Сообщение "Применение жестовой речи в коммуникативной среде ребенка с умеренной умственной отсталостью"
статья (младшая группа)

Для воспитателей коррекцтонных учреждений и учителей дефектологов коррекционных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_kovalchuk_em_2021.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

Применение жестовой речи в коммуникативной среде ребенка с умеренной умственной отсталостью

Сообщение

на методическом объединении специалистов структурного подразделения психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью школьного возраста

     Ковальчук Е.М.,

воспитатель

Санкт-Петербург

2021 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………….........................3                

1. Особенности коммуникации воспитанников с интеллектуальными нарушениями……………………..…………………………………………………………...….4

2. Понятие жестовой коммуникации…………………………………………………………...5

3. Коммуникация с помощью жестов…………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………………………….8

Библиографический список……………………………………………………………………..9

        

Введение

«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

С самого раннего возраста воспитанники дома-интерната оказываются под гиперопекой своего окружения, не только бытовой, социальной, но и коммуникативной. Это вызвано в значительной степени их нарушениями. Окружение имеет тенденцию «говорить за них», «решать за них», поэтому дети принимают пассивную роль в коммуникации и в лучшем случае отвечают на вопросы, которые им задают. Более того, многие воспитанники имеют ограничения в движении, что невольно делает их зависимыми от среды. Таким образом, им трудно инициировать коммуникацию, выражать свои чувства и вести обычный социальный разговор.

Развитие коммуникативной среды и формирование коммуникативных навыков позволит максимально раскрыть процесс самореализации каждого воспитанника в различных сферах жизнедеятельности с учетом его индивидуальных психических и физических особенностей. Коммуникативная компетентность – это одно из ведущих средств повышения активности, самостоятельности и социальной адаптации детей с ОВЗ.

1. Особенности коммуникации воспитанников с интеллектуальными нарушениями

Коммуникация - это вступление в контакт с окружающим миром, проявление интереса к нему, совместное с другими людьми воздействие на мир и его формирование через диалог.

Множественность психофизических нарушений негативно влияют на возможности самовыражения ребенка. В силу отсутствия контроля за движениями органов артикуляционного аппарата дети с трудом воспроизводят отдельные звуки и слоги. Как результат - их коммуникативные попытки часто не замечаются или неправильно истолковываются. Двигательные нарушения ограничивают возможности зрительного восприятия источников звуков окружающего мира, располагаемых вне поля зрения ребенка, а также ориентировочно-исследовательскую деятельность. Информацию об объектах, их свойствах и назначении дети усваивают благодаря помощи взрослых. Однако многое из того, что составляет содержание развития в определенном возрасте, с ними не обсуждается и не рассматривается.

Коммуникативные сигналы ребенка неоднозначны, ребенок не в полной мере получает необходимые для развития стимулы. Дети рано усваивают, что их коммуникативные сигналы не всегда находят понимание и адекватное 6 подкрепление со стороны ближайшего окружения. Понимание того, что своим коммуникативным поведением они могут управлять окружающим миром, не складывается.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации ребенок оказывается в большой зависимости от своих коммуникативных партнеров. Лицам из ближайшего окружения ребенка приходится трудно, поскольку они не понимают его коммуникативные сигналы. Очень сложно предложить ребенку что-либо, соответствующее его потребностям и интересам. Неясность детских реакций, недостаточность коммуникативной инициативы и направленности внимания вселяют в них неуверенность. Наряду с тяжестью психофизического нарушения коммуникативное поведение ребенка определяется стратегией поведения взрослых. Таким образом, поведение ближайшего окружения может как стимулировать развитие коммуникативной компетенции ребенка, так и тормозить его.

2. Понятие жестовой коммуникации

Движения тела и жесты – составная часть нашей ежедневной коммуникации. В случае отсутствия и ограничения устной речи движения тела и жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих. Жестовая речь является средством альтернативной и дополнительной коммуникации.

Дети с умеренной умственной отсталостью с помощью жестов, мимики и других действий дети начинают выражать потребность в коммуникации при условии активного обучения жестовой речи. Они в состоянии указывать на определенные части тела или на людей и имитировать простые действия. В этом возрасте ребенку уже можно предложить отдельные жесты. Коммуникация с опорой на жесты способствует пониманию и общению, а полученный позитивный опыт развивает мотивацию и действия ребенка.

Детям постарше и подросткам с умственными ограничениями легче, когда многие жесты содержат отчетливые признаки обозначаемого объекта, например, напоминают форму, действие или характерное качество. Такое частичное сходство облегчает понимание, запоминание и вспоминание жестов.

Выбор жестов обусловливается требованием соответствия интересам и конкретному жизненному окружению ребенка. Их используют в особо значимых ситуациях. Таким образом, дети лучше запоминают связь между жестами и словами».

Из вышесказанного следуют выводы:  

  • с помощью жестов как средства поддерживающей коммуникации дети приходят к непосредственному пониманию возможности оказывать воздействие на окружающих;  
  • они впервые осознают смысл и значение слова; могут более понятно общаться, что сводит к минимуму неудачные попытки коммуникации;
  • выполнение и восприятие жестов задействует различные анализаторные системы (зрительную, кинестетическую), что улучшает понимание сообщения;  
  • большинство жестов содержит явные признаки обозначаемого объекта: форма, действие или существенное качество, что облегчает запоминание и воспроизведение сказанного;  
  • визуализация языка побуждает ребенка к внимательному наблюдению за говорящим, что улучшает его восприятие (видит мимику, артикуляцию, движения тела);  
  • в отличие от слов жесты предъявляются визуально, в медленном темпе, что облегчает их понимание;  
  • если ребенок имитирует определенные действия или предметы, то речь уже идет о начальной символизации; использование жестов стимулирует понимание символов;

Преимущества и недостатки системы жестов

Преимущества:

Преимущества жестов по сравнению с другими средствами поддерживающей коммуникации состоят в следующем:  

  • жесты всегда находятся «под руками», их можно применять всегда;
  • везде в отличие от технических средств коммуникации;
  • жесты располагают намного большим «словарем», чем другие наборы символов;  
  • другие неязыковые системы символов сосредоточивают внимание на самой системе коммуникации (например, коммуникативные таблицы с картинками), тогда как при использовании жестов важно обращение непосредственно к партнеру.

Недостатки:  

  • некоторые жесты понятны только «посвящённым». Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций;  
  • жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли»;
  • ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.

3. Коммуникация с помощью жестов

Обучение жестам не требует от окружающих каких-либо специальных знаний. Важно проявлять интерес к данной форме коммуникации, готовность учить жесты вместе с ребенком. Наряду с этим нужно выбрать такую систему жестов, которая позволит постоянно расширять словарный запас.

Обучение жестам начинают с упражнений на осязание, их цель – помочь ребенку осознать собственные руки. Движениям рук можно обучить с помощью игр на хватание, пальчиковой гимнастики и других упражнений.

В процессе обучения жестам целесообразно формировать умение устанавливать зрительный контакт (например, с помощью упражнений на восприятие выражений лица). Поначалу нужно выражать жестами только те слова, которыми ребенок обозначает какое-то действие. Необходимо вовлекать в коммуникацию с помощью жестов и окружающих, например, путем составления книг всех жестов, которыми овладел ребенок.

Заключение

Используя жестовую коммуникацию в своей профессиональной деятельности, я пришла к выводу о том, что особое внимание нужно уделять взгляду, направленному на ребенка. Хмурый, настороженный взгляд вызывает недоверие, отталкивает и пугает. Пристальный и бесцеремонный – оскорбляет. Открытый, приветливый – располагает к человеку, настраивает на живое, доверительное общение. Жест, также как и взгляд, может обидеть, унизить, возмутить и, наоборот, выразить расположение. Это позволит вам в работе с жестовой речью выбирать правильные направления. Важным элементом общения является интонация. Интонация бывает посланницей радости и огорчения. Правильно выбранная интонация является залогом успешного коммуникативного общения. Все вышеперечисленного можно отнести к основным составляющим процесса жестовой коммуникации.

Библиографический список

1. Боровская, И.К. Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др.; под ред. Т. В.Лисовской. - Мн.: НИО, 2017. — 216 с.

2. Коваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей с ОВЗ (5-10 лет).- М.; Издательство Гном и Д, 2016.

3. Шипкова И. Н. Методические рекомендации // https://mdiuod.ru/data/49a948770c31788f5d120815e9993a4d.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация здоровьесберегающей среды для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в школе"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного уч...

Индивидуальный план обучения ребенка с умеренной умственной отсталостью

Индивидуальный план обучения и результаты овладения программойна 2012-2013 учебный годс детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Учитель-дефектолог Исаева М.А.Предметная обл...

Индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью

Программа расчитана на обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью на учебный год. Разделена на 4 предметные области: Сенсорика. ФЭМП; ППД; Ориентировка в простр...

Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и РАС.

Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста (5 лет) с умеренной умственной отсталостью и РАС....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПИКТОГРАММАМИ

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о живой природе через работу с пиктограммами у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы к...

АОП для ребенка-инвалида с умеренной умственной отсталостью

Адаптированная образовательная программа для ребенка-инвалида с умеренной умственной отсталостью, разработанная специалистами ДОО на основе коллегиального заключения ПМПК, у учетом актуального развити...