Семинар для воспитателей детского сада на тему: Технология "Волшебная Лупа"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Семинар для воспитателей детского сада
подготовила воспитатель Сорокина МВ
Технология «Волшебная лупа». Авторы программы «ПРОдетей» предлагают применять технологию «Волшебная лупа» для опытно-экспериментальной деятельности: для выявления свойств и качеств различных материалов и предметов, а также для развития у детей категориального восприятия.
Мы же решили использовать данную технологию, чтобы сфокусировать внимание детей на определенных предметах, деталях, действиях или событиях.
Свойства «волшебных луп» (волшебная лупа – это карточки-макеты луп, у которых вместо стекла определенное изображение-символ):
1) Лупа – глаз. Ребенку необходимо от имени героя или предмета рассказать, что он видит;
2) Лупа – рот. Ребенку необходимо рассказать, какой голос у героя, что и как он говорит. Если герой - «неодушевленный предмет», то возможно описать какой он на вкус;
3) Лупа – ухо. Ребенку необходимо выразить, что может слышать герой вокруг себя;
4) Лупа – рука. Ребенку необходимо сказать, что делает герой;
5) Лупа – нос. Ребенку необходимо рассказать, какой запах чувствует герой; 6) Лупа – зеркало. Ребенок рассказывает, как выглядит герой или предмет.
Работать с «волшебными» лупами можно по такому алгоритму:
1) Внимательно посмотрите на предмет через «волшебную лупу»;
2) Скажите своему партнеру, что вы видите;
3) Передайте «волшебную лупу» своему партнеру;
4) Посмотрите, увидел ли ты тоже, что и твой партер и скажи ему об этом. Варианты применения «волшебных луп»:
∙ При составлении описательных рассказов о каком-либо предмете или герое;
∙ При составлении рассказов по сюжетной картине;
∙ Для придумывания загадок;
∙ При рассказывании историй из личного опыта.
Пример придумывания загадки с применением «волшебных луп»: ребенок прячет предмет, о котором будет составлена загадка в «чудесный мешочек, перед собой кладет «волшебные лупы» и начинает описывать качества предмета. Круглый, рядом с ним дети (лупа-глаз); дети смеются, радуются (лупа-ухо); несъедобный (лупа-рот); вокруг пахнет травой (лупа-нос); разноцветный (лупа-зеркало), его можно кидать, ловить (лупа-рука). Ответ: мяч.
Применяя «волшебную лупу» ребенок учится субъективно оценивать и описывать состояние героя, его характер, действия, поступки и т.д., отношение героя к существующей или возможной ситуации.
Технология «Парные коммуникации». Суть технологии заключается в том, что дети делятся на пары и каждая пара получает две карточки. На одной изображено ухо, что означает «слушаю», на другой изображены губы - «говорю». Дети самостоятельно распределяют, кто будет говорить, а кто слушать, затем меняются карточками.
Варианты применения технологии «Парные коммуникации»:
∙ При обсуждении новостей на утреннем или вечернем групповом сборе;
∙ После прочитанного произведения или рассказанной истории;
∙ После просмотра мультфильма и.т.п.
Данная технология дает возможность развивать диалогическую речь детей, совершенствовать коммуникативные навыки. В процессе работы в парах у каждого ребенка есть возможность высказаться и быть услышанным, научиться активному слушанию, задавать вопросы, контролировать свое поведение в соответствии с правилами.
Технология «Лаборатория историй». Данная технология направлена на развитие у дошкольника понимания текста, а также внимания и памяти, способствует обогащению опыта ребенка и расширению его словарного запаса; помогает усвоить новые слова и понятия, обеспечивая возможность их употребления в контексте чтения книг и обсуждения с детьми.
Суть технологии в том, что детям предлагаются особые карточки с картинками, обозначающими то, на чем ребенку следует сконцентрировать внимание во время чтения или рассказывания истории педагогом. Со значением карточек детей необходимо знакомить заранее. После прослушивания истории начинается активное обсуждение содержания — друг с другом в больших и малых группах, а также в парах.
