С чего начинается Родина? (из опыта работы по патриотическому воспитанию)
статья (старшая группа)

Александрова Валентина Александровна

Составила: Александрова В.А., воспитатель 

Структурное подразделение МБОУ "Малотавринская СОШ" - детский сад с. Малая Тавра

с. Малая Тавра

В статье предоставлен опыт работы социального партнёрства с сельским Домом культуры и сельской библиотекой.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

С чего начинается Родина?

(опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОО)

                                                                Давайте детям больше и больше

                                                                     содержания общего, человеческого,

  мирового, но преимущественно старайтесь

                                                                     знакомить их с этим через родные и

                                                национальные явления.

В.Г.Белинский

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Важность патриотического воспитания подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.

        По признанию педагогов и психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу (селу).  Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле.

Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь. Но личность может воспитать только личность: никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свое село, свой народ. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал  К.Д. Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

        Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с сельским ДК и с сельской библиотекой. Мы разработали планы совместных мероприятий. В течение года совместно с библиотекарем и художественным руководителем ДК проводим различные мероприятия, такие как, выставка поделок, чтение произведений марийских писателей, рассказ марийских легенд и сказок, экскурсии в музей (рассматривание марийской вышивки, ткацкого станка, предметов быта из дерева, бересты, металла и т.п.), проведение национальных праздников, экскурсии в природу и т.д. Для формирования у детей духовности, личностного отношения к окружающему миру, к родной (марийской) культуре в ДОО используется комплекс средств:

1. Художественные средства – художественная литература, фольклор, легенды, сказки.

2. Музыкальные – праздники, танцы, игры, песни, хороводы.

3. Произведения искусства – изобразительные, художественно-прикладные.

4. Произведения национальной культуры -  народные песни, танцы, хороводы, костюмы, украшения, традиции, обычаи, обряды.

        Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей в условиях сельской местности, решать многие задачи по патриотическому воспитанию, тем самым, повышая качество образовательных услуг.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии своего села (название страны дети знают), ее географии, природе, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи и петь песни на родном языке, то, наверное, можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Растим патриотов с детства!" Из опыта работы по патриотическому воспитанию

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине...

Информация из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»

Информация из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»...

"С чего начинается Родина?" (Из опыта работы детского сада по краеведению)

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции с...

Из опыта работы «Нравственно – патриотическое воспитание личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам и традициям малой Родины»

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закла...

"С чего начинается Родина!" тематическое мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Дать детям представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. познакомить детей с...

Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию «Воспитание патриотической позиции дошкольников к истории страны »

Патриотизм - это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой,  достижениями, проблемами. Патриотизм представляет своего рода фундамент общественной и государ...

Выступление на педсовете "С чего начинается Родина?" (из опыта работы).

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине; развитие интереса к русским традициям и промыслам......