Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»
(МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»)
ул. Газовиков д.27, п. Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,
629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42; E-mail: skazka.prxetta@inbox.ru
ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующий МДОУ
МДОУ «Детский сад «Детский сад «Сказка»
«Сказка» п. Правохеттинский»
п. Правохеттинский» ___________ В.Л. Богомолова
Протокол № 1 от ____________ г. Приказ № ___ от ________2018г.
Рабочая программа
2 младшей группы
по образовательной области
«Речевое развитие»
на 2018-2019 учебный год
(на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»,
авторы Т. И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., 2014 год).
Составила:
Рижко С.Г.
воспитатель
2018 г.
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Речевое развитие» Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Реализация данного раздела направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологический форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Цель программы: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи образовательной деятельности
- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
- Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
-Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Содержание образовательной области
«Речевое развитие»
№ | Раздел | стр |
1 | Пояснительная записка | 4-5 |
2 | Тематический план
| 5 |
3 | Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
| 5 |
4 | Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» | 5-6 |
5 | Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»
| 7 |
6 | Средства обучения
| 7 |
| Оборудование
| 7 |
| Учебно-наглядные пособия
| 7 |
| УМК | 7 |
7. | Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие»
| 8-16 |
8 | Приложение
| 16 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Речевое развитие» Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Реализация данного раздела направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологический форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Цель программы: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи образовательной деятельности
- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
- Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
-Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Краткая характеристика программы: программа предусматривает обучение детей от 3 до 4 лет по следующим разделам:
Речевое развитие
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы), а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Тематический план
№ | Тема (раздел) | Количество часов |
1. | Речевое развитие | 36 |
|
|
|
итого | 36 |
3. Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» 2-младшая группа
Достижения ребенка (Что нас радует?) |
-С удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; - проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу; - по вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений; - называет предметы и объекты ближайшего окружения; - речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием; -узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него; - совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи.
|
4. Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова;
Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут…, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.)
Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.
Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу-мяу»- мяукает.
Обогащение активного словаря
Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся,бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши.
Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать – а-а-а, песенка ветра у-у-у, колокольчика – з-з-з, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с).
Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.
5.Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы), а также в форме мониторинга
усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
(Приложения 1).
6. Средства обучения
- Компьютер
- Принтер
- Сканер
- Интерактивная доска
- Необходимое оборудование для проведения занятий
- Наглядный, демонстрационный, раздаточный материал
Учебно-наглядные пособия
Перечень наглядно-дидактических пособий | Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1: альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2009. |
Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2: альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2009. | |
Нищева Н.В. Четыре времени года: наглядно- дидактическое пособие.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
Нищева Н.В.Кем быть?.Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
НищеваН.В.Наш детский сад 1.Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
НищеваН.В.Наш детский сад 2.Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
Презентации и обучающие видео - записи по речевому развитию |
УМК
Перечень программ, методических пособий | 1.Комплексные занятия по программе «Детство».Вторая младшая группа /авт.сост.Сержантова Ю. Б., Елоева А. В., Батова И.С., Небыкова О.Н.- Волгоград. Учитель. 2016.-359 с. |
2.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016. | |
3. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е издание.,допол./ под редакцией О.С.Ушаковой-М.: ТЦ Сфера, 2014. | |
4. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3—4 лет. Ушакова О.С.- М: Сфера,2015. | |
5. Беседа по картинке: Времена года/Худ. И.Ф. Дукк.- 2-е издание, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. | |
6. Филимонова О.Ю. Развииие словаря дошкольника в играх: Посбие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007.- 128 | |
7.1000 загадок/ Издательский дом «Нева»- СПб, Москва, 2006. | |
8.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. | |
9.Ильчук, Н.П., Гербова, В.В.Хрестоматия для дошкольников.2-4 года / М.: АСТ, 1999. |
7.Перспективное планирование «Речевое развитие»
№ п/п | Тема занятия | Цели, задачи | Материалы | Литература |
1. | «Пересказ сказки «Курочка Ряба»»
| Задачи: Связная речь: учить пересказу знакомых произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого. Словарь и грамматика: развивать умение ориентироваться на признаки объекта Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [а], учить четко артикулировать его в звукосочетаниях, словах; Развивать речевое дыхание
| Настольный театр «Курочка Ряба»; Игрушки (гусь,лягушка)
| (О.С.Ушакова 1, стр. 16) |
2. | «Рассматривание игрушек-поезда, коровы, кукушки, петуха)»
| Задачи: Связная речь: подвести к составлению короткого рассказа обигрушке. Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука[у]( в звукосочетаниях, словах;), учить долго и плавно, на одном выдохе произносить слова с этим звуком; научить определять наличие звука [у] в словах
| Игрушки: (Поезд -паровоз с Вагонами, корова, кукушка, петух)
| (О.С.Ушакова 2, стр. 18) |
3. | «Описание игрушек-котенка, жеребенка, мышонка» .
| Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем небольшой (два- три предложения) рассказ об игрушке. Словарь и грамматика: учить образовывать наименования детенышей животных; объяснить значение слов, образованных с помощью суффикса –онок; учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький). Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [и]; учить регулировать высоту голоса | Домик - ширма, игрушки( лошадь- жеребенок, мышка- мышонок, кошка- котенок)
| (О.С.Ушакова 3, стр. 20) |
4. | «Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом»
| Задачи: Связная речь: учить рассматривать картину, формировать умения отвечать на вопросы и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ. Словарь и грамматика: учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа, существительных и личных окончаний глаголов (строит- строят, играет-играют, везет- везут). Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [а] [у] [и] изолированных и в словах, учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы четко и громко; развивать речевой вздох | Картина «Мы играем в кубики, строим дом», игрушки (кукла, паровоз, жеребенок, султанчики)
| (О.С.Ушакова 4, стр. 23) |
5. | «Описание внешнего вида куклы Оли»
| Задачи: Связная речь: учить рассматривать и описывать кукол, сформировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ. Словарь и грамматика: учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [o] (изолированный, в звукосочетаниях, словах); обратить внимание на наличие звука [o]в словах | Кукла блондинка в платье, туфельках, носочках, на голове бант. Кукла брюнетка в брюках, кофточке, туфельках другого цвета. Игрушки: доктор Айболит, ослик
| (О.С.Ушакова 5, стр. 25) |
6. | «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем»
| Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий повествовательный рассказ. Словарь и грамматика: учить детей правильно называть игрушки, их качества (цвет, величину), формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий – низкий), согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [э] (изолированный, в звукосочетаниях, словах); обратить внимание на наличие звука [э]в словах | Игрушки: грузовая машина, медвежата (белый и черный),коза, елки разной величины; куклы- мальчик, девочка
| (О.С.Ушакова 6, стр. 29) |
7. | «Составление рассказа об игрушках -котенке, зайчонке»
| Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткие рассказы. Словарь и грамматика: учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями в картинках Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [ы] учить правильно произносить его в словах, четко и достаточно громко произносить чистоговорку с этим звуком | Игрушки -мышка, котенок, зайчонок,3-4 утенка,3-4 лягушонка, картинка: дом с трубой, из трубы идет дым
| (О.С.Ушакова 7, стр. 31) |
8. | «Описание игрушек – козлика, ослика, парохода»
| Задачи: Связная речь: учить детей составлять короткий рассказ об игрушке с помощью воспитателя.
Словарь и грамматика: упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов сказать, ехать (поскачи, поезжай), демонстрировать использование антонимов. Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков, учить четко произносить их в словах и различать на слух, различать слова, близкие по звучанию; вслушиваться в речь воспитателя, развивать речевое дыхание (продолжительный выдох через рот) | Игрушки: медвежонок, пароход, ослик, козлик, мишка, султанчики, горка из строительного материала.
| (О.С.Ушакова 8, стр. 35) |
9. | Пересказ сказки «Репка»
| Задачи: Связная речь: учить детей совместно со взрослым пересказ сказки «Репка Словарь и грамматика: учить правильно называть качества предметов, закреплять умения правильно называть детенышей животных. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков м и мь. Учить детей различать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса | Настольный театр «Репка», Игрушки: кошка, котенок, мышка, медвежонок | (О.С.Ушакова 9, стр. 38) |
10. | «Описание предметов одежды куклы Оли»
| Задачи: Связная речь: уметь составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Отвечать на вопросы предложениями. Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвета. Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [п] и [пь]; учить детей отчетливо и достаточно громко произносить слова | Игрушки: кукла, одежда для неѐ: пальто, шапка, шарф, варежки, рейтузы, ботинки, кофта, платье, Петрушка. Картинки: пальто, платье, пирамидка, поезд
| (О.С.Ушакова 10, стр. 40) |
11. | «Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке»
| Задачи: Связная речь: учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке. Словарь и грамматика: учить правильно образовывать форму глаголов в повелительном наклонении, понимать и правильно использовать предлоги в, на, под, около, перед. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [б ]и [бь]; учить различать на слух звучание музыкальных инструментов: барабана, бубна, балалайки | Игрушки: грузовая машина, бубен, барабан, балалайка, мишка, мышка.
| (О.С.Ушакова 11, стр. 43) |
12. | «Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке и мышке»
| Задачи: Связная речь: учить составлять короткий рассказ с помощью воспитателя Словарь и грамматика: закрепить в речи названия известных им животных; учить использовать слова, обозначающие качества, действия Звуковая культура речи: закреплять правильное, отчетливое произношение звуков [м], [мь],[ п], [пь], б], [бь] в словах, фразах .Приучать различать на слух звукоподражания
| Игрушки: кошка, корова, коза, барабан, утята, мышка, мишка, пирамидка, матрешка, паровоз, баран, лягушата, зайчата, котята
| (О.С.Ушакова 12, стр. 45) |
13. | «Составление рассказа по картине «Катаемся на санках»
| Задачи: Связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картинки, составлять рассказ совместно с воспитателем. Словарь и грамматика: закреплять в активном словаре название предметов одежды, качеств, учить использовать слова с противоположным значением. Звуковая культура речи: закреплять произношение звуков [т] , учить произносить звукосочетание (топ,топ,топ,) в различном темпе, с различной громкостью.
| Картина «Катаемся на санях», игрушки - большой медведь, медвежонок, барабан. | (О.С.Ушакова 13, стр. 47) |
14. | «Описание кукол Даши и Димы»
| Задачи: Связная речь: учить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы, используя прилагательные большой, маленький; согласовывать прилагательные с существительными в роде Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [д] и [дь]
| Пары предметов: Куклы (Большая и маленькая), мяч (большой и маленький, разного цвета), 2 ведра(разного размера), дудочка и колокольчик
| (О.С.Ушакова 14, стр. 49) |
15. | «Проведение игры «Что в мешке у Буратино»
| Задачи: Связная речь: учить называть качества предметов (величину, цвет); правильно отвечать на вопросы, составлять рассказ. Словарь и грамматика: упражнять в правильном образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. Звуковая культура речи: звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков [н] и [нь]
| Пары предметов: Матрешки, пирамидки, ленточки, Лошадки, утята, Буратино, качалка- лошадка, мешочек
| (О.С.Ушакова 15, стр. 52) |
16. | «Составление описательного рассказа о животных по картинкам» | Задачи: Связная речь: учить составлять рассказ по картинке из двух трех предложений с помощью воспитателя. Словарь и грамматика: закрепить названия известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [т]–[ ть], [д] –[дь], [н ]–[нь]; учить говорить с разной силой голоса; обратить внимание на вопросительную интонацию
| Игрушки: Барабан, дудочка, Колокольчик, кукла, разборный домик, картинки: петух, баран, свинья, лошадь, утка, утята, лягушонок, цыпленок, ведро,матрешка, лопата. | (О.С.Ушакова 16, стр. 55) |
17. | «Пересказ сказки К.Чуковского «Цыпленок»»
| Задачи: Связная речь: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки по вопросам («Петушок с семьей» К. Ушинского). Звуковая культура речи: закреплять произношение звуков к и кь, учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы, насыщенные этими звуками
| Игрушки: Курица, цыплята, петух, черный кот, магнитная доска
| (О.С.Ушакова 17, стр. 57) |
18. | «Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки»»
| Задачи: Связная речь: учить составлять рассказ по картинке, ориентируясь на образец, предложенный воспитателем Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, изображения на картинке, давать описание игрушек, называя их цвет Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [г]-[г]
| Картина «Троллейбус и игрушки», картинки -гусь и голуби.
| (О.С.Ушакова 18, стр. 59) |
19. | «Составление описательного рассказа об игрушках – пароходе, лисе, петухе»
| Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках.
Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных; закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [х] внимание на наличие этого звука в словах
| Игрушки: петух, лиса, пароход, пары предметов, различающихся по величине и цвету: пирамидки, ленточки, матрешки,флажки, грибки, кубики.
| (О.С.Ушакова 19, стр. 61) |
20. | «Проведение игры «У Кати День Рождения»
| Задачи: Связная речь: учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках Словарь и грамматика: учить пользоваться словами, обозначающими качества и Действия, промежуточные признаки; обратиться внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [к], [г], [х] ,[кь], [гь], [хь]. Учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно
| Картинки: курица, гусь, петух, голубь, кошка, коза, корова, гусенок, козленок, котенок, кукушка, игрушки для игры в магазин.
| (О.С.Ушакова 20 стр. 63) |
21. | «Составление описательного рассказа об игрушках – лисенке, медвежонке»
| Задачи: Связная речь: учить по вопросам составлять описание игрушки , объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ.
Словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные,обозначающие свойства и качества предметов, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположныек знаки
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение слов со звуком[й],йотированными буквами:я,е,ё,ю. | Игрушки: медвежонок, лисенок, картинки: змея, ѐж, ѐлка, муравей
| (О.С.Ушакова 21 стр. 66) |
22. | «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек» | Задачи: Связная речь: учить составлять рассказ с помощью воспитателя Словарь и грамматика: учить детей правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов Звуковая культура речи:закреплять правильное произношение звуков [ф]и [ф]ь; учить детей плавно, протяжно, на одном выдохе произносить звук | Куклы: девочка, мальчик, Игрушки: собака, 2 флажка, шкаф,2 конфеты(большая и маленькая)
| (О.С.Ушакова 22 стр. 69) |
23. | «Описание овощей и фруктов»
| Задачи: Связная речь: учить детей описывать предмет Словарь и грамматика: упражнять в согласовании прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе; активизировать использование в речи прилагательных. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [вь]; учить детей произносить звук долго, на одном выдохе
| Зайчонок, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек
| (О.С.Ушакова 23 стр. 72) |
24. | «Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде»
| Задачи: Связная речь: учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно. Словарь и грамматика: использовать слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [ф]- [фь][ в] [вь], учить выделять голосом эти звуки в словах;регулировать силу голоса. | Куклы девочка и мальчик, 2 собаки, 2 флажка, 2 конфеты | (О.С.Ушакова 24 стр. 74) |
25. | Пересказ сказки «Волк и семеро козлят»
| Задачи: Связная речь: учить пересказывать сказку «Козлятки и волк» совместно с воспитателем. Звуковая культура речи: приучать детей отчетливо и правильно произносить звук изолированно и в словах
| Настольный театр «Козлятки и волк», картинки: оса, осы
| (О.С.Ушакова 25 стр. 77) |
26. | «Описание предметов посуды»
| Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ Словарь и грамматика: учить правильно называть отдельные предметы посуды, знать их значение; знакомить с продуктивной словообразовательной моделью сахар – сахарница. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука.
| 2 чашки, 2 блюдца, чайные ложки, мелкие тарелки, сахарница, чайник, салфетница,конфетни ца,2 большие куклы. Картинки: стул, стол, валенки, пальто
| (О.С.Ушакова 26 стр. 78) |
27. | «Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов»
| Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ Словарь и грамматика: учить называть отдельные предметы мебели. Упражнять в понимании и употреблении пространственых предлогов в, на, за, около; учить правильному образованию формы родительного падежа существительных: ручек, ножек Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с],[сь]; учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью | Кукольная мебель: стол, стулья, шкаф, кровать. Игрушки: кукла, утята, котята, зайчата.
| (О.С.Ушакова 27 стр. 81) |
28. | «Составление рассказа на тему из личного опыта»
| Задачи: Связная речь: составлять совместно с воспитателем короткий рассказ в 2 – 3 предложения из личного опыта Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных и глаголов Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [с]; приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы различной громкостью | Игрушки: собака, кошка, медведь. Дом, елочки. Картинки: самолет, лиса.
| (О.С.Ушакова 28 стр. 83) |
29. | Составление рассказа по картинке «Кошка с котятами»
| Задачи: Связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с воспитателем небольшой рассказ по картинке Словарь и грамматика: активизировать употребление в речи прилагательных и глаголов Звуковая культура речи: приучать детей отчетливо и правильно произносить звук [з] в словах и предложениях | Картинка «Кошка с котятами»
| (О.С.Ушакова 29 стр. 85) |
30. | «Составление рассказа по картине «Куры»
. | Задачи: Связная речь: учить составлять короткий рассказ по картинке совместно с воспитателем Словарь и грамматика: словарь: учить детей правильно называть изображения на картинке, обогащать речь прилагательными, глаголами Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [з] и [зь] | Картинка «Куры».
| (О.С.Ушакова 30 стр. 87) |
31. | «Составление описательного рассказа о животных по картинкам»
| Задачи: Связная речь: учить составлять короткие рассказы по картинке Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа названий детенышей животных Звуковая культура речи: учить детей отчетливо произносить звуки [з], [зь], выделять их в словах | Картинки и открытки с изображениями животных и их детѐнышей: кошка с котятами, собака со щенком, щенки, конверты
| (О.С.Ушакова 31 стр. 90) |
32. | «Составление описания по предметной картине»
| Задачи: Связная речь: учить составлять короткий рассказ по Звуковая культура речи: учить детей четко и ясно произносить звук [ц], выделять этот звук в словах на слух; закреплять правильное произношение звуков [с] и [з], приучать регулировать темп речи.
| Петрушка, картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых есть звуки с, з, ц (курица, цыплята, собака, слон, заяц,коза, козленок, яйцо, цветы, кольца,пуговица, мыло, пила, лопата, лейка) | (О.С.Ушакова 32 стр. 91) |
33. | «Составление рассказа на тему из личного опыта»
| Задачи: Связная речь: составлять совместно с воспитателем короткий рассказ в 2 – 3 предложения из личного опыта Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных и глаголов Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука с; приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы различной громкостью | Игрушки: собака, кошка, медведь. Дом, елочки. Картинки: самолет, лиса.
| (О.С.Ушакова 28 стр. 83) |
34. | «Составление описательного рассказа о животных по картинкам»
| Задачи: Связная речь: учить составлять короткие рассказы по картинке Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа названий детенышей животных Звуковая культура речи: учить детей отчетливо произносить звуки [з], [зь], выделять их в словах | Картинки и открытки с изображениями животных и их детѐнышей: кошка с котятами, собака со щенком, щенки, конверты
| (О.С.Ушакова 31 стр. 90) |
35. | «Составление рассказа на тему из личного опыта»
| Задачи: Связная речь: составлять совместно с воспитателем короткий рассказ в 2 – 3 предложения из личного опыта Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных и глаголов Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука с; приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы различной громкостью | Игрушки: собака, кошка, медведь. Дом, елочки. Картинки: самолет, лиса.
| (О.С.Ушакова 28 стр. 83) |
36. | «Составление описания по предметной картине»
| Задачи: Связная речь: учить составлять короткий рассказ по Звуковая культура речи: учить детей четко и ясно произносить звук [ц], выделять этот звук в словах на слух; закреплять правильное произношение звуков [с] и [з], приучать регулировать темп речи.
| Петрушка, картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых есть звуки с, з, ц (курица, цыплята, собака, слон, заяц,коза, козленок, яйцо, цветы, кольца,пуговица, мыло, пила, лопата, лейка) | (О.С.Ушакова 32 стр. 91) |
8. Приложение 1
Ф.И.ребенка | Речевое развитие | ||||
1.Формирование словаря | 2.Звуковая культура речи | 3.Грамматический строй речи | 4. Связная речь | 5. Приобщение к художественной литературе | |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Владеет в полной мере |
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
|
|
Владеет не в полной мере |
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
|
|
Не владеет |
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»
(МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»)
ул. Газовиков д.27, п. Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,
629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42; E-mail: skazka.prxetta@inbox.ru
ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Заведующий МДОУ
МДОУ «Детский сад «Детский сад «Сказка»
«Сказка» п. Правохеттинский»
п. Правохеттинский» ___________ В.Л. Богомолова
Протокол № 1 от ____________ г. Приказ № ___ от ________2018г.
Рабочая программа
2 младшей группы
по образовательной области
«Речевое развитие»
на 2018-2019 учебный год
(на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»,
авторы Т. И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., 2014 год).
Составила:
Рижко С.Г.
воспитатель
2018 г.
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Речевое развитие» Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Реализация данного раздела направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологический форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Цель программы: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи образовательной деятельности
- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
- Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
-Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Содержание образовательной области
«Речевое развитие»
№ | Раздел | стр |
1 | Пояснительная записка | 4-5 |
2 | Тематический план | 5 |
3 | Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» | 5 |
4 | Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» | 5-6 |
5 | Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие» | 7 |
6 | Средства обучения | 7 |
| Оборудование | 7 |
| Учебно-наглядные пособия | 7 |
| УМК | 7 |
7. | Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» | 8-16 |
8 | Приложение | 16 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Речевое развитие» Комплексной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Реализация данного раздела направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологический форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Цель программы: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи образовательной деятельности
- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
- Использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
-Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Краткая характеристика программы: программа предусматривает обучение детей от 3 до 4 лет по следующим разделам:
Речевое развитие
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы), а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Тематический план
№ | Тема (раздел) | Количество часов |
1. | Речевое развитие | 36 |
итого | 36 |
3. Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» 2-младшая группа
Достижения ребенка (Что нас радует?) |
-С удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения; - проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу; - по вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений; - называет предметы и объекты ближайшего окружения; - речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием; -узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него; - совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи. |
4. Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут), учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова;
Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба (дайте пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут…, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй); называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имен.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.)
Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка- котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.
Освоение способа словообразования на основе имитации звуков: кошка «мяу-мяу»- мяукает.
Обогащение активного словаря
Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся,бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние и некоторые дикие животные и их детеныши.
Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки (м,б,п,т,д,н,к,г,х,ф,в,л,с,ц); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы спать – а-а-а, песенка ветра у-у-у, колокольчика – з-з-з, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с).
Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.
5.Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы), а также в форме мониторинга
усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
(Приложения 1).
6. Средства обучения
- Компьютер
- Принтер
- Сканер
- Интерактивная доска
- Необходимое оборудование для проведения занятий
- Наглядный, демонстрационный, раздаточный материал
Учебно-наглядные пособия
Перечень наглядно-дидактических пособий | Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1: альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2009. |
Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2: альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2009. | |
Нищева Н.В. Четыре времени года: наглядно- дидактическое пособие.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
Нищева Н.В.Кем быть?.Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
НищеваН.В.Наш детский сад 1.Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
НищеваН.В.Наш детский сад 2.Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
Презентации и обучающие видео - записи по речевому развитию |
УМК
Перечень программ, методических пособий | 1.Комплексные занятия по программе «Детство».Вторая младшая группа /авт.сост.Сержантова Ю. Б., Елоева А. В., Батова И.С., Небыкова О.Н.- Волгоград. Учитель. 2016.-359 с. |
2.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2016. | |
3. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е издание.,допол./ под редакцией О.С.Ушаковой-М.: ТЦ Сфера, 2014. | |
4. Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3—4 лет. Ушакова О.С.- М: Сфера,2015. | |
5. Беседа по картинке: Времена года/Худ. И.Ф. Дукк.- 2-е издание, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. | |
6. Филимонова О.Ю. Развииие словаря дошкольника в играх: Посбие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2007.- 128 | |
7.1000 загадок/ Издательский дом «Нева»- СПб, Москва, 2006. | |
8.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. | |
9.Ильчук, Н.П., Гербова, В.В.Хрестоматия для дошкольников.2-4 года / М.: АСТ, 1999. |
7.Перспективное планирование «Речевое развитие»
№ п/п | Тема занятия | Цели, задачи | Материалы | Литература |
1. | «Пересказ сказки «Курочка Ряба»» | Задачи: Связная речь: учить пересказу знакомых произведений, составлению коротких рассказов с помощью взрослого. Словарь и грамматика: развивать умение ориентироваться на признаки объекта Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [а], учить четко артикулировать его в звукосочетаниях, словах; Развивать речевое дыхание | Настольный театр «Курочка Ряба»; Игрушки (гусь,лягушка) | (О.С.Ушакова 1, стр. 16) |
2. | «Рассматривание игрушек-поезда, коровы, кукушки, петуха)» | Задачи: Связная речь: подвести к составлению короткого рассказа обигрушке. Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука[у]( в звукосочетаниях, словах;), учить долго и плавно, на одном выдохе произносить слова с этим звуком; научить определять наличие звука [у] в словах | Игрушки: (Поезд -паровоз с Вагонами, корова, кукушка, петух) | (О.С.Ушакова 2, стр. 18) |
3. | «Описание игрушек-котенка, жеребенка, мышонка» . | Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем небольшой (два- три предложения) рассказ об игрушке. Словарь и грамматика: учить образовывать наименования детенышей животных; объяснить значение слов, образованных с помощью суффикса –онок; учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький). Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [и]; учить регулировать высоту голоса | Домик - ширма, игрушки( лошадь- жеребенок, мышка- мышонок, кошка- котенок) | (О.С.Ушакова 3, стр. 20) |
4. | «Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом» | Задачи: Связная речь: учить рассматривать картину, формировать умения отвечать на вопросы и составлять совместно с воспитателем короткий рассказ. Словарь и грамматика: учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа, существительных и личных окончаний глаголов (строит- строят, играет-играют, везет- везут). Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [а] [у] [и] изолированных и в словах, учить различать звуки на слух, произносить слова, фразы четко и громко; развивать речевой вздох | Картина «Мы играем в кубики, строим дом», игрушки (кукла, паровоз, жеребенок, султанчики) | (О.С.Ушакова 4, стр. 23) |
5. | «Описание внешнего вида куклы Оли» | Задачи: Связная речь: учить рассматривать и описывать кукол, сформировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ. Словарь и грамматика: учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [o] (изолированный, в звукосочетаниях, словах); обратить внимание на наличие звука [o]в словах | Кукла блондинка в платье, туфельках, носочках, на голове бант. Кукла брюнетка в брюках, кофточке, туфельках другого цвета. Игрушки: доктор Айболит, ослик | (О.С.Ушакова 5, стр. 25) |
6. | «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем» | Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий повествовательный рассказ. Словарь и грамматика: учить детей правильно называть игрушки, их качества (цвет, величину), формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий – низкий), согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [э] (изолированный, в звукосочетаниях, словах); обратить внимание на наличие звука [э]в словах | Игрушки: грузовая машина, медвежата (белый и черный),коза, елки разной величины; куклы- мальчик, девочка | (О.С.Ушакова 6, стр. 29) |
7. | «Составление рассказа об игрушках -котенке, зайчонке» | Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткие рассказы. Словарь и грамматика: учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями в картинках Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [ы] учить правильно произносить его в словах, четко и достаточно громко произносить чистоговорку с этим звуком | Игрушки -мышка, котенок, зайчонок,3-4 утенка,3-4 лягушонка, картинка: дом с трубой, из трубы идет дым | (О.С.Ушакова 7, стр. 31) |
8. | «Описание игрушек – козлика, ослика, парохода» | Задачи: Связная речь: учить детей составлять короткий рассказ об игрушке с помощью воспитателя. Словарь и грамматика: упражнять в образовании форм повелительного наклонения глаголов сказать, ехать (поскачи, поезжай), демонстрировать использование антонимов. Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков, учить четко произносить их в словах и различать на слух, различать слова, близкие по звучанию; вслушиваться в речь воспитателя, развивать речевое дыхание (продолжительный выдох через рот) | Игрушки: медвежонок, пароход, ослик, козлик, мишка, султанчики, горка из строительного материала. | (О.С.Ушакова 8, стр. 35) |
9. | Пересказ сказки «Репка» | Задачи: Связная речь: учить детей совместно со взрослым пересказ сказки «Репка Словарь и грамматика: учить правильно называть качества предметов, закреплять умения правильно называть детенышей животных. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков м и мь. Учить детей различать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса | Настольный театр «Репка», Игрушки: кошка, котенок, мышка, медвежонок | (О.С.Ушакова 9, стр. 38) |
10. | «Описание предметов одежды куклы Оли» | Задачи: Связная речь: уметь составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Отвечать на вопросы предложениями. Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвета. Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [п] и [пь]; учить детей отчетливо и достаточно громко произносить слова | Игрушки: кукла, одежда для неѐ: пальто, шапка, шарф, варежки, рейтузы, ботинки, кофта, платье, Петрушка. Картинки: пальто, платье, пирамидка, поезд | (О.С.Ушакова 10, стр. 40) |
11. | «Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке» | Задачи: Связная речь: учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке. Словарь и грамматика: учить правильно образовывать форму глаголов в повелительном наклонении, понимать и правильно использовать предлоги в, на, под, около, перед. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [б ]и [бь]; учить различать на слух звучание музыкальных инструментов: барабана, бубна, балалайки | Игрушки: грузовая машина, бубен, барабан, балалайка, мишка, мышка. | (О.С.Ушакова 11, стр. 43) |
12. | «Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке и мышке» | Задачи: Связная речь: учить составлять короткий рассказ с помощью воспитателя Словарь и грамматика: закрепить в речи названия известных им животных; учить использовать слова, обозначающие качества, действия Звуковая культура речи: закреплять правильное, отчетливое произношение звуков [м], [мь],[ п], [пь], б], [бь] в словах, фразах .Приучать различать на слух звукоподражания | Игрушки: кошка, корова, коза, барабан, утята, мышка, мишка, пирамидка, матрешка, паровоз, баран, лягушата, зайчата, котята | (О.С.Ушакова 12, стр. 45) |
13. | «Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» | Задачи: Связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картинки, составлять рассказ совместно с воспитателем. Словарь и грамматика: закреплять в активном словаре название предметов одежды, качеств, учить использовать слова с противоположным значением. Звуковая культура речи: закреплять произношение звуков [т] , учить произносить звукосочетание (топ,топ,топ,) в различном темпе, с различной громкостью. | Картина «Катаемся на санях», игрушки - большой медведь, медвежонок, барабан. | (О.С.Ушакова 13, стр. 47) |
14. | «Описание кукол Даши и Димы» | Задачи: Связная речь: учить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы, используя прилагательные большой, маленький; согласовывать прилагательные с существительными в роде Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [д] и [дь] | Пары предметов: Куклы (Большая и маленькая), мяч (большой и маленький, разного цвета), 2 ведра(разного размера), дудочка и колокольчик | (О.С.Ушакова 14, стр. 49) |
15. | «Проведение игры «Что в мешке у Буратино» | Задачи: Связная речь: учить называть качества предметов (величину, цвет); правильно отвечать на вопросы, составлять рассказ. Словарь и грамматика: упражнять в правильном образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. Звуковая культура речи: звук. кул. речи: закреплять правильное произношение звуков [н] и [нь] | Пары предметов: Матрешки, пирамидки, ленточки, Лошадки, утята, Буратино, качалка- лошадка, мешочек | (О.С.Ушакова 15, стр. 52) |
16. | «Составление описательного рассказа о животных по картинкам» | Задачи: Связная речь: учить составлять рассказ по картинке из двух трех предложений с помощью воспитателя. Словарь и грамматика: закрепить названия известных детям животных, игрушек, их признаков (цвет, величина, детали). Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [т]–[ ть], [д] –[дь], [н ]–[нь]; учить говорить с разной силой голоса; обратить внимание на вопросительную интонацию | Игрушки: Барабан, дудочка, Колокольчик, кукла, разборный домик, картинки: петух, баран, свинья, лошадь, утка, утята, лягушонок, цыпленок, ведро,матрешка, лопата. | (О.С.Ушакова 16, стр. 55) |
17. | «Пересказ сказки К.Чуковского «Цыпленок»» | Задачи: Связная речь: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки по вопросам («Петушок с семьей» К. Ушинского). Звуковая культура речи: закреплять произношение звуков к и кь, учить отчетливо и внятно произносить слова и фразы, насыщенные этими звуками | Игрушки: Курица, цыплята, петух, черный кот, магнитная доска | (О.С.Ушакова 17, стр. 57) |
18. | «Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки»» | Задачи: Связная речь: учить составлять рассказ по картинке, ориентируясь на образец, предложенный воспитателем Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы, изображения на картинке, давать описание игрушек, называя их цвет Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [г]-[г] | Картина «Троллейбус и игрушки», картинки -гусь и голуби. | (О.С.Ушакова 18, стр. 59) |
19. | «Составление описательного рассказа об игрушках – пароходе, лисе, петухе» | Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем рассказ об игрушках. Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных; закреплять умение образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [х] внимание на наличие этого звука в словах | Игрушки: петух, лиса, пароход, пары предметов, различающихся по величине и цвету: пирамидки, ленточки, матрешки,флажки, грибки, кубики. | (О.С.Ушакова 19, стр. 61) |
20. | «Проведение игры «У Кати День Рождения» | Задачи: Связная речь: учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушках Словарь и грамматика: учить пользоваться словами, обозначающими качества и Действия, промежуточные признаки; обратиться внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [к], [г], [х] ,[кь], [гь], [хь]. Учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно | Картинки: курица, гусь, петух, голубь, кошка, коза, корова, гусенок, козленок, котенок, кукушка, игрушки для игры в магазин. | (О.С.Ушакова 20 стр. 63) |
21. | «Составление описательного рассказа об игрушках – лисенке, медвежонке» | Задачи: Связная речь: учить по вопросам составлять описание игрушки , объединять с помощью воспитателя все ответы в короткий рассказ. Словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные,обозначающие свойства и качества предметов, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположныек знаки
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение слов со звуком[й],йотированными буквами:я,е,ё,ю. | Игрушки: медвежонок, лисенок, картинки: змея, ѐж, ѐлка, муравей | (О.С.Ушакова 21 стр. 66) |
22. | «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек» | Задачи: Связная речь: учить составлять рассказ с помощью воспитателя Словарь и грамматика: учить детей правильно называть предметы одежды, отдельные качества предметов Звуковая культура речи:закреплять правильное произношение звуков [ф]и [ф]ь; учить детей плавно, протяжно, на одном выдохе произносить звук | Куклы: девочка, мальчик, Игрушки: собака, 2 флажка, шкаф,2 конфеты(большая и маленькая) | (О.С.Ушакова 22 стр. 69) |
23. | «Описание овощей и фруктов» | Задачи: Связная речь: учить детей описывать предмет Словарь и грамматика: упражнять в согласовании прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе; активизировать использование в речи прилагательных. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [вь]; учить детей произносить звук долго, на одном выдохе | Зайчонок, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек | (О.С.Ушакова 23 стр. 72) |
24. | «Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде» | Задачи: Связная речь: учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно. Словарь и грамматика: использовать слова с противоположным значением, согласовывать прилагательные с существительными в роде. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [ф]- [фь][ в] [вь], учить выделять голосом эти звуки в словах;регулировать силу голоса. | Куклы девочка и мальчик, 2 собаки, 2 флажка, 2 конфеты | (О.С.Ушакова 24 стр. 74) |
25. | Пересказ сказки «Волк и семеро козлят» | Задачи: Связная речь: учить пересказывать сказку «Козлятки и волк» совместно с воспитателем. Звуковая культура речи: приучать детей отчетливо и правильно произносить звук изолированно и в словах | Настольный театр «Козлятки и волк», картинки: оса, осы | (О.С.Ушакова 25 стр. 77) |
26. | «Описание предметов посуды»
| Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ Словарь и грамматика: учить правильно называть отдельные предметы посуды, знать их значение; знакомить с продуктивной словообразовательной моделью сахар – сахарница. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука. | 2 чашки, 2 блюдца, чайные ложки, мелкие тарелки, сахарница, чайник, салфетница,конфетни ца,2 большие куклы. Картинки: стул, стол, валенки, пальто | (О.С.Ушакова 26 стр. 78) |
27. | «Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов» | Задачи: Связная речь: учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ Словарь и грамматика: учить называть отдельные предметы мебели. Упражнять в понимании и употреблении пространственых предлогов в, на, за, около; учить правильному образованию формы родительного падежа существительных: ручек, ножек Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с],[сь]; учить четко произносить слова и фразы с различной громкостью | Кукольная мебель: стол, стулья, шкаф, кровать. Игрушки: кукла, утята, котята, зайчата. | (О.С.Ушакова 27 стр. 81) |
28. | «Составление рассказа на тему из личного опыта» | Задачи: Связная речь: составлять совместно с воспитателем короткий рассказ в 2 – 3 предложения из личного опыта Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных и глаголов Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [с]; приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы различной громкостью | Игрушки: собака, кошка, медведь. Дом, елочки. Картинки: самолет, лиса. | (О.С.Ушакова 28 стр. 83) |
29. | Составление рассказа по картинке «Кошка с котятами» | Задачи: Связная речь: учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с воспитателем небольшой рассказ по картинке Словарь и грамматика: активизировать употребление в речи прилагательных и глаголов Звуковая культура речи: приучать детей отчетливо и правильно произносить звук [з] в словах и предложениях | Картинка «Кошка с котятами» | (О.С.Ушакова 29 стр. 85) |
30. | «Составление рассказа по картине «Куры» . | Задачи: Связная речь: учить составлять короткий рассказ по картинке совместно с воспитателем Словарь и грамматика: словарь: учить детей правильно называть изображения на картинке, обогащать речь прилагательными, глаголами Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [з] и [зь] | Картинка «Куры». | (О.С.Ушакова 30 стр. 87) |
31. | «Составление описательного рассказа о животных по картинкам» | Задачи: Связная речь: учить составлять короткие рассказы по картинке Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа названий детенышей животных Звуковая культура речи: учить детей отчетливо произносить звуки [з], [зь], выделять их в словах | Картинки и открытки с изображениями животных и их детѐнышей: кошка с котятами, собака со щенком, щенки, конверты | (О.С.Ушакова 31 стр. 90) |
32. | «Составление описания по предметной картине»
| Задачи: Связная речь: учить составлять короткий рассказ по Звуковая культура речи: учить детей четко и ясно произносить звук [ц], выделять этот звук в словах на слух; закреплять правильное произношение звуков [с] и [з], приучать регулировать темп речи. | Петрушка, картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых есть звуки с, з, ц (курица, цыплята, собака, слон, заяц,коза, козленок, яйцо, цветы, кольца,пуговица, мыло, пила, лопата, лейка) | (О.С.Ушакова 32 стр. 91) |
33. | «Составление рассказа на тему из личного опыта» | Задачи: Связная речь: составлять совместно с воспитателем короткий рассказ в 2 – 3 предложения из личного опыта Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных и глаголов Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука с; приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы различной громкостью | Игрушки: собака, кошка, медведь. Дом, елочки. Картинки: самолет, лиса. | (О.С.Ушакова 28 стр. 83) |
34. | «Составление описательного рассказа о животных по картинкам» | Задачи: Связная речь: учить составлять короткие рассказы по картинке Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа названий детенышей животных Звуковая культура речи: учить детей отчетливо произносить звуки [з], [зь], выделять их в словах | Картинки и открытки с изображениями животных и их детѐнышей: кошка с котятами, собака со щенком, щенки, конверты | (О.С.Ушакова 31 стр. 90) |
35. | «Составление рассказа на тему из личного опыта» | Задачи: Связная речь: составлять совместно с воспитателем короткий рассказ в 2 – 3 предложения из личного опыта Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных и глаголов Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука с; приучать детей слышать и выделять этот звук в словах, произносить фразы различной громкостью | Игрушки: собака, кошка, медведь. Дом, елочки. Картинки: самолет, лиса. | (О.С.Ушакова 28 стр. 83) |
36. | «Составление описания по предметной картине»
| Задачи: Связная речь: учить составлять короткий рассказ по Звуковая культура речи: учить детей четко и ясно произносить звук [ц], выделять этот звук в словах на слух; закреплять правильное произношение звуков [с] и [з], приучать регулировать темп речи. | Петрушка, картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых есть звуки с, з, ц (курица, цыплята, собака, слон, заяц,коза, козленок, яйцо, цветы, кольца,пуговица, мыло, пила, лопата, лейка) | (О.С.Ушакова 32 стр. 91) |
8. Приложение 1
Ф.И.ребенка | Речевое развитие | ||||
1.Формирование словаря | 2.Звуковая культура речи | 3.Грамматический строй речи | 4. Связная речь | 5. Приобщение к художественной литературе | |
1 | |||||
2 | |||||
Владеет в полной мере | |||||
% | |||||
Владеет не в полной мере | |||||
% | |||||
Не владеет | |||||
% | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация) на 2014-2015 учебный год (подготовительная к школе группа)
1. Пояснительная запискаСодержание образовательной области «Речевое развитие» (Коммуникация) направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи и восприятие художественной литературы и фолькло-ра) для старшей группы «В» 2020-2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи и восприятие художественной литературы и фольклора)для старшей группы «В»на основе Примерной общеоб...
Рабочая программа по образовательной области " Речевое развитие" во второй младшей группе на 2020 - 2021 учебный год
Содержание курса «Развитие речи» направлено на овладение дошкольниками конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение таких задач, как создание ус...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие
Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие...