Программа "Весёлые нотки"
методическая разработка (подготовительная группа)
Программа по развитию певческих и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vesyolye_notki_orehova_t._i.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Дюймовочка» гп. Приобье Октябрьский район Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ Программа по развитию певческих и творческих способностей дошкольников
Автор-составитель
музыкальный руководитель
Т. И. Орехова
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………3
2. Содержание программы…………………………………………………………………………….4
3. Методические рекомендации к программе «Весёлые нотки»……………………………………7
4. Межпредметные связи………………………………………………………………………………9
5. Перспективный план работы по годам обучения………………………………………………..12
6. Учебно-творческий план…………………………………………………………………………..15
8. Литература………………………………………………………………………………………….18
- Пояснительная записка
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов комплексных и вариативных программ. Появление новых документов, в том числе, «Концепции дошкольного воспитания», ставят перед педагогами ДОУ достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована, но и отвечала бы принципам «Концепции дошкольного воспитания», а также способствовала бы эффективному творческому развитию детей.
Концепция Программа по развитию певческих способностей дошкольников «Весёлые нотки» строится на принципах сочетания процесса обучения и процесса творчества.
Главной идеей программы является развитие вокально-хоровых навыков, песенного творчества, музыкальных способностей и духовной культуры на основе синтеза разных видов искусства. Принципы реализации программы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений.
Изучив исторический опыт эстетического воспитания средствами певческого искусства, можно сделать вывод, что актуальность «пения со словом», высказанная Аристотелем и Платоном еще в античные времена, не утратила своего значения и по сей день. Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, а также средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения – сольного и хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.
Благодаря слову, песня доступнее детям по содержанию, чем любой музыкальный жанр. Текст песен помогает ребёнку понять содержание музыки, делая её менее абстрактной, а музыкальный образ более конкретным. Само исполнение песен является своеобразной эмоциональной реакцией ребёнка на окружающее, выражением его настроения. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию.
Новизна программы состоит в том, что в основу положена идея сенсорного музыкального развития детей дошкольного возраста.
Цель программы
Развитие певческих и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи программы
- Формирование художественно-эстетического вкуса и интереса к пению.
- Развитие вокально-хоровых навыков.
- Совершенствование исполнительского мастерства.
- Развитие творческих способностей в пении.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Возраст детей
- 4-5 лет (первый год обучения);
- 5-6 лет (второй год обучения);
- 6-7 лет (третий год обучения).
Условия реализации программы
- Программа реализуется музыкальным руководителем в сотрудничестве с педагогами и родителями.
- Место и время реализации программы: музыкальные занятия; музыкально-дидактические игры и упражнения в свободное время; занятия в детском музыкальном театре «Золотой петушок».
- Музыкально-обогащённая среда группы для самостоятельной деятельности детей.
Пути реализации программы
В работе с детьми:
- Внедрение новых форм и методов в организации занятий.
- Широкое включение песни в повседневную жизнь детей в детском саду и дома.
- Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий.
В работе с педагогами:
- Осуществление совместной работы с педагогами по внедрению программы.
- Проведение семинаров-практикумов с целью повышения компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания и приобретения вокально-хоровых навыков в репетиционной работе с детьми.
- Создание предметно-развивающей сферы.
В работе с родителями:
- Проведение бесед-консультаций на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и др.
- Привлечение родителей к участию в праздниках в детском саду.
- Анкетирование родителей для изучения их представлений о развитии певческих и творческих способностей детей с целью обеспечения обратной связи с семьёй.
В работе музыкального руководителя:
- Расширение профессиональных знаний путем участия в заседаниях методических объединений, педагогического совета, семинарах, фестивалях, конкурсах.
- Участие в концертной деятельности (вокальный ансамбль «Мелодия»).
- Обзор научно-методической литературы.
- Накопление теоретического и практического материала
Ожидаемый результат
К концу третьего года обучения дети дошкольного возраста должны иметь устойчивый интерес к пению, особенно детских песен; уметь эмоционально исполнить их; расширить певческий диапазон на 2-3 тона; петь выразительно, правильно передавать мелодию; петь индивидуально, подгруппами и коллективно; использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах.
