Конспект занятия "Белая береза"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сердюкова Ольга Геннадьевна

Развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления у детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_berezka.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в логопедической группе "Белая березка"

Цель: Развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления у детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к родному краю.

Мотивация: Накопления опыта гуманного отношения к растениям и животным, формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи:

  1. Познакомить детей с тем, что береза считается символом России, олицетворением нашей Родины, гордостью нашего народа, изучить роль березы в жизни русских людей;
  2. Развитие речи, обогащение словарного запаса, расширение кругозора дошкольников;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, исключающее причинение ей ущерба, уважение к традициям нашего народа.
  4. Формировать представление о взаимосвязи между деревом и разными организмами (растения, животные, грибы).
  5. Закрепить умение рисовать ватными палочками.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин А.И.Куиндже «Берёзовая роща», А.К.Саврасов «Грачи прилетели».

2. Тренировка в рисовании ватными палочками.

3. Разучивание хороводной игры «Берёзка».

4. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на модели берёзы в уголке экологии.

Материал: Картина с изображением берёзы, набор коры от разных пород деревьев (берёза, сосна, лиственница, ясень), картинки с изображением берёзы в разные сезоны года, иллюстрации деревянной мебели, кусочки фанеры, березовый веник, срез дерева, берёзовые почки, изделия из бересты (туесок, шкатулка), деревянные игрушки, посуда.

Материал для рисования: влажные салфетки, черная гуашь, ватные палочки,  клеёнка, березы из белой бумаги в форме конуса. Силуэт берёзы и комплект маленьких карточек с изображением растений (ландыш, подснежник), грибов (подберёзовик), животных (белка, барсук, ёж), насекомых (муравей, бабочка, гусеница), птиц (кукушка, скворец).

Ход занятий

Дети заходят в группу, где их встречает педагог и гости.

Педагог: Здравствуйте дети. (рассаживаю детей) Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы с вами попали в Сказочный лес. И сегодня я расскажу вам про чудо – дерево, которое растет в лесу. А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек.

(БЕРЕЗА)

Дети: Это берёзка!

Педагог: Молодцы! Отгадали мою загадку. Расскажу я вам сегодня о красавице русского леса – стройной, белокурой берёзке, одном из символе нашей Родины. Нет в русском лесу дерева более родного и близкого. За свою красоту береза стала символом России.

Педагог вносит макет берёзы.

Педагог: Любимое дерево всегда наделялось народом самыми ласковыми именами и звонкими словами. Берёзу величали: стройной, кудрявой, белой, белоствольной. Её сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке. Ребята, а вы знаете, как называется березовый лес? Он называется березняк. В нем растут березки высокие, пониже и совсем низкие. Ребята, какого цвета ствол у березы? (ответы детей). Да, он белый с черными вкраплениями.

Игра «Найди березу по коре»

Педагог показывает набор коры от разных пород деревьев. При рассматривании коры дети трогают её руками, нюхают, отмечают, что кора теплая, шершавая, разная по запаху и цвету. Находят нужную кору.

Педагог: Дети, а на что похожи веточки у березы? (Ответы детей). Ветки у березы, словно косы заплетённые, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. Если прилетит проказник сильный ветер – растреплет эти, если слабый ветерок – он запутается в ветвях и, наверное, не выберется. Вот послушайте:

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало, в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Русский народ украшал дерево лентами, заплетал их в ветки, водили хороводы.

Педагог: Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много народных сказок, песен, загадок, пословиц, примет и поговорок. А вы знаете какие – нибудь приметы, связанные с берёзой. (Из берёзы течет много сока – к дождливому лету; листья с березы опали не полностью – жди суровую зиму).

Игра «Что рядом с берёзой растет, и кто около берёзки живет»?

На мольберте силуэт берёзы. Педагог предлагает разложить и развешать карточки с изображением растений, грибов и животных. Во время работы дети берут карточку и обсуждают, в какое место её прикрепить. В итоге получаются 2 группы живых организмов: одни используют берёзу как дом, другие живут и питаются на этом дереве.

Педагог: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Прекрасна береза в любое время года. (Педагог демонстрирует дерево в разные сезоны).

Осенью – березка покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).

Зимой – на веточках лежит белый снег.

Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

Физ.минутка: «Берёза»

Мы березку посадили,( Выпрямиться.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать.)

К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)

Педагог: Ребята, что дает береза человеку? (Ответы детей). Береза необходима человеку. Из нее делают мебель, игрушки, посуду, корзины, туески для сбора ягод, шкатулки, для хранения бус и колец. Древесину широко используют в хозяйстве, из коры березы получают деготь. (Все материалы педагог демонстрирует детям).

А еще березка – дерево лекарь. Отвары из березовых почек заживляют раны. Березовыми веничками лечат хворь в бани. Древесный гриб – чагу заваривают, пьют вместо чая. Напиток получается черно – коричневого цвета и сладковатым на вкус. Дегтярное мыло лечит кожные заболевания (Демонстрация материалов).

Но особенно ценен березовый сок. Однажды в своем лесу, я увидела засохшую березку. Как вы думаете, почему она засохла? (Ответы детей). Просто люди, собирая с березы сок, забыли залечить березовую рану, вот она и умерла, засохла. Но перед этим она, наверное, долго плакала. Ранней весной береза просыпается после долгого зимнего сна. Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Эту влагу называют березовым соком. Из-за него люди наносят раны березе. Эти раны долго не заживают, дерево гниет, на него нападают вредители и оно погибает. Что же делать? И сок нужен, и березы жалко. Ребята, когда вы берете сок у березы, не делайте отверстия большим, а просверлите его шилом, потом замажьте отверстие землей.

Педагог: Дети, я приглашаю вас в свою мастерскую.

(Дети подходят к рабочим местам, на которых лежит материал для рисования, стоит береза из белой бумаги в виде конуса).

Педагог: На ваших столах стоят березки. Белоствольные, кудрявые, но что-то с ними не так, чего-то не хватает.

(Дети замечают, что на коре нет черных отметен). Педагог  предлагает их нарисовать палочками. После окончания работы, дети составляют березовую рощу.

 Педагог: Подошло к концу наше знакомство с берёзкой.

Заключительная часть. Подведение итогов

Педагог: Ребята, и я вам предлагаю всю информацию, что мы сегодня узнали о березке, собрать вот в эту папку, и она у нас всегда будет в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Береза"

Вызвать интерес к изображению березы...

Конспект НОД "Береза - белая подруга"

Конспект НОД "Береза - белая подруга" для детей подготовительной к школе группы...

конспект «Золотые березы»

Вызвать у детей интерес к изо­бражению осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения....

Конспект НОД "Береза - символ России",

Развивать любознательность и наблюдательность. Формировать умение строить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы. Продолжать изучать сезонные изменения в природе летом. Воспиты...

Конспект занятия "Береза - символ России"

Сегодня у нас  интегрированное занятие  (беседа и рисование). Мы с вами будем беседовать и потом рисовать.А теперь внимательно послушайте, что сейчас прозвучит, (звучит «шум леса»...

Конспект "Белая береза под моим окном"

Конспект по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе. (Рисование)...