Развитие познавательных способностей детей с ТНР средней группы с использованием нетрадиционного вида игры - шарики Марблс
материал (средняя группа)
Развитие познавательных способностей детей с ТНР средней группы с использованием нетрадиционного вида игры - шарики Марблс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательных способностей детей с ТНР средней группы с использованием нетрадиционного вида игры - шарики Марблс
Шаповалова О.С., Стародубцева Е.Г.
МБДОУ «Детский сад № 54 «Золушка» Воспитатели
Ключевые слова: дети с ТНР, речь, игра.
Наша практика реализуется в дошкольном образовательном учреждении. Мы рекомендуем использовать ее в своей работе воспитателям, узким специалистам, учителям-логопедам, родителям. Работа осуществляется в образовательной организации. Данную практику мы используем с целью устранения речевых дефектов.
Основной идеей применения шариков Марблс в учебной и игровой деятельности является повышение эффективности работы по коррекции общего недоразвития речи у детей нашей группы. В своей практике мы используем следующие средства - наглядные, практические, словесные, применяя элементы игровой, здоровье-сберегающей технологий.
Наш небольшой опыт мы презентовали в ДОУ и дали мастер-класс для родителей нашей группы.
С сентября 2019 года мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Для воспитанников нашей группы характерен ряд особенностей:
- нарушение звукопроизношения; - трудности в различении акустико – и артикулярно сходных звуков; - недоразвитие лексико–грамматического строя речи; - встречается слухо и оптико-моторная координация, что препятствует автоматизации графо – моторного навыка.
И это далеко не полный перечень возможных расстройств. Учитывая эти особенности в своей работе, мы используем нетрадиционный вид игры – шарики Марблс и камешки Кабошона. Марблс - в переводе означает «мраморный». Это разноцветный шарик, имеющий разную цветовую гамму. Некоторые шарики (камешки) имеют форму приплюснутого шара и носят название Кабошоны, что в переводе «шляпка гвоздя». Применение камешков Марблс – это один из приемов обучения, очень интересный для детей. Такое универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разной формы и разного цвета. Мы сразу проникли симпатией к этому материалу и желанием сотворить что-то своё для того, что бы применить в работе с детьми, имеющими нарушение речевого развития. На наш взгляд – камешки Марблс являются настоящей находкой для работы с детьми в коррекционной группе. При использовании шариков Марблс у детей повышается острота зрения, фиксация взора становиться более устойчивой, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными. У детей обогащается речь, развивается внимание, мышление. Кроме того, они все приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильное удовольствие от соприкосновения, снимают напряжение. Итак, какие задачи мы можем решать, используя камешки Марблс в работе:
- Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка; - упражнять в ориентировки на плоскости листа;
-упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными; - обогащать словарный запас; - развивать связную, фразовую речь; - упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы; - проводить работу по автоматизации поставленных звуков; - развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;
- развивать умение сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца; - развивать исследовательскую деятельность.
С целью формирования элементарных математических представлений предлагаем следующие игры: - «Поставь камешек на место», «Найди место камешку» - это графический диктант, развивает пространственное восприятие. Воспитатель дает устные указания – положи красный камешек в центр листа, зеленый в правый нижний угол и т.д. Учим выполнять словесные инструкции, так же эти игры направлены на формирование грамматического строя речи, закрепление предлогов «на», «за», «перед», «под». Просим повторить детей, куда они положили камешек: красный за зеленый, желтый перед красным. - «Высокий – низкий», «Широкий – узкий», «Длинный - короткий» - дети проговаривают: «Я иду по широкой дорожке», «Я построил высокую ( низкую) башню», «Я сделал длинный забор», «Я иду вверх по зеленой дорожке». Этими играми мы так же обогащаем словарь детей антонимами. - «Разложи по цвету, форме». «Лабиринты» - выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок, найти правильный путь от исходной точки до конечной. В этих играх происходит закрепление прилагательных - «какой?», «какая?»
- «Выложи цифру» - закрепляем образ цифры. Ребята повторяют название цифры, цвет, на что похоже. Закрепляем предлоги «за», «между», «после». Например: цифра 2 стоит после 1.
