НОД на тему «Планета Земля - наш общий дом»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кузовцова Валентина Петровна

Цель: развивать у детей познавательный интерес к нашей планете через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

Задачи:

 Воспитательные: воспитывать нравственные качества: бережное отношение к природе, взаимопомощь; прививать чувство эмпатии.

 Развивающие: развивать поисково-исследовательскую деятельность, с помощью опыта подтвердить шарообразность Земли;  развивать слуховое и эстетическое восприятие при прослушивании музыкальной композиции Э. Морриконе «Капли дождя», эстетические чувства при восприятии слайдов.

Образовательные: учить передавать состояние и образ планеты в творческой работе (украшение макета Земли); расширять знания детей о планете Земля; активизировать в речи детей слова - названия планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), Солнечная система.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_planeta_-_nash_dom_rodnoy.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №30 «БЕРЁЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВОАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРПООЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

        

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

 с интеграцией образовательных областей

познавательное развитие, социально-коммуникативное и

речевое развитие с использованием

 технологии ИКТ

на тему «Планета Земля - наш общий дом»

                                          Воспитатель: Кузовцова В.П.

Тема: «Планета – наш дом родной»

Цель: развивать у детей познавательный интерес к нашей планете через познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

Задачи:

 Воспитательные: воспитывать нравственные качества: бережное отношение к природе, взаимопомощь; прививать чувство эмпатии.

 Развивающие: развивать поисково-исследовательскую деятельность, с помощью опыта подтвердить шарообразность Земли;  развивать слуховое и эстетическое восприятие при прослушивании музыкальной композиции Э. Морриконе «Капли дождя», эстетические чувства при восприятии слайдов.

Образовательные: учить передавать состояние и образ планеты в творческой работе (украшение макета Земли); расширять знания детей о планете Земля; активизировать в речи детей слова - названия планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), Солнечная система. 

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: вопросы поискового характера; загадки; слайды с изображением Солнечной системы, Земли; комментировании,
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, чтение стихотворения,  создание проблемной ситуации, обследование,  анализ и выводы.  
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, комментирование, продуктивная деятельность (украшение макета Земли),  экспериментирование.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: музыкальное сопровождение, физкультурная пауза, чередование видов деятельности. 
  5. Приемы оценки и самооценки: совместная деятельность воспитателя и детей, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

 

Создание среды для организации и проведения НОД: видеоаппаратура (ноутбук); музыкальная композиция Э. Морриконе «Капли дождя»;                               слайды с изображением Солнечной системы, планеты Земля; пластилин; зонт; оформление группы иллюстрациями, рисунками и аппликациями на тему «Космос», макет Земли, силуэты животных, растений, насекомых.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая

Коммуникативная

Трудовая

Познавательно-исследовательская

Продуктивная

Музыкально-художественная

Чтение художественной литературы

Планируемые результаты: проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с воспитателем и сверстниками; обеспечение умственной и речевой активности детей (дети должны получить элементарные представления о Солнечной системе; об уникальности  планеты Земля, так как на ней есть жизнь);  воспитание нравственных качеств (гуманное отношение к планете Земля, так как это наш общий дом), расширение и активизация словарного запаса (дети должны называть планеты Солнечной системы)

                                                               

Ход

непосредственно образовательной деятельности:

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга и гостей.

Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя. Какое? (ответы детей) Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, его название.

 Ни начала, ни конца.

 Ни затылка, ни лица.  

 Знают все, и млад и стар,

 Что наш дом – большущий шар.

(ответы детей)

Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но только люди могут мечтать, желают знать, как устроен окружающий мир, отправляются в путешествия за новыми впечатлениями и знаниями.

Я приглашаю вас сегодня в научно-исследовательскую лабораторию, где мы узнаем ещё немного о том, как устроен мир, в котором мы живём.

        Как вы думаете, зачем людям нужны такие лаборатории?  (ответы детей)

 Недавно мы совершали космическое путешествие по Солнечной системе и познакомились с Солнцем и его дружной семьёй (слайд) Скажите, сколько в Солнечной системе планет, назовите их (ответы детей)

Давайте ещё раз все вместе назовём их.

На луне жил Звездочёт

Он планетам вёл учёт:

Меркурий раз.

Венера – два,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн

Семь – Уран,

Восемь – Нептун

Как вы думаете, почему Солнечную систему так называют? (ответы детей)

Ребята, вы хотите узнать, каким образом все планеты вращаются вокруг Солнца? (ответы детей)

 Представьте, что зонтик – это Солнце, а 8 бумажных кругов - планеты. Будем вращать Солнце. Что происходит с планетами? (ответы детей)

А теперь остановим Солнце. Что происходит с планетами? (ответы детей) Как вы думаете, что же помогает Солнцу удерживать всю Солнечную систему? Что мы делали с «зонтом – Солнцем» (ответы детей) Правильно, Солнцу помогает вечное движение.

Наша планета Земля тоже входит в Солнечную систему и находится в вечном движении. А на какой «кольцевой улице» Солнечной системы живёт наша планета? (ответы детей) А теперь назовите соседей Земли (ответы детей)

Ребята, посмотрите внимательно на этот снимок. Вот так выглядит наша планета, если смотреть на неё из космического корабля (слайд) На что она похожа? (ответы детей)

Вы сказали, что Земля круглая, по форме напоминает шар (звучит музыкальная композиция Э. Морриконе) Но в древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края Земли и посмотреть, что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади.  Рано или поздно путешественники добирались до моря или океана, и считали, что их путешествие закончено: вот он – край Земли. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились в том, что, отправляясь в путь из какого- то места и двигаясь в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда началось их путешествие. Почему так происходит – задумались люди и пришли к выводу, что Земля – шар.

Чтобы и нам в этом убедиться, давайте поэкспериментируем.

Эксперимент №1.

У нас есть шар из пластилина. Возьмите шар и зубочистку. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик зубочистки. Теперь ваш путь пойдёт всё время вниз по шару, а шар поворачивайте вслед за движением зубочистки. Если вы будете аккуратно двигать зубочистку в одном направлении, то скоро окажитесь в той же точке, откуда начали свой путь. Вот так путешественники убедились, что Земля – это шар.

Во время эксперимента мы убедились, что наш земной шар постоянно вращается. Как это происходит, можно представить с помощью следующего эксперимента.

Эксперимент №2.

Возьмём наши пластилиновые шары – это планета Земля. Зубочисткой прокалываем шар по центру – это ось Земли. На самом деле ось Земли невидимая, воображаемая. А сейчас раскрутим шар, удерживая его за конец палочки. Что происходит с нашей воображаемой планетой? (Ответы детей) Вот так и вращается наша планета Земля, только медленно.

Ребята, сегодня утром почтальон принёс конверт, на котором написан адрес нашего детского сада. Адресован этот конверт подготовительной группе. А кто же послал нам это письмо? Посмотрите, на конверте изображена ракета. Как вы думаете от кого письмо? Давайте прочитаем!

                       Дорогие ребята!

Мы отправились в полёт к далёкой планете.  Да вот беда: сломался наш компьютер, и маршрут теперь неизвестен. Осталась только схема. Помогите нам в ней разобраться.

Игра «Космические корабли»

Давайте поможем комическим кораблям совершить безаварийную посадку – дорисуем в пустых окошках нужное количество точек. Их общее число должно соответствовать указанным цифрам.

Думаю теперь, ребята, наши космические корабли совершат безаварийную посадку, и в этом им помогли ваши знания.

Славно мы с вами потрудились, теперь пришло время отдохнуть.

Физминутка

Мы по глобусу шагаем,

пальцы дружно поднимаем.

Перепрыгнули лесок,

На гору забрались.

Оказались в океане –

Вместе покупались.

Пошагали в Антарктиду,

Холодно, замёрзли.

Сели все мы на ракету –

В космос улетели.

Когда космонавты смотрят из космоса на нашу планету, она им кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар (слайд)

Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

А ещё Земля кажется живой и доброй, поэтому художник изобразил её для вас с добрым улыбающимся лицом. У кого может быть такая добрая улыбка? (Ответы детей)

Для всех живущих на ней людей, Земля – мама, наш родной общий дом, и как в своём доме мы поддерживаем порядок, так и на Земле мы должны соблюдать чистоту.  Люди должны любить и беречь Землю, как любят и берегут маму. Только мы можем и должны помочь нашей планете стать чище и красивее, потому что больше нигде в космосе нет такой живой и красивой планеты, как наша Земля.

     Ребята, как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?  

(Ответы детей)

   Верно. Этим и уникальна наша планета.

Звучит тихая, плавная музыка. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его слайдовым показом на ноутбуке.

  Ты только посмотри вокруг.

  Тут речка – там, зелёный луг,

  В лесу дремучем не пройдёшь,

  Воды в пустыне не найдёшь

  А где-то снег лежит горой,

  А где-то жарко и зимой…

  Чудес нам всех не перечесть,

  Одно у них названье есть:

  Леса и горы, и моря –

  Всё называется – Земля.

  А если в космос ты взлетишь,

  То из окна ракеты

  Увидишь шар там голубой –

  Любимую планету!

  Наш дом родной –

  Наш общий дом!

  Земля, где мы с тобой живём!

Ребята, понравилось вам быть исследователями, проводить эксперименты? Кому – то из вас захотелось поделиться своими знаниями о нашей планете? Что вы теперь знаете о нашей планете?  (Ответы детей)

 Посмотрите, на столе находится макет Земли, сделанный нами, и силуэты всего живого, что есть на планете Земля. Здесь цветы и птицы, животные, облака, тучи и даже солнце. Подарим всё это нашей планете! Если вам было интересно на занятии, возьмите силуэты ярких цветов. А если вам было скучно, неинтересно, выберите силуэты тусклых, темных цветов.  Звучит музыка, дети подходят к макету Земля и украшают её -  на суше: цветами, животными; небо - птицами, облаками. Для того чтобы птицы были в небе, то есть над землёй я предлагаю вам использовать зубочистки, прикрепляя их над поверхностью земли.

Список литературы:

  1. Гибсон Р., Тайлер Д. Делай и играй. Весёлые игры. – М.: «РОСМЭН», 1995.
  2. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». – М.: ООО Издательство Скрипторий, 2010.  
  3. Смоленцева А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Сказочная хрестоматия «Про небо и Землю». Составители Ашиков В., Ашикова С. – М.: Педагогическое общество России, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планета Земля – наш общий дом

уточнить представления о Солнечной системе, рассказать об уникальности Земли (на Земле есть жизнь, так как на ней есть воздух, вода, тепло); Земля – это дом для всех людей, которой нужно любить, не ра...

"Планета Земля - наш общий дом"

экологический праздник...

Конспкт НОД по экологии на тему: "Планета Земля наш общий дом"

Данный материал позволит вам систематизировать знания детей о живой и не живой природе. Побудит ваших воспитанников беречь природу...

По социально-коммуникативному развитию в средней группе Тема: «Планета Земля - наш общий дом».

подвести детей к пониманию того, что планета Земля наш общий дом...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию на тему: "Планета Земля - наш общий дом"

Образовательная область: познавательное развитиеВид занятия: интегрированное (познавательное, речевое, коммуникативное, физическое развитие).Формы организации непосредственно образовательной деятельно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Планета Земля – наш общий дом»

Цель: Формирование у дошкольников основ экологической культурыЗадачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природы;- формировать первичные представлен...