Рабочая программа по образовательной области " Речевое развитие" во второй младшей группе на 2020 - 2021 учебный год
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Сазонова Любовь Владимировна

Содержание курса «Развитие речи» направлено на овладение дошкольниками конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение таких задач, как создание условий для:

– развития свободного общения с взрослыми и детьми;

– развития всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и аналитико-синтетических способностей; связной речи – диалогической и монологической форм);

– практического овладения нормами речи и их применения в различных формах и видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx63.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  по курсу «Речевое развитие» в группах  общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет: № 3 « Метеорит», № 4 «Лира», № 6 « Андромеда»

Сведения о разработчиках:

Сазонова Любовь  Владимировна – воспитатель 1 категории;

Гейнц Ольга Алексеевна – воспитатель 1 категории.

          Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию речи для детей 3-4 лет разработана в соответствии ФГОС ДО, основана на:

- основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100»;

- основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;

- «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеева, Р.Кислова.

Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь  и говорить.  У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших  его предметах и  явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи.  Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе  по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется  активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Цель программы – формирование и развитие  у детей дошкольного возраста конструктивных способов и средств  взаимодействия с окружающими людьми.

Данная цель определяет  задачи:

– развития свободного общения с взрослыми и детьми;

– развития всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и аналитико-синтетических способностей; связной речи – диалогической и монологической форм);

– практического овладения нормами речи и их применения в различных формах и видах детской деятельности.

-  расширение и уточнение словаря;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие связной монологической речи;

- привлечение внимания детей к собственной речи;

- знакомство со звуками, введение элементов  звукового анализа;

- развитие речевого аппарата.

Содержание образовательной области:

Содержание курса «Развитие речи» направлено на овладение дошкольниками конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение таких задач, как создание условий для:

– развития свободного общения с взрослыми и детьми;

– развития всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и аналитико-синтетических способностей; связной речи – диалогической и монологической форм);

– практического овладения нормами речи и их применения в различных формах и видах детской деятельности.

        В основе курса лежит коррекционная методика развития речи, что позволяет не только целенаправленно развивать все компоненты речи детей, но и предупредить появление определённых ошибок в чтении и письме в будущем. Большое внимание уделяется развитию аналитико-синтетических способностей у детей, которое осуществляется в ходе речемыслительной деятельности.

        Под речемыслительной деятельностью понимается выполнение детьми умственных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования) на основе речевого материала разного уровня: звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений, текстов.

        Соотношение наглядного и речевого материала определяется возрастными и индивидуальными возможностями детей. Речемыслительная деятельность детей младшего и дошкольного возраста осуществляется преимущественно на основе наглядного материала (предметных и сюжетных картинок, схем).

        Вначале дети сравнивают картинки на предмет сходства и различия, находят ошибки в изображении, выявляют несоответствия между картинкой и её описанием, группируют картинки, выделяют лишнюю. Эти же приёмы переносятся на речевой материал: сравнение звуков и слогов, звукового и слогового состава слов, классификация слов по тематическим группам, выявление логических несоответствий в словосочетаниях (тёплый снег) и предложениях (Осенью на рябине созрели жёлуди.).

        Речевая деятельность дошкольников осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности, во время прогулок и прочих режимных моментов, в общении со взрослыми и сверстниками.

        В процессе самостоятельной деятельности детей речевой потенциал реализуется в играх с предметами и картинками, в ходе сюжетно-ролевых и коммуникативных игр, в течение бытового и игрового общения детей. Тонкая моторика рук развивается во время рисования, штриховки, лепки и других видов продуктивной деятельности, игр с мелкими предметами (плодами растений, поделками из природного материала, маленькими игрушками, мозаикой, пазлами, конструктором, игрушками-трансформерами, вкладышами и т.д.).

Основные направления работы:

        Развитие свободного общения с взрослыми и детьми:

        Развитие внимания к речи воспитателя, понимания, умений отвечать на его вопросы, излагать собственные пожелания, просьбы и жалобы; объяснение способов адекватного реагирования на обращение взрослого или ребёнка посредством действий и доступных речевых средств.