Для развития сенсорных представлений: - «Найди свой цвет», «Продолжи цепочку» ,«Гроздь винограда» ,«Украсим торт», «Соотнеси по цвету» - закрепляем название цвета, предметов, составляем односложные предложения, развиваем логику, эстетическое восприятие, зрительное внимание, слуховое восприятие. Для изучения лексических тем: - «Выложи по контуру», «Заполни картинку», «Собери по образцу» - закрепляем знания по изучаемой теме и их классификацию. Например: предлагается картинка – образец, как в мозаике, по которой необходимо собрать свою картинку. Варианты: готовый схематический рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для её украшения камешками. Дети рассказывают, что они сделали. С целью формирования звукобуквенного анализа слов: - «Волшебный мешочек» - ребенок достает камешек красного, зеленого, синего, желтого или другого цвета и придумывает слово или находит предмет на соответствующий звук. - «Знакомство с буквой» - закрепляем образ буквы – дети выкладывают из камешков буквы или камешки выкладывают под буквами. - «Техники»- задание: нужно починить сломанные буквы. Этими играми мы учим детей слышать звук, различать его и находить его в словах. Для развития тактильных ощущений: - «Сухой бассейн», «Найди и определи что это», «Секретик», «Песочная терапия» - развиваем логику, ощущения. Мы предлагаем детям задание: Положи в песок столько камешков, сколько кубиков на картинке. Сколько камешков ты положил? Скажи полным ответом. Найди столько машинок, какую цифру я покажу (вариантов заданий может быть много). - «Золушка» - раскладываем, перекладываем, разбираем по цвету, форме, размеру. (Я набрал зеленые камни; желтые круглые и т.д.). С помощью этих игр мы автоматизируем речевые навыки: словообразование - н-р: машина- машинка; словоизменение- камень - камни. Учим отвечать полным ответом, закрепляем предлоги. Так же эти игры являются хорошим подспорьем к сенсорному развитию. Погружаясь как можно глубже в наполнитель и перебирая пальчиками камешки, ребенок расслабляется и психологически отдыхает, что дает оздоровительный эффект. Для детей в нашей группе с ТНР сами камешки являются объектом исследования: закапывают в песок, обрисовывают их. Наблюдая за этим процессом, мы предлагаем нашим детям следующие игры: - «Обследование камешков», «Горячий - холодный», «Определи размер», «Рассмотри камешки через лупу», «Определи вес», «Опыты с водой» и т.д. – эти игры помогают закреплять форму, цвет, текстуру (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и д.р.). Выполняя действия, дети сопровождают их словами. Например: Этот камешек прозрачный, а этот желтый. Этот гладкий, а этот шершавый.
Хочется отметить, что мы находимся на начальной стадии изучения игровой технологии «Марблс» и уже за такой короткий срок можем отметить промежуточные результаты с помощью диагностики на начало учебного года: – у детей обогащается словарный запас, развивается внимание, мышление, творческие способности. Дети становятся более уверенными в себе, испытывают положительные эмоции, у них развиваются самостоятельность и инициатива. Сочетая различные виды деятельности на одном занятии с использованием шариков Марблс и камешков Кабошона, способствует более легкому, интересному формированию знаний об окружающей действительности. Работая с шариками Марблс и камешками Кабошона мы хотим на конец года добиться следующих результатов - это обогащение словарного запаса детей прилагательными, отражающих цветовую гамму, развитие фразовой речи, повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Так как нам понравился этот нетрадиционный вид игры, мы решили познакомить с ним родителей. Родители заинтересовались этим доступным материалом, легкостью изготовления пособий и с удовольствием играют с детьми дома, чем способствуют развитию речи и кругозора детей.
Мы не собираемся останавливаться, а будем и дальше изучать методы и приемы использования камешков в игровой и учебной деятельности для развития речи детей с ТНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-31618-1454263838.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе
Конспект непосредственной образовательной деятельнлстипо развитию познавательных способностей и речи в средней группе."По тропинкам русской народной сказки "Гуси-лебеди"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи в средней группе.
Конспек занятия по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-428032-1396114766.jpg)
Развитие познавательных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через опытно- экспериментальную деятельность и игры.
(«Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и игры».)Игры и экспериментирование полностью отвечает интересам детей, их способ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/14/picture-576448-1728901255.jpg)
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» (средняя группа)
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»(средняя группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-607561-1426272989.jpg)
Развитие творческих способностей,инициативы и самостоятельности у дошкольников путём использования нетрадиционных видов театра.
Эта cтатья направлена на то,чтобы показать ,что театрализованная деятельность является прекрасным средством для развития творческих способностей,инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возр...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ старшего возраста ЧЕРЕЗ АППЛИКАЦИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ И МАТЕРИАЛОВ
Одним из видов творческой деятельности детей дошкольного возраста является художественно-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Аппликация весьма актуальна в работе с детьми. Вед...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/05/picture-1510675-1707163977.jpg)
Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего и среднего возраста
Введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования определило изменения в развитии системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах лич...