Программа по взаимодействию с родителями
рабочая программа (средняя группа)
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_vzaim_s_rod_21-22.docx | 48.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол № от « » 2021 г. | СОГЛАСОВАНА: на родительском собрании группы общеразвивающей направленности №12 | УТВЕРЖДЕНА: Приказом от « » _____ № ____заведующего МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»__________ (Е.Ю.Агафоновой) |
Программа взаимодействия с родителями
группы общеразвивающей направленности для детей 4 -5 лет МБДОУ детский сад комбинированного вида
№3 «Ручеёк»
(срок реализации программы 2021 – 2022 уч. год)
Выполнила воспитатель 1 кв. категории:
Гребенчук Т. А.
г.о.г. Выкса 2021 год
Содержание
- Содержание…………………………………………………….2
- Введение………………………………………………………..3
- Пояснительная записка……………………………………......4
- Актуальность…………………………………………………..5 – 6
- Цели и задачи………………………………………………….7
- Предполагаемый результат…………………………………...8
- Основные направления реализации программы…………….9
- Информационно оценочный первый блок………………......10
- Второй блок – практический………………………………....11-12
- Контрольно- оценочный блок………………………………..13
- Оценка эффективности программы………………………….13
- Перспективное планирование………………………………..14 -18
- Программно-методическое обеспечение…………………....19
Введение
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
В соответствии с Законом «Об образовании» и «Типовым положением о ДОУ», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Пояснительная записка.
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Актуальность
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е.А. Мухачёва
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.
Цели и задачи
Цель: Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
- Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
- Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
- Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
- Формировать позитивные формы общения.
- Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
- Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Предполагаемый результат
Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка. Осознание родителями значимости своей педагогической деятельности. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей. Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению. Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Основные направления реализации программы.
Реализация программы рассчитана для работы с детьми 4 - 5 лет.
Структурно – функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребёнка |
Информационно – аналитический блок |
Практический блок |
Наглядно – информационные формы взаимодействия |
Досуговые формы Взаимодействия |
Познавательные формы взаимодействия |
Информационно-аналитический первый блок
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, «Почтовый ящик», изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Второй блок – практический
Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Досуговые | Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. | Совместные досуги, праздники, например, «Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Наши замечательные папы», участие родителей и детей в выставках, конкурсах |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. | Семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии. |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Информационно – ознакомительная форма – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ, например, это Дни открытых дверей. Информационно - просветительская форма – близка к задачам познавательных форм и направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, паспорт здоровья, листы-памятки, информационные стенды, выставка пособий, библиотека игр и упражнений |
Контрольно-оценочный блок
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
Оценка эффективности программы
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы даёт положительный результат при работе педагогов по взаимодействию с семьёй.
Внедрение новых ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи наиболее эффективно.
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями группа № 12
на 2021-2022 учебный год
Сентябрь | ||||||
Мероприятия | Содержание | Участники | Итоговый продукт деятельности | |||
Коллективные формы работы | Дистанционное родительское собрание: «Особенности развития детей 4 – 5 лет» Повестка дня: 1. Речевое развитие детей через чтение художественной литературы. 2. Физкультурная форма. 3. Выбор родительского комитета 4. Разное | Воспитатели, родители, | 1.Протокол родительского собрания; 2. Сообщение; 4. Консультации для родителей | |||
Индивидуальные формы работы | Анкетирование: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка» Консультации: «Если ребенок дерется»«Диалогическое общение» (речевой этикет) | Воспитатели, родители, психолог | Методические рекомендации | |||
Наглядные формы работы | Информационный стенд: «Режим дня» «Наша непосредственно образовательная деятельность» «Объявления» и т. д. Папка – передвижка «Осенняя пора – очей очарованье» «Режим – это важно!» Фотовыставка «Как я провел лето» | Воспитатели, | Методическая литература и рекомендации, | |||
Октябрь | ||||||
Индивидуальные формы работы | Консультация: «Пальчиковые игры», «Сто тысяч почему». Беседы «Одежда детей в группе и на улице» «Что и как читать ребенку дома» Буклет «Артикуляционная гимнастика – это интересное занятие» | Воспитатели, родители, логопед | Методические рекомендации | |||
Наглядные формы работы | Информационный стенд: «Правильное питание» «Речь детей 4 – 5 лет» Фото коллаж «Вот это урожай!» | Воспитатели, медсестра | Методические рекомендации и литература | |||
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Осенний праздник Участие родителей в совместном создании с детьми фотографий | Воспитатели, музыкальный руководитель, родители | Фотовыставка с осеннего праздника | |||
Ноябрь | ||||||
Индивидуальные формы работы | Консультации: «Что такое «Сторисек» Развивающие игры для детей 4 - 5 лет» | Воспитатели, родители | Методические рекомендации | |||
Наглядные формы работы | Информационный стенд: «Без лекарств и докторов». «Прогулки в любую погоду и их значение» «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни.» Буклет о технологии «Сторисек» Папка – передвижка «День матери» | Воспитатели, психолог, инструктор по физической культуре | Методическая литература и рекомендации | |||
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Развлечение с мамами + мастер класс «Игольница» Проект «Мамочка любимая!» | Воспитатели, родители | Фотоколлаж «Играем вместе с родителями» | |||
