Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Времена года".
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_s_ispolzovaniem_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- Обогащение словаря детей, освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Формирование звуковой культуры речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Формирование и развитие связной речи.
Оборудование:
Набор иллюстраций, набор геометрических фигур, разрезные картинки, «Волшебные часики», лупа.
Предварительная работа: Заучивание пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, физминуток.
Ход занятия:
Воспитатель сообщает о том, что сегодня на электронную почту детского сада пришло письмо. От кого это письмо мы узнаем, отгадав загадку.
Придумала мать дочерям имена:
Лето и Осень, Зима и Весна.
Воспитатель: Ребята, так кто нам прислал письмо? (времена года)
(На доске картинки с изображениями различных времён года)
Воспитатель: Каждое время года будет нам давать задание. Попробуем их выполнить?
А сейчас послушаем стихотворение и поймем, какое время года первым будет нам давать задания.
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят.
Воспитатель: Дети, что это?..
Дети: Осень.
Подбор признаков осени.
Воспитатель: Осень хочет узнать, по каким же признакам и приметам мы угадываем осень. Дети, исходя из своих знаний и используя картинки, называют признаки осени: дети пошли в школу, созрел урожай, в лесу много грибов, подул холодный ветер, идет дождь, на земле лужи, стало холодней, пожелтели листья, дни стали короче, ночи длиннее, перелетные птицы полетели на юг, звери готовятся к зиме.
Подбор признаков к предметам:
Осень – ранняя, поздняя, тоскливая, золотая, холодная, теплая, нарядная, дождливая;
Ветер – холодный, сильный, резкий, завывающий;
Дождь – моросящий, холодный, мелкий, сильный;
Туча – темная, черная, нависшая, низкая;
Солнце – яркое, тусклое, холодное, грустно.
Подбор действий к предметам:
Осень – приходит, наступает, наступает;
Ветер - завывает, дует, пронизывает, сдувает;
Дождя – капает, идет, льет, моросит;
Листья - падают, падают, летят, осыпаются, шуршат,
Птицы – кричат, улетают, покидают, собираются в стаи.
Воспитатель: Какие птицы улетают и покидают наши края?
Дети: грачи, ласточки, дикие гуси, дикие утки, скворцы, иволга, жаворонок, зяблик, цапли.
Воспитатель: А как их можно назвать одним словом?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А почему они улетают на юг?
Дети: С наступлением зимы птицам не хватает корма. Перелетные птицы боятся зимней стужи.
Проводится дидактическая игра «Птицы зимующие и перелетные».
Воспитатель: Давайте, дети, поиграем в интересную игру, которая называется «Нелепицы». Послушайте предложения и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца. (Не птенцы, а птицы.)
Из яиц птиц вылупились крокодильчики. (Птенчики.)
Дети сделали для аистов скворечники. (Для скворцов.)
Тело птицы покрыто шерстью. (Перьями.)
Птенцы строят гнёзда. (Птицы.)
Скворец живёт в будке. (В скворечнике.)
Воспитатель: Посмотрите, дети, к нам прилетели птички. Давайте за ними понаблюдаем.
Проводится гимнастика для глаз:
«Птички».
Летели птички,
Собой невелички. (Прослеживание глазами за предметом по кругу)
Как они летели,
Все люди глядели. (Движения глазами вправо – влево)
Как они садились,
Люди все дивились. (Движения глазами вверх – вниз).
А теперь представим себя птичками и полетим на свои места.
Воспитатель: Послушаем музыкальную загадку.
Звучат звуки: вьюги, метели, скрип снега.
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: дует ветер, снег скрипит под ногами и так далее.
Воспитетель: Правильно! Это зима.
А давайте покажем, как мы можем имитировать звуки зимы.
Проводится дыхательная гимнастика:
«Вьюга»
Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому. Повторить 3 – 4 раза.
«Пурга»
Вдох; на выдохе произносим тихо «В – в – в!»; вдох, на выдохе произносим громко «В – в – в!»; вдох, на выдохе произносим тихо «В – в – в!». Повторить 3 – 4 раза.
«Снег скрипит»
Вдох; на выдохе произносить «Скрип – скрип – скрип!» Повторить 3 – 4 раза.
«Погреемся»
Руки в стороны, вдох, на выдохе скрестить руки перед собой, произнести «Ух!» Повторить 3 – 4 раза
Ребята, только вот я забыла, как называются зимние месяцы. Давайте поиграем. Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите название зимних месяцев. (Игровое упражнение на слуховое внимание.)
Воспитатель: Спасибо! (Имя ребенка), повтори название зимних месяцев по порядку.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть со мной в снежки?
Дети становятся в кружок.
Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру «Назови ласково». Кому брошу «снежок», тот будет отвечать.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
Снег — снежок,
мороз — морозец,
ветер — ветерок,
лед — ледок,
зима — зимушка,
метель — метелица,
санки — саночки,
холод — холодок,
дерево — деревце,
звезда — звездочка,
солнце — солнышко,
день — денек,
ночь — ночка.
Развитие связной речи. Составление предложений по картинкам.
Воспитатель: Зима нам прислала «Волшебные часики». Посмотрите, здесь у нас расположены разные картинки. Будем крутить стрелочку, на какую картинку она укажет, по ней и составляем предложение.
Воспитатель: А следующее время года прислало нам свою загадку в конверте! Посмотрим, что же в нем. Разрезная картинка. Мы ее сложим и, я думаю, поймем, какое время года будет задавать нам следующие задания.
Дети: Получился подснежник. Значит время года – весна.
Выбери приметы весны по картинке.
Ответы детей:
-Днём стало пригревать солнце - да;
-Снег потемнел и стал таять - да;
-Появляются первые проталины - да;
- Идет снег – нет;
-Дни стал длиннее, ночи короче;
-Опадают листья с деревьев – нет;
-Солнце греет мало – нет;
-Начинают бежать ручьи;
-Собирают урожай;
-Возвращаются перелётные птицы.
-Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;
Подбор действий к предметам:
-Весной солнце (что делает) греет, припекает, ласкает.
-Весной снег (что делает) чернеет, тает, становится серым.
-Ручей … бежит, журчит, течёт.
-Сосульки (что делают) тают на солнце.
-На лесных полянках появляются (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.
-Птицы весной (какие) звонкие, радостные, голосистые.
-Почки на деревьях(что делают) набухают.
Воспитатель: А сейчас игра на внимание «Весенние слова». Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши(Игровое упражнение на слуховое внимание).
Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, Новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.
Воспитатель: Игра «Скажи наоборот»: Я начну, а вы закончите предложения. Кто правильно сделает, тот украсит листиком дерево.
- Осенью небо темное, а весной небо светлое.
- Осенью день короче, а весной …(длиннее).
- Осенью солнце тусклое, мрачное, а весной …(яркое).
- Зимой лёд на реке толстый, а весной …(тонкий).
- Осенью на деревьях листья желтые, а весной …(зелёные).
- Осенью птицы улетают, а весной…(прилетают).
- Осенью люди собирают урожай, а весной …(сажают).
- Осенью людям грустно, а весной …(радостно).
Воспитатель: Вот какое получилось у нас зеленое весеннее дерево! Скажите, а деревья бывают высокими и (низкими), стволы тонкими и(толстыми), ветви подняты и (опущены).
А сейчас поиграем. Давайте встанем. Представим, что наши ноги - это корни, туловище - ствол, руки - ветки, пальцы - листья. Повторяем за мной. (Изображаем и угадываем – дуб, ель, иву, клен, березу.)
Физминутка. Координация речи с движением.
Ветер дует нам в лицо. (Машем ладошками на себя).
Закачалось деревцо. (Руки подняты, покачивание туловища из стороны в сторону).
Ветерок все тише-тише. (Плавно опустить руки).
Деревцо все выше-выше. (Поднять руки и тянуться вверх).
Воспитатель: А сейчас послушаем загадку и узнаем, какое же время года будет дальше нам давать задания:
Солнце печет. Липа цветет.
Рожь поспевает. Когда это бывает?(Летом)
Воспитатель: Лето - оно какое? (теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое.)
Словообразование прилагательных:
Солнце летом - летнее;
Ветер летом – летний;
Небо летом – летнее;
Дождь летом - летний;
Лес летом - летний;
Погода летом – летняя;
Дни летом –летние;
Утро летом – летнее;
Парк летом – летний;
Одежда летом – летняя.
Воспитатель: Летом поспевают ягоды и фрукты. Что можно приготовить из ягод и фруктов?
Дети: Компот, варенье, желе, морс, сок.
Воспитатель: Давайте расскажем какой сок получится из них.
Из яблок - яблочный сок,
апельсина - апельсиновый сок,
мандарина - мандариновый сок,
винограда - виноградный сок,
персик - персиковый сок,
абрикоса – абрикосовый,
вишни – вишневый,
малины – малиновый,
смородины – смородиновый,
клубники – клубничный,
черники – черничный.
А чтобы появились плоды у растений, что должно произойти? Их должны опылить насекомые.
Воспитатель: Каких насекомых вы знаете?
Дети: Жуки, муравьи, пчелы и осы, тараканы, бабочки и моли, мухи и комары, стрекозы.
Воспитатель: Какое строение у насекомых?
Дети: Голова, туловище, ноги, крылья, усики.
Воспитатель: Как они передвигаются? (они умеют ползать, летать, плавать прыгать, бегать).
