ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЁТУ
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Занатия с применением проблемных ситуаций использованные в процессе коррекции ошибок детей, допускаемых при счете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_situatsii_pri_schete.docx | 182.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СЧЁТУ
Ситуация 1. «Как Белоснежка считала гномов»
Цель: Показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены и от направления счета: справа налево или слева направо.
Сюжет. За столом у Белоснежки собрались гномики. Чтобы их угостить пирожными, ей нужно узнать, сколько гномиков пришло в гости. Сначала Белоснежка пересчитала их слева направо, а затем справа налево. «Каждый раз у меня получается одно и то же число!» - удивилась Белоснежка.
Вопрос. Почему у Белоснежки получилось одно и то же число?
Варианты ответов.
- Получилось число семь, потому что гномиков в сказке семь.
- Считать можно с разных сторон, получается одно и то же число.
Решение проблемы. Вспомнив сказку, дети высказывают, первое предположение: сколько гномиков в сказке, столько гномиков было в гостях у Белоснежки.
Второе предположение можно проверить на практике. Дети выкладывают гномиков в ряд и пересчитывают их слева направо и справа налево так, как это делала Белоснежка. Дети понимают, что направление счета (слева направо или справа налево) не имеет значения, когда нужно узнать количество предметов. Всегда получается одно и то же число.
Вывод. Количество предметов не зависит от направления счета.
Для закрепления этого материала можно использовать следующие задания: посчитать предметы, расположенные в ряд, по кругу или беспорядочно. Дети применяют различные способы счета. Каждый раз ребята убеждаются в том, что количество предметов не зависит от их расположения, качественных признаков (формы, цвета) и направления счета.
Детям нравится игра «Где десятый пальчик?» педагог задает вопросы, предлагая решить игровую ситуацию: сколько пальцев на одной руке? На двух? «Покажите. Я считаю пальцы на одной руке, начиная с большого пальца: 1, 2, 3, 4, 5 и обратно: 6, 7, 8, 9. Где десятый пальчик?»
«Сколько шариков по вертикали? Сколько шариков лежит по горизонтали? Сколько всего шариков?»
Обычно детям интересно выполнять задание «Придумай вопросы со словом „сколько”, потому что они любят соревноваться — кто придумает больше вопросов.
Ситуация 2. «Который гномик будет вратарем?»
Цель: закрепить количественный и порядковый счет, их отличия. Определить, что порядковый номер предмета зависит от того, с какой стороны начинается счет.
Сюжет. Гномики захотели участвовать в футбольном матче. Чтобы выбрать вратаря, они встали в ряд. Все решили, что вратарем будет гномик в темном колпачке.
Белоснежка. Вратарем будет гномик, который стоит на шестом месте.
Гном. Но я стою на втором месте.
Вопросы. Кто прав? На каком по порядку месте стоит гномик в темном колпачке?
Варианты ответов.
- Гномик в темном колпачке стоит на шестом месте.
- Гномик в темном колпачке стоит на втором месте.
Решение проблемы. Большинство детей утверждает, что гномик в темном колпачке стоит на шестом месте. Они пересчитывают гномиков слева направо и убеждаются в том, что верным является первый вариант ответа. (При счете дети используют порядковые числительные.)
Кто-то из ребят считает, что гномик в темном колпачке стоит на втором месте. Многие говорят, что это не так. Дети с помощью педагога находят место гномика, считая слева направо и справа налево. Оказывается, гномик стоит и на шестом, и на втором месте одновременно. Так дети начинают понимать, что порядковый номер предмета зависит от направления счета.
Вывод. Когда предметы расположены в ряд (.линейно упорядочены), номер предмета зависит от направления счета.
Задания на закрепление материала. Играя с множеством предметов, дети учатся различать вопросы: «Сколько?», «Который?»
Для этого предлагаются следующие вопросы:
- Где живет жук?
— Который дом сторожит щенок?