Пример работы с «Лабораторией историй»: детям предлагается карточка с заданием «как ты думаешь, что случится дальше?». Педагог рассказывает сказку «Лисичка сестричка и волк», по окончании чтения обращает внимание детей на карточку с заданием, дети начинают делиться своими мыслями о том, что же может случиться с волком и лисой дальше.
Технология «Графическая практика». Данная технология имеет своей основной педагогической задачей подготовку руки к письму. Мы считаем, что данная технология достаточно значима для развития связной речи детей, так как «записывая» услышанную историю, ребенок впоследствии способен ее воспроизвести, у него появляется интерес к сочинительству для дальнейшего «конспектирования» придуманной истории, а также интерес к собственной творческой деятельности в речевом развитии.
Для реализации «Графической практики понадобятся заламинированные листы формата А4, маркеры, аудиозапись с любой ритмичной музыкой. Алгоритм «Графической практики»:
1) Педагог рассказывает детям историю, предполагающую возможность вообразить и зарисовывать;
2) Педагог демонстрирует рисунок на своей доске и объясняет, как он рисуется, как выполнять рисунок под музыку, зачем нужны при этом слова-помощники;
3) Педагог включает музыку, дети рисуют и проговаривают слова-помощники;
4) Педагог выключает музыку;
5) Педагог продолжает рассказывать историю и демонстрирует новый рисунок.
. Пример «Графической практики»: дети сидят за столами, педагог начинает рассказывать историю: «Однажды пошел сильный дождь (педагог показывает на доске как изобразить дождь и одновременно проговаривает слова-помощники: | сверху-вниз. Включает музыку, и дети начинают рисовать дождь по образцу воспитателя, проговаривая слова «сверху-вниз, после 5-10 секунд звучания педагог выключает музыку, дети заканчивают рисовать дождь). Но тут на небе показалось яркое солнышко (показывает на доске как изобразить солнышко – о и словопомощник «кружок», включает музыку – дети зарисовывают). Ребята обрадовались и пошли гулять. Им было весело шлепать по лужам (показывает, как зарисовывать лужу и и проговаривает слово-помощник «Лужица»; включает музыку, дети зарисовывают, выключает музыку). Основные инструкции для детей: начинать рисовать с началом звучания музыки и заканчивать рисовать с окончанием музыки.
Рекомендации для педагогов: музыкальное сопровождение нужно подбирать со спокойным темпом, с четким ритмом. Продолжительность фрагмента не более 15 секунд. Рисунки не должны быть сложными, состоящими из множества частей. Содержание историй должно быть понятно детям. В заключении, хотим отметить, что каждую из всех выше представленных технологий, можно применять как отдельно взятый инструмент проведения коммуникативной игры, так и последовательно использовать несколько технологий объединив их каким-либо сюжетом.
И еще один, на наш взгляд, немало важный факт – это то, что любая педагогическая технология развития коммуникативно-речевых навыков должна определять позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!». Тогда будет достигнута ситуация свободного общения ребенка с взрослыми и сверстниками, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на межрегиональном семинаре для воспитателей детских садов в старшей группе на тему: Дом, в котором я живу
Открытое занятие на межрегиональном семинаре для воспитателей детских садов в старшей группе на тему: " Дом, в котором я живу"...
Практикум -семинар для воспитателей детского сада по теме "Золотая Хохлома".
Уважаемые коллеги! Представляю свой опыт работы как педагога дополнительного образования в детском саду.В семинаре отражены :-вопросы истории возникновения и развития Хохломского иск...
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
Семинар для воспитателей детского сада по теме: "Проектная деятельность дошкольников"
Данный семинар для воспиателей десткого сада проводился мною среди своих коллег.В детском саду дети осваивают такие виды деятельности, как: рисование, конструирование, лепка и др. Эти виды деятельнос...
Семинар для воспитателей детских садов: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях»
Семинар для воспитателей детских садов:...
Семинар для воспитателей детских садов "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"
Материал предназначен для проведения методических мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортногго травматизма...
Выступление на педагогическом семинаре "Новые технологии и методики в работе воспитателя детского сада" на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Поиск наиболее эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является объективной необходимостью, которая не находит своего воплощения в условиях малой научно-иссл...