Развитие детей средствами изобразительной деятельности
методическая разработка

Бутова (Павловская) Ольга Александровна

Изобразительная деятельность дошкольников – это отражение собственных впечатлений об окружающем мире в графической и пластической форме. При этом, чем активнее будет познание свойств объектов окружающего мира, тем ярче будут отражены эти качества в работе ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detey_sredstvami_izo.docx414.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность дошкольников – это отражение собственных впечатлений об окружающем мире в графической и пластической форме. При этом, чем активнее будет познание свойств объектов окружающего мира, тем ярче будут отражены эти качества в работе ребенка.

Ребенок рисует не предмет, он рисует представление о предмете.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) методика изодеятельности рассматривается как средство становления личности ребенка, поэтому она не просто изучает закономерности формирования творческих изобразительных способностей и определяет систему методов и приемов обучения, а раскрывает творческий потенциал ребенка и рассматривается как продуктивная деятельность, в которой и происходит развитие. Педагогический акцент смещается с «реализации задач методики» на всестороннее развитие дошкольника.

До определенной степени рисование, как психический акт и деятельность, отражает уровень развития как мышления, так и речи (в том числе внутренней). Можно представить, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко, в образной форме, выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку средств выражения (в том числе и графических).

Большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Дети, как правило, рисуют обобщенное знание о предмете, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи.

ФГОС ДО меняют роль педагога в руководстве творческой деятельностью детей: ребенок становится не объектом воспитания, а субъектом воспитательно-образовательного процесса. Это означает, что педагог становится соавтором творчества дошкольника, продолжая обучать техническим приемам и воспитывая эстетический вкус ребенка.

Сложно переоценить значение изобразительной деятельности в развитии детей. Она сочетает и развитие познавательных процессов при изучении объекта, формирует зрительно-моторную координацию при создании образа, стимулирует развитие тонкой моторики.

Помогает в этом сопровождающая роль взрослого, который вместе с ребенком участвует в создании творческой работы.

Методы изобразительной деятельности определяются содержанием:

- формирование создания (рассказ, объяснение, разъяснение, этическая беседа, пример и т.д.);

- стимулирования – создание ситуации успеха;

- наглядные методы обучения;

- словесные методы обучения;

- игровые методы обучения.

        В методике изобразительной деятельности предпочтение отдается наблюдению, обследованию, образцу.

        Прием – практический механизм применения методики, может использоваться как практический инструмент для нескольких методик. В дошкольном возрасте игровые приемы используются во всех видах детской деятельности.

        Многократное повторение приемов способствует выработке навыков, которые постепенно переходят в умение. Умение в сочетании с навыками и мотивацией к социальному общению определяет тип поведения человека.

Наблюдение - это непосредственное восприятие объектов в среде их обитания (месте нахождения). Наблюдения подразделяются на игровые и целевые, краткосрочные и длительные — один из базовых методов сбора информации.

Ценность метода в том, что можно видеть предмет или явление в развитии и во взаимосвязи с внешним миром. Формируются яркое, живое представление о предмете или явлении, что является основа изображения. Это ориентировочное действия, развивающие самостоятельность в приобретении знании, дает основу умозаключениям.

Требования к наблюдениям:

целенаправленность, эмоциональность, осмысленность, активность, повторность (увидели природу и движении, в развитии), учет возрастных особенностей.

Дети наблюдают, учатся делать выводы.

В младшей группе нацеливают в наблюдениях на малое количество признаков — одуванчики: цвет, форма, количество (желтые, круглые, много, мало).

В средней группе цветы разные - белые нарциссы и желтые одуванчики. Они ритмично расположены на плоскости зеленой лужайки.

В старшей группе — весенние цветы на лугу, на деревьях, ласковое голубое небо, свежая зелень листвы.

В подготовительной группе — подснежники сиреневые в лесу, одуванчики на лугу, сирень на ветках куста. Цветовая палитра весны.

Обследование основной метод, развивающий целенаправленное восприятие предмета осязательно-двигательным путем под контролем зрения. Обследование развивает культуру восприятия, формирует представление, развивает формообразующие движения руки ребенка.

Метод используется в подготовке занятия обучающего типа. Это целенаправленное восприятие признаков предмета и выделение основных движений руки для последующего изображения в плоскости рисунка или объеме лепки.

Ребенок осваивает алгоритм движения по внешним признакам предмета: величина, форма, цвет, части, соединение в общую конструкцию. Это метод обучения и одновременно одна из задач обучения. Овладение методом обследования дает самостоятельность в познании.

Этапы обследования:

1. Целостное восприятие предмета, общее впечатление.

2. Аналитическое восприятие предмета через выделение изобразительных признаков: строения — самая крупная часть, ее назначение и т.д. Определение ее формы, формы других частей относительно друг друга; выделение цветовых и величинных признаков. Порядок обследования следующих по величине частей такой же.

3. Эмоционально-эстетическое восприятие предмета.

Роль обследующего жеста в последующем изображении предмета - как двигались по форме, так и будем изображать.

В младших группах обследование проводится индивидуально для достижения оптимальных результатов в нахождении внешних признаков и формообразующих движений. Движения пальцев и ладоней помогают освоить признаки.

В старшем возрасте дети переходят на сравнительный анализ. Анализ предмета - эталона и последующих предметов категории. Развивается техника визуального (глазами) обследования и выделения в речи найденных признаков.

Показ способов действия — помогает освоить новую информацию о способах использования изобразительных материалов и способов создания изображения. Обычно применяется, когда идет освоение новых знаний и умений. Обучение строится на алгоритмах действия. Для детей характерно неустойчивое внимание, поэтому необходимо:

1. Обеспечение наглядности.

2. Четкость действий совместно с речевым обозначением.

3. Активизация детей во время показа.

В младшем возрасте следует медленно производить алгоритм действий, в старшем возрасте показывать только новую операцию, задавая детям вопросы о правилах выполнения знакомых действий.

Показ следует использовать при ознакомлении с самим предметом- эталоном группы типичных предметов, частичный показ при изображении второго предмета этой группы, далее следует использовать показ детьми или словесную инструкцию.

        Работая с детьми, стараюсь создавать условия для раскрытия их творческих способностей – умения отражать свои собственные впечатления об окружающем мире.

Сакулина Н.П., исследуя проблему детского творчества, выделяла две группы способностей к изобразительной деятельности:

1. способность к изображению;

2. способность к художественному выражению.

Способность к изображению состоит из трёх компонентов:

1) восприятие и связанное с ним представление - чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), и в то же время по частям (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину);

2) овладение средствами графического воплощения образа - комплексом умений и навыков изображения формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве; без этих графических умений способность к изображению нельзя сформировать;

3) овладение техникой рисунка.

Способность к художественному (образному) выражению состоит из следующих компонентов:

- эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него;

 способность видеть, чувствовать выразительность предмета помогает делать рисунок не просто изображением, позволяющим узнать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчеркивает в нём особенно впечатляющее, т.е. создается художественный образ. В этом свойстве наиболее ярко появляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности);

- интеллектуальная активность проявляется в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно - выразительного образа.

Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремления создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.

Педагог при развитии изобразительной деятельности создает условия и проводит наблюдение, т.е. выбирает такой объект, который дети могут наблюдать достаточное для их восприятия время.

Для обследования детьми младшего возраста подбираются объекты, которые можно увидеть и изучить тактильно, обследовать со всех сторон. Для старших детей, освоивших приемы обследования, воспитатель называет объект, опираясь на уже имеющийся опыт.

Важным условием является и показ – объекта или способа действия, отдельного технического приема. Новые методы я показываю всей группе детей, а уже усвоенные отрабатываю индивидуально с теми, кто испытывают затруднения в изображении выбранного объекта.

Рисунки моих воспитанников – это показатель того, что при создании условий каждый ребенок может создать творческую оригинальную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Тема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности.

Обобщение опытаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43 комбинированного вида города Саранск, республики МордовияТема опыта: Художественно-эстетическое развитие детей средст...

Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.

Вводя детей в мир изобразительного искусства, важно определить этапы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему и конечно надо заинтересовать детей. Тогда этот путь будет и для детей,...

Конспект НОД на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей средствами изобразительной деятельности «Опасная конфета» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: раз...