Сообщение "Применение жестовой речи в коммуникативной среде ребенка с умеренной умственной отсталостью"
статья (младшая группа)
Для воспитателей коррекцтонных учреждений и учителей дефектологов коррекционных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_kovalchuk_em_2021.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
Применение жестовой речи в коммуникативной среде ребенка с умеренной умственной отсталостью
Сообщение
на методическом объединении специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью школьного возраста
Ковальчук Е.М.,
воспитатель
Санкт-Петербург
2021 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………….........................3
1. Особенности коммуникации воспитанников с интеллектуальными нарушениями……………………..…………………………………………………………...….4
2. Понятие жестовой коммуникации…………………………………………………………...5
3. Коммуникация с помощью жестов…………………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………………………….8
Библиографический список……………………………………………………………………..9
Введение
«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент-Экзюпери
С самого раннего возраста воспитанники дома-интерната оказываются под гиперопекой своего окружения, не только бытовой, социальной, но и коммуникативной. Это вызвано в значительной степени их нарушениями. Окружение имеет тенденцию «говорить за них», «решать за них», поэтому дети принимают пассивную роль в коммуникации и в лучшем случае отвечают на вопросы, которые им задают. Более того, многие воспитанники имеют ограничения в движении, что невольно делает их зависимыми от среды. Таким образом, им трудно инициировать коммуникацию, выражать свои чувства и вести обычный социальный разговор.
Развитие коммуникативной среды и формирование коммуникативных навыков позволит максимально раскрыть процесс самореализации каждого воспитанника в различных сферах жизнедеятельности с учетом его индивидуальных психических и физических особенностей. Коммуникативная компетентность – это одно из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной адаптации детей с ОВЗ.
1. Особенности коммуникации воспитанников с интеллектуальными нарушениями
Коммуникация - это вступление в контакт с окружающим миром, проявление интереса к нему, совместное с другими людьми воздействие на мир и его формирование через диалог.
Множественность психофизических нарушений негативно влияют на возможности самовыражения ребенка. В силу отсутствия контроля за движениями органов артикуляционного аппарата дети с трудом воспроизводят отдельные звуки и слоги. Как результат - их коммуникативные попытки часто не замечаются или неправильно истолковываются. Двигательные нарушения ограничивают возможности зрительного восприятия источников звуков окружающего мира, располагаемых вне поля зрения ребенка, а также ориентировочно-исследовательскую деятельность. Информацию об объектах, их свойствах и назначении дети усваивают благодаря помощи взрослых. Однако многое из того, что составляет содержание развития в определенном возрасте, с ними не обсуждается и не рассматривается.
Коммуникативные сигналы ребенка неоднозначны, ребенок не в полной мере получает необходимые для развития стимулы. Дети рано усваивают, что их коммуникативные сигналы не всегда находят понимание и адекватное 6 подкрепление со стороны ближайшего окружения. Понимание того, что своим коммуникативным поведением они могут управлять окружающим миром, не складывается.
В силу значительных ограничений вербальной коммуникации ребенок оказывается в большой зависимости от своих коммуникативных партнеров. Лицам из ближайшего окружения ребенка приходится трудно, поскольку они не понимают его коммуникативные сигналы. Очень сложно предложить ребенку что-либо, соответствующее его потребностям и интересам. Неясность детских реакций, недостаточность коммуникативной инициативы и направленности внимания вселяют в них неуверенность. Наряду с тяжестью психофизического нарушения коммуникативное поведение ребенка определяется стратегией поведения взрослых. Таким образом, поведение ближайшего окружения может как стимулировать развитие коммуникативной компетенции ребенка, так и тормозить его.
2. Понятие жестовой коммуникации
Движения тела и жесты – составная часть нашей ежедневной коммуникации. В случае отсутствия и ограничения устной речи движения тела и жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих. Жестовая речь является средством альтернативной и дополнительной коммуникации.
Дети с умеренной умственной отсталостью с помощью жестов, мимики и других действий дети начинают выражать потребность в коммуникации при условии активного обучения жестовой речи. Они в состоянии указывать на определенные части тела или на людей и имитировать простые действия. В этом возрасте ребенку уже можно предложить отдельные жесты. Коммуникация с опорой на жесты способствует пониманию и общению, а полученный позитивный опыт развивает мотивацию и действия ребенка.
Детям постарше и подросткам с умственными ограничениями легче, когда многие жесты содержат отчетливые признаки обозначаемого объекта, например, напоминают форму, действие или характерное качество. Такое частичное сходство облегчает понимание, запоминание и вспоминание жестов.
Выбор жестов обусловливается требованием соответствия интересам и конкретному жизненному окружению ребенка. Их используют в особо значимых ситуациях. Таким образом, дети лучше запоминают связь между жестами и словами».
Из вышесказанного следуют выводы:
- с помощью жестов как средства поддерживающей коммуникации дети приходят к непосредственному пониманию возможности оказывать воздействие на окружающих;
- они впервые осознают смысл и значение слова; могут более понятно общаться, что сводит к минимуму неудачные попытки коммуникации;
- выполнение и восприятие жестов задействует различные анализаторные системы (зрительную, кинестетическую), что улучшает понимание сообщения;
- большинство жестов содержит явные признаки обозначаемого объекта: форма, действие или существенное качество, что облегчает запоминание и воспроизведение сказанного;
- визуализация языка побуждает ребенка к внимательному наблюдению за говорящим, что улучшает его восприятие (видит мимику, артикуляцию, движения тела);
- в отличие от слов жесты предъявляются визуально, в медленном темпе, что облегчает их понимание;
- если ребенок имитирует определенные действия или предметы, то речь уже идет о начальной символизации; использование жестов стимулирует понимание символов;
Преимущества и недостатки системы жестов
Преимущества:
Преимущества жестов по сравнению с другими средствами поддерживающей коммуникации состоят в следующем:
- жесты всегда находятся «под руками», их можно применять всегда;
- везде в отличие от технических средств коммуникации;
- жесты располагают намного большим «словарем», чем другие наборы символов;
- другие неязыковые системы символов сосредоточивают внимание на самой системе коммуникации (например, коммуникативные таблицы с картинками), тогда как при использовании жестов важно обращение непосредственно к партнеру.
Недостатки:
- некоторые жесты понятны только «посвящённым». Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций;
- жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли»;
- ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.
3. Коммуникация с помощью жестов
Обучение жестам не требует от окружающих каких-либо специальных знаний. Важно проявлять интерес к данной форме коммуникации, готовность учить жесты вместе с ребенком. Наряду с этим нужно выбрать такую систему жестов, которая позволит постоянно расширять словарный запас.
Обучение жестам начинают с упражнений на осязание, их цель – помочь ребенку осознать собственные руки. Движениям рук можно обучить с помощью игр на хватание, пальчиковой гимнастики и других упражнений.
В процессе обучения жестам целесообразно формировать умение устанавливать зрительный контакт (например, с помощью упражнений на восприятие выражений лица). Поначалу нужно выражать жестами только те слова, которыми ребенок обозначает какое-то действие. Необходимо вовлекать в коммуникацию с помощью жестов и окружающих, например, путем составления книг всех жестов, которыми овладел ребенок.
Заключение
Используя жестовую коммуникацию в своей профессиональной деятельности, я пришла к выводу о том, что особое внимание нужно уделять взгляду, направленному на ребенка. Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие, отталкивает и пугает. Пристальный и бесцеремонный – оскорбляет. Открытый, приветливый – располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение. Жест, также как и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, выразить расположение. Это позволит вам в работе с жестовой речью выбирать правильные направления. Важным элементом общения является интонация. Интонация бывает посланницей радости и огорчения. Правильно выбранная интонация является залогом успешного коммуникативного общения. Все вышеперечисленного можно отнести к основным составляющим процесса жестовой коммуникации.
Библиографический список
1. Боровская, И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др.; под ред. Т. В.Лисовской. - Мн.: НИО, 2017. — 216 с.
2. Коваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей с ОВЗ (5-10 лет).- М.; Издательство Гном и Д, 2016.
3. Шипкова И. Н. Методические рекомендации // https://mdiuod.ru/data/49a948770c31788f5d120815e9993a4d.pdf.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация здоровьесберегающей среды для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в школе"
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного уч...
Индивидуальный план обучения ребенка с умеренной умственной отсталостью
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программойна 2012-2013 учебный годс детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Учитель-дефектолог Исаева М.А.Предметная обл...
Индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
Программа расчитана на обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью на учебный год. Разделена на 4 предметные области: Сенсорика. ФЭМП; ППД; Ориентировка в простр...
Конспект индивидуального занятия для ребенка с умеренной умственной отсталостью «Учим цвета с куклой Машей»
Коррекционная работа...
Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и РАС.
Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста (5 лет) с умеренной умственной отсталостью и РАС....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПИКТОГРАММАМИ
В статье представлен опыт работы по формированию представлений о живой природе через работу с пиктограммами у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы к...
АОП для ребенка-инвалида с умеренной умственной отсталостью
Адаптированная образовательная программа для ребенка-инвалида с умеренной умственной отсталостью, разработанная специалистами ДОО на основе коллегиального заключения ПМПК, у учетом актуального развити...