Воспитание самостоятельности у детей 1,5-3 лет посредством сюжетно-ролевых игр
статья (младшая группа)
В данной статье рассказывается об особенностях воспитания самостоятельности детей 1,5-3 лет посредством сюжетно-ролевых игр, возрастных особенностях детей раннего возраста, а также приемы и методы, которые может использовать педагог или родитель для воспитания самостоятельности в играх. Воспитание общественных качеств, нравственных черт и свойств, необходимых для формирования всесторонне развитой личности, является одной из важнейших задач коммунистического строительства. Становление личности начинается о дошкольного возраста, следовательно, в этом возрасте и надо начинать воспитание относительно устойчивых форм поведения, являющихся основой активной жизненной позиции в будущей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novichenko_myu.docx | 17.77 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
«ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР»
Воспитатель Новиченко М.Ю. (ГБОУ ОШ №220 (ОДО) г. Санкт-Петербург)
Самостоятельность – одно из ведущих качеств человека, выражающееся в способности устанавливать определенные цели для себя и достигать их самому, принимать ответственность процесса своей деятельности, сознательно и инициативно действовать не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующие принятия нестандартных решений.
В современную эпоху одной из важнейших задач педагогики является воспитание независимости, самостоятельности дошкольников, так как необходимо воспитывать это качество с раннего возраста человека. Именно в этот период формируются первоначальные основы знаний и навыков, формирование различных видов деятельности. В это время идет всестороннее развитие, когда ребенок активно участвует в деятельности, сознательно относится к делу, показывает активность, инициативу, самостоятельность.
Психолого-педагогическая литература, посвященная развитию ребенка в раннем и дошкольном возрасте, позволила выявить характерные черты проявления самостоятельности детей на разных возрастных этапах.
Первая попытка действовать независимо, стремиться к свободе, первая изоляция от окружающего и противопоставление взрослым проявляется к концу первого года жизни, а также возникают предпосылки для развития самостоятельности.
В два-три года у ребенка наблюдается стремление двигаться и действовать независимо, что объективируется в форме: «Сам!». Оно формируется в первые годы жизни человека на основе приобретенного им опыта с практическим взаимодействием с объектами и общения с близкими взрослыми. Основным свойством раннего ребенка, выражающим его активное отношение к окружающей действительности, является подражание.
Благодаря подражанию и растущей способности учиться, действия ребенка раннего возраста все чаще направлены на получение ожидаемого результата, на получение определенного систематического, целенаправленного, организованного процесса. Деятельность ребенка все чаще принимает форму различных видов деятельности - игр, производственной деятельности, выполнения индивидуальных бытовых, трудовых и учебных заданий.
Самостоятельность у детей 1,5-3 года – проявляется в основном в навыках самообслуживания: самостоятельно есть, пить, одеваться, умываться и т.д. В этот период ребенок любознателен, стремится к познанию окружающего мира. Важно поддержать его во всех начинаниях и закреплять эти навыки в различных видах деятельности.
В моем случае помогает сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевые игры это - игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ребенок черпает в окружающей его реальности. В раннем возрасте идет ролевое парное взаимодействие (взрослый-ребенок)
Данная тема актуальная, потому что:
Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры являются вершиной игровой детской деятельности. И в отличии от игр с правилами, они дают ребенку больше проявить свое воображение, фантазию, творчество и особенно самостоятельность. «Нет рамок и границ»
В-третьих, именно проблема воспитания самостоятельности стоит уже с 1,5 – 2 лет, когда идет первое проявление самостоятельных действий. Часто ребенку именно взрослые не дают проявлять самостоятельность – чрезмерный контроль, гиперопека, завышенные ожидания, неготовность принятия взросление ребенка.
Каким образом мы даем ребенку проявлять свою самостоятельность в сюжетно-ролевой игре?
Для начала ребенка знакомим с игрой, показываем знакомые ему действия из жизни, обыгрываем сюжет.
В дальнейшем, даем ребенку:
1. Влиять на развитие сюжета.
Обучать игровым действиям:
• подражать трудовым и бытовым действиям;
• связывать 2-3 последовательных действия, строить несложный сюжет;
• придумывать несложный сюжет, используя знания, полученные в образовательной деятельности и в процессе наблюдений.
