«Экологическое воспитание у дошкольников как развитие самосознания»
статья

Алиева Анастасия Валерьевна

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_doklada.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание у дошкольников как развитие самосознания»

       Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.  В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

      Чем меня привлекла экология?  Экология -  это добро, любовь и красота. И если в души наших детей сумеем вложить всё это, то через десятки лет наше будущее будет светлым, чистым, уютным. Обучая детей экологической культуре, на первый план я ставлю нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие. Научить ухаживать за животными не сложно, но большого труда стоит привить истинную любовь к животному, заботливое отношение, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи.

      Каждому человеку планеты земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным.

        Я хочу в своем  проекте показать опыт работы по экологии с детьми старшего возраста. Именно экологическое воспитание способствует формированию таких качеств ребенка, как самодостаточность, активность, способность к адекватному оцениванию не только собственного поведения и состояния, но и поведения и состояния рядом находящихся.  Но самым важным, на мой взгляд, является то, что в процессе этой деятельности можно помочь ребенку развивать чувство уверенности в своих силах и сформировать позитивное отношение к своему “Я”.
      Цель проекта: Воспитывать в  детях любовь и бережное отношение к природе.

        Задачи:

     1.Вызвать у детей интерес к природе и проблемам её охраны.

  1. 2.Расширять знания детей о природе и о взаимосвязи в ней.
  2. 3.Вовлекать детей в деятельность по сохранению и улучшению природной среды.
  3. 4. Воспитывать навыки культурного поведения в природе.
  4. 5. Воспитывать любовь ко всему живому по принципу «все на свете друг другу нужны».
  5. 6. Привлекать к работе по экологии родителей.

    Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что своей яркостью и многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Все новое удивляет и вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. И тут самое главное – правильно ответить на них, чтобы у ребёнка формировалось правильное представление об окружающем мире, развивалась любознательность, наблюдательность, формировалось экологическое сознание.   Все это затем окажет благотворное влияние на творческую деятельность, на склад его характера.

       «Если хотите научить ребёнка логически правильно мыслить – ведите его в природу»,- советовал известный педагог К.Д.Ушинский.

      «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». Уго Фоско.

Формы работы с детьми по экологическому воспитанию.

 Экологические досуги и праздники игры;

- наблюдение в уголке природы; целевые прогулки на природе;

- в экологической комнате проводим чтение художественной литературы, беседы на экологические темы, различные виды творчества на экологическую тематику;

 -изготовление поделок из природного и бросового материала;

- ведется поисково-исследовательская деятельность;
- сбор коллекций семян, составление гербариев;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе,

-  использование мультимедийных  презентаций.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

 - Анкетирование, беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме, КВН.

 - Консультации  по экологической направленности для родительского уголка.

- Участие в выставках, конкурсах.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических  альбомов,     плакатов, папок- передвижек.
   С самого начала моей работы мне были интересны занятия по ознакомлению с природой, а позднее появились публикации С. Н. Николаевой. Брала как часть занятия, потом занятие в целом, а со временем в эти занятия добавляла свои задумки.
    Во время целевых прогулок ребенок любуется красотой природы.
 
Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку.
 Целевые прогулки на природу являются источником обогащения жизнь прекрасным. Обучая детей после прогулок отображать на бумаге природу - цветы, бабочек и т.д., воспитатели формируют их эстетические вкусы, желание создавать красоту вокруг себя. Природа является тем окружением, в котором живут дети, красоту которого воспринимают, она радует глаз, оказывая сильное влияние на формирование их личности.

   С детьми часто посещаем выставки цветов. Где дети с интересом рассматривают   разновидности кактусов и фиалок. Закрепляем название цветов.
    Во время беседы о бабочках
 развиваем  наблюдательность, внимание. Воспитываем бережное отношение к природе, интерес к жизни бабочек.       Беседа о птицах вызывает у  любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
 Благодаря уходу за комнатными растениями дети закрепляют  знания  и углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений. Воспитываться  стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

       Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями.

Работу с родителями провожу в форме собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия:
- ознакомление родителей с работой детского сада по экологии (открытые занятия, видеофильмы);
-  информация в уголках для родителей
- соревнования “Папа, мама, я – здоровая семья” .
         При участии родителей были организованы выставки рисунков на темы: «Мой дом — Земля»,  «Зелёная планета».  А также были организованы конкурсы  «Летний букет», «Поделки из овощей»,   «Самая лучшая кормушка для птиц».  Стало хорошей традицией  проводить дни открытых дверей с показом мероприятий на экологическую тему.  
    В результате работы по экологии у детей   повысился уровень экологических знаний, дети стали более ответственными, самостоятельными.

- научились правильно относиться к объектам и явления природы, практическим действиям по ее охране.

 -  появилось желание общаться с природой, и отражать свои впечатления через различные виды деятельности,

-принимать участие в экологических окружных  конкурсах, за которые получают призовые места.

      Сегодня мой дошколёнок не будет разорять гнёзд, стрелять из рогаток по животным, не будет топтать муравьёв и жучков.  Завтра юный школьник будет учить правилам поведения в природе своих сверстников. А став взрослым, он будет строить очистные сооружения для завода, чтобы сберечь речку, которая бежит рядом. И если всё это исполниться, то как хорошо нам с вами будет жить!

       Ведь так хочется, чтобы на этой прекрасной планете жили прекрасные люди, так хочется, чтобы к густым садам и белым новым домам всегда возвращались аисты, при виде которых в душах людей поселяются покой, радость, безмерное счастье от мира на родной Земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Экологическое воспитание как средство интеллектуального развития дошкольников

Экологическое воспитание, интеллектуальное развитие дошкольников через природоведческую тематику, путем  вовлечения детей в опытно -  экспериментальную деятельность, с использованием совреме...

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"

Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....

Проект по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание младших дошкольников»

Методика работы с детками в рамках проекта разработана на базе интегрированного подхода....