Семинар для воспитателей детского сада по теме: "Проектная деятельность дошкольников"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дамыймаа Светлана Байыртыевна

Данный семинар для воспиателей десткого сада проводился мною среди своих коллег.

В детском саду дети осваивают такие виды деятельности, как: ри­сование, конструирование, лепка и др. Эти виды деятельности назы­вают продуктивными, потому что дети осваивают культурные образ­цы, которые предъявляет взрослый (например, способы рисования, умение изобразить конкретный объект, использовать пространство листа, цвет и т.п.) и создает какой-либо продукт (рисунок, поделку). Двигаясь от простого к сложному, ребенок достигает технического совершенства, что и является конечной целью взаимодействия ре­бенка с взрослым. К сожалению, такое взаимодействие чаще всего не попадает в зону ближайшего развития ребенка, поскольку боль­шую часть времени дети выполняют инструкции взрослого. Чтобы придать значимость усилиям детей, педагоги на некоторое время вы­вешивают детские рисунки, выставляют их поделки. И хотя эти про­дукты можно предъявлять окружающим, они выражают не творче­ский замысел ребенка, а педагогический замысел воспитателя. Качество детской работы оценивается по тому, насколько точно ребенок вы­полнил инструкцию педагога, а не по тому, как он выразил собствен­ное видение окружающей реальности или обнаружил новое решение. Более того, стремление к окончательному результату (рисунку или поделке) приводит к тому, что сам процесс обучения новому уходит на второй план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_proektnaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx91.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность дошкольников

В детском саду дети осваивают такие виды деятельности, как: рисование, конструирование, лепка и др. Эти виды деятельности называют продуктивными, потому что дети осваивают культурные образцы, которые предъявляет взрослый (например, способы рисования, умение изобразить конкретный объект, использовать пространство листа, цвет и т.п.) и создает какой-либо продукт (рисунок, поделку). Двигаясь от простого к сложному, ребенок достигает технического совершенства, что и является конечной целью взаимодействия ребенка с взрослым. К сожалению, такое взаимодействие чаще всего не попадает в зону ближайшего развития ребенка, поскольку большую часть времени дети выполняют инструкции взрослого. Чтобы придать значимость усилиям детей, педагоги на некоторое время вывешивают детские рисунки, выставляют их поделки. И хотя эти продукты можно предъявлять окружающим, они выражают не творческий замысел ребенка, а педагогический замысел воспитателя. Качество детской работы оценивается по тому, насколько точно ребенок выполнил инструкцию педагога, а не по тому, как он выразил собственное видение окружающей реальности или обнаружил новое решение. Более того, стремление к окончательному результату (рисунку или поделке) приводит к тому, что сам процесс обучения новому уходит на второй план.

Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах.

1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.

Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной - все действия ребенок выполнил в рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и заду- мывается над ее решением. Например, ребенок видит, что во время рисования кисточки пачкают стол. Если он увидит эту ситуацию как проблемную, то может прийти к выводу, что нужно сделать что-то такое, куда можно положить или поставить кисточки, чтобы они не пачкали все вокруг. В этом случае действия ребенка попадают в зону ближайшего развития: с одной стороны, это новый опыт для ребенка, а с другой, ребенок не сможет реализовать свой замысел без участия взрослого.

2. Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.

В ходе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задает алгоритм действий ребенка. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. При этом важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать. Приведем пример. Ребенок хочет сделать подставку для кисточек. Сначала он пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то лучше всего предложить ребенку нарисовать разные варианты изготовления подставки. Создав несколько изображений, ребенок сможет удержать в своем сознании несколько вариантов. Потом нужно сравнить их друг с другом, найти их достоинства и недостатки. Фактически каждый вариант позволяет ребенку лучше понять то, что он собирается делать, и уяснить последовательность действий. При изготовлении подставки ребенок может использовать различные материалы, поэтому при выборе варианта он может учитывать материал будущей работы (бумага, дерево, пластилин и т.п.).

Замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности, поэтому ему трудно рассчитывать на помощь других детей. Необходимо участие взрослого, в первую очередь родителей. Совместная реализация детского замысла позволяет взрослым и детям лучше понять друг друга и установить доверительные отношения.

Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и эмоционально поддерживают их. Однако эта поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое действие за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или выдвижение возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои варианты решения, то есть он должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу.

  1. Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

Субъектность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть идею ранее не высказанную другими детьми) либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В любом случае педагог должен подчеркнуть своеобразие его идеи и поощрить за высказывание своего мнения. Приведем пример.