        Развитие внимания к речи взрослого, обращённой к группе детей. Воспитание эмоционально-положительного реагирования на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь родителям, воспитателю, ребёнку); осознание ребёнком необходимости регулировать своё поведение; распознавать контрастные эмоции собеседника (плачет–смеётся), адекватно реагировать на них действием или словом («надо пожалеть, погладить, обнять»).

        Знакомство с играми и способами взаимодействия во время совместных игр, способствующих развитию у детей коммуникативного опыта; поощрение и создание условий для совместных действий детей в ходе прогулок, групповых мероприятий и во время их самостоятельной деятельности.

        Развитие всех компонентов устной речи:

- привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

- развитие речевого аппарата,  звукопроизношения, просодической стороны речи и тонкой моторики рук;

- знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа;

- обогащение и уточнение словаря;

- совершенствование грамматического строя речи.

        Привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих:

– развитие умения слушать со вниманием сообщения воспитателя и детей;

– поощрение намерения ребёнка высказаться;

– воспитание уважительного отношения к высказываниям других детей.

        Развитие речевого аппарата, звукопроизношения, просодической (интонация, тембр, паузы) стороны речи и тонкой моторики рук:

– выполнение специальных артикуляционных упражнений и массажа под руководством воспитателя;

– выполнение дыхательных упражнений, нацеленных на усиление и удлинение воздушной струи;

– создание условий для правильного звукопроизношения;

– развитие умений различать и воспроизводить интонацию, высоту и силу голоса,отхлопывать ритм стихотворения, варьировать темпы речи;

– выполнение пальчиковой гимнастики, массажа рук.

        Знакомство со звуками, введение элементов звукового анализа:

– знакомство со звуками русского языка;

– развитие умений простого звукового анализа: узнавать звуки в звуковом ряду, в слове; слышать повторяющиеся согласные звуки.

        Обогащение и уточнение словаря:

– уточнение значения уже известных слов, знакомство с новыми словами и понятиями и введение их в активный словарь;

– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.

        Совершенствование грамматического строя речи:

– формирование навыка согласования слов в словосочетании («Назови картинки со словом “жёлтый” [“красный”, “синий” и др.]», «Назови половинки картинок»);

– формирование навыка образования имён существительных суффиксальным способом («Назови ласково»), форм числа имён существительных («Скажи со словом “много”»);

– развитие умения употреблять предлоги в речи;

– развитие умения конструировать предложения.

        Развитие связной диалогической и монологической речи:

– развитие умения давать развёрнутые ответы на вопросы воспитателя;

– развитие умения рассказывать по вопросам педагога о себе, о предмете;

– развитие умения составлять рассказ по сюжетным картинкам, по серии из 2–3 картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

        Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности:

- внятная и понятная для окружающих дикция, правильное речевое дыхание;

- умение отличать и воспроизводить интонацию, силу и высоту голоса; умение производить тонкие дифференцированные движения пальцами рук, удерживать статическую позу, чередовать динамику и статику;

- использование в речи обиходной лексики, названий посуды, овощей, фруктов, растений, продуктов, зверей и птиц, предметов мебели, одежды, времён года, основных цветов, названий признаков предметов, действий; употребление в речи одно-, двухсложных слов (в отдельных случаях трёхсложных);

-  владение простыми способами изменения слов, согласования слов в словосочетаниях;

- использование в речи простых предложений;

- умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос;

- умение принять участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками;

- умение принять участие в диалоге и коллективном рассказе;

- в ряде случаев умение кратко рассказать о себе, об игрушке, домашнем любимце и пр.;

- использование в речи отдельных простых предлогов (на, в, под,из);

- представление о некоторых звуках; умение производить простой звуковой анализ.