Воспитатели должны знать все песни, которые поются с детьми, сами петь и выступать на утренниках; создавать условия в группах для песенной деятельности детей; вести работу с родителями по охране голоса ребенка.
Родители должны знать необходимость и пользу пения; быть знакомы с детским песенным репертуаром; поддерживать интерес детей к песне в семье.
Педагогическая диагностика (методика Л. В. Школяр)
- Изучение особенностей эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыкальные произведения.
- Изучение особенностей певческих умений детей: звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, слаженности исполнения.
- Определение особенностей музыкального слуха детей. Выявление способности к сравнительному анализу эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений.
- Диагностические методы: беседа; ритмические задания; диагностические игры.
2. Содержание программы включает в себя занятия разных типов: типовые, сюжетные, доминантные, интегрированные, занятия мини-концерты, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. В рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- Вокально-хоровая работа;
- Восприятие музыки;
- Занятия по музыкальной грамоте;
- Музыкально-дидактические упражнения и игры;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционные упражнения;
- Фонопедические упражнения;
- Пальчиковые игры;
- Игра в шумовом оркестре;
- Двигательные упражнения;
- Танцевальные разминки и композиции.
Формы занятий:
- По количеству детей: групповые, подгрупповые и индивидуальные.
- По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: концерт перед детьми; концерт перед родителями и сотрудниками; фестиваль.
- По дидактической цели: вводное занятие; занятие по углублению знаний; открытое занятие по контролю знаний, навыков и умений; комбинированные формы занятий.
Темы занятий:
- 1 год обучения: «В мире загадочных звуков»; «Веселая гимнастика»; «Играем пальчиками и развиваем речь»; «Сказка на шумовых инструментах»;
- 2 год обучения: «Музыка голоса или пение»; «Музыкальная палитра»; «В гости к музыке!»; «В гостях у сказки»; «Зарядка для лица и языка»;
- 3 год обучения: «Дружная семья»; «Волшебной музыки страна», «С песенкой по лесенке»; «Чтобы голос был послушным»; «Музыкальные фантазии».
Формирование репертуара и основные требования к подбору песенного материала.
Основные требования к детскому репертуару - это идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. При выборе песни необходимо учитывать, как она помогает решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, что она вносит нового в усвоение певческих навыков и какова степень трудности ее исполнения, отвечает ли она интересам и потребностям детей.
Большое значение имеют особенности музыкального языка детской песни. Песня должна быть написана в удобной тесситуре с учетом голосовых возможностей дошкольника. Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен проанализировать ее по следующей схеме:
- Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.
- Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста.
- Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, лад, размер и т.д.
- Особенности для детского восприятия: фортепианное сопровождение, художественные достоинства, выразительность, доступность.
- Структура (форма) песни: одночастная, двухчастная, куплетная (запев, припев).
3. Методические рекомендации к программе «Весёлые нотки»
Начинаются занятия с музыкального приветствия: «Здравствуйте, ребята!», Дети в ответ: «Здравствуйте!». В игровой форме проводится комплекс различных подготовительных упражнений к дальнейшей вокально-хоровой деятельности. Далее - приветствие хореографу (девочки – реверанс, мальчики - поклон). Исполняется танцевальная разминка, поднимающая настроение и способствующая развитию чувству ритма и двигательной активности детей. Затем все садятся на места. Дети отдыхают после двигательной нагрузки, педагог осуществляет работу по восприятию детьми музыкальных произведений. Этому прекрасно способствует авторское дидактическое пособие по развитию восприятия музыки «Музыкальные картинки».
С помощью картинок воспитанники учатся различать музыкальные произведения по настроению, темпу, динамике, регистру, штрихам. Чтобы это было интересно, понятно и доступно детям, музыкальные понятия соотносятся с изображениями животных, насекомых, птиц, т.к. это очень близко детской природе. Например, различать регистры: высокий, средний, низкий, детям предлагается с помощью соответственно: птички, собаки, медведя. Определить темп музыкального произведения детям помогут черепаха (медленно), ёжик (умеренно), ласточка (быстро), оса (очень быстро). Более сложным заданием для детей будет выкладывание на фланелеграфе карточек с музыкальными терминами, определяющих динамику произведения: p, mf, f, а также музыкальные украшения - штрихи: связно, отрывисто, отчётливо.
Далее проводится тщательная работа по подготовке голосового аппарата к пению: артикуляционная и дыхательная зарядка, распевание. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются различные задания по развитию песенного творчества. Затем начинается работа над вокально-хоровыми навыками. В этом разделе важно использовать как можно больше методических приемов в быстром темпе, это активизирует детей. При обучении дошкольников пению нужно следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети 5—6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев (в таком положении у них лучше работает главная дыхательная мышца — диафрагма). Дети 3—4 лет сидят, опираясь на спинки стульев, руки кладут на бедра, ближе к туловищу. Голову держат прямо, без напряжения, не вытягивая шеи. Песни разучиваются сидя. Выученные песни чаще всего исполняются стоя, так как при этом дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается.
В завершении занятия детям предлагается игра на музыкальных инструментах в игровой форме или концертной, а также исполнение танцевального номера или музыкально-ритмической композиции с пением, в соответствии с тематикой данного занятия. Таким образом, дети получают заряд положительных эмоций, удовлетворяют потребность в двигательной активности, в непринуждённой форме получают разнообразные необходимые знания, умения и навыки в области музыкальной культуры.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на музыкальных занятиях с детьми в детском саду. Для формирования интереса к пению, для развития и закрепления у детей певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание), целесообразно использовать памятку «Методические приемы по пению», дидактическое пособие по развитию певческих способностей «Поём и играем», по обучению нотной грамоте «Музыкальные ступеньки» - это нисколько не утомляет детей, а наоборот, приносит разнообразие и живой отклик. Правильное воспитание певческого голоса происходит на основе развития музыкального слуха, накопления музыкально-слуховых представлений. Вся вокально-хоровая работа с детьми строится на всестороннем развитии музыкального вокального слуха: звуковысотного, мелодического, гармонического, полифонического ладового, динамического, тембрового. Большую роль в обучении хорошему пению играет пение без сопровождения инструмента (а капелла) и без поддержки голоса музыкального руководителя. Необходимость постоянно контролировать свое пение и пение товарищей обостряет слуховое внимание, вырабатывает слуховой самоконтроль. Оно обеспечивает более чистое и «острое» интонирование, способствует выработке единства в исполнении ритма, произношения литературного текста, учит детей понимать особую красоту чистого, совершенного звучания человеческих голосов, составляющих хор.
Воспитывая в детях способность активного восприятия искусства, развивая умение анализировать музыкальные произведения, музыкальный руководитель учит их слышать и видеть краски в музыке. Сочетание разнообразных методических приёмов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и оркестрирования (игра на детских шумовых инструментах), танцевальные и игровые импровизации, а также передача настроения в движении, всё это значительно обогащает процесс слушания музыки, делает его интересным и увлекательным.
Таким образом, система занятий, цикличность, насыщенность, интересный материал помогают решить важную проблему: научить ребёнка слушать и понимать музыку, развить у него эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.
4.Межпредметные связи
Организация педагогической работы по программе «Весёлые нотки» осуществляется с использованием разнообразных видов совместной деятельности детей и взрослых (рис.1)
Рис. 1
Преемственность Важным аспектом в работе над развитием певческих и творческих способностей детей становится взаимодействие детского сада с детской музыкальной школой. Музыкальный руководитель ДОУ и преподаватели ДМШ используют разнообразные формы сотрудничества: экскурсии в музыкальную школу, беседы о композиторах-классиках и музыкальных инструментах, концерты, вечера в музыкальной гостиной.
Материально-техническое обеспечение:
- Музыкальный зал (60-65 кв. м);
- Музыкальный инструмент (фортепиано, электронный синтезатор);
- Сценические костюмы и декорации;
- Детские шумовые инструменты;
- Музыкальная аппаратура;
- Фонотека;
- Наглядные и демонстрационные пособия;
- Картотека:
- артикуляционные, дыхательные, фонопедические, двигательные упражнения;
- пальчиковые игры, игры с палочками.
Систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей - все это позволяет достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальным навыкам детей старшего дошкольного возраста.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Первый год обучения
Средняя группа (4-5 лет)
Задачи:
- Использовать разработанный цикл упражнений на развитие дыхательного и голосового аппарата;
- Вырабатывать навык правильного пения на дыхании;
- Знакомить детей с творчеством детских композиторов через разучивание песен, беседы о творчестве композиторов;
- Формировать познавательный интерес к занятиям;
- Развивать музыкальные сенсорные способности, чувство ритма, память, мышление, воображение;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, обогащать музыкальными впечатлениями.
Виды музыкальной деятельности | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Слушание | «Вальс» Д. Б. Кабалевский | «Колыбельная» А. Гречанинов | Три кита в музыке: марш, песня, танец (беседа) | «Ёжик», «Клоуны» Д. Б. --Кабалевский | Деревянные звуки (беседа) | «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский | «Колоколь чики звенят» В. А. Моцарт | «Игра в лошадки» П. Чайковский | «Болезнь куклы» П. Чайковский |
Пение | «Кончилось лето» Г. Вихарева | «На лесной опушке» Т. Барбакуц | «Урожай едет!» Н. Луконина | «Зимушка-зима» М. Вахрушева | «Зима пришла» С. Протасов | «Ты не бойся, мама» В. Прописнов | «Все любят маму» С. Насауленко | «Веснянка» С. Люзинская | «Песенка цыплёнка» В. Алексеев |
Игра на д.м.и. | «Марш» Э. Парлов | «Ах ты, берёза» р.н.п. | «Шуршащее настроение» | «Детский бальный танец» М. Тарлычев | «Плясовая» р.н.м. | «Шарманка» Р. Шуман | «Песенка о весне» А. Фрид | «На прзднике нашем» И. Пономарёва | «Весёлые музыканты» д.н.м. |
Музыкально-ритмические движения | «Пляска парами» л.н.м. | «Белочки и ежи» м/д игра | «Путешествие» м/игровое творчество | «Хоровод со Снеговиком» З. Роот | «Всё мы делим пополам» | «Бескозырка» (а/к) | «Солнечная капель» С. Соснин | Полька «Топотушки» (а/к) | «Хоровод в лесу» М. Иорданский |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Второй год обучения
Старшая группа (5 -6 лет)
Задачи:
- Продолжать работу над развитием голоса детей, добиваться интонационного, дикционного, динамического и тембрового ансамбля.
- Накапливать музыкальный репертуар;
- Развивать музыкально-образное мышление через сюжетно-музыкальные импровизации;
- Совершенствовать развитие воображения, мышления, памяти, речи;
- Приобщать к различным видам музыкальной деятельности;
- Развивать музыкальный вкус, творческое отношение к музыке;
- Воспитывать интерес и любовь к музыке, отзывчивость на музыку различного характера.
Виды музыкальной деятельности | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Слушание | «Новая кукла» П. Чайковский | «Вальс» П. Чайковский | «Сладкая грёза» П. Чайковский | «Баба Яга» П. Чайковский | «Нянина сказка» П. Чайковский | «В пещере горного короля», «Утро» Э. Григ | «Март» П. Чайковский | «Подснежник» П. Чайковский | «Песня жаворонка» П. Чайковский |
Пение | «Осенняяя песенка» Л. Семёнова | «Осень, как рыжая кошка» И. Куликова | «Белая зима» Л. Куклина | «Разговор с ёлкой» А. Аедоницкий | «Солнышко, грей» а.н.п.» | «Ах, какая музыка!» З. Роот | «Солнышко моё» Я. Жабко | «Апрель пришёл» Е. Сашина | «Ласковая ласточка» И. Четверикова |
Игра на д.м.и. | «Балалайка» Т. Морозова | «Бусинки» элементарное музицирование | «Музыкальная карусель» (а/к) | Оркестр гномов Э. Григ | «Наш оркестр» | «Неаполитанская песенка» П. Чайковский | «Сляшем, Ваня» (а/к) | «Волшебный цветок весны» З. Роот | «Весёлый дом» А. Базь |
Музыкально-ритмические движения | Полька «Рич-рач» ф.н.м. | Танцевальные миниатюры: овощи, ягоды, фрукты | Танцевальная композиция «Зимняя песенка» А. Варламов | «Новогодний хоровод» В.Алексеев | Полька «Барбарики» (CD) | Танец «Вальс» (а/к) | «Бананамама» (CD) | Танец «Весёлые дети» л.н.м. | «Цветочная полечка» В. Шестакова |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Третий год обучения
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Задачи:
- Совершенствовать основные певческие навыки;
- Продолжать развивать музыкально-образное мышление и «чуткое музыкальное ухо»;
- Прививать умение петь по руке дирижера, понимать основные жесты дирижера;
- Прививать навыки культуры общения, сценического поведения;
- Продолжать работать над выразительностью пения, образностью и ритмичностью движений, побуждать к самостоятельности, творческим действиям при импровизации песенного репертуара, передаче музыкального образа, инсценировании;
- Продолжать воспитывать интерес, любовь к музыке, чувство эмпатии к окружающему миру.
Виды музыкальной деятельности | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Слушание | «Детская полька» М. Глинка | «Осенняя песня» П. И. Чайковский | Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьев | «Шествие гномов», «Танец Анитры» Э. Григ | Фрагменты из балета «Щелкунчик» П. Чайковский | Марш из оперы «Аида» Д. Верди | «Менуэт» Л. Боккерини | «Сказка о царе Салтане»; «Три чуда», «Полёт шмеля» Н. Римский-Корсаков | Вальс из балета «Спящая красавица» П. Чайковский |
Пение | «Семь дорожек» В. Шаинский | «Журавушка» Е. Зарицкая | «Птица – музыка» Е. Агафонова | «Новогодняя сказка» З. Роот | «Моя Россия» Е. Струве | «Военная игра» С. Бодренков | «Песенка для мам» З. Роот | «Зелёный мир» М. Парцхаладзе | «Наш любимый дом» Т. Барбакуц |
Игра на д.м.и. | «Ой, вставала я ранёшенько» р.н.п. | «Часики» А.Слонов | «Неваляшки» З. Левина | «Сани с колокольчиками» В. Агафонникова | «Славься!» М. Глинка | «Военный марш» (а/к) | «Ласковая просьба» С.Бойко | «Камаринская» П. Чайковский | «Вальс» И. Штраус |
Музыкально-ритмичные движения | «Задорный танец И. Золотарёв | Полька «Кремена» («Ритмическая мозаика» | «Вальс» А.Петров | Пляска «Валенки» р.н.м. | Танец «Русский лирический» М. Карамышев | Рит. комп. «Кавалеристы» О. Газманов | Пляска «Ягодка лесная» А. Костюк | «Финская полька» ф.н.м. | Танец «Сиртаки» (а/к) |
Учебно-творческий план
Литература | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с сотрудниками | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Октябрь | 1. // Ребенок в детском саду № 5 2008 г. 2. Ритмическая мозаика А. И. Буренина (Санкт-Петербург 2000). 3. «Детский музыкальный театр» Программа дополнительного образования Е. Х. Афанасенко, С. А. Клюнеева, К. Б. Шишова, А. И. Коняшов (Издательство «Учитель» Волгоград 2008) | 1. Мониторинг уровня развития музыкальных способностей детей (средняя группа и подготовительная к школе группа). 2. Цикл занятий «Мы – актеры!» 3. Музыкально-ритмические композиции: «Белочка» В. Шаинского; «Кот Леопольд» Б. Савельева. 4.Занятие «Зарядка для лица и языка». 5. Занятие «В мире загадочных звуков». | 1.«Влияние музыки на психику ребенка»; «Развитие певческих способностей» (Консультация – младший дошкольный возраст). 2. «Делаем праздник вместе»; «С песенкой по лесенке» (Консультации – средний и старший дошкольный возраст). | 1. Совместное планирование работы на учебный год. 2. Перспективные направления в работе 2008-2009 учебного года. 3. Совместная работа с инструктором по физической культуре по подготовке и проведению спортивно-музыкального досуга «Осень в лесу». |
Ноябрь | 1. Театрализованные представления для детей дошкольного возраста
2. Ритмическая мозаика
4. «Детский музыкальный театр». Программа дополнительного образования (Издательство «Учитель» Волгоград 2008) | 1. «Как зайцы дом строили» слова и музыка И. Бодраченко (работа над постановкой театрализованного представления в исполнении Детского музыкального театра «Золотой петушок»). 2. Цикл занятий: Беседы о музыке. (Как появилась музыка. Звуки. Что выражает музыка. Знакомство с музыкальными жанрами). 3. Музыкально-ритмическая композиция «Листья желтые» (песня с движениями). | 1. Помощь в подготовке и проведении осенних развлечений: «Что у Осени в корзинке»; «Лесная аптека» (Разучивание монологов, диалогов в театрализованных представлениях; изготовление элементов костюмов). 2. Посещение театрализованного музыкального представления «Как зайцы дом строили». | 1. Помощь в подготовке и проведении осенних развлечений (изготовление элементов осенних костюмов, декораций, сюрпризных угощений к театрализованным представлениям). 2. Ритмический тренинг для педагогов по обучению их движениям музыкально-ритмических композиций. |