Игра «Было, есть, будет.»
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, порхает кто?
Дети: Порхает бабочка.
Воспитатель: А что она делала вчера? (порхала)
А что будет делать завтра? (будет порхать)
Воспитатель: Жужжит кто?
Дети: Жужжит жук.
Воспитатель: А что он делал вчера? (жужжал)
А что будет делать завтра? (будет жужжать)
Воспитатель: А кто собирает пыльцу?
Дети: Собирает пыльцу пчела.
Воспитатель: А что она делала вчера? (собирала)
А что будет делать завтра? (будет собирать)
Воспитатель: Жалит кто?
Дети: Жалит оса.
Воспитатель: А что она делала вчера? (жалила)
А что будет делать завтра? (будет жалить)
Воспитатель: Ползает кто?
Дети: Ползает гусеница.
Воспитатель: А что она делала вчера? (ползала)
А что будет делать завтра? (будет ползать)
Игра «Подскажи словечко».
Представьте, что у нас есть коллекция насекомых, и мы рассматриваем их через лупу. Что же мы видим?
У стрекозы не глаза, а …(глазищи).
У муравья не ножки, а …(ножищи).
У таракана не усы, а …(усищи).
У пчелы не жало, а …(жалище).
Пальчиковая гимнастика.
Прилетела к нам вчера(загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (уронить ладони на стол)
На ромашке – две букашки,
(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела,
(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)
Воспитатель: А где мы можем увидеть много насекомых, много деревьев, цветов, животных?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Представьте, что мы с вами идем в поход. Давайте разместим картинки по порядку и составим рассказ.
Дети составляют рассказ по картинкам.
Воспитатель: Я думаю лето довольно вашими ответами. И за это оно придумало вам очень интересное задание. Нужно из геометрических фигур придумать и сделать какой-либо цветочек, насекомое, дерево или что-то еще, что напоминает вам о лете.
Дети из геометрических фигур выкладывают задуманное.
Воспитатель: А теперь в конце путешествия по временам года устроим занимательную викторину!
- Какое время года самое волшебное?
Ответ: Зима, потому что зимой есть волшебный праздник Новый год.
- Как вы считаете, всегда ли зимой есть снег?
Ответ: Нет, не всегда. Например, в Африке есть зима, но нет снега.
- Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего.
Ответ: Одуванчик
- Какие птицы первыми возвращаются с зимовки и почему?
Ответ: Грачи, потому что они зимуют не в жарких странах, а недалеко от родных мест. Они не боятся холода, а перелетают в поисках корма.
- Из чего и как ласточки строят свои гнезда.
Ответ: Из маленьких веточек, травинок, пушинок, волосинок, соломинок и склеивают их землей, смоченной слюной.
- Сколько лапок у насекомых
Ответ: Шесть.
- Паук – насекомое?
Ответ: Нет. Он относится к паукообразным. У него восемь ног.
- О чём говорит птицам красная спинка божьей коровки?
Ответ: Отпугивает, т.к. красный цвет носит угрожающий и предупреждающий характер. Она несъедобна, т.к. способна выделять ядовитую жидкость.
- Куда осенью прячутся насекомые?
Ответ: В кору деревьев
- Кто носит шляпу на ноге?
Ответ: Гриб.
- В какое время года заяц меняет шубу?
Ответ: Перед зимой и после зимы.
- Кого не встретишь зимой в лесу? Волка, медведя, белку, зайца.
Ответ: Медведя.
Список использованной литературы:
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексическо-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.
- Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. Времена года. - СПб.: Детство-Пресс, 1998.
- Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. – М.: Гном-Пресс, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе на тему: «Путешествие в Королевство Здоровья».
«Путешествие в Королевство Здоровья».Цель: Совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику.Задачи:1.Учить детей заботиться о своем здоровье.2.Расширение активного словаря. Развитие внимания,...
Конспект открытого занятия по образовательной области «Физическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий по теме «Веселые ежики» во второй младшей группе
Открытое занятие по образовательной области «Физическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий по теме «Веселые ежики»во второй младшей группе...
Конспект проведения занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий « КВН – Моё здоровье»
Работаю с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по рисованию с использованием нетрадиционных техник «В путешествие с куклой»
открытое занятие(имеется видео)...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов мнемотехники.
Цель: обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего возраста....
Конспект открытого занятия "Познавательное развитие" в средней группе с использованием здоровьесберегающих технологий .Тема:" В гостях у доктора Айболита"
Цель:1. Развивать процессы обобщения и классификации по определённому признаку; 2. Активизировать и расширять словарный запас; 3. Со...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по рисованию с использованием нетрадиционных техник «Украшаем наряд куклы»
Конспект занятия по нетрадиционным техникам рисования...