Формы и способы взаимодействия педагога с родителями воспитанников.
консультация
Одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Основная идея состоит в том, что взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным в интересах развития каждого ребёнка. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_sposoby_vzaimodeystviya_pedagoga_s_roditelyami_vospitannikov.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и способы взаимодействия педагога с родителями воспитанников.
ФГОС 1.4(5);3.1(6)3.2.5(6)
В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст.18.) одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Основная идея состоит в том, что взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным в интересах развития каждого ребёнка. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия педагога с семьёй:
- установление доверительных отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
- вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении в теоретической и практической, определённым образом организованной деятельности.
Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребёнка, но и группы в целом. Педагоги и родители, как партнёры должны дополнять друг друга. Отношения партнёрства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:
-изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию детей.
-группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка и детей группы;
-составление программы совместных действий педагога и родителей;
-анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями.
- Традиционные: родительские собрания, родительские конференции (цель: обмен опытом семейного воспитания), круглые столы (по проблемам интеллектуального развития дошкольников). Широко применяются консультации, беседы с родителями, наглядная пропаганда.
- Нетрадиционные. На них хочется остановиться поподробнее.
1.Информационно-аналитические. Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы проведения общения: проведение социологических срезов, опросов, посещение семей воспитанников. Сюда входит «Родительская почта» и «Телефон доверия». Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность с помощью почты обратиться за помощью к конкретному педагогу, специалисту. Телефон доверия помогает анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы.
2.Досуговые. Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это совместные досуги, праздники, выставки, спортивные развлечения, семейные клубы, совместные походы.
3.Познавательные. Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это - семинары-практикумы. На них можно обучить родителей практическим методам при воспитании ребёнка (как читать книгу, как готовить руку ребёнка к письму).
-педагогический брифинг – встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Брифинг позволяет максимально активизировать родителей. Две команды: одна задаёт вопросы, другая – отвечает. Или: организатор задаёт вопросы, а родители отвечают на них.
-дискуссия – разговор-спор по одной из главных проблем на данный момент.
-семейные клубы, где родителей объединяет общая проблема совместные поиски оптимальных форм помощи ребёнку.
-деловые игры – это простор для творчества. Они максимально приближают участников игры к реальной обстановке, формируют навыки быстрого принятия педагогически правильных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
-вечера вопросов и ответов – концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в заинтересованное обсуждение.
-педагогическая гостиная;
-викторина;
-КВН;
-педагогический калейдоскоп;
-клуб знатоков;
-пресс-конференция;
-Поле чудес;
-Звёздный час
4.Наглядно-информационные. Цель: ознакомление родителей с роботой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Сюда можно отнести дни или недели открытых дверей, открытый просмотр занятий, различных видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек, проведение устных журналов.
5.Контрольно-оценочные. Цель: оценивание результатов работы педагогов с родителями. К ним относятся: опрос, книга отзывов, оценочный лист, экспресс-диагностика, самоанализ педагогов.
Использование дифференцированного подхода к родителям и нетрадиционных форм работы достаточно эффективны. В результате повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются их педагогические знания, создаётся атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми. Происходит обмен передовым опытом семейного воспитания, создаётся благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами, обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Тематический вечер как форма взаимодействия педагогов с родителями воспитанников".
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников является одним из основных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ)....
Формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);2) вовлечение родителей в учебно-в...
Современные формы и способы взаимодействия педагогов с родителями.».
Современные формы и способы взаимодействия педагогов с родителями.»....
Онлайн-марафон как эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей воспитанников ДОУ.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования через сеть интернет....
Основные этапы и формы партнерского взаимодействия педагогов с родителями воспитанников при организации проектной деятельности
В статье представлены основные понятия по взаимодействию, виды связей детского сада и родителей, направленное на взаимодействие; этапы сотрудничества с родителями; классификации взаимодействия ДОУ и с...
Использование элементов интернет-ресурсов как формы дистанционного взаимодействия педагога с родителями воспитанников
В данной статье мы рассказываем о дистанционных формах работы с родителями, а также рассматриваем аспекты взаимодействия с семьями воспитанников с помощью интернет-ресурсов....
консультация для педагогов "«Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия педагогов с родителями воспитанников»
консультация составлена с элементами мастер-класса...