Родительская гостинная
методическая разработка (старшая группа)
Создание условий для развития самостоятельности, инициативности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskaya_gostinnaya.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в старшей группе
«Создание условий для развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Воспитатель: Вильгота Елена Николаевна
Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития и воспитания самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями;
- Сформировать у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании детей, их роли в процессе воспитания самостоятельности;
- Познакомить родителей с навыками самообслуживания для детей младшего возраста (дать рекомендации по этой теме);
- Познакомить родителей с понятием «самостоятельность», «инициативность»;
- Углубить представления родителей об организации самостоятельной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
- Развивать у родителей умение работать в группе, сообща, не боятся высказываться по теме собрания.
Ожидаемый результат: Повышение компетентности родителей в вопросах развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста.
Ход собрания:
Родители садятся на стулья, расставленные по кругу.
- Мотивационно - побудительная часть.
Воспитатель1
Дорогие родители, наших детей! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без нашей поддержки и помощи воспитании и создании для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Каким должен быть наш союз, что мы, взрослые, можем сделать для детей, чтобы их жизнь в группе была радостной и интересной? Об этом пойдет наш разговор на этой встрече.
Воспитатель 2
В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоят долгих четыре года. Станут ли эти годы для вашего ребенка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это во многом зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень важную игру «Будем знакомы». Для этого, пожалуйста, на бейджиках напишите свое имя и закрепите себе на одежду. Пожалуйста, последуйте моему примеру. (Воспитатель представляет себя (коротко, самое важное рассказывает о себе), обматывает палец ниткой, передает одному из родителей и т. д. пока клубок не вернется к воспитателю.)
Воспитатель 1: Уважаемые родители. Посмотрите, мы с вами тесно связаны, и решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать вместе, ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям. Спасибо, присаживайтесь поудобнее.
2. Основная часть.
Воспитатель 2
И вначале хотелось бы зачитать Вам слова немецкого философа Гегеля «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей»
Сегодня мы расскажем, как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Самостоятельность - ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать детей в этом.
Мы думаем, что каждый из вас на предложение сделать что-либо за ребёнка слышал фразу «Я сам». И мамы, которые не обращают внимания на сказанное ребенком, тем самым препятствуя самостоятельности, удерживая его в зависимом состоянии, несомненно наносят вред ребёнку. Потому что не все дети отличаются бойким характером, не каждый ребёнок сможет отстоять своё «Я сам» и в результате позволяет родителям делать всё за него чуть ли не до школы, привыкая к подобному обращению. А чтобы этого не случилось формировать навыки самообслуживания надо вовремя и возраст 3 года – это тот возраст, когда можно и нужно поддерживать у ребёнка стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем и ему и вам было гораздо легче.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте? Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши дети (обсуждение с родителями).
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
- Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому. Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом. Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом. - Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Воспитатель 1
Конечно, ребёнок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.
Памятка родителям:
Правила, которые помогут развивать самостоятельность ребёнка
1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.
2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).
3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам. («Вместе» с ребенком, а не «вместо» него.)
4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.
5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать – признак позитивной силы).
6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок)
7. В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком отношении которых – главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.
Как происходит формирование навыков самообслуживания?
- Обязательно с прямого показа действия с объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми.
- Обучая детей мыть руки, взрослый заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.
- Умение пользоваться туалетом проходит под присмотром взрослого (снимает нижнее бельё, штанишки, садится на унитаз, надевает нижнее бельё и штанишки сам). Так же необходимо учить ребёнка самостоятельно пользоваться туалетной бумагой.
- Ребёнок должен пользоваться как минимум ложкой (к концу 4-го года жизни вилкой), правильно держать её в руках. Справиться с ложкой – нужное умение, можно сказать – жизненно важное.
- Одевание - это важный процесс в воспитании. Ребенок учится трудиться, аккуратности, опрятности, узнает названия предметов одежды, развивается моторика рук, закрепляется название частей тела, цвета, учится соотносить одежду с изменениями погоды.
- Одежда и обувь должны быть удобными, эстетичными и практичными:
- снимать и надевать одежду должно быть удобно ребенку и воспитателю; - - желательна обувь не на шнурках, а на липучке;
- - не перчатки, а варежки;
- одежда и нижнее белье ребенка ежедневно должны быть чистыми и опрятными;
- в шкафчике ребенка всегда должна быть сменная одежда и нижнее белье; - одежда должна соответствовать размеру ребенка.
Физкультурная минутка
Игра: «Встаньте, встаньте в круг!» Теперь хотелось бы узнать, сколько у нас родителей, у которых один ребёнок (эти родители образуют первый круг). Второй круг образуют родители, у которых, двое детей в семье, и третий круг образуют родители, у которых, трое и более детей!
С хорошим настроением переходим к серьезной теме:
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование у детей дошкольного возраста личностных качеств, определяемых целевыми ориентирами ФГОС.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего в коммуникативной, познавательно – исследовательской, игровой, изобразительной. Это важнейший показатель развития детского интеллекта. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (п.1.2 Стандарта).
Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Самостоятельная деятельность предполагает потребность заниматься любимым делом. Дети объединяются в подгруппы по интересам и индивидуально-личностным особенностям, для игровой деятельности, увлеченно занимаются художественным творчеством, театрально-игровой деятельностью, экспериментированием.
Главный принцип самостоятельной деятельности: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Необходимо стремиться к поддержке разнообразия детства, сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. (п. 1.2. ФГОС ДО).
Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная
Самостоятельная деятельность детей организуется посредством создания развивающих центров разной направленности в каждой группе детского сада (п. 3.3.2. ФГОС ДО).
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно, и динамичнее развитие личности.
Способы развития инициативности:
- Давать простые задания, поручения (снимать Страх "не справлюсь", создание ситуаций успеха), развивать у детей инициативу.
- Давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.
- Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить адекватно реагировать на собственные ошибки (смотри "Ошибочка!").
Предметно - развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности - игре.
Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
Оборудование развивающей предметно-пространственной среды должно давать возможность ребенку активизировать познавательные способности. Развивающие игры, технические устройства, оборудование для экспериментирования, игрушки должны быть представлены в соответствии с потребностями детей в различных видах самостоятельной деятельности (п. 3.3.1. ФГОС ДО).
3. Рефлексия.
Игра: «Мальчики и девочки» А сейчас я предлагаю разделиться на команды и посмотреть, кого у нас больше девочек или мальчиков! Первая группа - команда девочек. Вторая группа – команда мальчиков .
Воспитатель предлагает «мальчикам» и «девочкам» организовать сюжетную игру.
Итог: Родителям не хватило для замысла сюжета, поддержке инициативы необходимых атрибутов для игры, именно тогда и поступило от родителей предложение пополнить центы игровой активности необходимым оборудованием и материалами.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
2. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж, 1998. – 256с.
3. Н.М. Метенова «День открытий . Пастернак Н. А. «Растим дошкольника: как?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительская гостиная "Клуб веселых и находчивых родителей"
Предлагаем вашему вниманию конспект мероприятия с родителями. Проходит в интересной, дружеской, творческой обстановке. В качестве заданий можно придумать свои вопросы, исходя из годовых задач вашего д...
Родительская гостиная «Родительский дом начало начал».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 ст. Должанская, Муниципального образования,Ейский район...
Родительская гостиная "Семейные традиции семейских" (родительское собрание)
Родительское собрание "Семейные традиции семейских"...
Проект проведения родительского собрания в группе раннего возраста. Родительская гостинная "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"
Сегодня, следуя принципаи ФГОС, общние педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценке партнера по общению. Данное общение рассматрива...
Родительская гостинная "Родительский авторитет"
О ложных и истинных типах родительского авторитета, о значимости истинного авторитета для развития ребенка и жизни семьи....
Родительская гостинная "Родительский авторитет"
О ложных и истинных типах родительского авторитета, о значимости истинного авторитета для развития ребенка и жизни семьи....
Родительская гостиная "Мудрость родительской любви"
Родительская гостиная разработанна на базе книги "Мудрость родителькой любви" В.А.Сухомлинского с включением в содержания личного опыта. Данный материал параллельно раскрывает работу с прави...