Структура работы по развитию речи:

1)Лексическая работа

2)Звуковая  работа

3)Работа с рисунком, с раздаточным материалом

4)Артикуляционная разминка

5)Пальчиковые игры

Целевые ориентиры:

-ребёнок довольно хорошо владеет устной речью;

- может выражать свои мысли и желания;

- может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- может выделять звуки в словах;

- у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Возрастные особенности развития детей 3-4 лет

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение. В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развёрнутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания.

Основные направления и формы работы с семьями воспитанников

Родительское собрание-одна из основных форм работы с  родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни  группы детей и семей. Собрания -взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола» с приглашением специалистов, в которых заинтересованы родители.

   Родительский лекторий способствует повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и ДОУ в воспитании детей.

Мастер-классы позволяют помочь родителям занять более активную жизненную позицию , через творческое самоопределение родителям проще привлечь к творчеству собственных детей.

    Творческие мастерские-основная цель -это создание условий для творческой  самореализации  детей и родителей, и как результат-радость совместного творческого  труда.

   Индивидуальные консультации – форма самая распространённая и эффективная. На индивидуальных консультациях родители охотно вступают в диалог и откровенно рассказывают о беспокойствах. Которые вызывают у них тревогу.

   Особенно важной формой является деятельность родительского комитета - это опора педагога и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи и проблемы группы.

Режим реализации программы по развитию речи

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

38

1

15 минут

групповая

Учебно-тематический план

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе

Объем учебной нагрузки (часы)

Развитие связной речи

7

Обучение составлению описательного рассказа

7

Знакомство со звуками

8

Развитие мелкой моторики

7

Расширение словаря

7

Итого

38

Календарно- тематическое планирование по курсу « Развитие речи »  на 2020 – 2021 учебный год  в группах общеразвивающей  направленности    № 3 « Метеорит»,  № 4 « Лира» ,  № 6 «  Андромеда»    для детей 3-4 лет.

Дата проведения в группах № 3, № 4

Дата проведения в группе № 6

Темы  НОД

Программное содержание

Методическое обеспечение

Реализация темы в режимных моментах

03.09.20

02.09.2020

№1.Пальчиковые игры «Дождик», «Солнышко». Мониторинг.

Совершенствование словаря, развитие мелкой моторики путем разучивания пальчиковых игр.

методические рекомендации

прилагаются

Разучивание потешки «Дождик, дождик веселей»,

п/и «Солнышко и дождик»,

пальчиковая игра «Дождик, тише, тише…»

10.09.20

09.09.20

№2 Пальчиковые игры «Мышка», «Кот»

Мониторинг.

Совершенствование словаря, развитие мелкой моторики путем разучивания пальчиковых игр.

методические рекомендации

прилагаются

Разучивание потешки «Тише, мыши, кот на крыше»,

п/и «Мыши водят хоровод»,

пальчиковая игра «Мышка в норке»

17.09.20

16.09.20

№ 3. История о том, как Ежик и Лисенок попали в лес.

Расширение словаря, обучение  составлению описательного рассказа, развитие воображения, внимания; знакомство с органами артикуляции; тренировка мелкой моторики рук, в том числе умение поочередно шевелить пальцами и расслаблять кисть; формирование интереса к занятиям по данному курсу.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева,     Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр. 8

Д/и  «Что растет в лесу» (ягоды, грибы)

24.09.20

23.09.20

№4. Ежик и Лисенок осваиваются в

лесу.

Совершенствование связной речи;

обучение самостоятельному массажу рук и мимической мускулатуры,

тренировка подвижности лицевых

мышц, пальцев и кистей рук; развитие

представлений о различных эмоциях и

умения их проявлять.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева,    Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.10

Мимическая гимнастика,

пальчиковая гимнастика «Цветы»,

художественное творчество «Лесная поляна»

01.10.20

30.09.20

№5.Знакомство с лесными

жителями

Развитие связной речи, умения составлять описательный рассказ, расширение словаря; активизация тактильных ощущений и способности их передать словами; тренировка артикуляционной мускулатуры, ее силы и умения удерживать и менять артикуляционные  положения; мелкой моторики рук, внимания и самоконтроля.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.12

Рассматривание

картинок животных (белка, заяц)

08.10.20

07.10.20

№6. История про аистенка

.

 Расширение объема словаря, внимания, памяти, умения рассуждать; артикуляции, активизация воздушной струи; знакомство со звуком [A], обучение способности узнавать этот звук в словах; воспитание сострадания к птицам и животным и желания им помочь;  формирование опыта осуществления сюжетной игры

с элементами статичных поз и динамики движений пальцев.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева,      Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.15

Пальчиковая игра «Улитка»,

 заучивание стихотворения Е.Благининой «А-а-а-заплакала Алена»

15.10.20

14.10.20

 № 7 История о том, как летала улитка

. Расширение объема словаря; развитие умения классифицировать предметы по их признакам; активизация внимания, воображения; совершенствование артикуляции и мелкой моторики рук; знакомство со звуком [У].

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.17

Разучивание стихотворения       В. Берестова «Бычок»

22.10.20

21.10.20

  № 8  Повторение. Звуки А, У.

Расширение объема словаря;  активизация внимания, воображения; совершенствование артикуляции и мелкой моторики рук; активизация звуков  [А], [У].

методические рекомендации прилагаются

Загадывание  загадок, проговаривание чистоговорки :

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

А-а-а-шире ротик,детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

29.10.20

28.10.20

№ 9. Про запасливую сороку.

Развитие связной речи, грамматического строя, обогащение словаря; формирование представлений о звукоразличии, знакомство со звуком [O]; развитие артикуляторных

навыков; совершенствование тонких движений пальцев рук

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева,      Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.19

Игра в шарик, используя стихотворение Г.Сапгира «Шарик свернутый лежал»

05.11.20

Реализация темы в режимных моментах

№ 10. Спасение

мышонка

Развитие диалогической речи, обогащение словаря; знакомство со звуком [И]; тренировка воображения,   мышления, памяти; укрепление мимической мускулатуры, умения удерживать артикуляционное положение; совершенствование тонкой моторики рук, способности быстро производить и менять пальчиковые положения.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.22

Д/и «Назови ласково», «Один - много»

12.11.20

11.11.20

№11. Про

невоспитанную рысь

Развитие связной речи, знакомство со звуком [Ы], формирование навыка звукоразличия; совершенствование аналитических способностей, тренировка артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук; воспитание уважительного отношения к результатам чужого труда.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.24

Повторение правил хорошего тона

19.11.20

18.11.20

№12.Сообразительный муравей

Обогащение словаря, развитие связной речи, совершенствование грамматического строя, знакомство со звуком [Э], тренировка развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук; активизация памяти и внимания.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.26

Чтение сказки К.Чуковского «Муха-цокотуха»

26.11.20

25.11.20

№13. Спасение коровы

Обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя, знакомство со звуками [М],[М'], тренировка артикуляционной мускулатуры; развитие мелкой моторики рук, умения выполнять

движения в соответствии с текстом, реализация опыта сюжетной игры с элементами пальчиковых положений и движений. Совершенствование воображения, самоконтроля.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.28

Д/и «Кто как кричит?», Пальчиковая игра «Мышонок провожает корову»

03.12.20

02.12.20

№14. Про любопытную

норку.

Обогащение словаря; развитие уменияпроизводить операции синтеза и восполнения; активизация гибкости мышц языка; совершенствование тонкой моторики пальцев рук, координации движений пальцев; тренировка зрительного внимания и внутренней мышечной чувствительности; знакомство со звуками [Н] и [Н'], осуществление простейшего звукового анализа; нравственное воспитание детей.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.30

Пальчиковая игра

«Норка»

10.12.20

09.12.20

№15. Про паука и птенчика

Обогащение словаря, развитие связной речи,активизация аналитических способностей, самоконтроля, воображения, зрительного внимания; тренировка кожной и мышечной чувствительности; знакомство со звуками [П], [П']; совершенствование возможностейязыковыхмышц; развитие моторной ловкости пальцев рук, участие в сюжетной игре с элементами статичныхположений и динамики движений пальцев; нравственное воспитание детей.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.32

Рассматривание

картинки «Паук»(части

тела)

17.12.20

16.12.20

№16. Про белку и бобра

Обогащение словаря, развитие связной речи,совершенствование грамматического строя,знакомство со звуками [Б] [Б'], тренировкаразвития артикуляционного аппарата и мелкоймоторики рук; активизация памяти и

внимания, воспитание правил вежливого обращения друг к другу.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.34

Чтение сказки Г.Сапгир

«Был у бабушки

баран», пальчиковая

игра «Сидит белка на

тележке»

24.12.20

23.12.20

№17 Про

опасного и умного

филина

Обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя, знакомство со звуками[Ф],[Ф'], тренировка артикуляционной мускулатуры; развитие мелкой моторики рук, умения выполнять движения в соответствии с текстом, обучение восприятию ритмического рисунка стихотворного текста и воспроизведение его ударами руки.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.37

Рассматривание

картинок с предметами

на звук «Ф». Заучивание

стихотворения

Г.Сапгира «Филин серый, филин старый»

31.12.20

30.12.30

№ 18. Про волчонка, который заблудился

Развитие связной речи, увеличение объема словаря, активизация внимания, контроля, памяти, аналитических способностей; знакомство со звуками В],[В']; тренировка силы, гибкости и динамики мышц артикуляционного аппарата; совершенствование моторики рук, умения воспроизводить движения в

соответствии с текстом; воспитание сочувствия и готовности оказать помощь

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.39

Артикуляционная игра «Почистим зубы», загадывание загадок про животных

14.01.21

13.01.21

№ 19. Стрекоза –лесной вертолетик

Расширение словаря, развитие связной речи, грамматического строя, обучение слоговому анализу слов; знакомство со звуками [Т][Т], увеличение силы мышц языка и тренировка возможности долго удерживать статическое положение; стимуляция ловкости рук; совершенствование воображения, внимания, памяти, аналитических способностей детей.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.41

Д/и «Доскажи слово», заучивание скороговорки «Трое трубачей трубят в трубы»

21.01.21

20.01.21

№ 20. Встреча Лисенка с дятлом

Закрепление умения составлять описательный рассказ, увеличение словаря; развитие памяти, речевого

внимания, контроля за мышечными ощущениями; знакомство со звуками [Д],[Д']; обучение слоговому анализу; совершенствование возможностей мышц

артикуляционного аппарата; тренировка координации движения пальцев рук в соответствии с текстом; воспитание у детей дружеского отношения к

окружающим.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.43

Артикуляциооное упражнение «Гармошка», Пальчиковая игра «Дружба»

28.01.21

27.01.21

№ 21.Лосенок ищет папу

Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; знакомство со звуками [Л], [Л'], совершенствование слогового анализа; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка; тренировка координации и синхронизации работы рук, умения воспроизводить движения пальцев рук в соответствии с текстом.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.45

Пальчиковая игра «У

оленя дом большой»

04.02.21

03.02.21

№22.

Ку-Ку, кукушка

Обогащение словаря, развитие связной речи, грамматического строя;; знакомство со звуками [К],[К']; совершенствование воображения, аналитических способностей, внимания, самоконтроля; активизация гибкости и подвижности мышц артикуляционного аппарата;реализация сюжетной игры с элементами динамических движений пальцев рук.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.48

Д/и  «Доскажи

слово», заучивание скороговорки «Кукушка кукушонку купила капюшон»

11.02.21

10.02.21

№23. Визит диких гусей

Расширение словаря, развитие связной речи, грамматического строя, обучение слоговому анализу слов; знакомство со звуками [Г] [Г'],увеличение силы мышц языка и тренировка возможности долго удерживать статическое положение; стимуляция ловкости рук;  совершенствование воображения, внимания, памяти, аналитических способностей детей.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.50

