Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе на тему «Зима за окном».
методическая разработка

Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе на тему «Зима за окном».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_-_zima_za_oknom.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект.

Интегрированное занятие по речевому развитию на тему 

«Зима за окном».

Задачи:

- развитие речи, внимания, памяти;

- социальное развитие, посредством приобщения детей к обычаям и традициям русского народа;

- расширение знаний детей о старинных русских обычаях, о зиме;

- закрепление образования уменьшительно-ласкательных существительных;

- обучение детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения, учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора; развитие чувства композиции;

- создание ситуации для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и др.).

- совершенствование техники рисования кистями.

Оборудование и материалы:

- музыка и декорации;

- снежинки, мяч, кисточки тонкие, краска белая гуашевая, лист фиолетового цвета.

Описание занятия.

Вступление:

  - Сегодня на улице морозно. В нашей же группе тепло, светло и весело.

Весело и тепло нам от наших улыбок, ведь улыбка – это солнце. Нужно как можно чаще улыбаться друг другу и дарить свое хорошее настроение окружающим. Сегодня у нас в группе гости. Мы согрели их нашими улыбками. А теперь давайте поздороваемся с ними и присядем на свои места.

- Ребята, отгадайте загадку:

«Знакомы нам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом.

Хоть в снег закуталась сама

Кто гостья грозная?» Дети: зима.

- Верно.

«Идет волшебница - зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на ветках дубов.

Легла волнистыми коврами.

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою.

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы». (А. С. Пушкин)

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Дети: снежинка.

 - Правильно, это снежинка. Кто же нам прислал снежинку? Расскажите, какие они – зимние снежинки?

(дети отвечают)

–  Когда падает много снега кругом, как это называется?

 (дети отвечают)

Работа с доской и выбором рисунков:

– Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный укусит и защиплют щёчки, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вам нужно подобрать характерный рисунок к названному явлению (ребёнок подходит к доске, выбирает соответствующий рисунок-символ, называет, прикрепляет).

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети должны закончить стихотворение самостоятельно:

- Да, ребята, зимой все покрыто белым снегом, а мы сейчас поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы должны закончить строчки словами похожими на слово «Снег»

«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег).

С неба все скользят пушинки серебристые (снежинки).

На деревья, на лужок тихо падает (снежок).

Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).

Рядом снежная фигурка – это девочка (Снегурка).

На снегу – то, посмотри с красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).»

Игра с мячом, снежинками:

- Молодцы. Теперь давайте поиграем. Для этого предлагаю встать в кружок. Я буду кидать мяч и называть слово, связанное с зимой, а вы будете говорить это слово «ласково» и возвращать мяч.

Снег – снежок

Сосулька – сосулечка

Мороз –  морозец

Ветер –  ветерок

Горка – горочка

Холод –  холодок

Зима –  зимушка

Санки –  саночки

- Хорошо. Сейчас я раздам каждому снежинку.

Педагог раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится (стоя в кругу). Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Педагог следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

- Снежинки улетели и пригласили нас присесть на свои места и поиграть дальше.

-  Давайте, ребята, вспомним, какие зимние месяцы вы знаете? (картинки).

Сегодня я вам расскажу о январе. Январь - это второй месяц зимы. Январь, в старину принято было называть «крышей зимы»«шапкой». Если зайти в хвойную чащобу, оступиться, то вот уже целая шапка снега нависла над тобой. А если присмотреться вниз, то увидишь на снегу много-много следов. Догадайтесь, чьи это следы на снегу.

Пальчиковая игра:  «Догадайтесь по следу»

Ладонями рук дети изображают открытую книгу – открывают ладошки.

Затем загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.

Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз – на последнем предложении.

В конце игры - закрывают «книгу».

«Животных следы мы как книгу читаем.

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население!»

Приметы о январе:

- Ребята, Январь- это снег, холод, стужа. Все приметы января связаны с морозом. Существуют народные приметы о январе.

1) Если звёзды блестят ярко – к стуже, мало звёзд на небе – к ненастью.

2) В январе висит много длинных сосулек – урожай будет хороший.

3) Дрова горят с треском – к морозу.

4) Зайцы держатся около жилья – к морозам.

Создание рисунков-узоров красками:

А вам нравится рассматривать снежинки или оконное стекло, покрытое ледяным узорами? Многие верят, что такие чудеса случаются, если в окно заглянула Снежная королева, пролетая над нашим детским садом. От её холодно дыхания и распускаются на окне чудесные ледяные цветы, вырастают морозные веточки и листочки.

     «На окне, серебряном от инея

За ночь хризантемы расцвели

В верхних стёклах – небо ярко-синее,

И все-все в снеговой пыли».

- Ребята, я вам приготовила изображения кружевных салфеток и платков. С давних времён в городе Вологда создавали эту красоту мастерицы-кружевницы.

- В избе у тёплой печи сидит девушка-мастерица. Смотрит она морозный узор и старается создать такой же в своём кружеве. Быстро мелькает у мастерицы в руках палочки с намотанными на них нитками. На специальной подушке – рисунок узора, который она собирается плести. Надо быть внимательной и аккуратной. Ошибёшься, перепутаешь нитки – придётся начинать работу заново.

- Предлагаю нарисовать вам красивы морозные узоры для января – месяца.

Вы будете мастерами и мастерицами. Для того, чтобы придумать свой узор внимательно рассмотрите на образце перед вами элементы узора – в виде цветочка, лепестка, где есть такие элементы, как кружочки, точки, подводка по контуру. Инструментами будут вам служить кисть и краски. Следует рисовать узор концом кисточки.

- Молодцы! Какие красивые узоры у вас получились.

- А пока рисунки-узоры для января месяца сохнут на столе, вспомним, где успели покружится снежинки? О каком времени года мы говорили?

Всё верно, мы вспомнили зиму, её приметы.

Говорили о январе, сделали подарок для волшебного января-месяца в виде «вологодского» морозного узора. На этом занятие завершилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Зима»

Задачи: Социально-коммуникативное развитие:v  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.Познавательное развитие...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Зима»

Задачи: Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.Познавательное развитие  Закрепить знания детей о зимних приметах; простра...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"...

Методическая разработка по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «У самовара. Традиции русского чаепития».

Цель: - приобщение детей к русской народной культуре;- познакомить с традицией чаепития на Руси. Задачи:- познакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.- расширять сло...

Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе "Хлеб - всему голова"

АктуальностьПоследнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.В современных условиях к педагогике как практ...

Методическая разработка по речевому развитию в старшей группе «Осеннее путешествие»

Методическая разработка по  речевому развитию в старшей группе «Осеннее путешествие» Евсеева Ирина Николаевна...