Ситуация 3. «Как лягушонок научился считать»
Цель. Закрепить особенности порядкового счета: порядковый номер предмета зависит от того, как считать - слева направо или справа налево.
Сюжет. На озере жили цапля и лягушонок. У каждого из них была своя кочка-домик. Цапля жила между четвертой и шестой кочками, считая слева. А лягушонок помнил только, что его домик находится на пятой кочке.
Вопросы. Где живет лягушонок? Как лягушонку найти свой домик?
Варианты ответов.
- Лягушонок живет на пятой кочке, если считать слева направо.
- Лягушонок живет на любой кочке, где не живет цапля.
- Лягушонок живет на пятой кочке, если считать справа налево.
Решение проблемы. Сначала все дети сразу находят домик лягушонка, считая слева направо. Некоторые тут же отвергают это решение, считая, что цапля и лягушонок не могут жить в одном домике, потому что цапля может проглотить лягушонка. Ведь она живет на пятой кочке (между четвертой и шестой).
Второй вариант тоже отклоняется, так как по условию задачи лягушонок живет на пятой кочке. Дети приходят к выводу, что правильный - третий вариант ответа. Дети находят пятую кочку, считая справа, - там домик лягушонка. Они убеждаются в том, что при определении места предмета нужно всегда указывать, с какой стороны считать.
Вывод. Место предмета зависит от порядка и направления счета.
Задания на закрепление материала. Дети продолжают играть с лягушонком и учат его считать. Педагог раздает карточки, на которых нарисованы кочки. Стрелками указывается порядок и направление перемещения лягушонка с кочки на кочку.
Если направление счета не указывается, то считать следует слева направо.
Ситуация 4. «Найди домик»
Цель. Закрепить особенности порядкового счета: порядковый номер предмета зависит от того, как расположены предметы: выстроены в ряд (линейно упорядочены) или хаотично разбросаны (неупорядочены).
Сюжет. Вариант 1. Дети рассматривают рисунок. Педагог предлагает задание: «Лягушонок живет на шестой кочке. Покажите его домик». Дети не понимают, почему же так трудно найти домик лягушонка.
Вопрос. Почему нельзя найти шестую кочку?
Варианты ответов.
- Кочки разбросаны, нет порядка, поэтому неизвестно, где первая, вторая и остальные.
- Можно узнать, сколько кочек, а шестую найти нельзя.
Решение проблемы. Дети начинают считать кочки по порядку: первая, вторая… Но потом замечают, что каждый из них показывает на разные кочки. «Надо пронумеровать домики-кочки», - предлагают дети. Но тогда у каждого получается «своя» нумерация: сразу несколько домиков оказываются под шестым номером. Все приходят к выводу, что при таком (разбросанном) положении кочек нельзя найти домик лягушонка. Правильны и первый, и второй варианты ответов.
Вывод. Если множество предметов не расположено в ряд (не упорядочено линейно), то место предмета определить нельзя.
Вариант 2. Дети рассматривают рисунок.
Педагог. Лягушонок живет на шестой кочке. Где домик лягушонка?
Дети считают домики-кочки, используя порядковые числительные. Все показывают на один и тот же домик.
Вопросы. Можно ли на этом рисунке найти домик лягушонка? Почему?
Варианты ответов.
- Домик найти можно — кочки стоят друг за другом по порядку.
- Если считать слева направо, то можно найти домик лягушонка.
Решение проблемы. Дети на практике проверяют сделанные предположения и находят домик лягушонка: считают слева направо, используя при счете порядковые числительные. Дети отмечают, что кочки расположены в один ряд, поэтому никто не ошибся.
Вывод. Если множество предметов расположено в ряд (линейноупорядочено), то всегда можно определить местонахождение предмета.
Задания на закрепление материала. Детям даются предметы, расположенные в ряд (линейно упорядочение) и не расположенные в ряд (не упорядочение линейно), которые они считают, используя количественные и порядковые числительные.
Рассказывая о местонахождении предмета, дети употребляют слова «следует за», «предшествует», «между».
Ситуация 5. «Почему поссорились Том и Джерри?»
Цель. Закрепить правила количественного и порядкового счета.
Сюжет. Том и Джерри купили билеты в кинотеатр. Том — на третье место в первом ряду, а Джерри - на пятое место в первом ряду. А в зале неожиданно друг для друга Том и Джерри оказались на одном месте и не могли понять, как это произошло. Каждый из них считал, что это его место.
Вопрос. Почему Том и Джерри сели на одно место, хотя билеты у них были разные?
Варианты ответов.
- Том правильно нашел свое место, а Джерри — нет.
- Джерри правильно нашел свое место, а Том — неправильно.
- Оба перепутали места.
Решение проблемы. Дети рассматривают рисунок и ищут правильное решение. Они берут билет Тома (первый ряд, третье место) и находят его место в зале кинотеатра. При этом дети считают слева направо, используя порядковые числительные. Затем проверяют, правильно ли Джерри нашел свое место — первый ряд, пятое место. Оказалось, что Джерри считал справа налево и поэтому сел на место Тома. Джерри нужно было считать слева направо. Том не ошибся. Верным оказался первый вариант ответа.
Вывод. Когда предметы расположены в ряд, то при определении места предмета без указания направления счета обычно принято считать слева направо.
Задание на закрепление материала. Дети играют в сюжетно-дидактическую игру «Театр». Они покупают билеты и находят свои места в театре согласно указанным на билете ряду и месту. Во время игры дети спрашивают друг друга: «Где ты сидишь?», «Кто сидит на пятом месте?», «Кто сидит рядом с-...?», «Кто сидит слева (справа, за тобой, впереди)?», «Сколько мест в ряду?»
Ситуация 6. «Каждый хочет быть первым»
Цель. Показать, что при порядковом счете большое значение имеет начало (точка) отсчета.
Сюжет. Педагог напоминает детям, что в году двенадцать месяцев, в каждом месяце - четыре недели, а каждая неделя состоит из семи дней. Затем он говорит, что неделя начинается с понедельника, и дальше рассказывает о днях недели: «Однажды дни недели поспорили:
- Почему Понедельник все время первый? - заволновалась Среда.
- А я всегда первый, - заявил Понедельник».
Вопросы. С понедельника начинается неделя. Но всегда ли с понедельника начинается месяц? Всегда ли первое число приходится на понедельник?
Варианты ответов.
- Понедельник - всегда первое число.
- Не знаю.
- В понедельник может быть любое число.
Решение проблемы. Какой ответ правильный? Педагог предлагает детям поиграть в дни недели, ведь из них состоит месяц. Дети строятся в круг - это «месяц». Затем педагог разбивает их на недели, начиная с понедельника.
Пересчитываясь по порядку, они открывают для себя, что понедельник может быть первым, вторым, пятнадцатым и даже двадцать вторым, то есть верен третий вариант ответа.
Вывод. Если «построить» месяц из недель и считать по порядку дни недели, как дни месяца, то на понедельник будет приходиться несколько чисел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование ИКТ в обучении дошкольников нетрадиционным техникам рисования»
Цель:Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в рисунке различные материалы для получения выразител...
Семинар-практикум «Использование ИКТ в обучении дошкольников»
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и ...
«Использование ИКТ в обучении дошкольников нетрадиционным техникам рисования»
Цель:Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в рисунке различные материалы для получения выразительного образа....
Семинар-практикум «Использование ИКТ в обучении дошкольников»
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном проце...
Использование проблемно-ситуативного обучения для дошкольников с ОВЗ. Кейс-метод.
Это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у слушателей новых качеств...
Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...
Консультация для родителей: «Использование игрушек при обучении детей счёту.»
Консультация для родителей:«Использование игрушек при обучении детей счёту.»...