Традиции Дагестана
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Дагестан является полиэтнической республикой, уникальной лабораторией для изучения процессов воспитания, приобщения детей не только к культуре своего народа, но и к культуре общества в целом. Многовековые традиции, в том числе и народное искусство Дагестана, помогали и продолжают помогать формированию у детей дошкольного возраста прочных навыков и умений нравственного, эстетического отношения к жизни и творчеству.
Необходимость приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям, воспитание детей средствами народного искусства нашей республики обусловлена современными условиями совершенствования системы образования, где дошкольное воспитание является начальной ступенью развития личности. Основная роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию.
Подчеркивая значение искусства в воспитании детей, Б.М.Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысль и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из средств, содействующих всестороннему и гармоничному развитию личности».
В формировании духовного облика ребенка в прошлом определенную роль играло народное искусство (колыбельные песни, народные сказки, предметы быта, традиционные игрушки и т.д.), и происходило это ненавязчиво в семье, во время детских игр, традиционных народных праздников, обрядов, в процессе труда мастеров и мастериц, в исполнении танцев, песен.
Художественно-эстетическое воспитание представляло собой синтез таких видов искусств, как фольклор, музыка, прикладное искусство. Например, женщины-мастерицы и девочки ткали ковры и пели песни, лепили игрушки и рассказывали сказки, затем устраивали импровизированные сценки, и дети играли. Взрослые и дети, готовясь к праздникам, со вкусом украшали одежду. Изготовляли различные предметы, преподносили их и дарили в сопровождении песен, стихотворных пожеланий и т.д. Все это, естественно, служило хорошей средой для проявления личности ребенка и приобщения его к культуре своего народа. Как известно, народное искусство вобрало в себя все ценное, что веками складывалось и формировалось в жизни горцев: самобытность, поэтичность, образность мышления, мудрость, любовь к природе, труду и многое другое. Правы те специалисты, которые считают, что сегодня нельзя рассматривать народное искусство только как часть материальной, бытовой культуры прошлого.
Как известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.
Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.
Сегодня, когда обновляется содержание образовательных дошкольных учреждений, пересматриваются формы и методы приобщения детей к изобразительной деятельности, необходимо вопросы духовно-нравственного, художественно-эстетического и трудового воспитания дошкольников строить путем ознакомления их с народным и декоративно-прикладным искусством Дагестана, так как орнаментальная основа народного искусства доступна детям для восприятия и отображения в художественной деятельности.
В условиях Дагестана с его богатыми традициями национально-художественной культуры огромное значение в эстетическом воспитании детей приобретает народное искусство (декоративно-прикладное, художественно-речевое, музыкальное, игровое).
Планомерное и целенаправленное изучение народного искусства позволяет детям лучше узнать природу и художественные традиции своего края, народные праздники и обычаи.
Изобразительная и художественно-трудовая деятельность детей осуществляется с использованием различных материалов: бумаги, ткани, глины, ниток, проволоки, фольги, природного материала.
В процессе изобразительной деятельности и художественного труда дети рисуют, лепят и выполняют различные поделки, которые используются для украшения помещений, включаются в игру.
Таким образом, воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется в основном на занятиях (декоративное рисование, лепка, аппликация), а также во время игр, экскурсий, праздников и самостоятельной художественной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
- М.М.Байрамбеков «Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Дагестана», Махачкала, «Дагучпедгиз», 1996г.
- М.М.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», М., Издательский дом «Воспитание дошкольника» - 2005г.
- ДИПКПК «Программа воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях Дагестана», Махачкала, «Дагучпедгиз», - 1992г.
Предлагаю конспект из серии цикла «Знакомство с обычаями Дагестана».
Сценарий праздника «Навруз-Байрам»
Для детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание
- Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления детей о народном празднике. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
- Учить детей петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя звучание). Учить детей делать аппликацию.
- Выполнять танцевальные движения выразительно и ритмично (ковырялочка). Использовать подвижную игру для формирования координации движений. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции.
Репертуар
- Песня «Приезжайте в Дагестан» м.Касимова
- Песня «Горный край»
- Танец «Лезгинка»
- Подвижная игра «Бег на мяче»
- Перетягивание каната
- Эстафета «соревнование трактористов»
Оборудование
- Дагестанские костюмы
- Мячи, канат
- Машины, борозда
- Шерстяные нитки (15-20см)
- Бубны
- Ватман, клей ПВА, кисти, салфетки
- Сито, пшеница
- «Костер»
Ход праздника:
Дети под звучание дагестанской народной музыки входят парами в зал. Впереди идут девочки с бубнами и веточками в руках. Веточки украшены конфетами и разноцветными ленточками. Дети обходят зал и становятся полукругом. Воспитатель поздравляет всех собравшихся с праздником.
