Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе на тему «Зима за окном».
методическая разработка
Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе на тему «Зима за окном».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_-_zima_za_oknom.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект.
Интегрированное занятие по речевому развитию на тему
«Зима за окном».
Задачи:
- развитие речи, внимания, памяти;
- социальное развитие, посредством приобщения детей к обычаям и традициям русского народа;
- расширение знаний детей о старинных русских обычаях, о зиме;
- закрепление образования уменьшительно-ласкательных существительных;
- обучение детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора; развитие чувства композиции;
- создание ситуации для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и др.).
- совершенствование техники рисования кистями.
Оборудование и материалы:
- музыка и декорации;
- снежинки, мяч, кисточки тонкие, краска белая гуашевая, лист фиолетового цвета.
Описание занятия.
Вступление:
- Сегодня на улице морозно. В нашей же группе тепло, светло и весело.
Весело и тепло нам от наших улыбок, ведь улыбка – это солнце. Нужно как можно чаще улыбаться друг другу и дарить свое хорошее настроение окружающим. Сегодня у нас в группе гости. Мы согрели их нашими улыбками. А теперь давайте поздороваемся с ними и присядем на свои места.
- Ребята, отгадайте загадку:
«Знакомы нам её угрозы.
Она всем нам грозит морозом.
Хоть в снег закуталась сама
Кто гостья грозная?» Дети: зима.
- Верно.
«Идет волшебница - зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на ветках дубов.
Легла волнистыми коврами.
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою.
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы». (А. С. Пушкин)
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Дети: снежинка.
- Правильно, это снежинка. Кто же нам прислал снежинку? Расскажите, какие они – зимние снежинки?
(дети отвечают)
– Когда падает много снега кругом, как это называется?
(дети отвечают)
Работа с доской и выбором рисунков:
– Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный укусит и защиплют щёчки, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вам нужно подобрать характерный рисунок к названному явлению (ребёнок подходит к доске, выбирает соответствующий рисунок-символ, называет, прикрепляет).
Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети должны закончить стихотворение самостоятельно:
- Да, ребята, зимой все покрыто белым снегом, а мы сейчас поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы должны закончить строчки словами похожими на слово «Снег»
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег).
С неба все скользят пушинки серебристые (снежинки).
На деревья, на лужок тихо падает (снежок).
Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка – это девочка (Снегурка).
На снегу – то, посмотри с красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).»
Игра с мячом, снежинками:
- Молодцы. Теперь давайте поиграем. Для этого предлагаю встать в кружок. Я буду кидать мяч и называть слово, связанное с зимой, а вы будете говорить это слово «ласково» и возвращать мяч.
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Ветер – ветерок
Горка – горочка
Холод – холодок
Зима – зимушка
Санки – саночки
- Хорошо. Сейчас я раздам каждому снежинку.
Педагог раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
– Давайте заставим наши снежинки кружится (стоя в кругу). Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Педагог следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
- Снежинки улетели и пригласили нас присесть на свои места и поиграть дальше.
- Давайте, ребята, вспомним, какие зимние месяцы вы знаете? (картинки).
Сегодня я вам расскажу о январе. Январь - это второй месяц зимы. Январь, в старину принято было называть «крышей зимы», «шапкой». Если зайти в хвойную чащобу, оступиться, то вот уже целая шапка снега нависла над тобой. А если присмотреться вниз, то увидишь на снегу много-много следов. Догадайтесь, чьи это следы на снегу.
Пальчиковая игра: «Догадайтесь по следу»
Ладонями рук дети изображают открытую книгу – открывают ладошки.
Затем загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.
Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз – на последнем предложении.
В конце игры - закрывают «книгу».
«Животных следы мы как книгу читаем.
В лесу кто живет мы легко отгадаем:
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Вот беличьи, рысьи,
А это – оленьи.
Какое большое в лесу население!»
Приметы о январе:
- Ребята, Январь- это снег, холод, стужа. Все приметы января связаны с морозом. Существуют народные приметы о январе.
1) Если звёзды блестят ярко – к стуже, мало звёзд на небе – к ненастью.
2) В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший.
3) Дрова горят с треском – к морозу.
4) Зайцы держатся около жилья – к морозам.
Создание рисунков-узоров красками:
А вам нравится рассматривать снежинки или оконное стекло, покрытое ледяным узорами? Многие верят, что такие чудеса случаются, если в окно заглянула Снежная королева, пролетая над нашим детским садом. От её холодно дыхания и распускаются на окне чудесные ледяные цветы, вырастают морозные веточки и листочки.
«На окне, серебряном от инея
За ночь хризантемы расцвели
В верхних стёклах – небо ярко-синее,
И все-все в снеговой пыли».
- Ребята, я вам приготовила изображения кружевных салфеток и платков. С давних времён в городе Вологда создавали эту красоту мастерицы-кружевницы.
- В избе у тёплой печи сидит девушка-мастерица. Смотрит она морозный узор и старается создать такой же в своём кружеве. Быстро мелькает у мастерицы в руках палочки с намотанными на них нитками. На специальной подушке – рисунок узора, который она собирается плести. Надо быть внимательной и аккуратной. Ошибёшься, перепутаешь нитки – придётся начинать работу заново.
- Предлагаю нарисовать вам красивы морозные узоры для января – месяца.
Вы будете мастерами и мастерицами. Для того, чтобы придумать свой узор внимательно рассмотрите на образце перед вами элементы узора – в виде цветочка, лепестка, где есть такие элементы, как кружочки, точки, подводка по контуру. Инструментами будут вам служить кисть и краски. Следует рисовать узор концом кисточки.
- Молодцы! Какие красивые узоры у вас получились.
- А пока рисунки-узоры для января месяца сохнут на столе, вспомним, где успели покружится снежинки? О каком времени года мы говорили?
Всё верно, мы вспомнили зиму, её приметы.
Говорили о январе, сделали подарок для волшебного января-месяца в виде «вологодского» морозного узора. На этом занятие завершилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Зима»
Задачи: Социально-коммуникативное развитие:v Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.Познавательное развитие...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Зима»
Задачи: Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.Познавательное развитие Закрепить знания детей о зимних приметах; простра...
Методическая разработка логопедического занятия с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"
Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"...
Методическая разработка по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «У самовара. Традиции русского чаепития».
Цель: - приобщение детей к русской народной культуре;- познакомить с традицией чаепития на Руси. Задачи:- познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.- расширять сло...
Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе по теме «Зимние забавы» приоритетная ОО «Речевое развитие»
Зимние забавы...
Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"
АктуальностьПоследнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.В современных условиях к педагогике как практ...
Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе «Осеннее путешествие»
Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе «Осеннее путешествие» Евсеева Ирина Николаевна...