Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
В статье показана роль исследовательской деятельности в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Использование различных форм исследовательской деятельности в работе с детьми способствует становлению начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений окружающего мира. Приведены конспекты непосредственно-образовательной деятельности с элементами исследовательской деятельности. Адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность.
Социально-экономические изменения в обществе, реформирование системы образования, постоянно увеличивающийся поток информации требуют особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе свойственной им любознательности и интереса к познавательной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать и анализировать, создавать собственные продукты творчества. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, с участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя их общественными нормами поведения. Собственное поведение ребенка характеризуется наличием сформированных мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей. Это приводит к тому, что дошкольник может кропотливо и сосредоточенно заниматься исследовательской деятельностью, творчеством, что ведет к раскрытию потенциальных возможностей, всплеску таланта.
В настоящее время исследовательская деятельность приобретает особую актуальность, так как в ходе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.
Исследовательская деятельность развивает познавательные способности детей, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, умение делать умозаключения и выводы.
Поэтому, исследовательскую деятельность я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения дошкольников. Я считаю, что необходимо внедрять элементарную исследовательскую деятельность, уже начиная с младшего дошкольного возраста и видеть перспективу развития на протяжении всего дошкольного возраста.
При организации исследовательской деятельности с детьми я ставлю следующие задачи:
- Формирование представлений об окружающем мире. Развитие способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
- Развитие собственного познавательного опыта при помощи наглядных средств (моделей, символов, условных образов).
- Поддержание у детей инициативы, критичности, самостоятельности, сообразительности.
Исследовательскую деятельность я включаю в следующие формы работы с детьми:
- Непосредственно-образовательная деятельность.
- Занятия в кружке «Маленький исследователь».
- Наблюдение и труд в уголке природы и на участке.
- Экскурсии в природу.
- Художественно-продуктивная деятельность.
Проводя самостоятельные исследования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель исследования;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- проверять предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
В своей работе с детьми для развития познавательных способностей я провожу непосредственно-образовательную деятельность в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Образовательные ситуации носят интегративный, проблемно-поисковый характер и предполагают активную самостоятельность детей в решении познавательных, коммуникативных, экологических, социальных, творческих задач.
Фрагменты непосредственно-образовательной деятельности детей.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
ТЕМА: «Звук [З], буква З. Ударение»
(подготовительная к школе группа)
Программное содержание:
- Закреплять правильное произношение звука [З].
- Формировать у детей представление о том, что от ударения зависит смысл слов.
-Развивать умения выдвигать предположения, проверять их самостоятельно, делать выводы.
Я организую образовательную деятельность в виде проблемно-игровой ситуации. Дети самостоятельно выполняют следующее задание: читают про себя слово, написанное на доске замок. Затем рисуют в тетради предмет, который, по их мнению, обозначает это слово. Часть детей рисует замок (здание), другая – замок (которым запирают дверь).
Я вывешиваю рисунки на доске: справа – те, что изображают замок (здание), слева – замок (которым запирают дверь).
Демонстрация рисунков вносит оживление, вызывает удивление, некоторые дети спорят, кто нарисовал «правильно». Я, выдерживая эмоциональную паузу, даю возможность детям обсудить увиденное, а затем спрашиваю: «Почему вы нарисовали два таких разных предмета – здание и замок, которым запирают дверь? Почему так получилось? Ведь я написала на доске одно слово?»
Дети выдвигают гипотезы, смысл которых сводится к следующему: в этом слове скрыты два слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. Я предлагаю произнести эти слова и послушать, как они звучат, а затем определить, в чем разница в произношении.
С этой целью я даю следующее задание: «Я покажу вам рисунок, а вы хором назовете тот предмет, который на нем изображен.» По ходу демонстрации дети произносят слова «замок» и «замок». Далее в процессе беседы выясняется, почему эти слова произносятся по-разному, от чего зависит их произношение. Так постепенно дети самостоятельно приходят к выводу: ударение в этих словах падает на разные слоги, и от того, на какой слог оно падает, зависит его смысл.
Таким образом, новое знание о том, что от места ударения в слове зависит его смысл, дети получают не в готовом виде, а самостоятельно, путем разрешения проблемной ситуации. Постановка проблемы помогла каждому осознать возникшее противоречие и включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной воспитателем, и выполняя его задания, дети самостоятельно открыли новые для себя знания, сделали из фактов выводы и обобщение.
Область «Познания»
Тема: «Путешествие на Северный полюс»
(подготовительная к школе группа)
Программное содержание:
- Систематизировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера.
- Формировать у детей представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
- Развивать у детей способность наблюдать, описывать, выдвигать гипотезы, самостоятельно проводить эксперименты и наблюдения, делать выводы и умозаключения.
После эвристической беседы дети делают вывод об особенностях природных условий Крайнего Севера.
Далее я организую проблемную ситуацию, чтобы активизировать самостоятельную деятельность детей.
Я задаю детям проблемные вопросы:
- Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью белого медведя на сильном морозе?
Дети отвечают: Может она замерзает?
- «Так значит, медведь, выйдя из воды, покрывается льдом?» - спрашиваю я детей.
Дети утверждают, что этого не происходит и выдвигают предположения:
- Допустим, медведь стряхивает воду.
А как нам проверить гипотезу? Дети предлагают провести эксперимент.
Исследовательская деятельность.
В емкость с водой дети опускают руку и тут же вынимают. Они обращают внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Затем встряхивают воду с руки, вода остается на руке. Затем дети протирают руку жиром или маслом, и снова опускают руку в воду.
Дети замечают, что вода не покрывает всю руку, она собралась капельками. Когда дети встряхивают рукой, капельки легко отлетают.
Дети делают вывод: Шерсть белого медведя пропитана жиром. Это спасает его от замерзания.
Таким образом, дети в ходе исследовательской деятельности дети самостоятельно получают знания о приспособлении животных Крайнего Севера к среде обитания.
Существенным итогом моей работы можно считать появление и повышение интереса детей к исследовательской деятельности. Такой вывод я сделала по результатам своих наблюдений за детьми и проводя с ними диагностику. У детей наблюдается высокий уровень развития познавательных способностей по сравнению с теми, кто такой школы не прошел. Так же хочется отметить положительное влияние исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Значит, я выбрала нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а это значит, что только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Изучение развития познавательных способностей старших дошкольников позволяет реализовать главную задачу педагогической психологии - исследовать условия, факторы и средства совершенствования познавател...
«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»
гТе«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»познавательной активности старших дошкольников через эксТема пма педагогического проекта: «Развитие...
План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...
Самообразование " Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность"2020-2022
самообразование 2020-2022 г...
Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредставм театрализованной деятельности (из опыта работы)....
Методическая разработка: «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем раньше начать развивать детское...