следующие педагогические находки:

- привлекать родителей к ежегодным творческим отчетам узких специалистов (учителя-логопеда, инструктора по ФВ, музыкального руководителя и др.);

- организовывать мастер-классы для мам;

- совместные проекты с участием родителей, детей и других членов семьи. Конкурс на «Лучшего снеговика» во дворе детского сада, Оформление Сказок Иркутских писателей (Мама читала детям сказку), конкурс поделок «Осеннее дерево», где дети сами тоже могли голосовать за понравившуюся работу, а родители прошли голосование онлайн. Конкурсы рисунков «Я и мой город», оформление холлов виде познавательной выставки «Иркутск космический», где родители вместе с детьми могли познакомиться с интересными фактами о нашем городе. Фотовыставки в виде стенгазет: «Зимние забавы» и «Моя маленькая мама». Проведение совместной социальной акции «Полная кормушка», где благодаря участию родителей, мы собрали несколько десятков кг корма для приюта животных;

- проводить детско-родительские КВНы, выставки совместных работ, спортивные праздники («Папа, мама, я спортивная семья»);

- семейный конкурс на скоростное собирание пазлов, мастер-классы «Проведи час с ребенком» (На территории детского сада было установлено новое игровое оборудование. Родители, забирая детей, из сада хорошо проводят свободное время на качелях, каруселях;

- использование интернет-среды для организации обратной связи. Создание родительских чатов, где родители могут задать любой вопрос и получить на него ответ, куда можно выложить ссылки для полезной информации.

- аккаунт в социальной сети «Инстаграм», где родители в условиях эпидемиологической обстановки могли наблюдать за жизнью детей в детском саду. В рамках сети «Инстаграм» были созданы проекты: «Улыбнитесь, говорят дети» (собраны интересные и смешные высказывания всех детей в детском саду), «Объяснялки» (дети пытаются объяснить различные слова, а родители, в свою очередь, в комментариях должны угадать, что объясняют их дети);

- неформальные записки. Воспитатель обменивается разнообразной информацией с родителями в виде записки. Это может быть какая-то личная информация или похвала ребенку.

Подобное взаимодействие ОУ с семьей позволит повысить культуру родителей и решить ряд проблем:

-преодолеть авторитаризм родителей и развить эмпатию к собственному ребенку;

-выработать отношение к ребенку как к равному;

-понять недопустимость сравнения ребенка с другими детьми (радоваться его личному росту);

-узнать слабые и сильные стороны ребенка и учитывать их в воспитании;

-проявлять искреннюю заинтересованность в его успехах;

-оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку (совместно переживать радости и разочарования);

-установить доверительные взаимоотношения с ним.

Подведем итоги.

Наш опыт работы показывает, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить, используя следующие принципы:

-ориентируя цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка;

-используя вариативные формы и методы образования родителей;

 -развивая родительскую рефлексию, делая акцент на эмоциональной стороне взаимодействия;

 -учитывая личностный опыт родителей, апеллируя к нему в процессе взаимодействия;

 -объединяя, консолидируя родителей в процессе образования;

 -используя возможности параллельного образовательного процесса «родители-дети».

«...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В. А. Сухомлинский.

Список литературы

1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192с.

2. Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и

родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2

3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис-Пресс, 2008 - 208 с.

4. Давыдова О. И., Майер А. А. Компетентный подход в работе

дошкольного образовательного учреждения с родителями. - СПб: ООО

«Издательство «Детство- Пресс», 2013.

5. Киселёва Л. С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения, М.: Аркти, 2003 - 96 с.

6. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20

7. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр Академия, 2007 - 368 с.

8. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-8 - М: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

дошкольного образования.

10. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ г. Иркутска детского сада № 177. Режим доступа: https://disk.yandex.ru/i/QHB99ZGRFlnVCA


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Взаимодействие ДОУ с семьей на тему «Я и моя семья», «Вот и стали мы на год взрослее»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....

Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи в форме семейного клуба «Вместе дружная семья»

В статье изложен накопленный за многие годы опыт взаимодействия педагога с родителями воспитанников. Приведены примеры мастер-классов, совместных экскурсий....