При обсуждении подарков к 8 марта один мальчик предложил нарисовать маме открытку. Другой поддержал его идею, сказав, что еще можно нарисовать открытку сестре. С точки зрения взрослого, был озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае взрослый может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что про открытку сестре еще никто не говорил.

Если высказывание ребенка получит поддержку, появится новое пространство для творческой деятельности: можно выяснить, чем отличаются открытки для мамы и сестры, можно предложить сделать открытки бабушке, воспитателям и т.д. Поддержав инициативу ребенка, педагог дает ему позитивный опыт высказывания. В следующий раз ребенок, скорее всего, снова предложит какую-нибудь идею. Это особенно важно для пассивных детей, которые по тем или иным причинам не имеют положительного социального опыта проявления инициативы.

  1. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов.

Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него чем-то значима. Поэтому прежде чем приступать к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребенка. Малышу важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.

Например, подготовка к празднику – это привычное мероприятие, технология организации и проведения которого хорошо известна педагогам. Ребенок может быть заинтересован подготовкой к празднику, но проектная деятельность начнется только в тот момент, когда педагог совместно с ребенком попытается открыть для себя смысл праздника. Что такое праздник? Это особый день в жизни человека или страны, напоминающий о каком-то важном событии. Поэтому нужно понять, что этот день означает для ребенка или педагога. Как мы к нему относимся? Почему мы его празднуем? Какими способами мы выражаем свое отношение к празднику? Эти вопросы заставляют задуматься о смысле, который несет праздник для каждого участника проектной деятельности. А как только определен смысл, можно искать способы его предъявления.

5. Проектная деятельность имеет адресный характер.

Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников «Теремок» с. Арыг-Узюнский

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

 

Ноябрь, 2014г

Виды проектной деятельности

Выделяют три вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации: исследовательский, творческий и нормативный проекты.

Исследовательский проект

Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.

Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога. Первая из них заключается в том, что педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой. Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка. Затем создается особая ситуация, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. Например, девочку, которая любит играть в куклы и одевать их, можно подвести к вопросу о том, как выглядели куклы раньше, во что их одевали и т.п. Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой вопроса (Что такое лодка-дом? Почему в холодильнике холодно? Можно ли приручить мышь? Какие бывают поезда? Для чего нужен зоопарк?). Иногда в названии проекта может отсутствовать вопрос, например: «Улица, на которой я живу». Несмотря на отсутствие четкого вопроса, в названии проекта представлена исследовательская задача.

На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т.д.

Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования. Опираясь на альбом, ребенок легко запомнит ход выполнения проекта и постепенно освоит алгоритм поиска ответа на любой вопрос.

Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны помнить о том, что автором проекта является ребенок, поэтому они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовы- вал каждый этап оформления проекта. Первая страница альбома посвящается формулировке основного вопроса исследования и, как правило, представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями: родители пишут надпись, ребенок помогает украсить страницу.

На следующих страницах размещаются ответы сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и с помощью родителей зафиксировать полученные ответы. В конце ребенок должен выдвинуть свою версию ответа и записать ее (с помощью родителей).

В первых проектах не обязательно вовлекать в опрос весь круг общения ребенка-важно, чтобы было представлено несколько разнообразных точек зрения (точка зрения ребенка и двух-трех опрашиваемых). Затем ребенок выбирает наиболее правильный, с его точки зрения, ответ. При этом он должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор. Следующая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. На этой странице ребенок должен нарисовать тот способ получения информации, которым он воспользовался, и обосновать преимущества выбранного способа (обращение к взрослому (родителю, педагогу), к сверстнику, обращение к книге, просмотр телепередачи и т.п.). Далее изображается результат проверки правильности ответа. Ребенок "оказывает, удалось ли произвести проверку и насколько трудным оказался выбранный способ. На последней странице ребенок показывает, где можно применить -роект: он может рассказать о проекте в группе, организовать игру и т.п. (возможные сферы применения зависят от содержания проекта).

Третий этап - презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым исверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители обязательно должны присутствовать на презентации. В случае необходимости они могут помочь ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.

В день презентации проекта ребенок приносит свою работу и перед началом выступления вывешивает на стенде страницы своего проекта. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая соответствующие изображения, записи и т.п. В нашей практике дети, которые занимались проектной деятельностью начиная с пяти лет, к седьмому году жизни самостоятельно могли составить план своих действий (при поиске ответа на исследовательский вопрос) и план презентации проекта. Начиная с шести лет детям можно предлагать фиксировать ключевые моменты презентации на листе бумаги в виде пиктограмм, отражающих содержание (смысл) предполагаемых действий или полученных результатов.

