"Развитие первичных этических инстанций у детей дошкольного возраста" (на примере просмотра мультипликационных фильмов).
статья (средняя группа)
Статья о формировании первичных этических инстанций у детей дошкольного возраста (на примере просмотра мультипликационных фильмов).
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ИНСТАНЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(на примере просмотра мультипликационных фильмов)
Шурганова Виктория Геннадьевна,
воспитатель Гимназии им. Е.М.Примакова
Одинцовский район Московская обл.
Дошкольное детство – волшебная страна, в которой все желания непременно сбываются. Детство-добрая сказка, очутившись в которой начинаешь верить в чудеса. В то, что добро, обязательно победит зло. И почему то именно в детстве: светит самое яркое солнце; растут самые большие деревья; цветут самые красивые цветы, с самыми прекрасными ароматами; самые сладкие карамельки, самое бездонное небо (когда висишь на трубе, вниз головой, наблюдая за проплывающими волшебными облаками-кораблями); идет самый сильный и самый тёплый дождь, а после дождя можно побегать по лужам и просто быть самым счастливым, а после наблюдать самую прекрасную и разноцветную радугу.
В нашей работе мы рассматриваем «этические представления» ребенка, как обобщенный образ, форму знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру. Проблема морально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста рассматривалась в трудах отечественных (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец С.Г. Якобсон, В.Г.Щур и др.) и зарубежных исследователей (Ж.Пиаже, Л.Колбер, Г.Айзенг, А.Бандура, Р.Уол.).
На формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста влияет вся социальная ситуация развития ребёнка в целом, то есть всё многообразие отношений, в которые, по мнению Л.С. Выготского, включён индивид.
В современное время, высоким потенциалом в формировании этических представлений у детей дошкольного возраста обладают мультипликационные фильмы. Проблема влияния «мультиков» на поведение ребенка, его этические представления стала предметом исследования специалистов лишь в последние десятилетия. Ей посвящены работы (Бабиченко Д.Н., Чумичева Р.М и др.)
Нами было проведено исследование, в процессе которого мы выдвинули предположение о том, что в процессе просмотра дошкольником мультипликационных фильмов происходят изменения в общении ребенка со сверстниками; присвоении ребенком ролей в игре (на основе подражания героям мультфильмов); оценке ребенком поведения других детей. Мы подобрали и апробировали свою программу.
Исследование проводили на базе развивающего центра
«Бонифаций», в нем приняли участие дети среднего и старшего дошкольного возраста, в количестве 9 человек. Оно проходил в две серии, первая серия была проведена с детьми старшего дошкольного возраста, в ней приняли участие дети в количестве 5 человек. Вторая серия была проведена с детьми среднего дошкольного возраста, в ней приняли участие дети в количестве 4 человек.
Суть эксперимента заключалась в показе детям мультипликационных фильмов. В процессе отбора для эксперимента были выбраны два мультипликационных фильма, один из них отечественный из серии мультфильмов «Приключение кота Леопольда» - «День рождения Леопольда», второй мультфильм зарубежный из серии мультфильмов «Том и Джерри» - «Джерри и зазноба Том», продолжительность м/ф «Том и Джерри»-10 минут; «День рождение кота Леопольда»-8,5 минут. При этом экспериментатор наблюдал за детьми в момент просмотра мультфильмов.
После просмотра мультипликационных фильмов экспериментатор проводил опрос с каждым ребенком. Опрос включал в себя следующие вопросы:
- Скажи, как тебя зовут и сколько тебе лет?
- Скажи мне, мы сейчас посмотрели мультики, понравились ли они тебе?
- В мультфильмах кого ты можешь назвать хорошим, а кого плохим?
- Кого ты можешь назвать честным, а кого лживым?
- Кого ты можешь назвать добрым, а кого злым в мультиках?
- Кого ты можешь назвать справедливым, а кого не справедливым в мультиках?
- А кого ты можешь назвать смелым, а кого трусливым?
- А кого ты можешь назвать вежливым?
