Развитие фантазии ребенка средствами изобразительного искусства
консультация (старшая, подготовительная группа)

Невенчанная Людмила Владимировна

Дети, способные к воображению, имеют более высокий показатель интеллекта, легче преодолевают трудности, а развитие способности к воображению улучшает их адаптационные возможности в процессе обучения.

Рисование – мощное средство самовыражения. Педагог должен пробудить в ребёнке желание делиться своими ощущениями, возникающими при рисовании, объяснить свой подход к выполнению задачи, к самой работе, к процессу рисования. В результате ребёнок начинает лучше осознавать себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fantaziya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида № 5»

Консультация для воспитателей

                                                                                                                                              

               Воспитатель:        Невенчанная Л.В.

        Дети, способные к воображению, имеют более высокий показатель интеллекта, легче преодолевают трудности, а развитие способности к воображению улучшает их адаптационные возможности в процессе обучения.

        Обычно фантазия отражает мышление и поведение ребёнка в реальной жизни. Мы можем заглянуть во внутренний мир ребёнка через его фантазии. Мы можем выяснить, что таится в нём или чего он избегает, а также узнать, чего ожидать от него в будущем, исходя из его фантазий. Поэтому ребёнка следует побуждать к фантазированию и использовать фантазию, как психокоррекционное средство.

        К фантазиям ребёнка следует относиться с пониманием, считая их выражением его чувств. В чувствах ребёнка его истинная суть. Через отражение своих чувств в окружающих его людях он будет познавать, и принимать их.

        У детей бывает множество фантастических представлений о событиях, которые в действительности никогда не происходили.  Тем не менее, они вполне реальны для этих детей, но дети часто скрывают их, что иногда приводит к необъяснимым поступкам. Такие образные фантазии, реальные для ребёнка, нередко способствуют возникновению  чувства тревоги и страха.

        Игра воображения ребёнка – это форма фантазий, которую можно развить в импровизированных спектаклях с участием других детей. Другой способ выражения фантазии – изложение историй в самых разнообразных формах – устной, письменной, в виде кукольных и настоящих представлений на сцене.

        Рисование – мощное средство самовыражения. Педагог должен пробудить в ребёнке желание делиться своими ощущениями, возникающими при рисовании, объяснить свой подход к выполнению задачи, к самой работе, к процессу рисования. В результате ребёнок начинает лучше осознавать себя.

        Педагог стремится к тому, чтобы ребёнок поделился впечатлениями о самом рисунке, описал его в доступной ему форме. Это следующий этап осознания ребёнком себя.

        В дальнейшем самопознание ребёнка углубляется благодаря обсуждению разных частей картинки, более чёткому их выделению, достижению большей ясности путём описания формы, изображения цвета, образов, предметов, людей.

        Педагог просит ребёнка описать рисунок так, как будто бы он сам был рисунком, с использованием местоимения «Я». Например, «Я – рисунок, по всей моей поверхности расположены красные линии, а в середине находится голубой квадрат». Выбираются специфические предметы на рисунке, чтобы ребёнок их идентифицировал с чем-нибудь: «Будь голубым квадратом и опиши себя: на что ты похож, каковы твои действия и т.д.».

        Чтобы облегчить ребёнку выполнение задачи, ему задают вопросы: что ты делаешь? кто пользуется тобой? кто тебе ближе всех? Эти вопросы помогают входить в рисунок вместе с ребёнком, устанавливать взаимоотношения, вести воспитательный процесс.

        На этом этапе достигаются дальнейшая концентрация внимания ребёнка и обострение осознания путём выделения и детального рассмотрения одной или нескольких частей рисунка. Ребёнок поощряется к максимально углубленной работе со специфической частью картинки, особенно если у него достаточно энергии и вдохновения или если отмечается недостаток их. Этому часто помогают вопросы типа: куда она идёт? о чём думает этот кружок? что она собирается делать? что произойдёт с этим? и т.д. Если ребёнок не знает, как ответить на вопрос, не отступайте, перейдите к другой части картинки, задайте другой вопрос, дайте свой собственный ответ и спросите ребёнка, правильный он или нет. Можно предложить ребёнку провести диалог между двумя частями его рисунка или двумя соприкасающимися либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль, или линия вокруг квадрата, или радостная и печальная сторона образа).

        Приступая к работе над цветовой гаммой рисунка, педагог просит ребёнка закрыть глаза и говорит ему: «Подумай о цветах, которые ты собираешься использовать. Что ты подразумеваешь под яркими цветами? Что для тебя значат тёмные цвета? Будешь ли ты использовать яркие или матовые, светлые или тёмные тона?» Один ребёнок может изобразить свои затруднения  тёмными, а счастливые минуты – яркими светлыми красками; может быть различной интенсивность линий при передаче различных цветов. Необходимо, чтобы ребёнок по возможности осознавал, что именно он делал, даже если он не хочет разговаривать об этом.

        Педагог наблюдает за внешними проявлениями поведения ребёнка: оттенком голоса, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. Молчание  может означать самоконтроль, обдумывание, припоминание, депрессию, тревогу, страх. Учитывайте эти признаки в последующей работе.

        Вместе с ребёнком педагог работает над идентификацией рисунка, помогая ребёнку «отнести к себе» то, что он говорит, описывая рисунок или его части. Можно спросить ребёнка: «Ты когда-нибудь испытывал что-нибудь похожее?», «Ты когда-нибудь делаешь это?», «Относится ли это каким-либо образом к твоей жизни?», «Есть ли тебе что сказать в роли берёзки из того, что ты мог бы сказать, как человек?» Подобные вопросы следует задавать очень осторожно и в мягкой форме.

        Дети не всегда чётко представляют себе свою жизнь, собственные чувства и переживания. Иногда они сдержанны и боятся выражать свои чувства. Иногда просто не готовы к этому. Иногда они готовы излить свои чувства, возникшие при рисовании, хотя не переносят содержание рисунка на себя. Они выражают то, в чём они испытывают потребность, то, чего они хотят.

        На этом этапе рисунок откладывается, и обсуждаются реальные жизненные ситуации или вытекающие из рисунка. Иногда ситуация выясняется очень быстро с помощью прямого вопроса: «Это относится к твоей жизни?» Бывает, что у ребёнка возникают спонтанные ассоциации, связанные с какими-либо событиями его жизни. Если ребёнок внезапно замолкает или изменяется в лице, педагог может спросить, что случилось. И ребёнок начинает рассказывать о каких-либо событиях своей теперешней жизни или о своём прошлом. А может ничего не ответить.

        Педагог выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на рисунках, и обращает внимание на это, останавливается на тех деталях,  которые выходят на первый план для ребёнка, или заостряет внимание на том, что ему самому кажется наиболее важным. При этом он должен проявить заинтересованность и настойчивость.  Иногда, обсуждая рисунок, педагог рассматривает альтернативные возможности.

        Содействие нормальному развитию и личностному росту ребёнка является составной части рабочей модели педагога. По мере развития интеллекта ребёнок начинает проявлять любопытство, выражать свои мысли.

        Здоровое непрерывное развитие ощущений, тела, чувств и интеллекта ребёнка – это основа его чувства «Я». Сильное чувство «Я» позволяет устанавливать прочные контакты с окружением и людьми в этом окружении.

        Рассмотрим приёмы, используемые педагогом, чтобы дать возможность ребёнку выразить свои эмоции и фантазии. Ими ни в коей мере не исчерпываются все возможности, они скорее намечают общую концепцию занятий, которые проводят с детьми педагоги.

        На занятиях вы можете сказать ребёнку:

  • Сейчас мы будем в течение минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру и затем попрошу вас изобразить – не цветок, а те чувства, которые вы испытываете, глядя на него, или то, что вы почувствуете, когда закончится время.
  • Попробуйте выразить свой мир цветом, линиями, формами, символами. Покажите, как выглядел бы мир, если бы он был таким, как вам хочется.
  • Проделайте некоторые дыхательные упражнения. Изобразите теперь то, что вы чувствуете.
  • Нарисуйте, что вы делаете, когда сердитесь. Что заставляет вас быть сердитым. Изобразите страшное для вас место, ещё что-нибудь страшное (последний раз, когда вы плакали), место, которое делает вас счастливым. Как вы себя чувствуете в данный момент; как бы вы хотели себя чувствовать.
  • Нарисуйте себя: как вы выглядите; как бы вы хотели выглядеть, когда станете старше; когда вы состаритесь; когда вы были меньше (в каком-то определённом возрасте или вообще).
  • Вернитесь назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуйте время, когда вы чувствовали себя наиболее бодрым; время, которое вы вспоминаете; первую вещь, которая вам приходит в голову; семейную сцену; ваш любимый обед; какой-то период детства; сон.
  • Нарисуйте, где бы вы хотели быть; идеальное место; любимое место или место, которое вы не любите; самую худшую вещь, которую вы можете себе представить.
  • Посмотрите на предмет (цветок, лист, раковину, картину и т.д.) в течение двух минут (включите таймер или используйте двухминутный музыкальный отрывок) и изобразите свои чувства.
  • Нарисуйте свою семью сейчас, свою семью в символах; в виде животных; мазков краски; каждого члена своей семьи за каким-то занятием; часть вас самих, которая вам нравится больше всего или меньше всего, ваше внутреннее «Я». Изобразите, как вы представляете себя; как другие воспринимают вас (как вы себе это представляете); как бы вы хотели выглядеть в глазах окружающих, человека, который вам нравится, которого вы ненавидите, которым восхищаетесь, ревнуете; своё чудовище; своего демона.
  • Нарисуйте, как вы обращаете на себя внимание; каким образом вы добиваетесь того, чего хотите; что вы делаете, когда ощущаете печаль, беспокойство, ревность, одиночество и т.д.; ваше одиночество; воображаемое животное; то, что раздражает вас в ком-либо из близких людей, в вас самих, в окружающем мире; свой день, свою неделю, своё прошлое, своё настоящее, своё будущее.
  • Изобразите счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т.д.
  • Нарисуйте серию иллюстраций, передающих чувства сейчас и эти же чувства в преувеличенном виде.
  • Изобразите то, что вы узнали во время беседы, или трудности, которые вы испытываете, не рисуя ничего конкретного, а используя только цвета, форму, линии.
  • Нарисуйте свои реакции на рассказ, фантазию, поэму, отрывок из музыкального произведения.
  • Нарисуйте вещи противоположные: слабый - сильный, счастливый – несчастный, печальный – весёлый, любит – не любит, хороший – плохой, разумный – безумный, серьёзный – легкомысленный; добрые чувства – злые чувства; любить – ненавидеть; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе; смелый – трусливый; лучшее, что есть в вас, худшее, что есть в вас и т.д.
  • Нарисуйте себя ребёнком, подростком, взрослым. Изобразите какое-нибудь воображаемое место, проблему, которая вас больше всего тяготит, физическую боль (боль головную, в поясничной области и т.п.), чувство усталости.
  • Нарисуйте каракули, отыщите в них картинку, закончите картинку.

Педагог может сам нарисовать ребёнка и предложить ему прокомментировать рисунок. В группе можно выделить пары, в которых дети рисуют один другого; рисуют какой-нибудь предмет совместно с партнёром, согласуя тему (смешную картинку, головоломку и т.п.); карту дорог своей жизни, отметив хорошие места, ухабы, препятствия, места, где дети когда-то бывали  или которые собираются посетить. В некоторых случаях ребёнку предлагается отразить специфические ситуации и происшествия (например, что испытывают дети с энурезом).

Группа, семья или группа, в которой роли распределены, как в семье, могут выбрать себе тему и рисовать вместе (педагог поддерживает связь с группой во время этих занятий и следит за взаимодействием участников). Темы могут быть и заданными: «Где я нахожусь в настоящей жизни, откуда я прихожу, где бываю, куда я хочу уйти, что мешает мне пойти или оставаться здесь (преграды, препятствия)?»; «Я обычно бываю… но сейчас…». Предложите передавать рисунок по кругу, и пусть каждый добавляет что-то своё, когда подходит его очередь.

  • Нарисуйте, как вы чувствовали себя вчера, сегодня, как чувствуете себя сейчас и как будете чувствовать себя завтра; что значит быть эгоистичным, глупым, сумасшедшим, безобразным. Изобразите что-либо из того, что вам хочется, какой-нибудь секрет. Что значит быть одиноким, быть вместе с другими, быть серьёзным, быть глупым.
  • Нарисуйте картинку, изображающую вас самих соответственно вашим представлениям.
  • Представьте себе возможность просто водить рукой по бумаге и делать ею что угодно.

Работая с детьми, можно произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что означают эти слова: любовь, ненависть, красота, тревога, свобода, милосердие и т.п.

  • Изобразите, как вы чувствуете себя в роли женщины или мужчины, ребёнка или взрослого, мальчика или девочки. Какие ощущения вы испытывали бы, если бы были лицом другого пола?
  • Нарисуйте себя в виде зверя и среду, в которую бы вас поместили, образ вашей матери (отца), используя цвета, линии и формы.
  • Мысленно вернитесь назад к тому времени, когда вы были очень маленькими, и изобразите, что делало вас счастливыми; приводило в состояние возбуждения; вызывало хорошее самочувствие; что-нибудь из того, что вы имели; что-нибудь из того, что вы делали; кого-нибудь из ваших знакомых; что-нибудь, что вас огорчало, и т.д. Рисуйте это так, как будто вы находитесь в том возрасте, когда это происходило.
  • Нарисуйте что-нибудь, что вы хотели, когда были маленькими.

Когда ребёнок рассказывает или упоминает о чём-нибудь, попросите его нарисовать эту вещь: физическую боль, происшествие, чувство и т.п.

  • Нарисуйте воображаемое животное. Будьте этим зверем: что он мог бы делать? Теперь побудьте в роли зверя и расскажите о себе.

Работая с группой, предложите изобразить двух зверей, сражающихся друг с другом. Пусть каждый нарисует одного из этих зверей или обоих, напишет или продиктует по три слова, чтобы описать каждого зверя.

  • Нарисуйте что-нибудь, что вам не нравится из того, что я делаю, а я нарисую, что мне не нравится в ваших действиях.
  • Нарисуйте что-нибудь, тревожащее вас. Изобразите три желания. Представьте себе, что у вас сегодня есть возможность достичь чего-то из того, что вы хотите получить в этом мире.
  • Нарисуйте то, чего вы хотели бы достичь. Если бы вы были волшебником, где хотелось бы вам оказаться?
  • Нарисуйте подарок, который вам хотелось бы получить; который вам хотелось бы подарить. Кто мог бы вам его подарить? Кому вы могли бы его подарить?
  • Нарисуйте что-нибудь из того, что вы не хотели бы делать; что-нибудь из того, из-за чего вы чувствуете себя виноватым; ваши возможности; что-нибудь из того, чего вам нужно избежать.

В качестве тем для рисунков можно использовать множество других образов: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов. Пусть дети используют краски, линии, формы, лёгкие и жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие, тёмные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.

Пусть дети работают быстро. Если вы заметили стереотип в изображении, заставьте их поупражняться в действиях, противоположных тем, к которым они привыкли.

Предложите ребёнку сказать вам, что нарисовать и когда вам это рисовать. Многие из описанных выше тем могут быть использованы не только для рисования, но и для литературного творчества, лепки и т.п.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Развитие ребенка средствами изобразительного искусства"

Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 19.02.12г.Тема: «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства»Повестка дня:1.Тема: «Развитие ребенка средствами изобразительного искусс...

Развитие мелкой моторики средствами изобразительного искусства.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития все психических процессов....

Статья по изобразительному искусству (изо) на тему:«Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства».

quot;Развитие визуальной культуры личности, средствами изобразительного искусства".   Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный. В каких условиях, в к...

«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства»

Сделать красоту можно из чего угодно, границ тут  не существует, нужна только фантазия. Поделки из бросового материала удовлетворяют любознательность детей, в этом труде есть новизна, творческий ...

Развитие речи по средствам изобразительного искусства

Статья о предположении тесной взаимосвязи развития навыков рисования и развития речи.На протяжении учебного 2020-2021года, в качестве темы для самообразования, мною была выбрана тема "Влияние изо...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Статья обращена к проблеме развития детской одарённости; подчёркивается актуальность обозначенной проблемы  и её значимость в области развития детской одарённости; рассматривается применение нетр...