1 Девочка: Дома у нас большие,
Окна золотые,
С днем Навруза – днем Весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!
2 Девочка: В доме этом все девицы,
Как одна румянолицы,
Рукава их длинны
И слова их умны.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!
Ребенок: Да развеется тоска,
Да просеется мука,
А мука у нас бела,
Испечете вы пирог.
Нам отрежете кусок.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли,
Ассаламу алейкум!
(Из кумыкского народного фольклора).
Воспитатель: Дагестан знает разнообразные старинные праздники, идущие от традиций и связанные с древними обычаями.
Главным во все времена был праздник «Первой борозды». Праздник этот состоит из двух частей – обрядовой вспашки поля плугом в 2-3 борозды и засевании.
Мы всех гостей приглашаем на праздник «Первой борозды».
Исполняется песня «Приезжайте в Дагестан».
Дети садятся на стульчики.
Ребенок: Праздник «Первой борозды» в даргинских аулах в старину называли «кIубахрули». Этот праздник труда является массовым, радостным, народным праздником.
Ребенок: Лакский аул Кулушац разделен на 2 части ручьем. В старину праздник первой борозды проводили по очереди то одна половина аула, то другая. Старики помнят древний заговор «хъу дюхъаннав, шта оюхъаннав». («Пусть будет богатый урожай, пусть будет много овец и скота, пусть будет много пчел и меду»).
Ребенок: В Южном Дагестане издавна существует старинный народный праздник цветов – Яран-сувар – праздник наступления весны, праздник обновления природы. Вечером у каждого дома разжигают большие костры, через которые прыгают члены семьи. В огонь нельзя плевать, долго смотреть на пламя: оно может ударить («ягъун»), сжечь, опалить, притупить зрение.
В зал забегает с шумом и музыкой пешавар (ряженый).
Пешавар: Ассаламу алейкум! С праздником!
Дети: Ваалейкум ассалам!
Воспитатель: Пешавар, оставайся с нами, будь гостем на нашем празднике.
Ребята, праздник «Первой борозды» - это игры, веселье, соревнования. Самому достойному будет предоставлено право проложить первую борозду. Следить за порядком во время соревнований и эстафет будет наш гость Пешавар.
Воспитатель: Ребята, в старину в это время праздновали «Вацракъар (Вацран йикъар)» буквально Дни Луны. Представление начинается с зарождением нового месяца, а чаще всего, когда замечают появление луны на небе. Обычно это бывает ясными безоблачными вечерами весной и летом.
Выходит Распорядитель представления и мастерит из гибких прутьев (кизиловых или ивовых) предмет в виде полумесяца, который устанавливают на освещенной лунным светом лужайке где-нибудь на окраине села; затем изображение украшают живыми цветами или яркими лоскутками материи.
Девочки выстраиваются по одну сторону импровизированного полумесяца, а мальчики - по другую.
Распорядитель подает знак, и дети по очереди читают стихи.
Дни Луны.
1 Ребенок: Ширвили любил с друзьями
Вацракар водить упрямо
За аулом, над рекой
Светлым лунным вечерком.
2 Ребенок: Чтобы все могли чудесить
Народился новый месяц
И, повиснув между звезд,
Стал на свой обычный пост.
3 Ребенок: Быстро из ветвей кизила
Полумесяц смастерили
И вокруг игрушки той,
Закружились чередой.
4 Ребенок: В шерстяных чухах джигиты
В такт шагают деловито,
А, напротив, ставши в ряд,
Девы напевают в лад.
5 Ребенок: Песнь обрядовую, чтобы
Из сердец изгнавши злобу,
Из людских, богиня Мен
Принесла счастливый день
6 Ребенок: - Мен, о милая богиня,
Усмири свою гордыню,
В облаках не хоронись,
Да над нами наклонись.
7 Ребенок: «Рипе кюль» танцуют пары
Среди них и сын Даглара.
Принаряженная сплошь
Веселиться молодежь.
8 Ребенок: В стороне костер огромный
Освещает мир он темный.
Щедрый всем от предков дар
Этот праздник Вацракар.
Первая эстафета «Бег на мячах».
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, кто сильнее.
Проводится соревнование «Перетягивание каната».
Ребенок: Здравствуй, милая весна,
Ты душиста и ясна
Зеленеют лес и луг
Так красиво все вокруг!
И зовет тепло лучей
На прогулку всех детей.
Девочки исполняют танец «Весенняя фантазия».
Воспитатель: Как красиво девочки танцевали. Какие умницы! Посмотрите скорее, какие ловкие у нас мальчики-джигиты.
Проводится музыкальная игра «Возьми папаху». В игре принимает 6-8 мальчиков.
