Воспитание гуманного отношения к сверстнику в дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевых игр
статья на тему
Одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей в детском саду. Стержнем и показателям нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Труханова Полина Алексеевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1636"НИКА", г. Москва
Воспитание гуманного отношения к сверстнику в дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевых игр
Одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей в детском саду. Стержнем и показателям нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, отзывчивости, сопереживании, доброте – эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут наблюдаться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Проблемой воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования: Л.А.Пеньевской, А.М.Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П.Князевой, Л.П.Стрелковой и др.
Формирование гуманных чувств у дошкольников происходит постепенно. В младшем дошкольном возрасте дети стремятся к добрым поступкам ради похвалы и одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо и делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. К старшему дошкольному возрасту пробуждается одно из первых гуманных чувств - сочувствие, которое выражается в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нём, отказе от своего личного в пользу другого человека. К концу дошкольного возраста дети учатся умению сопереживать, сорадоваться, не завидовать и делают это искренне и охотно.
Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных качеств, в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. В сюжетно-ролевой игре младшие дошкольники учатся проявлять сочувствие, заботу в соответствии с взятой на себя ролью.
Чтобы определить направление воспитательного влияние игры на гуманные проявления детей, в том числе и сочувствие, нужно учитывать следующие три момента:
1. Особенности гуманных проявлений детей в зависимости от их осведомленности о нравственных нормах и опыта реального поведения. Необходимо включать детей в воображаемую ситуацию разрешения нравственной коллизии в вербальном плане. Показывать им сюжетные картинки на нравственные темы, которые должны помочь дошкольниками спроектировать свое поведение.
2. Особенности гуманных чувств детей в зависимости от содержания, ролевой структуры и сюжетных характеристик игры. С этой целью анализируется ход игр с одним сюжетом, разным содержанием и изменяющейся структурой ролей. Если же представления ребенка о гуманных проявлениях недостаточно глубоки или неадекватны содержанию игры, то создаются условия, при которых он может уточнить свои знания в области нравственного поведения и по аналогии с поведением сверстников освоить способы реализации этих знаний в игре.
3. Функции игры в воспитании гуманных чувств детей. Нужно определить, входят ли они во внутренний мир ребенка благодаря соответствующим содержательным характеристикам или ролевым предписаниям.
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом детской деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней формируются нравственные ценности и ориентиры. В игре ребёнок приобретает тип социальных отношений между людьми, первоначальные навыки гуманных проявлений.
Роль игры в формировании у детей положительных качеств определяется многими объективными и субъективными факторами. Самого по себе участия ребенка в игре недостаточно, чтобы можно было говорить о каких-то приобретениях. Эмоции, проявляющиеся в игре, могут быть далеки от гуманных и утрачивают в таком случае свое формирующее воздействие на развитие начал гуманного отношения к окружающим. Механизм влияния игры не только состоит в прямом воздействии на ребенка, но и выступает в неспецифической функции как средство воздействия, дополняющее или усиливающее другие, например, обучающие приемы. Сюжетно-ролевая игра всегда остается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности.
В заключение обращаем внимание на то, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно в дошкольном возрасте лишь закладываются. Хотя и следует помнить, что именно дошкольник открыт, предрасположен к подобного рода отношениям. Используя и специальные игры, и собственный пример выстраивания отношений с детьми, можно помочь ребёнку в формировании доброжелательных реальных взаимоотношений, которые они перенесут и в коллективные самодеятельные игры.
Список используемых источников:
- Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2009. – с.208
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
- Эльконин, Д. Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры / Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 8. – С. 17–23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, перв...
"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
В докладе идет речь о роли патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры....
«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...
«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
сюжетно-ролевая игра...
«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».
laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....
«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».
laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Игра занимает важное место в жизни дошкольника. Являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, она представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации, обеспечивающую освоение...