Д/и «Назови со словом «голубой», подвижная игра

«Гуси - гуси»

18.02.21

17.02.21

№24. Про хозяйственного

хомяка

Развитие связной речи, закрепление умения составлять описательный рассказ, увеличениесловаря; развитие памяти, речевого внимания, контроля за мышечными ощущениями; знакомство со звуками [Х],[Х']; обучение слоговому анализу; совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата; активизация аналитических способностей.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.52

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

25.02.21

24.02.21

№ 25. Про заботливого зайчика и капризную чайку

Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; знакомство со звуком [И'], совершенствование слогового анализа; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических

способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка; тренировка координации и синхронизации работы рук, умения воспроизводить движения пальцев рук в соответствии с текстом, формирование потребности проявлять заботу и приносить радость другу.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.54

Беседа «Как живет зайчик в лесу зимой и летом»

Подвижная игра

«Зайка серенький»

04.03.21

03.03.21

№26. Про торопливую ящерицу и колючки

Развитие связной речи, обогащение словаря, грамматического строя;; знакомство со звуками [И']; совершенствование воображения, аналитических способностей, внимания, самоконтроля; активизация

гибкости иподвижности мышц артикуляционного аппарата; реализация сюжетной игры с элементами динамических движений пальцев рук.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.56

Д/и  «Назови

колючие картинки», пение песни про елочку

11.03.21

10.03.21

№27. Концерт суслика

Расширение словаря, развитие связной речи, грамматического строя, обучение слоговому анализу слов; знакомство со звуками [С] [С], увеличение силы мышц языка и тренировка возможности долго удерживать статическое положение; закрепление умения выполнять действия пальцами руки в соответствии с текстом

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.59

Сюжетно – ролевая игра «У меня зазвонил телефон»

18.03.21

17.03.21

№28. В

поискахмеда для пчелы

Развитие связной речи, закрепление умениясоставлять описательный рассказ, увеличение словаря; развитие памяти, внимания, контроля замышечными ощущениями; знакомство со звуками [3],[3']; обучение слоговому анализу; совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата;

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.61

Рассматривание

картинок «Пчела», «Комар».

25.03.21

24.03.21

№ 29. Как

цапля спасла

непослушного

Лисенка

Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; знакомство со звуком [Ц], совершенствование слогового анализа; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка;

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.63

Игра «Съедобное -

несъедобное», Заучивание потешки

«Лягушка-попрыгушка»

01.04.21

31.03.21

№30. История про ужа

Развитие связной речи, обогащение словаря, грамматического строя; знакомство со звуками [Ш]; совершенствование воображения, аналитических способностей, внимания, самоконтроля; активизация

гибкости и подвижности мышц артикуляционного аппарата; реализация сюжетной игры с элементами динамических движений пальцев рук, воспитывать желание помочь друг другу.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.66

Артикуляционная игра «Качели»

3аучивание потешки «Петушок»

08.04.21

07.04.21

№31. Про

толстого жука

Расширение словаря, развитие связной речи, грамматического строя, обучение слоговому анализу слов; знакомство со звуком [Ж],увеличение силы мышц языка и тренировка возможности долго удерживать статическое положение; закрепление умения выполнять действия пальцами руки в соответствии с текстом, формирование у детей позитивного отношения к занятиям физ. культуры

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.68

П/и  «Прятки»

15.04.21

14.04.21

№32. Про воробья, который не умел чирикать

Развитие связной речи, закрепление умения составлять описательный рассказ, увеличение словаря; развитие памяти, внимания, контроля за мышечными ощущениями; знакомство со звуком[Ч']; обучение слоговому анализу; совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата; умения выполнять действия в соответствии с текстом.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.70

Стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей»

22.04.21

21.04.21

№ 33.О том, как щука стала доброй

Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; знакомство со звуком [Щ'], совершенствование слогового анализа; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических

способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка; воспитание отрицательного отношения к попыткам обидеть слабого

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.73

Артик. Упр. «Ворота», «Блинчик»

29.04.21

28.04.21

№34 История о вороне и шоколадном яйце.

