РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ «ДОРОГОЮ ДОБРА» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа (старшая группа)
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одно из образовательных областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление деятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных ст установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Программа «Дорогою добра» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, и представлена отдельными видами социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, правовая, конфессиональная), доступными для восприятия и усвоения детьми.
Цель программы: своевременное, соответствующее возрасту, половым и этническим особенностям детей социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Реализация поставленной цели осуществляется в процессе социального воспитания посредством решения разных групп задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_programmy_sotsialno_-_kommunikativnogo_dlya_sayta.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социально-коммуникативное развитие рассматривается как одно из образовательных областей, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель программы «Дорогою добра» своевременное, соответствующее возрасту, половым и этническим особенностям детей социально-коммуникативное развитие дошкольников Реализация поставленной цели осуществляется в процессе социального воспитания посредством решения разных групп задач. В соответствии с личностно-ориентированным подходом, который обеспечивает социально-коммуникативное развитие, предполагающее формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к истории семьи, детского сада, страны, толерантного – ко всему иному в человеке – возрасту, полу, национальности, физическим возможностям). Задачи социального воспитания представлены по трем сферам: когнитивной (познавательные сведения), эмоционально-чувственной (интересы, потребности), поведенческой (способы взаимодействия).
Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», каждый из которых дифференцирован по блокам. Блоки разделов «Человек среди людей» «Я человек: мальчик, девочка»; «Моя семья», «Мужчины и женщины»; «Детский сад – мой второй дом». «Человек в истории» «Появление и развитие человека на Земле»; «История семьи»; «История детского сада»; «Родной город»; «Родная страна»; «Моя Земля». «Человек в культуре» «Русская традиционная культура»; «Культура других народов».
Задачи раздела «Человек среди людей» 1. Познавательные сведения: сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать знания о: - истории появления и развития человека; -особенностях поведения детей в зависимости от половых различий, доминирующих видах деятельности и увлечениях детей разного пола; - способах проявления заботы и внимания; - необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола; - специфике внешнего вида мужчин и женщин, специфических видах деятельности (труд, спорт, профессии, искусство), отдыхе, увлечениях, интересах взрослых людей; - особенностях, нормах и правилах поведения взрослых людей в зависимости от пола; - особенностях поведения и взаимоотношения людей разного пола и возраста в семье; - значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища; - правилах взаимоотношений с членами семьи; - различных социальных функциях людей разного пола в семье: мальчик – сын, брат, папа, дядя, дедушка; девочка – дочь, сестра, мама, тетя, бабушка. 2. Развитие чувств и эмоций: - способствовать проявлению интереса к сверстникам своего и противоположного пола; - стимулировать проявление сопереживания, сочувствия во взаимоотношениях с детьми своего и противоположного пола; - способствовать проявлению познавательного интереса к различным аспектам жизни взрослого;
- воспитывать чувство восхищения достижениями взрослого, воспитывать уважение к взрослым разного пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; - воспитывать чувства родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи; - способствовать проявлению познавательного интереса к истории семьи, ее родословной; - формировать общественно-значимые мотивы поведения в семье; - воспитывать толерантное отношение к членам семьи, уважение к увлечениям, интересам каждого. 3. Формирование поведения: В зависимости от возраста, пола и уровня развития детей обучать способам, развивать умения и формировать навыки: - социальной перцепции, предвосхищения возможностей развития ситуации взаимодействия с другими людьми; - восприятие детьми друг друга как представителей разного пола; - проявлять доброжелательные и бережные взаимоотношения между детьми разного пола; - культуры межполового общения; - проявление симпатии, заботы, доброжелательного отношения к детям своего и противоположного пола; - произвольности управления своим поведением; - проявление заботливого и доброжелательного отношения к взрослым разного пола; - достойного поведения в отношении с людьми разного возраста и пола; - культуры поведения в семье; - проявление заботы, доброжелательного отношения в семье, к ближайшим родственникам.
Задачи раздела «Человек в истории» 1. Познавательные сведения. В зависимости от возраста и уровня развития детей сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать знания о: - истории появления и развития отдельного человека, его связях с членами семьи, о родословной и семейных праздниках; - истории возникновения человека на земле, его образе жизни в древности, развитие труда, техническом прогрессе; - отдельных исторических событий, людей; - символике государства, структуре государства: правительство, армия, народ, территория; - правах человека и навыках безопасного поведения. 2. Развитие чувств и эмоций. - воспитывать интерес к истории цивилизации; - воспитывать чувство восхищения достижениями человечества; - воспитывать чувство признательности и любви к своей семье, детскому саду, родному городу, стране;
- стимулировать проявление заботы, уважения, привязанности к ближайшему окружению; - способствовать проявлению симпатии, эмоциональной идентификации в отношении к любимым литературным героям. 3. Формирование поведения В зависимости от возраста, пола и уровня развития детей обучать способам, развивать умения и формировать навыки: - восприятия человека, как социально значимого существа, его состояний, настроений, переживаний; - проявление доброжелательного, уважительного отношения к окружающим, людям труда; - проявления заботливого отношения к близким людям, членам семьи; - выполнение обязанностей по дому, поручений в детском саду; - поведения в совместной деятельности с другими детьми в общественных местах - поддержания порядка, чистоты, уюта в доме, группе детского сада, микрорайона, города; - проявления уважительного отношения к историческим личностям, памятникам истории.
