Мастер- класс для педагогов "Ознакомление детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки"
материал
Целью данного мастер- класса является совершенствование педагогического мастерства в вопросах экологического воспитания, создание условий для формирования положительного отношения к экологической сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
-оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.
Задачи:
-совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах
экологической сказки;
-способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для
формирования положительно эмоционального отношения к экологической
сказке.
Ход мастер класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня в своем мастер классе я постараюсь познакомить вас с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является особенно актуальным.
Главная задача экологического воспитания в детском саду -научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё
преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых
понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С
помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое
понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?
Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды -пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д. Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.
Экологические сказки помогают усвоить определенный материал.
Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к
другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с
удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно следственных связях в природном комплексе.
Практическая часть.
Задание участникам мастер класса:
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое- где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из -под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.
Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", возразила Маша. Зима в лесу любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук: это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье - то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка сказал Петя, Давайте ее поймаем »
(на выполнение задания отводится 3 мин)
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница - единственное хвойное дерево, с которого каждый год
опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц , в неволе они погибнут.
А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку «Ежик и заяц»
Ведущий: Однажды Ежик и Зайчик отправились в лес, чтобы нарвать красивых цветов на День рождения Медвежонка. Но когда они возвращались домой , вдруг пошел сильный дождь. Зайчонок сразу погрустнел, он чуть не плакал.
Ежик: «Зайчик! Что случилось? Почему ты такой грустный?»
Заяц: « А чему радоваться ? Ты посмотри ,какая погода, дождь льет, как из ведра, у меня испортилось настроение ».
Ежик: «Зайчик, а ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
Заяц: «Было бы здорово , можно гулять, петь песни, веселиться»!
Ежик: «Ага , Зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».
Ежик: «А давай проверим»?
Заяц: « И как же это мы будем проверять»?
Ежик: «Очень просто, сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ,Зайчик, тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
Заяц: «Хорошо, Ежик.»
Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.
Ежик: «Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
Заяц: «Да чему, Ежик, радоваться. Цветы, которые я поставил в вазу, засохли. Мне так жалко».
Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?
Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».
Ежик: «Да, дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь - это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения, деревья. Поэтому нужно радоваться всему: и дождику и солнышку».
Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!
А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и придумать свою экологическую сказку.
Алгоритм составления сказок.
1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место
обозначается каким- либо словом, например: лес.
2.Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.
3.Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливый, важный, веселый, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.
4.Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют
свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.
5.Описывается случай.
6.Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.
7.Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.
8.Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным жизненным ситуациям.
9.Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там
то...», «Как кто- то учился мудрости».
Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, какие же
этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:
1 Чтение сказок.
2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
3 Театрализация сказок
4.Исправление ошибок в сказках.
Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно
работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое,
увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей
Мастер класс для педагогов
«Ознакомление дошкольников с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ ДС №23
Перерва О.П.
2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование элементарных экологических представлений через наблюдения и опытническую деятельность».
«Формирование элементарных экологических представлений через наблюдения и опытническую деятельность». ...
Мастер-класс "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях (ранняя профориентация) через разные виды деятельности"
Обмен опытом и технологиями по ранней профориентации дошкольников....
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность"
Мастер-класс поможет педагогам заинтересовать детей математикой, привить им любовь к этой науке....
Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»
Особенностью работы по формированию математических знаний у дошкольников в условиях ДОО является интеграция образовательной области «Познавательное развитие» с другими обр...
Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»
Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»...
Мастер – класс для родителей по формированию элементарных математических представлений «На песке на бережке»
Мастер – класс для родителей по формированию элементарных математических представлений «На песке на бережке» Красота природы её явления влияют на всю жизнь человека самым непоср...
МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.»
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познават...