Рабочая программа по образовательной области " Речевое развитие" во второй младшей группе на 2020 - 2021 учебный год
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Содержание курса «Развитие речи» направлено на овладение дошкольниками конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение таких задач, как создание условий для:
– развития свободного общения с взрослыми и детьми;
– развития всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и аналитико-синтетических способностей; связной речи – диалогической и монологической форм);
– практического овладения нормами речи и их применения в различных формах и видах детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 63.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Речевое развитие» в группах общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет: № 3 « Метеорит», № 4 «Лира», № 6 « Андромеда»
Сведения о разработчиках:
Сазонова Любовь Владимировна – воспитатель 1 категории;
Гейнц Ольга Алексеевна – воспитатель 1 категории.
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи для детей 3-4 лет разработана в соответствии ФГОС ДО, основана на:
- основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100»;
- основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;
- «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеева, Р.Кислова.
Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.
Цель программы – формирование и развитие у детей дошкольного возраста конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми.
Данная цель определяет задачи:
– развития свободного общения с взрослыми и детьми;
– развития всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и аналитико-синтетических способностей; связной речи – диалогической и монологической форм);
– практического овладения нормами речи и их применения в различных формах и видах детской деятельности.
- расширение и уточнение словаря;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной монологической речи;
- привлечение внимания детей к собственной речи;
- знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа;
- развитие речевого аппарата.
Содержание образовательной области:
Содержание курса «Развитие речи» направлено на овладение дошкольниками конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение таких задач, как создание условий для:
– развития свободного общения с взрослыми и детьми;
– развития всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и аналитико-синтетических способностей; связной речи – диалогической и монологической форм);
– практического овладения нормами речи и их применения в различных формах и видах детской деятельности.
В основе курса лежит коррекционная методика развития речи, что позволяет не только целенаправленно развивать все компоненты речи детей, но и предупредить появление определённых ошибок в чтении и письме в будущем. Большое внимание уделяется развитию аналитико-синтетических способностей у детей, которое осуществляется в ходе речемыслительной деятельности.
Под речемыслительной деятельностью понимается выполнение детьми умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования) на основе речевого материала разного уровня: звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Соотношение наглядного и речевого материала определяется возрастными и индивидуальными возможностями детей. Речемыслительная деятельность детей младшего и дошкольного возраста осуществляется преимущественно на основе наглядного материала (предметных и сюжетных картинок, схем).
Вначале дети сравнивают картинки на предмет сходства и различия, находят ошибки в изображении, выявляют несоответствия между картинкой и её описанием, группируют картинки, выделяют лишнюю. Эти же приёмы переносятся на речевой материал: сравнение звуков и слогов, звукового и слогового состава слов, классификация слов по тематическим группам, выявление логических несоответствий в словосочетаниях (тёплый снег) и предложениях (Осенью на рябине созрели жёлуди.).
Речевая деятельность дошкольников осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности, во время прогулок и прочих режимных моментов, в общении со взрослыми и сверстниками.
В процессе самостоятельной деятельности детей речевой потенциал реализуется в играх с предметами и картинками, в ходе сюжетно-ролевых и коммуникативных игр, в течение бытового и игрового общения детей. Тонкая моторика рук развивается во время рисования, штриховки, лепки и других видов продуктивной деятельности, игр с мелкими предметами (плодами растений, поделками из природного материала, маленькими игрушками, мозаикой, пазлами, конструктором, игрушками-трансформерами, вкладышами и т.д.).
Основные направления работы:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:
Развитие внимания к речи воспитателя, понимания, умений отвечать на его вопросы, излагать собственные пожелания, просьбы и жалобы; объяснение способов адекватного реагирования на обращение взрослого или ребёнка посредством действий и доступных речевых средств.
Развитие внимания к речи взрослого, обращённой к группе детей. Воспитание эмоционально-положительного реагирования на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь родителям, воспитателю, ребёнку); осознание ребёнком необходимости регулировать своё поведение; распознавать контрастные эмоции собеседника (плачет–смеётся), адекватно реагировать на них действием или словом («надо пожалеть, погладить, обнять»).
Знакомство с играми и способами взаимодействия во время совместных игр, способствующих развитию у детей коммуникативного опыта; поощрение и создание условий для совместных действий детей в ходе прогулок, групповых мероприятий и во время их самостоятельной деятельности.
Развитие всех компонентов устной речи:
- привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;
- развитие речевого аппарата, звукопроизношения, просодической стороны речи и тонкой моторики рук;
- знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа;
- обогащение и уточнение словаря;
- совершенствование грамматического строя речи.
Привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих:
– развитие умения слушать со вниманием сообщения воспитателя и детей;
– поощрение намерения ребёнка высказаться;
– воспитание уважительного отношения к высказываниям других детей.
Развитие речевого аппарата, звукопроизношения, просодической (интонация, тембр, паузы) стороны речи и тонкой моторики рук:
– выполнение специальных артикуляционных упражнений и массажа под руководством воспитателя;
– выполнение дыхательных упражнений, нацеленных на усиление и удлинение воздушной струи;
– создание условий для правильного звукопроизношения;
– развитие умений различать и воспроизводить интонацию, высоту и силу голоса,отхлопывать ритм стихотворения, варьировать темпы речи;
– выполнение пальчиковой гимнастики, массажа рук.
Знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа:
– знакомство со звуками русского языка;
– развитие умений простого звукового анализа: узнавать звуки в звуковом ряду, в слове; слышать повторяющиеся согласные звуки.
Обогащение и уточнение словаря:
– уточнение значения уже известных слов, знакомство с новыми словами и понятиями и введение их в активный словарь;
– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.
Совершенствование грамматического строя речи:
– формирование навыка согласования слов в словосочетании («Назови картинки со словом “жёлтый” [“красный”, “синий” и др.]», «Назови половинки картинок»);
– формирование навыка образования имён существительных суффиксальным способом («Назови ласково»), форм числа имён существительных («Скажи со словом “много”»);
– развитие умения употреблять предлоги в речи;
– развитие умения конструировать предложения.
Развитие связной диалогической и монологической речи:
– развитие умения давать развёрнутые ответы на вопросы воспитателя;
– развитие умения рассказывать по вопросам педагога о себе, о предмете;
– развитие умения составлять рассказ по сюжетным картинкам, по серии из 2–3 картинок совместно с воспитателем и другими детьми.
Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности:
- внятная и понятная для окружающих дикция, правильное речевое дыхание;
- умение отличать и воспроизводить интонацию, силу и высоту голоса; умение производить тонкие дифференцированные движения пальцами рук, удерживать статическую позу, чередовать динамику и статику;
- использование в речи обиходной лексики, названий посуды, овощей, фруктов, растений, продуктов, зверей и птиц, предметов мебели, одежды, времён года, основных цветов, названий признаков предметов, действий; употребление в речи одно-, двухсложных слов (в отдельных случаях трёхсложных);
- владение простыми способами изменения слов, согласования слов в словосочетаниях;
- использование в речи простых предложений;
- умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос;
- умение принять участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками;
- умение принять участие в диалоге и коллективном рассказе;
- в ряде случаев умение кратко рассказать о себе, об игрушке, домашнем любимце и пр.;
- использование в речи отдельных простых предлогов (на, в, под,из);
- представление о некоторых звуках; умение производить простой звуковой анализ.
Структура работы по развитию речи:
1)Лексическая работа
2)Звуковая работа
3)Работа с рисунком, с раздаточным материалом
4)Артикуляционная разминка
5)Пальчиковые игры
Целевые ориентиры:
-ребёнок довольно хорошо владеет устной речью;
- может выражать свои мысли и желания;
- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- может выделять звуки в словах;
- у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение. В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развёрнутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания.
Основные направления и формы работы с семьями воспитанников
Родительское собрание-одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни группы детей и семей. Собрания -взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола» с приглашением специалистов, в которых заинтересованы родители.
Родительский лекторий способствует повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ в воспитании детей.
Мастер-классы позволяют помочь родителям занять более активную жизненную позицию , через творческое самоопределение родителям проще привлечь к творчеству собственных детей.
Творческие мастерские-основная цель -это создание условий для творческой самореализации детей и родителей, и как результат-радость совместного творческого труда.
Индивидуальные консультации – форма самая распространённая и эффективная. На индивидуальных консультациях родители охотно вступают в диалог и откровенно рассказывают о беспокойствах. Которые вызывают у них тревогу.
Особенно важной формой является деятельность родительского комитета - это опора педагога и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи и проблемы группы.
Режим реализации программы по развитию речи
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
38 | 1 | 15 минут | групповая |
Учебно-тематический план
Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
Развитие связной речи | 7 |
Обучение составлению описательного рассказа | 7 |
Знакомство со звуками | 8 |
Развитие мелкой моторики | 7 |
Расширение словаря | 7 |
Итого | 38 |
Календарно- тематическое планирование по курсу « Развитие речи » на 2020 – 2021 учебный год в группах общеразвивающей направленности № 3 « Метеорит», № 4 « Лира» , № 6 « Андромеда» для детей 3-4 лет.
Дата проведения в группах № 3, № 4 | Дата проведения в группе № 6 | Темы НОД | Программное содержание | Методическое обеспечение | Реализация темы в режимных моментах |
03.09.20 | 02.09.2020 | №1.Пальчиковые игры «Дождик», «Солнышко». Мониторинг. | Совершенствование словаря, развитие мелкой моторики путем разучивания пальчиковых игр. | методические рекомендации прилагаются | Разучивание потешки «Дождик, дождик веселей», п/и «Солнышко и дождик», пальчиковая игра «Дождик, тише, тише…» |
10.09.20 | 09.09.20 | №2 Пальчиковые игры «Мышка», «Кот» Мониторинг. | Совершенствование словаря, развитие мелкой моторики путем разучивания пальчиковых игр. | методические рекомендации прилагаются | Разучивание потешки «Тише, мыши, кот на крыше», п/и «Мыши водят хоровод», пальчиковая игра «Мышка в норке» |
17.09.20 | 16.09.20 | № 3. История о том, как Ежик и Лисенок попали в лес. | Расширение словаря, обучение составлению описательного рассказа, развитие воображения, внимания; знакомство с органами артикуляции; тренировка мелкой моторики рук, в том числе умение поочередно шевелить пальцами и расслаблять кисть; формирование интереса к занятиям по данному курсу. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр. 8 | Д/и «Что растет в лесу» (ягоды, грибы) |
24.09.20 | 23.09.20 | №4. Ежик и Лисенок осваиваются в лесу. | Совершенствование связной речи; обучение самостоятельному массажу рук и мимической мускулатуры, тренировка подвижности лицевых мышц, пальцев и кистей рук; развитие представлений о различных эмоциях и умения их проявлять. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.10 | Мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика «Цветы», художественное творчество «Лесная поляна» |
01.10.20 | 30.09.20 | №5.Знакомство с лесными жителями | Развитие связной речи, умения составлять описательный рассказ, расширение словаря; активизация тактильных ощущений и способности их передать словами; тренировка артикуляционной мускулатуры, ее силы и умения удерживать и менять артикуляционные положения; мелкой моторики рук, внимания и самоконтроля. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.12 | Рассматривание картинок животных (белка, заяц) |
08.10.20 | 07.10.20 | №6. История про аистенка | . Расширение объема словаря, внимания, памяти, умения рассуждать; артикуляции, активизация воздушной струи; знакомство со звуком [A], обучение способности узнавать этот звук в словах; воспитание сострадания к птицам и животным и желания им помочь; формирование опыта осуществления сюжетной игры с элементами статичных поз и динамики движений пальцев. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.15 | Пальчиковая игра «Улитка», заучивание стихотворения Е.Благининой «А-а-а-заплакала Алена» |
15.10.20 | 14.10.20 | № 7 История о том, как летала улитка | . Расширение объема словаря; развитие умения классифицировать предметы по их признакам; активизация внимания, воображения; совершенствование артикуляции и мелкой моторики рук; знакомство со звуком [У]. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.17 | Разучивание стихотворения В. Берестова «Бычок» |
22.10.20 | 21.10.20 | № 8 Повторение. Звуки А, У. | Расширение объема словаря; активизация внимания, воображения; совершенствование артикуляции и мелкой моторики рук; активизация звуков [А], [У]. | методические рекомендации прилагаются | Загадывание загадок, проговаривание чистоговорки : У-у-у-губы хоботком тяну. У-у-у-дай трубу. У-у-у-всех детей зову. А-а-а-шире ротик,детвора. А-а-а-у меня болит нога. |
29.10.20 | 28.10.20 | № 9. Про запасливую сороку. | Развитие связной речи, грамматического строя, обогащение словаря; формирование представлений о звукоразличии, знакомство со звуком [O]; развитие артикуляторных навыков; совершенствование тонких движений пальцев рук | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.19 | Игра в шарик, используя стихотворение Г.Сапгира «Шарик свернутый лежал» |
05.11.20 | Реализация темы в режимных моментах | № 10. Спасение мышонка | Развитие диалогической речи, обогащение словаря; знакомство со звуком [И]; тренировка воображения, мышления, памяти; укрепление мимической мускулатуры, умения удерживать артикуляционное положение; совершенствование тонкой моторики рук, способности быстро производить и менять пальчиковые положения. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.22 | Д/и «Назови ласково», «Один - много» |
12.11.20 | 11.11.20 | №11. Про невоспитанную рысь | Развитие связной речи, знакомство со звуком [Ы], формирование навыка звукоразличия; совершенствование аналитических способностей, тренировка артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук; воспитание уважительного отношения к результатам чужого труда. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.24 | Повторение правил хорошего тона |
19.11.20 | 18.11.20 | №12.Сообразительный муравей | Обогащение словаря, развитие связной речи, совершенствование грамматического строя, знакомство со звуком [Э], тренировка развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук; активизация памяти и внимания. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.26 | Чтение сказки К.Чуковского «Муха-цокотуха» |
26.11.20 | 25.11.20 | №13. Спасение коровы | Обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя, знакомство со звуками [М],[М'], тренировка артикуляционной мускулатуры; развитие мелкой моторики рук, умения выполнять движения в соответствии с текстом, реализация опыта сюжетной игры с элементами пальчиковых положений и движений. Совершенствование воображения, самоконтроля. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.28 | Д/и «Кто как кричит?», Пальчиковая игра «Мышонок провожает корову» |
03.12.20 | 02.12.20 | №14. Про любопытную норку. | Обогащение словаря; развитие уменияпроизводить операции синтеза и восполнения; активизация гибкости мышц языка; совершенствование тонкой моторики пальцев рук, координации движений пальцев; тренировка зрительного внимания и внутренней мышечной чувствительности; знакомство со звуками [Н] и [Н'], осуществление простейшего звукового анализа; нравственное воспитание детей. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.30 | Пальчиковая игра «Норка» |
10.12.20 | 09.12.20 | №15. Про паука и птенчика | Обогащение словаря, развитие связной речи,активизация аналитических способностей, самоконтроля, воображения, зрительного внимания; тренировка кожной и мышечной чувствительности; знакомство со звуками [П], [П']; совершенствование возможностейязыковыхмышц; развитие моторной ловкости пальцев рук, участие в сюжетной игре с элементами статичныхположений и динамики движений пальцев; нравственное воспитание детей. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.32 | Рассматривание картинки «Паук»(части тела) |
17.12.20 | 16.12.20 | №16. Про белку и бобра | Обогащение словаря, развитие связной речи,совершенствование грамматического строя,знакомство со звуками [Б] [Б'], тренировкаразвития артикуляционного аппарата и мелкоймоторики рук; активизация памяти и внимания, воспитание правил вежливого обращения друг к другу. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.34 | Чтение сказки Г.Сапгир «Был у бабушки баран», пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» |
24.12.20 | 23.12.20 | №17 Про опасного и умного филина | Обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя, знакомство со звуками[Ф],[Ф'], тренировка артикуляционной мускулатуры; развитие мелкой моторики рук, умения выполнять движения в соответствии с текстом, обучение восприятию ритмического рисунка стихотворного текста и воспроизведение его ударами руки. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.37 | Рассматривание картинок с предметами на звук «Ф». Заучивание стихотворения Г.Сапгира «Филин серый, филин старый» |
31.12.20 | 30.12.30 | № 18. Про волчонка, который заблудился | Развитие связной речи, увеличение объема словаря, активизация внимания, контроля, памяти, аналитических способностей; знакомство со звуками В],[В']; тренировка силы, гибкости и динамики мышц артикуляционного аппарата; совершенствование моторики рук, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом; воспитание сочувствия и готовности оказать помощь | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.39 | Артикуляционная игра «Почистим зубы», загадывание загадок про животных |
14.01.21 | 13.01.21 | № 19. Стрекоза –лесной вертолетик | Расширение словаря, развитие связной речи, грамматического строя, обучение слоговому анализу слов; знакомство со звуками [Т][Т], увеличение силы мышц языка и тренировка возможности долго удерживать статическое положение; стимуляция ловкости рук; совершенствование воображения, внимания, памяти, аналитических способностей детей. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.41 | Д/и «Доскажи слово», заучивание скороговорки «Трое трубачей трубят в трубы» |
21.01.21 | 20.01.21 | № 20. Встреча Лисенка с дятлом | Закрепление умения составлять описательный рассказ, увеличение словаря; развитие памяти, речевого внимания, контроля за мышечными ощущениями; знакомство со звуками [Д],[Д']; обучение слоговому анализу; совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата; тренировка координации движения пальцев рук в соответствии с текстом; воспитание у детей дружеского отношения к окружающим. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.43 | Артикуляциооное упражнение «Гармошка», Пальчиковая игра «Дружба» |
28.01.21 | 27.01.21 | № 21.Лосенок ищет папу | Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; знакомство со звуками [Л], [Л'], совершенствование слогового анализа; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка; тренировка координации и синхронизации работы рук, умения воспроизводить движения пальцев рук в соответствии с текстом. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.45 | Пальчиковая игра «У оленя дом большой» |
04.02.21 | 03.02.21 | №22. Ку-Ку, кукушка | Обогащение словаря, развитие связной речи, грамматического строя;; знакомство со звуками [К],[К']; совершенствование воображения, аналитических способностей, внимания, самоконтроля; активизация гибкости и подвижности мышц артикуляционного аппарата;реализация сюжетной игры с элементами динамических движений пальцев рук. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.48 | Д/и «Доскажи слово», заучивание скороговорки «Кукушка кукушонку купила капюшон» |
11.02.21 | 10.02.21 | №23. Визит диких гусей | Расширение словаря, развитие связной речи, грамматического строя, обучение слоговому анализу слов; знакомство со звуками [Г] [Г'],увеличение силы мышц языка и тренировка возможности долго удерживать статическое положение; стимуляция ловкости рук; совершенствование воображения, внимания, памяти, аналитических способностей детей. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.50 | Д/и «Назови со словом «голубой», подвижная игра «Гуси - гуси» |
18.02.21 | 17.02.21 | №24. Про хозяйственного хомяка | Развитие связной речи, закрепление умения составлять описательный рассказ, увеличениесловаря; развитие памяти, речевого внимания, контроля за мышечными ощущениями; знакомство со звуками [Х],[Х']; обучение слоговому анализу; совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата; активизация аналитических способностей. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.52 | Подвижная игра «Солнышко и дождик» |
25.02.21 | 24.02.21 | № 25. Про заботливого зайчика и капризную чайку | Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; знакомство со звуком [И'], совершенствование слогового анализа; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка; тренировка координации и синхронизации работы рук, умения воспроизводить движения пальцев рук в соответствии с текстом, формирование потребности проявлять заботу и приносить радость другу. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.54 | Беседа «Как живет зайчик в лесу зимой и летом» Подвижная игра «Зайка серенький» |
04.03.21 | 03.03.21 | №26. Про торопливую ящерицу и колючки | Развитие связной речи, обогащение словаря, грамматического строя;; знакомство со звуками [И']; совершенствование воображения, аналитических способностей, внимания, самоконтроля; активизация гибкости иподвижности мышц артикуляционного аппарата; реализация сюжетной игры с элементами динамических движений пальцев рук. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.56 | Д/и «Назови колючие картинки», пение песни про елочку |
11.03.21 | 10.03.21 | №27. Концерт суслика | Расширение словаря, развитие связной речи, грамматического строя, обучение слоговому анализу слов; знакомство со звуками [С] [С], увеличение силы мышц языка и тренировка возможности долго удерживать статическое положение; закрепление умения выполнять действия пальцами руки в соответствии с текстом | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.59 | Сюжетно – ролевая игра «У меня зазвонил телефон» |
18.03.21 | 17.03.21 | №28. В поискахмеда для пчелы | Развитие связной речи, закрепление умениясоставлять описательный рассказ, увеличение словаря; развитие памяти, внимания, контроля замышечными ощущениями; знакомство со звуками [3],[3']; обучение слоговому анализу; совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата; | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.61 | Рассматривание картинок «Пчела», «Комар». |
25.03.21 | 24.03.21 | № 29. Как цапля спасла непослушного Лисенка | Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; знакомство со звуком [Ц], совершенствование слогового анализа; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка; | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.63 | Игра «Съедобное - несъедобное», Заучивание потешки «Лягушка-попрыгушка» |
01.04.21 | 31.03.21 | №30. История про ужа | Развитие связной речи, обогащение словаря, грамматического строя; знакомство со звуками [Ш]; совершенствование воображения, аналитических способностей, внимания, самоконтроля; активизация гибкости и подвижности мышц артикуляционного аппарата; реализация сюжетной игры с элементами динамических движений пальцев рук, воспитывать желание помочь друг другу. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.66 | Артикуляционная игра «Качели» 3аучивание потешки «Петушок» |
08.04.21 | 07.04.21 | №31. Про толстого жука | Расширение словаря, развитие связной речи, грамматического строя, обучение слоговому анализу слов; знакомство со звуком [Ж],увеличение силы мышц языка и тренировка возможности долго удерживать статическое положение; закрепление умения выполнять действия пальцами руки в соответствии с текстом, формирование у детей позитивного отношения к занятиям физ. культуры | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.68 | П/и «Прятки» |
15.04.21 | 14.04.21 | №32. Про воробья, который не умел чирикать | Развитие связной речи, закрепление умения составлять описательный рассказ, увеличение словаря; развитие памяти, внимания, контроля за мышечными ощущениями; знакомство со звуком[Ч']; обучение слоговому анализу; совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата; умения выполнять действия в соответствии с текстом. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.70 | Стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей» |
22.04.21 | 21.04.21 | № 33.О том, как щука стала доброй | Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; знакомство со звуком [Щ'], совершенствование слогового анализа; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка; воспитание отрицательного отношения к попыткам обидеть слабого | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.73 | Артик. Упр. «Ворота», «Блинчик» |
