Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей "Юные таланты"
рабочая программа (подготовительная группа)

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей "Юные таланты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yunye_talanty.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей «Юные таланты»

Разработала:

воспитатель

Марченкова Н. Ю.

Содержание

1. Пояснительная записка

    1.1 Цель и задачи программы

    1.2 Принципы реализации программы

    1.3 Планируемые результаты

2. Содержание программы

    2.1 Творческая одарённость и её проявление

    2.2 Методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада

    2.3 Работа с детьми

  • Условия для развития одарённости
  • Формы работы с одарёнными детьми

    2.4 Работа с родителями

  • Формы работы с родителями

3. Литература

Пояснительная записка

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность каждому ребёнку достигать больших высот в своём развитии.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия всех способностей. Поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одарённых детей в детском саду. Одарённый ребёнок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Для ребёнка дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и лёгкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одарённости, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, когда родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка.

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи:

  • разработать систему мониторинга и развития предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста;
  • выявить детей с предпосылками одарённости;
  • создать условия для индивидуального развития способностей ребёнка;
  • разработать план мероприятий по развитию творческих способностей воспитанников детского сада.

Участники реализации программы:

воспитанники старшего дошкольного возраста

педагоги ДОУ

родители воспитанников.

Принципы реализации программы:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников.

2. Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание, процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности каждого ребёнка. Реализация этого принципа особенно важна для одарённых детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

3. Принцип учёта возрастных особенностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям одарённых воспитанников на разновозрастных этапах.

4. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками творческой одарённости.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в творческой деятельности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления одарённых детей.

4. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сопровождения одарённых детей.

Содержание программы

Творческая одарённость и её проявление

Художественная одарённость

Проявление фантазии в творческих художественных работах, высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки).

Вокальная одарённость

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.

Литературная одарённость

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, лёгкое запоминание стихов.

Артистическая одарённость

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память.

Выявление способных детей продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка.

Методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада

1. Наблюдение

2. Лист экспертной оценки

3. Изучение продуктов детского творчества

4. Анализ результатов анкетирования родителей. 

Тест креативности Торранса. Данный тест ориентирован на исследование развития творческой одарённости детей. Тест «Закончи рисунок» («Нарисуй картинку»), тест «Дорисовывание фигур». 

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной, академических достижений.

Методика «Карта одарённости» разработанная А. И. Савенковым. Методика предназначена для родителей и позволяет оценить степень развития ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная.

Работа с детьми

В дошкольном учреждении необходимо создать условия, при которых развитие одарённости будет проходить наиболее эффективно.

Условия для развития одарённости

1. Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребёнка.

2. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребёнку, обстановки формирующей у ребёнка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.

3. Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одарённости, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребёнка.

4. Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приёмов, игровых технологий.

5. Работа кружков, развивающих творческую направленность ребёнка.

6. Участие детей в различных праздниках, выставках детского творчества.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия
  • творческие мастерские
  • кружки по интересам
  • конкурсы
  • работа по индивидуальным планам
  • проектная деятельность
  • создание детских портфолио

Работа с родителями

Влияние семьи на становление личности ребёнка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержке физического и психического здоровья одарённого ребёнка в любом возрасте.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
  • родительские собрания;
  • консультации;
  • памятки-рекомендации, папки-передвижки;
  • совместные проекты;
  • организация выставок совместного творчества родителей и детей.

Литература

1. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одарённые дети. – М.,1991

2. Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе. – Москва, 2000

3. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996

4. Баландина Л. А., Гаврилова В. Г., Горбачёва И. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов- на-Дону, 2004

5. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одарённости: понятия, виды, проблемы. – М., 2005

6. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей / под ред. А. М. Матюшкина. – М., Воронеж, 2004      

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов»

Программапо выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ«Радуга талантов»...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей второй младшей группы «Творческая мастерская»

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 "Аленький цветочек"     ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протоко...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов» 15.10.22

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ«Радуга талантов»...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Наши таланты"

Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Наши таланты"

Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенна...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов»

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...