Игры направленные на обучения детей грамоте
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Колесникова Ольга Петровна

Познавательно

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение                                              

                               «Заливский детский сад «Аленушка».

Игры направленные на подготовку обучения грамоте дошкольников

                                                                                                    Подготовила: Колесникова О.П.

                                                              х. Заливский 2018г.

Главная задача любого, в том числе и добуквенного, этапа обучения грамоте - сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но  привлекательной и интересной.

Игры звукоподражания

-Ты слышал, как жужжат пчёлы?

Давай поговорим на пчелином языке.

Вот так: "Давай друЖЖЖить!

 Ты где ЖЖЖивёшь?

А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище.

Угощайся     медовыми   пироЖЖЖками     и    мороЖЖЖеным."

Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин.  Акцентируя в словах звуки Ш и С, легко превратить обычную речь в " змеиный язык" и т. д.

Звукоподражание можно включать в самые разнообразные игровые сюжеты. Главное, чтобы игровая роль определяла звуковую окраску речи, требовала выделения звука.

Игровая ситуация "Магазин"

"Продавец" отпускает товар только в том случае, если " покупатель" правильно называет первый звук в слове, которое обозначает "покупку".

ПРОДАВЕЦ: Миша, ты выбрал ложку? За неё надо заплатить первым звуком этого слова. Произнеси его!

ПОКУПАТЕЛЬ: ЛЛЛ.

ПРОДАВЕЦ: Правильно, молодец, можешь забрать ложку.

Игра "Домики для звуков"

Цель: развивать у детей осознанное восприятие твердых и мягких согласных звуков, научить детей различать понятия звук и буква, научить детей правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Правила игры.

Игру проводит взрослый, предварительно разрезав карточки. Убедитесь перед началом игры, что детям понятны изображения на картинках, и они их правильно называют. Потренируйте ребёнка произносить изолированно, т.е. без призвука гласного звука твердые и мягкие согласные звуки. В игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука имеющих различия по твёрдости и мягкости.

Вариант 1.

Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребенок называет свою картинку, выделяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, показывает букву, которой на письме обозначают этот звук, и кладет карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зеленый домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит свои картинки.

Вариант 2.

Каждому ребенку раздается несколько (2,3,...) карточек и одна фишке. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижений по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показал кубик. Остановившись на букве, ребенок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка(и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего, когда картинка начинается на твердый согласный звук, или зеленого, когда картинка начинается на мягкий согласный звук. Если кто-то попадает на кружок с изображением «болота», то ведущий называет ему любой звук, на который ребенок должен назвать слово, либо ведущий называет слово, а ребенок определяет, первый звук в нём. Справившись с заданием ведущего, ребенок бросает кубик ещё раз, а если не справился, то остается на прежнем кружке. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.

Игра "Бабочки на полянке"

Цель: обучение составлению и чтению слогов.

Для этой игры необходимо иметь две зеленые полянки и 6-8 предметных картинок с изображением пестрых бабочек. На обратной стороне бабочки крепятся согласные и гласные буквы. Бабочки с согласными буквами находятся на первой полянке, а с гласными - на второй. Детям предлагается поймать по одной бабочке с каждой полянки, перевернуть их, составить и прочитать полученный слог. Возможны варианты: можно с обратной стороны у бабочек прикрепить готовые слоги. Ребенку предлагается поймать бабочку, прочитать слог, дополнить его до полного слова, используя буквы на наборном полотне.

Игра «Самый зоркий», или «Кто быстрее».

Цель: развитие произвольного внимания и памяти.

Для этой игры необходимо иметь набор карточек с буквами и слогами. Детям на несколько секунд под счет: «Раз, два, три - внимательно смотри!» - показывается та или иная буква. Затем среди других 7-8 букв. Побеждает тот, кто первым назовет и покажет нужную букву.

Возможны варианты: аналогичная работа может производиться со слогами.

Задание:

•                    Найти, показать и прочитать нужный слог.

•                    Найти слог с такой же согласной, но чтобы согласный звук был мягким. (Например: слог «НА» - находим «НЯ».)

Игра «К кому пойти в гости»

Цель: развитие внутреннего планирования.

Не доске прикрепляется несколько предметных картинок с изображением животных, птиц или рыб. Все картинки соединяются между собой дорожками. Все звери должны ходить друг к другу в гости. Для того чтобы узнать, кто пойдет первым, дети выполняют задание.

1)               Первым пойдет в гости тот, у кого в названии один слог и первый звук согласный твердый.

2)               Он пойдет в гости к тому, у кого в названии 2 слога и первый звук согласный мягкий.

3)               Они пойдут в гости к другу, в названии которого 3 слога.

Игра "Придумай слово"

На определенный звук ребенок называет слова, которые знает. Можно посоревноваться, кто больше назовет слов.

Игра "Хлопушка"

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук «к», хлопни в ладоши один раз. Если услышишь в слове звук «г» — хлопни два раза».

Начинайте упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Говорите четко и громко, чтобы ребенок слышал все произносимые звуки. Корова, кисель, гора, норка, карусель, гитара, сапог, сук, гардина, рука, догнал, толкнул.

Вы можете подбирать сами слова для этого упражнения, а также и на другие звуки. Это упражнение заодно поможет вам проверить реакцию ребенка.

Игра "Первый — последний"

Взрослый предлагает ребенку по очереди 8-10 слов, в которых он называет первый и последний звуки. Слова проговариваются медленно, чтобы ребенок смог уловить звуки.

Арбуз, ворона, носок, барабан, совок, кошка, школа, мясо, муравей, паук.

Игра "Волшебные превращения"

Для усвоения темы звуковой анализ слова, надо научить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.