Литература | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с сотрудниками | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Декабрь | 1.//Музыкальный руководитель (№6 2008) 2. Ритмическая мозаика А. И. Буренина ( (Санкт – Петербург 2000). | 1. «Колобок» музыкальная сказка (ДМТ «Золотой петушок»). 2. Музыкально-ритмические композиции: «Белые кораблики» В. Шаинского; «Плюшевый медвежонок». | 1. Помощь в изготовлении костюмов для волшебных новогодних превращений. 2. Помощь в приобретении новогодних подарков для детей. | 1. Закрепление у детей навыков исполнения хороводных песен с движениями возле елки. 2. Изготовление разнообразных атрибутов к новогодним утренникам. |
Январь | 1. «Праздник круглый год» (Издательство «Учитель» Волгоград 2007). 2. «Синтез искусств» О. Куревина 3. «Музыкальная палитра» Программа дополнительного образования Е. Х. Афанасенко, С. А. Клюнеева, К. Б. Шишова, А. И. Коняшов (Издательство «Учитель» Волгоград 2008) | 1. «Встреча с музыкой композитора В. Шаинского» Познавательно - тематический досуг. 2. Работа над артикуляционным аппаратом (использование фонопедических упражнений по методу А. Емельянова). 3. Ритмодекламация. | 1. «Творческие игры дома» (Советы родителям по организации свободного досуга ребенка старшего дошкольного возраста). | 1.Голосо-речевой тренинг. 2. Игры на развитие фонематического слуха. 3. Мелодические каноны. |
Февраль | 1. Театр всевозможного А. И. Буренина. 2. Музыкальные сказки (Аничков мост: вчера, сегодня, завтра. Санкт – Петербург 2006). 3. Ритмическая мозаика А. И. Буренина (Санкт - Петербург 2000). | 1. Этюды на перевоплощение, на развитие образного мышления. 2. Музыкально-ритмические композиции: «Танцкласс» Ф. Лоу, «Вместе весело шагать» В. Шаинского. | 1. Участие родителей в спортивно-патриотическом досуге «Папа – гордость моя!» ко Дню защитника Отечества (подготовительная к школе группа). | 1. Беседы по активизации родителей для участия их в патриотических досугах и шоу-программах, посвященных Дню защитника Отечества и Международному женскому Дню 8 Марта. (Изготовление декораций, атрибутов.) |
Литература | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с сотрудниками | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Март | 1. «Музыкальная палитра» Программа дополнительного образования Е. Х. Афанасенко, С. А. Клюнеева, К. Б. Шишова, А. И. Коняшов (Издательство «Учитель» Волгоград 2008) 2. Ритмическая мозаика А. И. Буренина (Санкт - Петербург 2000). | 1.Работа с пиктограммами эмоций. Мимические каноны. 2.«Дышим и лечимся» (дыхательная гимнастика). 3.Музыкально-ритмическая композиция «Мельница» М. Леграна. 2. «В гости к Солнышку» музыкальная сказка (ДМТ «Золотой петушок»). | 1. Участие в праздничных утренниках, посвященных Международному Дню 8 марта (пляски с детьми, игра в оркестре, участие в инсценировках, выступление семейных ансамблей). | 1.Рисование с детьми портретов мам, бабушек. 2. Закрепление навыков диафрагматического (певческого) дыхания. 3. Подготовка и проведение экологического КВН с родителями и детьми подготовительной к школе группы. |
Апрель | 1. . «Музыкальная палитра» Программа дополнительного образования (Издательство «Учитель» Волгоград 2008) 2. // Музыкальный руководитель (№2,3 2006) | 1. Цикл занятий по вокалу: «Краски в музыке» (По программе «Музыкальная палитра»). 2. «Играем пальчиками и развиваем речь» (Пальчиковые игры на музык. занятиях.) | 1. «Роль музыки в жизни человека» (участие в программе общего родительского собрания). | 1. Помощь в организации и проведении родительского собрания. |
