Консультация для педагогов
консультация
"Образ современного педагога в условиях реализации ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Нижне-Талдинская средняя общеобразовательная школа» детский сад «Койонок»
Консультация для педагогов из цикла «Образ современного педагога в условиях реализации ФГОС»
Выполнила воспитатель:
Кныева Наиля Валерьевна
Консультация для педагогов из цикла «Образ современного педагога в условиях реализации ФГОС»
Тема: «Речевой этикет»
Цель: 1. Расшифровка понятия «Речевой этикет».
2. Установление контакта между членами коллектива.
3. Проведение профилактики конфликтов в коллективе.
Задачи: 1. Уточнить и закрепить знания педагогов о речевом этикете.
2. Установить правила поведения в коллективе.
3. Провести профилактику конфликтов в коллективе через ролевую игру, путем применения на себя определенной должности.
4. В ходе ролевой игры разобраться с текущим конфликтом: «Распределение стимулирующих выплат».
5. Помочь коллективу лучше понять друг друга.
План: 1. Актуальность проблемы.
2. Разбор правил речевого этикета, вычленение главного.
3. Ролевая игра: «Распределение стимулирующих выплат».
4. Подведение итогов.
Оборудование: Стенд «Речевой этикет», веточка с «птичками» (записки с комплиментами, шпаргалки по речевому этикету, диск с музыкой «Релакс», карточки для ролевой игры, гимн РФ для создания обстановки.
Предварительная работа: наблюдение реакции педагогов на распределение стимулирующих выплат, выявление проблемы, подготовка оборудования, самообразование, расставить мебель, изготовление веточки с «птичками».
Ход консультации:
Организационный момент. Актуальность проблемы.
Здравствуйте, уважаемы коллеги, мы продолжаем проводить педагогические консультации по теме: «Образ современного педагога в условиях реализации ФГОС». Тема сегодняшней консультации: «Речевой этикет».
Те кто пришел по раньше уже успели познакомиться с основными пунктами сегодняшней консультации, представленными в виде таблиц на стенде.
Сейчас мы начнем разбираться с этим вопросом подробнее, но сначала хотела бы сделать небольшое отступление.
Зачем нам нужен речевой этикет? Мы с вами воспитатели. Воспитываем детей, учим их общаться, договариваться между собой спокойно, не кричать. Учим решать конфликтные ситуации, отстаивать свою точку зрения, объяснять причины не согласия, признавать право Другова человека на отличное от нашего мнение. Мы учим детей. А сами порой не можем договориться между собой, обижаемся, кричим, идем на открытый конфликт или сплетничаем за спиной. Конфликты то же бывают полезными если их решить конструктивно. Это все происходит потому, что мы не только воспитатели, мы женщины и мамы, мы работаем в женском коллективе. Многие из Вас не принимают меня как старшего воспитателя, считают, что я придираюсь, не принимают моих советов. Пользуясь случаем, хочу напомнить Вам, я не карающий орган, а помогающий Вам, изменяться в соответствии с изменяющимися требованиями и введением нового закона. Может быть причина в возрасте (я моложе многих из Вас, может в недостатке авторитета, а может в том, что вы не привыкли, что от Вас что-то требуют. Заленились немного. Я считаю, что правила речевого этикета, необходимо соблюдать на работе, потому, что они обеспечат комфортные условия общения для каждой из нас.
Разбор правил речевого этикета.
Что же такое «Речевой этикет?»
Речевой этикет - это совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми.
Речевой этикет в общении людей выполняет ряд важных функций. Какие это функции. Вы сейчас сами ответите на этот вопрос. Встаньте, пожалуйста, переверните свои стульчики. Возьмите подсказки, прочитайте их. (подсказки приклеены под стул)И так у кого первая функция?
1. Установление контакта между людьми.
Что вы понимаете под этой функцией?
Речевой этикет позволяет привлечь внимание собеседника, побудить его к вступлению в контакт, осуществить знакомство с собеседником.
Отсюда вытекает первое правило поведения:
1. Вежливое обращение к собеседнику. Обращаемся друг другу по Имени Отчеству ВСЕГДА.
Вторая функция:
2. Поддержание контакта между людьми
Поддержание контакта между людьми.
Эта функция речевого этикета осуществляется в форме светского общения. При помощи средств речевого этикета собеседники, не углубляясь в тему разговора, могут провести за беседой определенное время, необходимое для того, чтобы поддержать отношения, составить или возобновить впечатления друг о друге, узнать друг о друге некоторые сведения. Поддержание контакта — необходимая часть человеческого общения в современном обществе.
Отсюда вытекает второе правило поведения:
2. Разговариваем спокойно, сдерживаем эмоции.
Третья функция:
3. Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику.
Значительная часть средств речевого этикета обслуживает именно эту функцию — формы обращения, извинения, благодарности, выражения сочувствия, просьбы, приветствия и др.
Правило номер три:
3. Использовать вежливые слова в речи.
Четвертая функция:
4. Регуляция поведения людей в обществе.
Соблюдение норм и правил речевого этикета делает поведение людей в процессе общения предсказуемым, понятным для окружающих.
Правило номер четыре:
4. Соблюдаем правила поведения в общественных местах.
Пятая функция:
Профилактика конфликтов.
Соблюдение правил речевого этикета (демонстрация уважительного отношения к собеседнику, своевременное извинение за какой-либо проступок, соблюдение правил вежливости и др.) предотвращает возможные конфликты.
т. о. поддержание этикетного общения со всеми без исключения членами коллектива детского сада, родителями, детьми - важнейшее условие нормальных человеческих отношений, надежное средство решения конфликтов.