Играющие выбирают слово, заменяют в нем первый, второй, третий звуки так, чтобы получились новые слова. Выигрывает тот, кто больше получит новых слов. Новые слова можно обозначать фантами. У кого больше фантов наберется, тот и выиграл. Слово «дом». Замените в нем первый звук: Дом — Сом — Ком — Лом — Ром. У кого больше получилось слов? Замените второй звук в этом слове: дом — дАм. А теперь замените третий звук: доМ — доЛ — ДоН. Для игры можно подобрать слова из 4 — 5 букв: Точка — Бочка — Кочка и т. д.

Игра «Узор из букв»

Увлекательным занятием могут стать «пространственные загадки» из букв. Чтобы их изготовить, вам потребуется набор цветной бумаги (желательно окрашенной с двух сторон). Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте букву так, чтобы ее контур максимально занимал пространство. Вырежьте букву, не разворачивая листа, разверните. Покажите ребенку получившийся узор. Спросите, из какой буквы получился узор. Сложите лист вчетверо — покажите отгадку

Можно поручить проверку отгадки самому ребенку. В этом случае у него появится возможность выбрать правильное расположение буквы в пространстве. Игра развивает пространственное и образное мышление.

Игра «Какая буква выглянула в окошко?»

Используйте любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с «окошком» любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву «в окошке» (по ее фрагменту). Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент «в окошке». Игра развивает пространственное мышление и внимание.

Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались на картинках. Если выполнить задания на отдельных листах, ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. В случае, когда ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша. Это поможет ему выделить букву на общем фоне. Задание развивает зрительное восприятие.

Игра «От какой буквы деталь?»

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать. Вы можете просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент (если вариантов ответов несколько).

Если ребенок умеет писать, предложите ему дописать незаконченные буквы:

Игра "Корзина со звуками"

Пособие составляется из отдельных корзин, каждая из которых наклеивается на бумагу формата А4. К корзине двусторонним скотчем прикрепляется прозрачный кармашек размером 6x6 см. В него вставляются карточки размером 5x5 см с изображением определенного звука. В верхней части корзины сделаны прорези (2,5 см), в которые вставляются силуэты грибов на длинной ножке (5—7 см).

Это пособие можно использовать на разных занятиях. В занятии-сказке «Маша и Медведь» детям, например, нужно в корзинки со звуками «С», «3», «Ш», «Ж» разложить грибы, в названии которых есть эти звуки (подберезовик, лисичка, сыроежка, подосиновик, свинушка, груздь, шампиньон, волнушка). А в сказке «Три медведя» в корзинки аналогично раскладываются ягоды.

Игра "Блины со слогами"

Это пособие изготавливается из поролонового круга радиусом 8 см. На одну его сторону с помощью клея ПВА приклеиваются карточки со слогами (10x5,5 см), которые легко снимаются. Дети участвуют в эстафете «Принеси блины в сковороде» и читают слоги. В сказке «Маша и медведь» они помогают бабушке перенести блины с одними слогами, а в сказке «Колобок» - с другими.

Игра «Кто в домике живет»

 Данная игра преследует 3 цели: развитие звуко-буквенного анализа; автоматизация звуков в словах; пополнение словарного запаса у детей.  В окошке звук (буква) зовет гостей: «З-з-з», «К-к-к»

Игра «Соберем урожай»

Педагог  предлагает Незнайке помочь  собрать урожай, но выбрать нужно только те овощи, в названиях которых есть звук «р» (слова проговариваются) Например, можно использовать карточки со словами петрушка, огурцы, перцы, чеснок, кабачок, свекла, помидор.

Игра «Каких животных ты знаешь со звуком «Л», «Ль»?»

Педагог  предлагает  детям пригласить животных в гости, в названиях которых есть звук «л» или «ль». (слова проговариваются) Например, можно использовать карточки со словами белка, лиса, крокодил, лошадь, лев, лиса, слон и т.п.

Игра «Веселые скоморохи»

Данная игра многофункциональна. Скоморохи живут в красивом разноцветном сундучке и приходят в гости к детям. У них различные имена, состоящие из одного звука, либо из одного слога. Возможны варианты игры:
у педагога на столе стопкой лежат картинки изображением вниз. Игроки по одному подходят к столу, берут картинку, называют изображенный на ней предмет, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку соответствующему скомороху. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игру можно проводить как соревнование.

Игра «Собери пазлы»

В данной игре детям предлагается собрать пазлы. Ребенку предлагается соотнести картинку с звуковой схемой, либо со слоговой схемой слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для обучения детей грамоте

Картотека дидактических игр...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с ОНР комбинированной направленности по обучению элементам грамоты на тему «Незнайкины помощники».

Конспект НОД в подготовительной к школе группе с ОНР комбинированной направленности по обучению элементам грамоты на тему «Незнайкины помощники». Цель: Обобщить и закрепить полученные в течение у...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Консультация для родителей: "Игры по обучению детей грамоте"

Проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной, ведь от того, насколько дошкольник овладел грамотой, зависит его дальнейшее школьное обучение....

Дополнительная образовательная программа «Игры с Буквами» социально-педагогической направленности по обучению детей элементам грамоты Для воспитанников 3-4 лет

Известный российский психолог Р. С. Немов, а также многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к трем-четырем годам. Именно этот период считают периодом &laq...

Дидактические игры, направленные на обучение детей порядковому и количественному счету

Дидактические игры, направленные на обучение детей порядковому и количественному счету...

Консультация для воспитателей группы комбинированной направленности " Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте"

Цель познакомить воспитателей  с системой игр и упражнений, основанных на  звуковом методе подготовки детей к обучению чтению....