Четвертый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.

Исследовательские проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но ивлияют на содержание сюжетно-ролевых игр. Так, например, на основе проекта «Космос - далекий и близкий» была организована игра в космос. В одной части группы «находился» изученный космос, в другой - неизвестные планеты. Один из углов комнаты превратился в научный центр, где размещались карты, макеты и рисунки звездного мира. Из подручных материалов дети самостоятельно изготовили различные атрибуты игры: накидки из ткани стали скафандрами, скрученные листы бумаги -телескопами, коробочки и баночки - оборудованием для полета в далекие галактики и т. п.

В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей. Дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Кроме того, опыт презентации позволяет детям раскрыться с новой стороны, наладить взаимоотношения со сверстниками. Приведем пример.

Миша К. не пользовался популярностью у детей: его редко принимали в игру, и «смирившись» с этой ситуацией, мальчик и сам неохотно шел на контакт. Когда в группе была организована проектная деятельность, Миша предложил исследовательский проект, посвященный устройству автомобиля. В результате он разобрался в устройстве основных блоков автомобиля, научился различать марки и описывать их преимущества и недостатки. После презентации своего проекта Миша стал своеобразным экспертом по автомобилям и приобрел небывалый авторитет у мальчиков, что не могло не повлиять на характер его общения со сверстниками.

Исследовательские проекты могут помочь ребенку справиться со сложными ситуациями, которые встречаются в его жизни. Приведем пример.

Творческий проект

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Ребенок должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития.

Одним из существенных отличий творческого проекта от исследовательского проекта является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (например, оказание помощи пожилым людям) и т.д. При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности. Если проект не значим для педагога, он должен постараться понять, почему его нужно организовывать с детьми.

На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта. Педагог должен подвести их к идее, что обсуждаемая тема может лечь в основу коллективного проекта.

На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. По ходу высказываний педагог должен отмечать наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем (если дети их не воспроизведут), напомнить о них. 

На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи, а затем подумать о том, что необходимо для их реализации.

На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы. В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено его отношение к проекту. Только в этом случае у дошкольника возникнет проектная задача – задача удержания смысла и поиска средства его выражения. Переосмыслить идею проекта ребенку помогают вопросы педагога, например: «А как мама догадается по рисунку, что ты ее любишь?». Поскольку обсуждение может проходить в течение нескольких занятий, у дошкольника появляется возможность доработать свою идею и качественно изменить содержание рисунка. В заключение этого этапа выбирается идея, которая будет реализоваться в ходе творческого проекта. При этом выбор идеи осуществляется следующим образом. Воспитатель дает детям фишки, с по- : пью которых они «голосуют» — кладут на тот рисунок, в котором -.гажена наиболее интересная, с их точки зрения, идея.

В случае если два или более проектов получили одинаковое количество фишек, устанавливается очередность их выполнения (с помощью жребия).

Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.

На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Для этого ребята (в зависимости от содержания проекта) делятся на рабочие группы. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.

На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт.

Проектная деятельность предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих. Если же подобной презентации не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка следовательно, и на развитие его личности.

На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается  уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за

Счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других, что является условием развития успешной коммуникации.

Творческие проекты в случае их постоянной реализации в ходе работы с детьми, начиная примерно с 5 лет, со временем становятся устойчивой деятельностью, к которой прибегают дошкольники в различных ситуациях.

Нормативный проект

Нормативная проектная деятельность подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов. Помимо того, что этот вид проектирования обладает всеми характеристиками проектной деятельности, он имеет ряд особенностей.

Проект такого типа всегда инициируется педагогом. Нормативный проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе детского сада. В качестве ситуаций, в которых норма необходима, выступают типичные, повторяющиеся ситуации конфликтного взаимодействия. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициативы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения данной ситуации. При этом педагог берет на себя ответственность  за соблюдение правила, выработанного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

Приведем пример. Дети на прогулке часто уходили играть на территории  другой группы, что приводило к конфликтам с воспитателем. Педагог предложил дошкольникам обсудить ситуацию и ее возможные последствия и выработать правило поведения. В результате дети вместе с воспитателем сформулировали правило: «Если хочешь поиграть с детьми на другом участке, подойди к воспитателю и скажи об этом».