29.04.21 | 28.04.21 | №34 История о вороне и шоколадном яйце. | Развитие связной речи, обогащение словаря, грамматического строя;; знакомство со звуками [Р], [Р']; совершенствование воображения, аналитических способностей, внимания, самоконтроля; активизация гибкости и подвижности мышц артикуляционного аппарата; реализация сюжетной игры с элементами динамических движений пальцев рук, воспитывать желание помочь друг другу. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.75 | Загадывание загадок про птиц |
06.05.21 | 05.05.21 | №35. Ёжик и Лисёнок встречают лето. | Изучение индивидуального развития детей.Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр. | Рассматривание сюжетных картинок «Лето» |
13.05.21 | 12.05.21 | № 36 Встреча игрушек со своими хозяевами | Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; знакомство со звуком [Ц], совершенствование слогового анализа; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка; | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр. | Пальчиковая игра « Лошадки» |
20.05.21 | 19.05.21 | № 37Систематизация и закрепление пройденного материала. Мониторинг. | |||
27.05.21 | 26.05.21 | №38. Систематизация и закрепление пройденного материала. Мониторинг. |
Учебно-методическое сопровождение
1. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе «Школа 2100», под научной редакцией Р.Н. Бунеева- М.: Баласс, 2016.
2. Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке» («Лесные истории»). Методические рекомендации для воспитателей. Под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.-М.: Баласс, 2006.
3. Наглядный и раздаточный материал по развитию речи для самых маленьких ( карточки и схемы) часть1/Сост.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.-М.: Баласс, 2006.
4. Пособие по развитию речи «По дороге к азбуке» (Лесные истории) для самых маленьких (3-4г.) /Р.Н. Бунеев,
Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова - М.: Баласс,2012.
5. Дидактическая игра «Что растет в лесу»(ягоды, грибы).
6. Дидактическая игра «Назови ласково».
7. Дидактическая игра «Кто как кричит?».
8. Дидактическая игра «Доскажи слово».
Развивающая предметно-пространственная среда
Сектор активной деятельности: - Центр двигательной активности
- Игровые центры
Сектор спокойной деятельности: - Центр художественной литературы
- Центр природы
Рабочий сектор: - Центр продуктивной деятельности
Литература:
1. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе «Школа 2100», под научной редакцией Р.Н. Бунеева- М.: Баласс, 2016.
2.Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке» («Лесные истории»). Методические рекомендации для воспитателей. Под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.-М.: Баласс, 2006
3. Е.С. Анищенкова. Пальчиковые игры.
4. Л.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.
5. Е.А. Бабенко. Подвижные игры.
6.Л.Н.Елисеева Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста.4-е изд., перераб. И доп. М.:Просвещение,1982г.
7.Т.Н. Зенина. Ознакомление детей раннего возраста с природой.
8.О.Н. Казак. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет.
9.И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду»
10Т.А. Куликовская. Массаж лицевых мышц для малышей
11.Н.А. Карпухина. Конспекты занятий во 2-ой младшей группе.
12.И.С. Лопухина. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.
13. И.А. Лыкова. Дидактические игры и занятия.
14. А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников.
15. Т.В. Туманова. Исправление звукопроизношения у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе кружка «Чудесные фигурки» во второй младшей группе» за 2020-2021 учебный год.
Отчет о работе кружка "Чудесные фигурки"...
Рабочая программа второй младшей группы на 2020-2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельности во второй младшей группе №3 «Солнышко» общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год...
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы во второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыво второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год...
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы во второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год
Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыво второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год...
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год.
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год....
Рабочая программа для второй младшей группы на 2020-2021 учебный год
рабочая программа...
Рабочая программа для второй младшей группы на 2020-2021 учебный год
рабочая программа...