Развитие связной речи, обогащение словаря, грамматического строя;; знакомство со звуками [Р], [Р']; совершенствование воображения, аналитических способностей, внимания, самоконтроля; активизация

гибкости и подвижности мышц артикуляционного аппарата; реализация сюжетной игры с элементами динамических движений пальцев рук, воспитывать желание помочь друг другу.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.75

Загадывание загадок про птиц

06.05.21

05.05.21

№35. Ёжик и Лисёнок встречают лето.

Изучение индивидуального  развития детей.Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических

способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка.

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.

Рассматривание сюжетных картинок «Лето»

13.05.21

12.05.21

№ 36 Встреча  игрушек  со своими хозяевами

Развитие связной речи, расширение объема словаря, грамматического строя; знакомство со звуком [Ц], совершенствование слогового анализа; активизация внимания, памяти, воображения, аналитических

способностей, операций синтеза и восстановления; активизация гибкости мышц языка;

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» для самых маленьких «Лесные истории»Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеева, Р.Кислова стр.

Пальчиковая  игра « Лошадки»

20.05.21

19.05.21

№ 37Систематизация  и закрепление пройденного материала.

Мониторинг.

27.05.21

26.05.21

№38. Систематизация  и закрепление пройденного материала.

Мониторинг.

Учебно-методическое сопровождение

1. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе «Школа 2100», под научной редакцией  Р.Н. Бунеева- М.: Баласс, 2016.

2. Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке» («Лесные истории»). Методические рекомендации для воспитателей. Под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.-М.: Баласс, 2006.

3. Наглядный и раздаточный материал по развитию речи  для самых маленьких ( карточки и схемы) часть1/Сост.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.-М.: Баласс, 2006.

4. Пособие по развитию речи «По дороге к азбуке» (Лесные  истории) для самых маленьких (3-4г.) /Р.Н. Бунеев,

Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова - М.: Баласс,2012.

5. Дидактическая игра «Что растет в лесу»(ягоды, грибы).

6. Дидактическая игра «Назови ласково».

7. Дидактическая игра «Кто как кричит?».

8. Дидактическая игра «Доскажи слово».

Развивающая предметно-пространственная среда

Сектор активной деятельности: - Центр двигательной активности

- Игровые центры

Сектор спокойной деятельности: - Центр художественной литературы

- Центр природы

Рабочий сектор: - Центр продуктивной деятельности

Литература:

1. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе              «Школа 2100», под научной редакцией  Р.Н. Бунеева- М.: Баласс, 2016.

2.Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке» («Лесные истории»). Методические рекомендации для воспитателей. Под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.-М.: Баласс, 2006

3. Е.С. Анищенкова.  Пальчиковые игры.

4. Л.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.

5. Е.А. Бабенко. Подвижные игры.

6.Л.Н.Елисеева Хрестоматия для детей  младшего дошкольного возраста.4-е изд., перераб. И доп. М.:Просвещение,1982г.

7.Т.Н. Зенина. Ознакомление детей раннего возраста с природой.

8.О.Н. Казак. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет.

9.И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду»

10Т.А. Куликовская. Массаж лицевых мышц для малышей

11.Н.А. Карпухина. Конспекты занятий во 2-ой младшей группе.

12.И.С. Лопухина. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.

13. И.А. Лыкова. Дидактические игры и занятия.

14. А.Л. Сиротюк. Коррекция развития интеллекта дошкольников.

15. Т.В. Туманова. Исправление звукопроизношения у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа второй младшей группы на 2020-2021 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельности во второй младшей группе №3 «Солнышко» общеразвивающей направленности на 2020-2021 учебный год...

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы во второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыво второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год...

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы во второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыво второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год...

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год.

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе на 2020 – 2021 учебный год....