Основным принципом поведения в подобных ситуациях становится обязательное предварительное обращение ребенка к взрослому, согласование  правила и контроль за его соблюдением как со стороны воспитателя, так и со стороны ребенка.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые достаточно часто повторяются. Бессмысленно придумывать правила для ситуаций,  которые редко встречаются в жизни группы, - такие правила будет невозможно удержать в сознании дошкольников.

На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которым  они могут привести. Фактически в ходе обсуждения выявляются две  стороны ситуации: 1) пространство возможностей данной ситуации, включающее как различные неадекватные действия детей, так и нежелательные  последствия этих действий; 2) аффективное отношение детей к ситуации, связанное с воображаемым проживанием отрицательное последствий.

В качестве типичного примера инициирования педагогом обсуждения конфликтной ситуации приведем его рассказ о конфликте, вызванном  особенностями использования игрового материала в группе детского сада.

«Однажды в одном детском саду ребята играли в группе. Дима с Пашей  построили корабль из мягких модулей, смастерили рубку капитана со штурвалом и компасом, загрузили трюмы корабля грузом, выделили  место для кают-компании. И тут Мария Ивановна посмотрела на часы и пригласила ребят первой подгруппы на занятие по математике. Дима с Пашей оставили свой корабль и пошли заниматься. Вторая подгруппа ребят осталась играть в группе. Когда занятие закончилось, мальчики с радостью направились к своему кораблю, но увидели, что их корабль сломан, а Сережа с Колей из этих деталей смастерили машину. Дима рассердился и стал забирать детали у мальчиков, громко крича и ругаясь, а Паша молча сел на стульчик, готовый расплакаться».

После рассказа педагог предложил детям обсудить ситуацию и ее последствия.

На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. В качестве примера можно привести рисунок мальчика, изобразившего группу детского сада, заполненную гигантскими пауками. На другом рисунке девочка изобразила групповое помещение с разбросанными и сломанными игрушками.

Благодаря проживанию ситуации в воображаемом плане, подобные символические изображения позволяют детям сформировать и выразить отрицательное отношение к ситуации.

На четвертом этапе педагог просит детей рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

Свой рисунок с пауками мальчик пояснил так: «В группе стало так плохо, что к детям приползли пауки». Объяснение девочки было следующим: «Дети перестали дружить и все ломали».

В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.

На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель просит детей выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.

На шестом этапе воспитатель просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, насколько полно в рисунках детей представлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцентирует внимание дошкольников на этих деталях и предлагает на их основе создать «знак» правила. Этот «знак» должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия. (Например, картинка с изображением ребенка, указывающего на других детей и рядом стоящего воспитателя, говорит о том, что сначала нужно обратиться к воспитателю перед тем, как пойти играть  с детьми из другой группы.)

Восьмой этап связан с оформлением правила и внесением его в книгу правил. Дети изображают «знак» правила. Один рисунок вносится в книгу правил – альбом, а педагог подписывает под ним соответствующее правило.

Так, в ходе работы дети создали следующие рисунки: «Играй во что хочешь», «Можно играть, но нельзя изменять правила», «В игру входить нельзя». В результате были введены следующие знаки: зеленый круг – можно играть по своему сюжету; желтый круг – можно играть в эту игру, но нельзя изменять правила; красный круг – нельзя входить в игру.

Понятно, что нормативный проект не снимает раз и навсегда все конфликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга правил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Как показывает опыт, в детском саду таких правил не так уж много (10-12), но их фиксация позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает работу педагога. Книга правил выступает в роли средства регуляции поведения дошкольников.

Ценность нормативной проектной деятельности состоит в том, что она основана на разрешении реальных конфликтных ситуаций и представляет собой наглядный способ продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы.

Нормативный проект дает ребенку возможность разобраться со своим переживанием эмоционально напряженной для него ситуации и на его основе прийти к конструктивному решению. Он также позволяет дошкольникам получить бесценный опыт организации собственного поведения, что является одним из основных компонентов готовности к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Проектная деятельность в детском саду".

В консультации представлена краткая информация о проектной деятельности в ДОУ, а также - о структуре написания проекта....

Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.

Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность  детей.Образовательная деятельно...

Презентация "Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ворониной Юлии Александровны". Тема "Проектно -исследовательская деятельность в ДОУ"

Материал раскрывает сущность проектно - исследовательской деятельности, технологию. Технология проектно - исследовательской деятельности в детском саду  позволяет получить надёжные...

«Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"

Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"...

Презентация на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе"

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе...