Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских традиций, обычаев и игр.
материал (старшая группа)

Осинина Жанна Ивановна

В последние годы в Российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновилось содержание образование и воспитание детей. Приобщение детей к народной культуре является средством форимирования детей патриотических чувств и развития духовности. Каждый народ приносит в культуру свое и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Настоящее время в государственной политике усилывается внимание к национальной культуре в эту, языку, возраслась тяга к познанию утраченных ценностей этнической культуры, обычаев хакасского народа. Знание истории родного края необходимо для воспитания интернациональных чувств, патриотизма и любви к малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Усть – Чульский детский сад «Ёлочка»

ДОКЛАД

«Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских традиций, обычаев и игр».

« Уважение к прошлому страны – Всё равно, что  уважение к родителям»

                Д.А. Клеменс.

Выполнила: Подменный воспитатель

 Осинина Жанна Ивановна

Усть -Чуль

Хакасские народные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию и философию хакасского народа. Игры у хакасов, исторически являлись основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов. О целительном воздействии подвижных игр на организм ребёнка, на становление его характера и личностных качеств хакасский народ знал с древних времён. Они считали, что в игре, ребёнок находит возможность реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Воспитание у подрастающего поколения трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой.

Народные игры хакасов использовались в большинстве своём в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. По своему характеру и целям они соответствуют наиболее типичным производственно – бытовым действиям этого народа. Содержание игр понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребёнок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познаёт основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психически развиваться.

Жизненная ценность хакасских игр заключается в том, что они связывают человека с природой, бытом и являются формой выражения разносторонних физических и умственных способностей народа. Главные факторы хакасских народных игр – это находчивость, гибкость ума, быстрота, ловкость и умение всё это сочетать.

А дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей, традициями, бытом своей республики, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, постепенно расширяя круг знаний. Воспитать в дошкольниках патриотические чувства, любовь к своей малой Родине, очень нелёгкая задача – одна из актуальных проблем в настоящее время.

В данный момент у меня воспитываются дети старшего дошкольного возраста, а её посещают и дети коренной – хакасской национальности. И именно к их родителям пришлось обратиться за помощью: попросили вспомнить и записать названия национальных игр и правила проведения, а также помочь с изготовлением (если потребуется) необходимой, для таких игр атрибутики.

Знакомя детей с национальными хакасскими играми, решаются следующие задачи:

  1. Дать представление о прошлом людей хакасской национальности; вызвать интерес к жизни родного края.
  2. Познакомить с традициями, бытом хакасского народа, их национальными праздниками, названиями народных игр.
  3. Вызвать интерес к традиционным хакасским играм, атрибутике; наглядно показать необычность таких приспособлений.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с республикой Хакасией ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги хакасских поэтов, писателей; иллюстрации о природе родного края; рецепты национальной кухни; рисунки с изображением народных хакасских узоров, одежды, украшений и т.д.

В группе оформлен патриотический уголок, где изображены российская и хакасская геральдика (гербы, флаги, макет национального жилища). Наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о флоре и фауне нашей республики.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край, свою республику, свой город.

Для разучивания мы отобрали несколько хакасских народных игр:

  • «Мелей тастазах» - «Подкидывание рукавицы».
  • «Хозан – орых» - «Заячья тропа».
  • «Наездники».
  • «Паг тудызах» - «Держание верёвки».
  • «Юрта».
  • «Хайыс – тартызах» - перетягивание ремня.
  • «Хазыхтар».

При разучивании хакасских игр стараемся водить хакасские слова. Для проведения таких игр необходимо наличие природной среды, желательно без людное место, без слуховых раздражителей.

Дети нашей группы интересом играют такие игры как: « Познакомимся с деревом». Ведущая завязывает ребенку глаза и ведет к дереву и предлагает отгадать. Развивается тактильные ощущения.

«Ноев ковчег». Знакомит с повадками животных.

Сейчас, когда работа по при общению детей к традициям, обычаям и играм хакасского народа идёт на протяжении нескольких лет можно сказать, что в детях произошли позитивные перемены: они стали бережно относится к живой природе, у детей возникло желание узнать, зародилось любознательность, расширился кругозор, дети уважительно стали относится к труду взрослых.

Нравственные черты хакасского народа формировались и складывались веками. Они бережно передавались из поколения в поколения. Хакасские игры выступают как источник высокой нравственности.

Когда мы с детьми попробовали сыграть, мы увидели, что всем понравилось, дети заинтересовались, процесс игры оказался захватывающим. Тогда мы провели опрос среди педагогов нашего учреждения о том, сколько детей хакасской национальности посещают наш детский сад. Оказалось, что около 47%, согласитесь, цифра не маленькая. Мы решили, что необходимо провести семинар – практикум «Приобщение педагогов к хакасским народным играм», познакомить их с названиями, правилами игр и проведении их в своих группах; с последующим анализом проведённой работы для поддержки хакасского коренного населения и их детей.

Таким образом, значимость изучения народных обычаев и традиций, разучивание хакасских народных игр очень велико и имеет огромное значение в формировании патриотических и социально – нравственных чувств; способствуют приобретению основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей к национальной культуре включение народных традиций в процесс патриотического воспитания способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

Хакасские народные игры (примеры)

МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ - «ПОДКИДЫВАНИЕ РУКАВИЦЫ».

Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы. Затем, она быстро бросала рукавицу  сидящим. Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук), то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину и игра продолжается.

ХОЗАН ОРЫХ ( ХУЛАГАС) – «ЗАЯЧЬЯ ТРОПА».

 Эта детская игра была широко распространена среди хакасских пастушат.

Для игры на земле или на снегу чертится большой круг ( д. – 10 м.) или квадрат, который в центре пересекается двумя линиями. На пересечении линий с кругом (квадратом) находятся норы зайцев. В середине круга (квадрата) на перекрестии внутренних линий находится нора волка. Чтобы определить, кто будет волком, берут палку и по очереди захватывают её в кулак, начиная с нижнего края. Чей кулак окажется последним, тот будет водящим. Зайцы скачут на одной ноге, как по кругу, так и по внутренним линиям. Волк бегает только по своей дороге, т.е. перекрёсткам внутренних линий. Как только водящий произносит: один, два, три! – игра начинается. Согласно правилам, волк должен занять пустующее гнездо зайца. Во время игры зайцы обмениваются местами, перебегая из норы в нору.  Как только заяц достиг норы, волк уже не имеет права его трогать. Но если волк займёт вперёд пустую нору зайца, то он выигрывает, а неудачник становится волком.

ПАГ ТУДЫЗАХ – «ДЕРЖАНИЕ ВЕРЁВКИ».

Участники игры становятся в круг, держа перед собой верёвку. Водящий находится внутри. Он пытается ударить по правой руке игроков, держащих верёвку. Игрок должен быстро убрать правую руку. Левую руку нельзя отпускать. Водящий не имеет права выскочить за круг. Одно из главных условий игры – верёвка должна держаться на уровне пояса. Если водящий заденет по правой руке игрока, или игрок, отскочив, отпустит левую руку с верёвкой, то они меняются местами.

ОРЫН ПЫЛАЗАХ – «ЗАНЯТИЕ МЕСТА».

Эта хакасская игра требует, чтобы все играющие встали парами по кругу. Человек, оказавшийся без пары, обходил круг по солнцу и внезапно ударял кого – нибудь по спине ладошкой. После этого, согласно правилам, надо оббежать (водящий по солнцу, а получивший удар – в противоположную) и занять освободившееся место. Кто не успел вперёд добежать, тот остаётся без места и продолжает водить.

ХАЙЫС ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РЕМНЯ».

Эта игра силовая, в ней участвуют двое юношей. Они становятся на четвереньки головами в разные стороны. Их связывали длинным ремнём, который пропускался под подмышками и за шеей. По команде – они начинали ползти на четвереньках, каждый в свою сторону. Выигрывал тот, кто перетянул противника.

ХОЛ ТАРТЫЗАХ – «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ РУК».

В этой силовой игре участвует два человека. Они садятся друг против друга, уперевшись ступнями ног. В руки соревнующимся вручается метровая палка, которую они захватывают поперёк. По команде судьи оба начинают тянуть друг друга. Победителем становится тот, кто перетянет противника.

ИС САЛЫЗАХ (ХААЛ ТАСТАЗАХ) – «ПОДБРАСЫВАНИЕ

КУСКА МАТЕРИИ».

Эта популярная хакасская игра напоминает русскую игру «жгут». Обычно молодёжь собиралась у кого – нибудь в юрте. Все играющие садились в круг. Выбирался водящий, которому вручался скрученный в виде жгута платок или прутик. Водящий ходит с песней по внешней стороне образованного круга и незаметно подбрасывает кому – нибудь за спину платок

Все сидящие участники игры должны держать руки впереди, изредка ощупывая землю за собой. Не разрешается поворачивать голову назад и по сторонам, иначе, за нарушение – 3 удара платком или прутиком.

Водящий, подбросив кому – нибудь платок, должен оббежать по солнцу круг и, если нерасторопный игрок не заметил подвоха, ударить его поднятым жгутом. После этого прозревший игрок начинает убегать от водящего. Надо суметь оббежать 3 круга, стараясь избежать ударов, и опять занять своё место. Пересекать круг, спасаясь от преследования, запрещается. Если же водящий догонит его и осалит, то они меняются ролью.

Когда сидящий игрок догадался о подброшенном платке, то он должен догнать водящего и его осалить. Иначе, водящий займёт его свободное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.

Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...

Доклад по теме: " «Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Приобщение детей к национальной культуре с помощью хакасских народных игр....

«Хакасские народные подвижные игры как средство приобщения детей к национальной культуре»

Статья направлена на необходимость ознакомления детей с национальной культурой через хакасские народные подвижные игры....

«Приобщение детей к национальной культуре и традициям народов Севера через народные игры»

Сегодня мы на многое смотрим по иному, многое открываем заново и переоцениваем. Большинство современных людей очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили  люди раньше? Как работали?...