Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально-поисковой деятельности
презентация к уроку (старшая группа)
Развитие речи воспитанников реализуется посредством исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Исследовательские методы обеспечивают удовлетворение детской любознательности, а также прямо и косвенно влияют на развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода исследований, при подведении итогов и словесном высказывании об увиденном. Исследовательская деятельность включает в себя умение выделять проблемы, задавать вопросы, строить гипотезы, давать определение понятиям, проводить эксперименты, анализировать добытые материалы и рассказывать о полученных результатах. Экспериментирование предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования.
В процессе эксперимента воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Также идет развитие памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы и развивается речь ребенка, так как ему необходимо говорить об увиденном. Ребёнок учится формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, происходит формирование самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Важно отметить и развитие эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ
Тема: «Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально-поисковой деятельности»
Составила воспитатель:
Рузанова Евгения Никитьевна
МБДОУ ДС КВ №39
1 слайд (титул)
Развитие речи воспитанников реализуется посредством исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. Исследовательские методы обеспечивают удовлетворение детской любознательности, а также прямо и косвенно влияют на развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода исследований, при подведении итогов и словесном высказывании об увиденном. Исследовательская деятельность включает в себя умение выделять проблемы, задавать вопросы, строить гипотезы, давать определение понятиям, проводить эксперименты, анализировать добытые материалы и рассказывать о полученных результатах. Экспериментирование предполагает проведение каких-то практических действий с объектом исследования.
В процессе эксперимента воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Также идет развитие памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы и развивается речь ребенка, так как ему необходимо говорить об увиденном. Ребёнок учится формулировать обнаруженные закономерности и выводы, происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, происходит формирование самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. Важно отметить и развитие эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей.
2 слайд
Для достижения цели развития связной речи посредством экспериментально-поисковой деятельности были поставлены следующие задачи:
1.речевые:
-развивать навык пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей;
-формировать умение вести диалог с воспитателем, с детьми;
-учить задавать вопросы, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;
-овладевать самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
2.познавательные:
-развивать умение планировать и проводить физический эксперимент;
-развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости; умение делать выводы;
-развивать наблюдательность; внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
-создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.
3 слайд
Я хочу рассказать о экспериментально-поисковой деятельности, которую использую в своей работе.
- Занятия-опыты (вода, воздух, вулканы, бумага, снег, краски)
- Работа с материалами (природный, ткань, микроскопы)
- Экскурсии по территории детского сада (наблюдения)
- Игры с песком и водой
4 слайд
При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.
Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если…?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
5 слайд
Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.
Упражнения с природным материалом можно включать как в процесс любого занятия, так и в режимные моменты, прогулку, сюжетно-ролевые игры и т д.
Работая с тканью, дошкольники знакомятся со свойствами разных видов тканей, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение 2 частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться в пространстве заготовки. У детей совершенствуется глазомерная функция, развивается речь (дети овладевают правильными словесными обозначениями способов действий с тканью), фантазия, мышление, внимание.
При работе с микроскопом дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
6 слайд
Наблюдения (экскурсии по территории детского сада)
Проводим наблюдения за живой и неживой природой, за сезонными изменениями в природе, описываем объекты и явления.
В результате этого словарь ребенка пополняется существительными, прилагательными, наречиями, глаголами, эпитетами, сравнениями. Для обогащения образной речи использую художественное слово, народные приметы, поговорки, пословицы, загадки. Обязательно включаю тактильное обследование (если это возможно): потрогать лед, снег, траву, кору дерева.
7 слайд
Игры с песком и водой доставляют детям большую радость, развивают простейшие конструктивные навыки и активизируют познавательную деятельность. Речь детей обогащается различными частями речи, формируются грамматические понятия, закрепляются произношение звуков, развиваются навыки слухового восприятия речевыми и неречевыми звучаниями.
8 слайд
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально-поисковой деятельности Задачи: 1.речевые: -развивать навык пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей; -формировать умение вести диалог с воспитателем, с детьми; -учить задавать вопросы, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; -овладевать самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения. 2.познавательные: -развивать умение планировать и проводить физический эксперимент; -развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости; умение делать выводы; -развивать наблюдательность; внимание, зрительную и слуховую чувствительность; -создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.
Э кспериментально-поисковая деятельность Занятия-опыты (вода, воздух, вулканы, бумага, снег, краски) Работа с материалами (природный, ткань, микроскопы) Экскурсии по территории детского сада (наблюдения) Игры с песком и водой
Опыты и эксперименты
Работа с материалами
Наблюдения (экскурсии по территории детского сада)
Игры с песком и водой
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.
Систематизировать опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.Я работаю воспитателем логопедической группы, и наблюдаю,...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»
Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"...
Межаттестационный материал.Тема: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности"
Межаттестационный материл....
Межаттестационный материал.Тема: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности".Приложение 1.
Приложение 1....
Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством словесно-игровой деятельности.
В связной речи отражается мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи....