Выступление на педсовете "С чего начинается Родина?" (из опыта работы).
презентация к уроку (подготовительная группа)

Сорокина Г.В.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине; развитие интереса к русским традициям и промыслам...

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon s_chego_nachinaetsya_rodina.pdf1.85 МБ
Файл seminar-nr.-patr._vos.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА 1874 г. МОСКВА СП «РАДОСТЬ»

Выступление на семинаре

«Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников

в различных видах деятельности»

Подготовила:

воспитатель Сорокина

Галина Викторовна

г. Москва

2023 – 2024 уч. г.

Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменились и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимн своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

  • особенности дошкольного возраста,
  • многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
  • отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России. Чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.

В федеральной образовательной программе дошкольного образования записано: расширять представления детей о родном населенном пункте, в котором живет ребенок, дает начальные представления о родной стране, о некоторых наиболее важных праздниках и событиях, затем, с возрастом, расширяем первичные представления о малой родине и Отчизне, о населенном пункте, его истории, его особенностях,

его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО. Педагог знакомит детей с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых, закрепляет представления о названии ближайших улиц. Развивает познавательный интерес к родной стране, к освоению представлений о ее столице, государственном флаге и гербе, о государственных праздниках России, памятных исторических событиях, героях Отечества. Формирует представления о многообразии стран и народов мира; педагог формирует у детей понимание многообразия людей разных национальностей – особенностей их внешнего вида, одежды, традиций; развивает интерес к сказкам, песням, играм разных народов; расширяет представления о других странах и народах мира, понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. А вот уже в 6-7 лет педагог расширяет, уточняет и большей частью, закрепляет представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отчизны, развивает интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициям и праздникам; продолжает воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним; продолжает формировать представления детей о многообразии стран и народов мира; расширяет и уточняет представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете. В совместной с детьми деятельности педагог обогащает представления о родном населенном пункте (название улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностей), о стране (герб, гимн, атрибуты государственной власти, Президенте, столице и крупных городах, особенности природы и населения). Посредством поисковой и игровой деятельности педагог побуждает проявление интереса детей к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России; формирует представление о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира на ней. Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина», «Природа», что предполагает:

- воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;

- приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России;

- воспитание уважения к людям – представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;

- воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);

- воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.

Дети – это наше будущее. А будущее наших детей мы должны строить на патриотизме. Патриотизм – это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям нашего народа, нашей культуре. Это ответственность за свою страну и ее будущее…». Патриотизм – это важнейшее нравственное качество, это социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В «Конвенции о правах ребенка» сказано, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения, к цивилизациям, отличным от собственной. Необходимо научить детей ощущать духовную жизнь народа той местности, в которой они проживают, творчески утвердить себя в ней, знать свой язык, историю, и традиции родного края, научиться толерантности проживания с другими народами, не терять нравственного авторитета, достойно завоеванного культурой и искусством русского народа. Не забывать историю культурного прошлого, ее ценности – памятники, события, искусство, литературу, обряды, народные и государственные праздники. Необходимо возрождать то, что будет способствовать духовному и нравственному совершенствованию дошколят. Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от предыдущей: другие нравы, ценности, идеалы, правила… Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. И особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю России, Руси. Необходимо донести до сознания наших воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.

СЛАЙД – 2.

Цель нравственно-патриотического воспитания – это воспитание гуманной, духовно–нравственной личности, достойных будущих граждан, патриотов своего народа.

Патриотизм – это важнейшее нравственное качество, это социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Еще в свое время академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Актуальность темы работы образовательного учреждения заключается в том, что она является одним из путей совершенствования образовательно-воспитательной работы образовательного учреждения, усиление ее патриотической направленности с учетом возможностей развития личности обучающихся. На современном этапе развития нашей страны, нашей республики возрождение патриотизма – культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине, служение Отечеству – является важным условием. Нет сомнений, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания обучающихся. В предыдущее десятилетие этому направлению воспитательной деятельности, видимо, было недостаточно уделено внимания. И как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие «Родина», «Патриотизм», «Отечество». Поэтому стали актуальными проблемами воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитания милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.

СЛАЙД – 3.

Патриотическое воспитание в детском саду проводится с целью воспитания любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с детьми, в разные режимные моменты, в различных видах деятельности.

Непосредственно-образовательная деятельность:

- просмотр познавательных презентаций, видеофильмов, чтение литературы.

СЛАЙД – 4.

И это, конечно, непосредственно образовательная деятельность, это занятия, на которых мы знакомим детей «Что такое Родина?», «Символика России», «Наша малая Родина?», «Путешествие по Москве», «Россия – наш дом» и другие. На занятиях мы можем использовать презентации и видео фильмы о России, о народном творчестве разных республик, о природе нашей необъятной Родины, познакомим с достопримечательностями. Формируем духовно-нравственные и патриотические качества детей посредством приобщения к истории и культуре своей страны, своего народа; знакомим ребят с государственной и региональной символикой, яркими достопримечательностями, культурным наследием; изучаем героические страницы нашей истории; вызываем чувство восхищения красотой родного края; воспитываем любовь к большой и малой Родине; знакомим детей и изучаем профессии; создаем условия в группах для воспитания нравственно-патриотических чувств, чувства сопереживания и благодарности; развиваем связную, разговорную речь.

СЛАЙД – 5.

Создаем условия в группах для воспитания нравственно-патриотических чувств, развиваем связную, разговорную речь, используя материалы уголков, мини-музеев.

СЛАЙД – 6.

Досуги. Через досуги знакомим детей с государственными праздниками; знакомим

и изучаем профессии; воспитываем любовь к близким людям, чувство

сопереживания и благодарности.

СЛАЙД – 7.

Спортивные досуги. Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родной стране, готовность защищать свою Родину через двигательную активность.

СЛАЙД – 8.

Квест. Помогают формировать у воспитанников чувство патриотизма на основе развития чувства гордости за свою семью, группу, детский сад, город, страну. В форме игры-квеста воспитываем у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа.

СЛАЙД – 9.

Флэш моб, фестивали - как средство патриотического воспитания в социально-культурной деятельности образовательного учреждения.

СЛАЙД – 10.

Народные праздники. Через народные игры дети знакомятся с традициями и обрядами; воспитываем любовь, уважение и гордость за народную мудрость, красочность речи.

СЛАЙД – 11.

Государственные праздники. Формирования чувства патриотизма, гордости за Великую Победу, уважения к ветеранам, защитникам Отечества, памяти павших бойцов;

формирование представлений об истории своей страны, о великом, светлом празднике;

стремление пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа; развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой.

СЛАЙД – 12.

Совместная работа с библиотекой. Знакомство детей с историей создания

знамени, флага.

Знакомство детей с р. н. богатырями, р. н. костюмом и р. н. играми.

СЛАЙД – 13.

Экскурсии по Москве – столице России. Непосредственные прогулки по Москве,

визуальное общение с городом.

СЛАЙД – 14.

Работа в книжном уголке. Книжные уголки, мини-музеи, выставки создаются и

оформляются самими детьми, что позволяет детям самостоятельно изучать и

закреплять полученные знания о своей стране.

СЛАЙД – 15.

Создаем мини-музеи в группе и работа в них. Выставки, тематические уголки.

СЛАЙД – 16.

Создание патриотического уголка в группе.

СЛАЙД – 17.

Конструирование «Достопримечательности города Москвы. Такие занятия помогают развивать интерес детей к основным достопримечательностям города, в котором они живут; воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающих на территории России, их культурному наследию.

СЛАЙД – 18.

Рисование. Через творческую и продуктивную деятельность дети продолжают знакомиться с основными ценностями и традициями своего народа; отображают свои впечатления, эмоции, выражают свои чувства, осознают себя маленькими гражданами великой державы.

СЛАЙД – 19.

Рисование. Пограничник с собакой. Солдат на посту.

СЛАЙД – 20.

Игровая деятельность. Игровая деятельность помогает детям закрепить и

обобщить знания, полученные на занятиях и в общественной жизни; воспитывать

эмоционально-положительное отношение к своей малой Родине; воспитывать чувство патриотизма; обогащать и расширять словарный запас детей.

СЛАЙД – 21.

Рисование достопримечательностей родного города на асфальте «Мой

любимый город».

СЛАЙД – 22, 23, 24.

Творческая мастерская.

СЛАЙД – 25.

Проектная деятельность.

СЛАЙД – 26.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"С чего начинается Родина?" (Из опыта работы детского сада по краеведению)

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции с...

Выступление "Квест- технология развития детской самостоятельности" (из опыта работы)

В представленном материале отражается опыт работы того, как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Выполнить задачу ФГОС ДО – научить детей проявлять инициативу и самостоятел...

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...

С чего начинается Родина? (из опыта работы по патриотическому воспитанию)

Составила: Александрова В.А., воспитатель Структурное подразделение МБОУ "Малотавринская СОШ" - детский сад с. Малая Таврас. Малая ТавраВ статье предоставлен опыт работы социального пар...

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание дошкольников». Из опыта работы.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все спос...