Входит Ослик. Проходит и останавливается посередине зала, дальше не идет.
Все здороваются с Осликом.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас споем песенку про ослика, и он не будет потом таким упрямым.
Исполняется «Песня про Ослика»
Ослик довольный кивает головой и отходит в сторону.
Воспитатель: Ребята, в дни праздника «Навруз» дагестанский народ заклинал:
Дети по очереди произносят заклинания.
- Да уродит земля.
- Да будут густыми всходы.
- Да умножатся овцы у тех, кто их имеет.
- Да умножатся коровы у тех, у кого они есть.
- Да не будет засухи.
- Да будет достаточно солнца и осадков.
Воспитатель: Вот сколько заклинаний мы с вами вспомнили. А вот вышли наши силачи. Они сейчас будут мериться силой.
Проводится соревнование.
Воспитатель: Вот и определились претенденты на главное соревнование. Самому достойному будет оказана честь проложить первую борозду.
ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором. Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Самый быстрый и заслужит право провести первую борозду.
После игры джигит «прокладывает» первую борозду. Перед осликом идут музыканты, проводится обряд «Первая борозда», и девочка «бросает» в борозду зерна.
Ребенок: Иди весна, иди красна!
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!
Дети читают стихи о весне. 3-4 ребенка.
Ребенок: Весна
Еще в домах пылают печки
И поздно солнышко встает,
Еще у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лед;
Еще к сараю за дровами
Не проберешься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик;
Еще мы все тепло одеты -
В фуфайки, в ватные штаны...
А все-таки весны приметы
Во всем, во всем уже видны
И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны...
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все веселые веснушки
Уселись на одном носу...
Благинина Е.
Ребенок: Весна
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой
— Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада
— Куст сирени у ограды.
Виктор Лунин
Ребенок: Цвет весны
На дворе стоит весна!
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лед за ночь,
Гонит солнце зиму прочь!
Набухают соком почки,
И зеленые листочки
Скоро в струях ветерка
Заиграют! А пока
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Все! Закончились морозы!
Распускаются мимозы!
Вадим Косовицкий
Ребенок: Весенний дождь.
Дождь весенний,
Озорной,
Друг наш босоногий
Мчит вприпрыжку
Без дороги
И зовет:
"За мной! За мной!"
И бегут гурьбой
Мальчишки…
Прибаутки, песни, смех! -
Кто ж бежит быстрее всех?
Дождь весенний,
Шалунишка.
Наталия Антонова
Воспитатель: Ребята, на улице стемнело и пора разводить костер. Пешавар помоги нам разжечь костер.
Костер «загорается».
Дети становятся полукругом вокруг «костра».
Ребенок: Люблю тебя я всей душой,
О, Дагестан, мой край родной!
Не нужно мне заморских стран
Ты так прекрасен, Дагестан!
(Р.Гамзатов).
Дети исполняют песню «Горный край».
Прыгают через «костер».
Ребенок: Мы лезгинку дружно любим танцевать! Гей!
Бьем в ладоши дружно и кричим: Арса! Арса! Асра!
Исполняется Общая лезгинка.
Воспитатель: На этом наш праздник завершается. До свидания. Все выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая деятельность композиторов Дагестана. К постановке проблемы.
Происходящие в современной России преобразования привели к отрицанию общественным сознанием многих духовно-нравственных ценностей, имевших важное значение в прошлом. Это убеждает в необходимости...
Воспитанникам Касумкентского детского сада №3 рассказали о единстве и дружбе народов Дагестана
В рамках воспитания чувства национальной и гражданской гордости за обычаи и традиции многонационального Дагестана в старшей группе Касумкентского детского сада №3 проведено занятие, посвященное Дню ед...
Фестиваль "Презентация культуры народов Дагестана" (Даргинская народная культура)
Даргинская народная культура...
Доклад "Как мы используем народный фольклор Дагестана с детьми 3-6 лет"
Особое место в народной педагогике отводится детскому фольклору. Детский фольклор предстает перед нами в двух плоскостях: это творчество взрослых длядетей и творчество самих детей. У истоков фольклорн...
Конспект театрализованного ООД для детей 4-5 лет Тема: «Культура и традиция народов Дагестана»
Цель: Сформировать и расширить знания о своем крае, народных промыслах и умельцах Дагестана.Задачи: Развивать речь и творческие способности....
Проект «Знакомство детей с обычаями и традициями народов Дагестана!»
Развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса к историинародов республики Дагестан в процессе ознакомления с национальнымипраздниками, традициями и обычаями....
Культура и традиции народов Дагестана.Знакомство с творчеством поэта Р.Гамзатова
Через стихи Расула Гамзатова детей знакомила с культурой и традициями народов Дагестана...