2. Учить ребёнка выбирать и брать на себя определенную роль. Называть её словами.
3. Поощрять самостоятельный подбор игрушек, использовать в играх заместители игрушек.
4. Учить организовывать самостоятельные совместные игры в 2-3 человека. Формировать доброжелательные отношения.
То есть мы получаем игру где идет ролевое парное взаимодействие. (взрослый – ребёнок, основная роль принадлежит взрослому, ребёнку – дополнительная роль. Например, двое играющих в «больницу», умея словесно обозначить свои роли, дальше лучше понимают, какой диалог вести и какие действия совершать в игре. Основная роль доктора – взрослый, пациент – ребенок. Потом после усвоения игры, можно меняться.
Учитывая всё это, я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. При её составлении очень полезным оказался материал Губановой Натальи Фёдоровны «Игровая деятельность в детском саду», где представлены некоторые сценарии сюжетно-ролевых игр-ситуаций.
В группе для проведения сюжетно-ролевых игр необходимо создать предметно-развивающую среду.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре.
Обогащению игровых сюжетов способствуют целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, презентаций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре. Задача воспитателя - направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводились наблюдения с детьми за работой няни, медсестры, организовались целевые прогулки, на которых обращалось внимание на трудовые действия водителей, дворника.
Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для этого провела ряд консультаций: «Значение сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте», «Воспитание самостоятельности у детей 2 лет посредством игры», «Учим ребёнка общаться».
ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 1,5-3 ГОДА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
1. Необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте.
3. Эффективный прием руководства играми детей младшего дошкольного возраста - прямое участие воспитателя в игре детей на главных ролях, причём первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце 3 года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
6. Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ 1,5 – 3 ГОДА НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ РОЛЕВОЕ ПАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (взрослый – ребёнок)
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Игра – ведущий вид деятельности (познание мира) Проблема воспитания сам- ти с 1,5 – 2 лет (чрезмерный контроль, гиперопека , завышенные ожидания, неготовность принятия взросления ребенка) Сюжетно-ролевая игра – вершина игровой деятельности (проявление воображения, творчества, фантазии, сам- ти )
Каким образом мы даем ребенку проявлять свою самостоятельность в сюжетно-ролевой игре? ВЛИЯТЬ НА РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА УЧИТЬ ВЫБИРАТЬ И БРАТЬ НА СЕБЯ РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР ИГРУШЕК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ (2-3 ЧЕЛ.)
РОЛЕВОЕ ПАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (взрослый – ребёнок) КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР (Губанова Н.Ф.)
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ОБОГАЩЕНИЕ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ, РАССКАЗЫ О ПРОФЕССИЯХ ЦЕЛЕВЫЙ ПРОГУЛКИ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ПРАВИЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НЕ ЗАНИМАТЬ ВРЕМЯ ОТВЕДЕННОЕ ДЛЯ ИГРЫ УЧЕТ ВОЗР-Х ОСОБЕННОСТЕЙ, ДОСТУПНОСТЬ ПРЯМОЕ УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА НА ГЛАВНЫХ РОЛЯХ КОСВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА РУКОВОДСТВО НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ РЕБЁНОК В ПОЗИЦИИ «ВЗРОСЛОГО»
ПЕРСПЕКТИВЫ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО ТЕМЕ ОБНОВИТЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, перв...
"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
В докладе идет речь о роли патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры....
Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, перв...
Воспитание основ культуры поведения детей в условиях предшколы посредством сюжетно – ролевых игр
Наше государство делает сегодня одно из самых ценных вложений капитала – вложение в образование молодого подрастающего поколения. В связи с этим наметилось немало положительных тенденций в систе...
Воспитание гуманного отношения к сверстнику в дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевых игр
Одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей в детском саду. Стержнем и показателям нравственной воспитанности человека является характ...
Приобщение детей к норме социальной жизни посредством сюжетно-ролевых игр
Детство ребенка это огромный поток игр. Лишить ребенка игры - это лишить его возможности полноценно развиваться. В игре ребенок развивается творчески, учиться нормам и правилам социального окружения, ...
Приобщение детей ОВЗ к труду взрослых посредством сюжетно-ролевой игры.
Для всестороннего развития детской личности воспитанников особое значение имеет ознакомление с миром взрослых, окружающим миром. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоения им первичн...