Декабрь | ||||||
Коллективные формы работы | Онлайн консультация: «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей». «Что такое Буккросинг». «На зарядку становись!» Проведение совместных зарядок с родителями | Воспитатели, родители | Фоторепортаж, рекомендации | |||
Индивидуальные формы работы | Консультации: «Что должен знать ребенок 4 - 5 лет» «Я тебя не понимаю, скажи правильно!?» Анкетирование: «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге». | Воспитатели, родители, логопед | Методические рекомендации | |||
Наглядные формы работы | Информационный стенд: «Зимние забавы» «Новый год стучится в двери» Папка- передвижка «Зимушка - зима» | Воспитатели | Методическая литература и рекомендации | |||
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Конкурс поделок. Подготовка к новогоднему утреннику. Изготовление атрибутов, костюмов к празднику. Привлечение родителей к праздничному украшению группы. | Воспитатели, родители, музыкальный руководитель | Новогодний утренник Выставка поделок | |||
Январь | ||||||
Индивидуальные формы работы | Консультации: «Выходной день вместе» «Как развить познавательный интерес у ребенка?» Общение в системе онлайн – знакомство с центром речевого развития «Белоснежка и семь гномов». | Воспитатели, родители | Методические рекомендации | |||
Наглядные формы работы | Информационный стенд: «Развитие речевого дыхания – это важно» «Загадайте мне загадку» «Творчество Корнея Чуковского» | Воспитатели, | Методическая литература и рекомендации, | |||
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Создание альбома по произведениям А. Барто Смотр – конкурс «Снежные постройки» | Воспитатели, Родители | Фото коллаж | |||
Февраль | ||||||
Индивидуальные формы работы | Онлайн консультация: «Дидактические игры по развитию речи». Консультации: «Роль отца в семейном воспитании». «Сюжетно – ролевая игра в домашних условиях». | Воспитатели, родители | Методические рекомендации | |||
Наглядные формы работы | Информационный стенд: Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка». Папка - передвижка «День Защитника Отечества» «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок) Папка – передвижка «Масленница». | Воспитатели, родители | Методическая литература и рекомендации | |||
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Совместное развлечение «Папа может все, что угодно» Совместная прогулка с родителями «Мы со спортом дружим!» | Воспитатели, родители | Фотовыставка «Самый лучший папа мой!» Фотоколлаж. | |||
Март | ||||||
Индивидуальные формы работы | Онлайн консультация: «Какие сказки читать ребёнку на ночь» Консультации: «Весёлая математика дома» «Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста». «Правила безопасности для детей». | Воспитатели, родители | Методические рекомендации | |||
Наглядные формы работы | Информационный стенд: «Нетрадиционные методы лечения простуды». Буклет «Лук от семи недуг» «Сон, как важная составляющая режима дня» Папка – передвижка «Весна - красна» Стенгазета «Мамочка, мамуля…» | Воспитатели | Методическая литература и рекомендации | |||
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Совместная подготовка к весеннему празднику. Организация фотовыставки с рассказами о мамах. | Воспитатели, родители | Утренник 8 марта фотовыставка | |||
Апрель | ||||||
Коллективные формы работы | Семинар- практикум: «Учим стихи руками» Мастер – класс «Куклы - самокрутки» | Воспитатели, дети, родители | Выставка совместных поделок | |||
Индивидуальные формы работы | Консультации: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». «Особенности развития речи ребенка». «Воспитание ребенка начинается в семье» «Колыбельная на ночь» | Воспитатели, родители | Методические рекомендации | |||
Наглядные формы работы | Информационный стенд: «Словесная игра по дороге в детский сад» «Словарный запас детей 4 – 5 лет» | Воспитатели, родители | Методическая литература и рекомендации | |||
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Изготовление самодельной книги «По стихам К.И. Чуковского». | Воспитатели, родители | Фотоколлаж | |||
Май | ||||||
Коллективные формы работы | Родительское собрание: «Наши достижения» Повестка дня 1. Подведение итогов работы; наши успехи; 3. О подготовке к летнему оздоровительному периоду. 4. Отчёт о работе родительского комитета | Воспитатели, родители | 1.Протокол родительского собрания; 2. Сообщение; 3. Консультации для родителей | |||
Индивидуальные формы работы | Консультации: «Развитие творчества у детей» «Так ли важно рисование в жизни ребенка» | Воспитатели, родители | Методические рекомендации | |||
Наглядные формы работы | Информационный стенд: «Особенности гимнастики после сна» «Игры на природе!» Буклет «Активный отдых, это как?!» | Воспитатели, родители | Методическая литература и рекомендации | |||
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Акция «Подарите книгу группе». Подготовка участка к летнему периоду. | Воспитатели, родители | Выставка Облагороженный участок |
Программно – методическое обеспечение.
- Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй». Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002 – 120 с.
- Интернет – ресурсы: сайты maam.ru и nsportal.ru
- Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.2005)
- Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.
- Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
- Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с №497.
- Монастырский В.А., Каримова Л.А. Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы.
- Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2013, - 544 с.
- Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 2012.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”,2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа социального взаимодействия с родителями
социальное взаимодейстия с родителями детей раннего возраста...
Программа по взаимодействию с родителями "Растим будущего школьника"
В программе описана каким образом можно помочь родителям преодолеть все трудности школьной жизни вместе с ребенком, необходимо в дошкольном образовательном учреждении организовать работу клуба “Растим...
Программа партнерского взаимодействия с родителями воспитанников по экологическому воспитанию на 2012-2015 учебный год
Привлечь родителей к жизни ребенка в условиях детского сада...
Программа по взаимодействию с родителями
Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОУ.Задачи: способствовать стимулировани...
Рабочая программа по взаимодействию с родителями "родитель - заместитель"
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то ...