Май | 1. Ритмическая мозаика А. И. Буренина (Санкт - Петербург 2000). 2. //Музыкальный руководитель (№ 3 2009) | 1. Военно-патриотический досуг «Военная игра» ко Дню Победы. 2. Музыкально-ритмическая композиция «Кукляндия» П. Овсянникова. 3. Мониторинг уровня развития музыкальных способностей детей. 4. «Пожар в лесу» музыкальная сказка познавательного направления по ОБЖ (ДМТ «Золотой петушок»). | 1. Помощь в организации и проведении ежегодного Фестиваля детского творчества п. Приобье. 1. Выступление на родительских собраниях о результатах развития музыкальных способностей детей (по желанию родителей). 3. Участие в программе выпускного бала. | 1. Подготовка к ежегодному Фестивалю детского творчества, проходящему в ДК п. Приобье (помощь в изготовлении костюмов, атрибутов). 2. Подведение итогов проделанной работы по музыкальному воспитанию и развитию детей. 3. Изготовление атрибутов и костюмов к выпускному балу. |
Литература
- Альбрехт Ю.Б. О рациональном преподавании пения и музыки в школах, педагогический сборник (СПб 1970 кн. Х.).
- Асафьев Б.В. О народной музыке (Л., 1987).
- Арисменди А. Д. де Дошкольное музыкальное воспитание.
- Афанасенко Е., Клюнеева С. Детский музыкальный театр (Волгоград, 2009).
- Бехтерев В.М. О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства (М., 1916).
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка (М., 1967).
- Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду (М., 1981).
- Ватнова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников (М., 1960).
- Гембицкая Е. Музыкально-эстетическое воспитание детей (М., 1970).
- Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой (СПб., 2010).
- Данилова Л. Работа над детской оперой (М., 1988).
- Домогацкая И. Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет (М., 2008).
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца (М.,1954).
- Кэмпбелл Д.Дж. Эффект Моцарта (Минск, 1999).
- Метлов Н.А. Песни для сада (М., 1958).
- Михайлова М.А. Поем, играем, танцуем в доме и в саду (М., 1997).
- Михайлова М. А.Развитие музыкальных способностей детей (М., 1997).
- Орлова Т.М. Учите детей петь (М., 1988).
- Печковская М. Букварь музыкальной грамоты (М., 1996).
- Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь (СПб., 1999).
- Чистякова М. И. Психогимнастика (М., 1990).
- Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников (М., 2003).
- Школяр Р. Теория и методика музыкального образования детей (М., 1998).
- Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества (М,, 1999).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к музыкальному занятию "Урок пения в Цветочном городе" "Цветные нотки"
Данная презентация поможет закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о нотах ...
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Потерянные нотки"
Занятие предназначено для детей старшего возраста, основанное на специально-подобранных упражнениях и видах музыкальной деятельности, а именно:- пальчиковая гимнастика;- дыхательная гимнастика;- музык...
Сценарий районного конкурса "Веселые нотки"
Районный конкурс "Веселые нотки" проходил в 2011 году на базе МДОУ д/с №1 "Родничок" п.Горный.В конкурсе участвовали 8 детских садов района....
Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"
Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....
разноцветные нотки
интегрированное занятие с детьми, довольно интересное, нотки выполняются из сжатой бумаги...
Перспективный план работы кружка «Весёлые нотки».
МДОУ детский сад «Ромашка» Перспекти...
Конспект интегрированного занятия "Умные нотки"
Интегрированное занятие для старших дошкольников, включающее взаимосвязь образовательных областей "Познание", "Клммуникация", "Социализация"...