Задачи раздела «Человек в культуре» 1. Познавательные сведения. В зависимости от возраста и уровня развития детей сообщать элементарные сведения, формировать первоначальные представления, уточнять, дополнять, систематизировать, дифференцировать знания о: - принадлежности каждого человека к определенной культуре, определяющей его национальность, об этносе и расе; - атрибуты культуры – язык, одежда, жилище, народные промыслы, народное искусство; - специфике взаимоотношений, норм и правил этикета в различных культурах; - необходимости, значимости уважительных, дружеских, принимающих отношений между людьми разных культур, мира и понимания между ними; 2. Развитие чувств и эмоций - воспитывать интерес к культуре своего народа, представителей других национальностей;
- вызывать чувство восхищения результатами культурного творчества представителей своей и других культур (музыка, танцы, песни, литературные произведения, национальный костюм, предметы декоративно-прикладного искусства; - воспитывать чувство национальной самоценности, стремления к утверждению себя как носителя национальной культуры. 3. Формирование поведения В зависимости от возраста, пола и уровня развития детей обучать способам, развивать умения и формировать навыки: - восприятия другого человека как представителя определенной культуры; - проявление толерантного, доброжелательного отношения к представителям, своей и других национальных культур; - практического применения знаний о национальной культуре в различных видах деятельности (музыкальной, речевой, изобразительной, трудовой, физкультурной, конструктивной, игровой, коммуникативной); - бесконфликтного поведения в общении с представителями других национальностей, межэтнической культуре; - проявление заботливого, уважительного отношения к культурным ценностям разных народов.
Современные образовательные технологии, используемые в программе Проектная технология с реализацией информационных, игровых проектов; Используются информационно - коммуникационные технологии: мультимедийные, презентации, электронные ресурсы; Личностно-ориентированная технология, которая выражается в обеспечении комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий развития ребенка; Игровые технологии – дидактические, настольно - печатные, речевые, пальчиковые игры на развитие нравственных качеств, ознакомление с мужскими и женскими профессиями, различными видами спорта и многие другие.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Проведение образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию в старшей и подготовительных группах требует большой подготовки. Это и нахождение материала, дидактических игр, разучивание стихотворений до образовательной деятельности. Родители становятся активными помощниками в подготовке образовательной деятельности. Они учат дома стихи с детьми, находят фотографии, картинки.
Раздел «Человек среди людей» Конкурс «КВН» «Права и обязанности дошкольника»
Экскурсия «Взаимодействие труда взрослых в детском саду»
Мероприятие «Мы тоже имеем право», с привлечением члена Детского совета при Уполномоченном по правам ребенка в Саратовской области.
Мероприятие «Открой свое сердце»
Раздел «Человек в истории» Раздел «Человек в культуре» Информационное мероприятие – экскурсия в школьный музей
Использование игровой технологии Детям предлагается комплекс разнообразных игр по теме образовательной деятельности: Традиционные (в основе которых лежат словесные формулы, прибаутки, поговорки, шутки, присказки) Драматические (предполагаются наличие художественного образа, движения, диалога, действия) Спортивные (с музыкальным сопровождением) Орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальными композициями, основным жанром, которого является хоровод). Игровая технология помогает раскрыть личностные способности детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.
Использование информационно-коммуникационных технологий Повышают качество воспитательно-образовательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерной технологии. Использование компьютерных технологий помогают: привлекать пассивных дошкольников к активной деятельности; делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; формируют информационную культуру у детей; активизируют познавательный интерес; реализуют личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; активизируют мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
Результат освоение программы «Дорогою добра» Требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Результат реализации программы - определенный для каждого возрастного этапа уровень социально – коммуникативного развития, достижение которого может быть продиагностирован по показателям когнитивной, эмоционально – чувственной и поведенческой сфер. Показатели социально – коммуникативного развития представлены в соответствии с программой: - в когнитивной сфере - знания программы, представленные в разном качестве (первоначальные, дифференцированные или обобщенные представления – понятия); - эмоционально – чувственной сфере – интерес к изучаемому материалу, общению с людьми разного возраста, пола, национальности, эмпатийные переживания; - поведенческой сфере – конкретные способы взаимодействия с другими людьми, умения отражать имеющиеся представления в разных видах деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Реализация программы ОБЖ Р.Б. Стёркиной через досуговую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".
В статье предоставлен опыт работы, актуальность и реализация программы ОБЖ Р.Б. Стёркиной через физкультурные досуги....
НОД по социально-коммуникативному развитию в форме театрализации для детей и старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Новая сказка о трёх поросятах»
Нетрадиционное, увлекательное занятие в форме театрализации, знакомит детей с правилами безопасного поведения в доме и с теми последствиями, которые могут возникнуть при их несоблюдении. С...
Конспект ОО «Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекресток с детьми старшего дошкольного возраста «Юные участники дорожного движения»
Участники: дошкольники 5 лет.Количество: 15 детей.Длительность: 30 минут. Педагогический замысел:Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:Расширять пред...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему «Дружные ребята» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Цель: создавать условия для формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать другого человека, оказывать ему помощь.Задачи: формир...
Конспект НОД по области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Путешествие в город Безопасности» (старший дошкольный возраст)
Тема: «Путешествие в город безопасности»Интеграция областей: «Познавательное развитие». «Речевое развитие»Цель: Способствовать формированию навыков безопасного пове...
Конспект «Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекресток с детьми старшего дошкольного возраста «Юные участники дорожного движения»
Конспект«Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекрестокс детьми старшего дошкольного возраста«Юные участники дорожного движения»...
Конспект «Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекресток с детьми старшего дошкольного возраста «Все ребята знают, как по улицам шагают»
Конспект«Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекрестокс детьми старшего дошкольного возраста«Все ребята знают, как по улицам шагают»...