Рекомендации психолога родителям "Значение совместных просмотров мультипликационных фильмов для социализации ребенка и создания доверительной атмосферы в семье"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Как замечательно -присесть рядом с малышом и совместно просмотреть интересный мультипликационный фильм! Ведь мультфильм -один из способов приобщения ребенка к миру взрослых на понятном для него языке. А совместные просмотры создадут атмосферу доверительных отношений в семье!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam-multfilmy.docx | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА
«Совместный просмотр мультипликационных фильмов- один из способов социализации малыша и создание атмосферы доверия в семье»
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Одна из главных потребностей человека - взаимодействие с окружающим миром, умение развернуть жизнедеятельность в коллективе, то есть это потребность в социализации. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Можно определить эти процессы как самоотождествление, то есть «идентичность». Потребность в идентичности обусловлена необходимостью упорядочить свою жизнедеятельность, которую он может получить только при взаимодействии с другими людьми. Каким бы не был менталитет общества, основой основ выступают духовно-нравственные внутренние помыслы, добрые намерения и чувства человека, о чем ни раз говорил В.А. Сухомлинский «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь», «Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви», «Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла».
В современном обществе предлагается множество средств, методов, приемов, обеспечивающих формирование социокультурной идентичности ребенка, развитие ценностной ориентации для правильного вектора между добром и злом. Одним из важных средств социализации детей в современном мире является просмотр мультфильмов, где главным выступает индивидуальная способность восприятия ребенка окружающего мира, со своими противоречиями, страхами, конфликтами, вопросами. По мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются и, все без исключения шалят. Основатель гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили говорит «"Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Многие взрослые предлагают детям мультфильмы по своему усмотрению, вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка», какие вопросы в его внутреннем мире на данном этапе развития. «Суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их». "Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше, и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание. Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных жизненным опытом взрослых!".
Именно мультфильмы помогают малышу синтезировать освоение новых, непонятных видов общения и всестороннее, гармоничное развитие собственной личности, что является главным аспектом социализации ребенка. Мультфильмы позволяют художественный прием- соединения фантастического и реального, развитие воображения детей. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности. А.А. Немирович утверждает «Переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания». Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способов освоить разные социальные роли. Копирование героев мультфильмов помогают выработать стереотипы поведения в обществе. В процессе создания мультфильма совместно с детьми обнаруживаются ценностные ориентиры ребенка, его способность видеть и понимать окружающий мир, осознаются жизненные установки. Придуманные ребенком истории и рисунки отражают его внутреннюю картину мира. Ее проецирование позволяет трансформировать негативный опыт, создать желаемый образ. Наблюдая за персонажем, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, точно выражать мысли и чувства, учится принятым позитивным формам общения. В мультфильмах раскрывается волшебный мир сказки, который неотделим от красоты и дает возможность ребенку познать мир не только умом, но и сердцем. Оживление сказки на экране дает ребенку возможность примерять различные роли и обыгрывать ситуации, что является важными навыками социализации. Ведь качество общения гораздо важнее, чем его количество. У детей бывают разные темпераменты, и, соответственно, совершенно разные потребности в общении. Поэтому в этом вопросе важно исходить исключительно из интересов ребенка, наблюдая за его поведением и реакцией.
Неоценима роль родителей и их участие в правильном подборе необходимой картотеки мультфильмов для своих детей, исходя из потребностей возрастного этапа развития.
Очень важны совместные просмотры, создающие неповторимую атмосферу открытости, доверия, защищенности. Именно такие моменты закладывают основу дальнейшего искреннего взаимодействия с ребенком, помогают наиболее всесторонне понять его внутренний мир, ответить на его вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Создание благоприятной атмосферы в семье"
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосфере....
Памятка для родителей: "Создание благоприятной атмосферы в семье"
Советы родителям по созданию благоприятной атмосферы в семье...
"Создание благоприятной атмосферы в семье"
Семья – это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к мате...
Создание благоприятной атмосферы в семье
Представлены практичекие советы родителям...
"Развитие первичных этических инстанций у детей дошкольного возраста" (на примере просмотра мультипликационных фильмов).
Статья о формировании первичных этических инстанций у детей дошкольного возраста (на примере просмотра мультипликационных фильмов)....
Консультация по домашнему чтению и просмотру мультипликационных фильмов для детей 6-7 лет
Консультация включает в себя список рекомендованной литературы и просмотра мультипликационных фильмов дома для детей 6-7 лет...
Организованная образовательная деятельность на основе просмотра мультипликационного фильма «Богатырская каша» в старшей логопедической группе
Цель ООД – формировать у детей представления о каше как полезном продукте питания посредством мультипликационного фильма....