Правило номер пять:
5. Конструктивно решаем конфликтные ситуации.Не забываем так же, что при выборе формы обращения к собеседнику, участники общения учитывают следующие основные факторы:
- тип ситуации (официальная, неофициальная, полуофициальная);
- степень знакомства собеседников (незнакомые, малознакомые, хорошо знакомые);
- отношение к собеседнику (уважительное, почтительное, нейтрально вежливое, фамильярное, дружески неофициальное и др.);
- характеристика говорящего (говорит мужчина или женщина, начальник или подчиненный, старший или младший и др.);
- характеристика адресата, т. е. того, к кому обращаются (к старшему или младшему, равному, нижестоящему или вышестоящему, мужчине или женщине);
- место общения (дома, на улице, на свадьбе, за столом, на собрании, в лекционной аудитории и др.);
- время общения (утром, в обед, вечером, перед отъездом, приходя в дом и др.)
Остановим наше внимание на
Этикетное слушание.
Соблюдение этикета слушания — важная и очень трудная сторона соблюдения этикета общения. Мы с детства знаем, что нельзя перебивать собеседника, но, наверное, нет ни одного человека который мог бы о себе сказать, что он неукоснительно следует этому правилу. Особенно много нарушений этикета общения наблюдается со стороны слушающих. Умение внимательно и терпеливо выслушивать собеседника — навык, который надо неустанно тренировать.
Почему же неумение выслушать — такое распространенное явление в нашем общении? Дело в том, что для этого есть целый ряд очень серьезных причин.
- Мы перебиваем, потому что «ум не хочет ждать» (мы мыслим в 5— 10 раз быстрее, чем говорим): собеседник еще не закончил, а мы уже поняли его мысль, готовы ответить или возразить ему. А собеседник в это время пытается еще повторить, растолковать, думает, что не совсем убедил нас. Нетерпение и заставляет нас перебивать.
- Нередко у нас возникает иллюзия, что мы поняли — какая-то мысль показалась нам знакомой, и мы торопимся на нее отреагировать, а ведь собеседник мог иметь в виду вовсе не то, что нам показалось в первую минуту, он еще не закончил свою аргументацию.
- Если мы испытываем отрицательные эмоции к собеседнику, то мы зачастую просто его не слушаем, а пытаемся провести свою собственную мысль; кстати, если мы испытываем к собеседнику положительные эмоции, также слушаем невнимательно и часто пропускаем важную информацию.
- Если собеседник говорит что-то, что противоречит нашим взглядам, то мы нередко перестаем воспринимать смысл его речи, так как мысленно уже готовим опровержение, свою аргументацию.
- Перебиваем мы и того, кто говорит общеизвестное, сообщает устаревшую информацию.
- Очень часто мы не слушаем собеседника, поскольку мысленно торопим его в выражении сути, главной мысли — и пропускаем аргументацию, доводы, проявляем нетерпение.
- Невнимательное восприятие речи собеседника может быть связано с трудностью изложения, если он говорит сложно, слушатель может отказаться от восприятия и интерпретации его речи и начать перебивать или задавать вопросы.
- Часто мы невнимательно слушаем знакомых, хорошо известных нам лиц — мы как бы наперед знаем, что они скажут и в этом случае тоже не в силах сдержать нетерпение, перебиваем их, зачастую невежливо
Необходимо иметь в виду, что невнимательное слушание ведет зачастую к получению ложной информации, неправильной интерпретации слов собеседника.Внимательное, этикетное слушание имеет огромное значение в общении: о внимательных, заинтересованных слушателях все думают хорошо, внимательный слушатель кажется собеседнику уважительным, вежливым, доброжелательным и умным, заслуживающим доверия. К внимательным слушателям собеседник располагается, высоко оценивает их личные и человеческие качества, поэтому соблюдением этикета слушания ни как нельзя пренебрегать.
Важнейшее правило речевого этикета: «Отдай предпочтение слушанию перед всеми видами деятельности».
Существуют следующие законы для слушающего:
1. Если кто-нибудь обратился к вам с речью, необходимо прервать дела и внимательно выслушать, о чем он вам сообщает.
2. Необходимо выслушать внимательно и до конца, даже если на это нет времени, или, с вашей точки зрения, говорящий мелет чепуху.
3. Доброжелательно и уважительно выслушивая собеседника, постарайтесь не перебивать его и не сбивать с мысли, не переводить слушание в собственное говорение. Подчеркивайте заинтересованность в нем, в его словах - взглядом, мимикой, жестами (кивками головой, подтверждайте контакт внимания, понимания.
4. Вовремя оцените речь собеседника, согласитесь или не согласитесь с ним, ответьте на поставленный вопрос.
5. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не к вам.
Этикет слушания предполагает, что слушание должно быть активным. Это означает, что взгляд должен быть сосредоточен на говорящем, прекратить отвлекающие действия. Например, щелканья колпачком ручки, одергивания одежды, раскачивания и др.
Практическая часть
А сейчас мы с Вами немного потренируемся и попробуем применить правила речевого этикета в и игре.
Ролевая игра: «Распределение стимулирующих выплат».
Воспитатели делятся на две команды.
Сюжет игры: начальство сняло баллы с воспитателей за какие – то недочеты в работе, воспитатели не согласны. Как разрешить конфликтную ситуацию?
Каждый участник игры получает карточку со своими чертами характера, которых должен придерживаться во время игры. (карточки прилагаются).
Подведение итогов игры и консультации в целом.
Релаксация с помощью веточки с «птичками»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...