- А ты бы поступал как кто?
- А тебе кто больше нравится? В мультиках?
Ответы детей фиксировались как экспериментатором, так и при помощи техники (диктофон).
Для анализа результатов исследования нами были выделены следующие критерии:
- Продолжительность времени, в течение которого ребенок готов обсуждать после просмотра м/ф;
- Степень развернутости пояснений в ответе ребенка (или его односложность – «да», «нет»);
- Оценка ребенком личности персонажа и поведения персонажа (как положительного или отрицательного, честного или лживого, доброго или злого, справедливым или несправедливым, смелым или трусливым);
- Готовность повторять поведение того или иного персонажа ребенком (на вербальном уровне – «А ты бы поступал как кто?);
- Готовность повторять поведение того или иного персонажа ребенком (на поведенческом уровне – роль каких персонажей хочет взять в игре).
В результате апробирования своей программы мы подтвердили, но не в полной мере, выдвинутое нами предположение исследования.
Во-первых, изменение общение ребенка со сверстниками, после просмотра мультипликационных фильмов было выявлено, что ребенок старшего дошкольного возраста старается взять на себя роль взрослого и общаться со сверстниками с этой позиции.
Во-вторых, ребенок в игре не всегда реализовывал на поведенческом уровне, которую брал на вербальном уровне.
И в-третьих, ребенок включаясь в общение и игру с детьми давал оценочные суждения действиям сверстников присваивая им (чаще всего) отрицательные качества персонажа.
Также в нашем исследовании мы разработали ряд рекомендация для взрослых, которыми они руководствовались при выборе и просмотре, мультфильмов:
1.Ограничить ребенка от телевизора по достижению ему 2-2,5 лет.
2.Время просмотра мультфильмов не должно достигать более1,5 часов.
3.Сюжет мультфильма должен строго проконтролировать взрослый, и в нашем понимании должны превалировать отечественные мультфильмы.
4.Учитывать интересы ребенка.
5.Мультфильмы стараться показывать в первую половину дня.
6.Учитывать психическое и физическое здоровье ребенка (на момент демонстрации мультфильма).
7.Находится рядом с ребенком в момент просмотра мультфильма (чтобы контролировать ситуацию, и помочь в возникших затруднениях).
8.После просмотра мультфильма побеседовать ребенка и поинтересоваться о его ощущениях, чувствах и т.д.
Подводя итоги, отметим незавершенность и многочисленные перспективы продолжения данного исследования. Во-первых, важно осуществить подробный анализ и выбор мультипликационных фильмов для более глубоких интерпретаций полученных эмпирических данных. Во-вторых, можно существенно расширить выборку и задействовать для участия в исследование большее количество детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений у детей дошкольного возраста
Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений ...
Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений у детей дошкольного возраста
Перспективное планирование занятий по развитию этических представлений ...
Конспект занятий по теме: "Использование методики "слово-движение" для развития речи детей дошкольного возраста"на примере потешки «Кошка».
В данной работе представлен материал, на котором дети обучаются эмоциональной образной речи на примере разучивания стихотворения. Каждое (или почти каждое) слово сопровождается движением, демонстрирую...
Фольклор в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: “Колыбельная песня как источник мировоззрения детей дошкольного возраста”
Паспорт проектаВид проекта: Познавательно - творческий.Актуальность.В современном мире у детей проявляется большой интерес к народным традициям, праздникам, а в целом - к знаниям культурных ценностей ...
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на примере работы «Чудеса из пуговиц»
В дошкольном возрасте одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков дошкольников, является недостаточное развитие моторики, которое отрицательно сказывает...
Формирование первичных ценностных представлений у детей дошкольного возраста о здоровье и здоровом образе жизни.
Самообразование воспитателя ДОУ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста: Детская студия короткометражных мультипликационных фильмов
Для дошкольников одним из интересных направлений искусства является мультипликация. Дети с удовольствием не только смотрят мультфильмы, но и создают их самостоятельно. Мультстудия – это комплекс...