Адаптация детей при поступлении в детский сад- "Ступеньки адаптации"
план-конспект занятия (младшая группа)
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_osnovnaya.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад «Аленушка» с.Повалиха
Программа.
Адаптация детей при поступлении в детский сад -
«Ступеньки адаптации».
2021г.
Содержание
1. Целевой раздел. | 3-5 |
1.1.Пояснительная записка | 3-4 |
1.2. Цели и задачи программы. | 4-5 |
2. Содержательный раздел. | 5-7 |
2.1. Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДОУ. | 5-6 |
2.2. Необходимые условия для успешной адаптации. | 6-7 |
2.3. Рекомендации по проведению занятий. | 7 |
3. Организационный раздел. | 7-10 |
3.1. Этапы работы педагогов с детьми в период адаптации. | 7-8 |
3.2. Этапы работы с родителями в период адаптации. | 8 |
3.3. Этапы работы с воспитателями в период адаптации детей. | 9 |
3.4. Структура и форма занятий. | 9-10 |
4. Занятия проводимые в период адаптации. | 11-23 |
Занятие 1. «Божья коровка». | 11-13 |
Занятие 2. «Листопад». | 13-15 |
Занятие 3. «Зайка». | 15-17 |
Занятие 4. «Мишка». | 18-20 |
Занятие 5. «Котята». | 20-23 |
5. Критерии оценки эффективности. | 24 |
Приложение 1. Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям. | 25-26 |
Приложение 2. Консультация для родителей. | 27-29 |
Приложение 3. Памятка для родителей. | 30-31 |
Приложение 4. Игры с детьми во время адаптации. | 32-35 |
Приложение 5. Подвижные оздоровительные игры. | 36-37 |
Приложение 6. Полезные забавы для самых маленьких. | 38-39 |
Литература. | 40 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Фрейд, К. Хорни, подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжелого периода в этом возрасте – особенности адаптации.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни. Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?
Предлагаемая программа – адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период. Цель работы психолога в решении данного вопроса — помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Кроме того, психологическая готовность ребенка к детскому саду зависит и от психологической готовности родителей оставить своего ребенка на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько переживают, что с ребенком в саду что-то случится, а их не будет рядом, что «передают» свою тревожность и опасения ребенку, который, в свою очередь, никак не может привыкнуть к новой обстановке и новым условиям.
Поэтому помощь психолога деткам в 2-3-летнем возрасте заключается и в помощи их родителям. Важно научить родителей некоторым особенностям общения с ребенком, а также помочь разобраться в своих родительских чувствах по отношению к нему. Поэтому в программе разработаны специальные мероприятия консультативного характера, призванные расширить психолого-педагогические знания и опыт родителей.
- Цели и задачи программы
Цель: создание благоприятных условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи..
Задачи: - помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния
в период адаптации к дошкольному учреждению;
- использовать новые организационные способы привлечения
родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским
садом;
- оказывать квалифицированную консультативную и практическую
помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его
воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей: - снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной
активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики,
координации движений;
- развитие игровых навыков и произвольного поведения.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Методы: наблюдение, информирование, опрос, беседа, консультация.
- Содержательный раздел.
2.1. Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДОУ.
Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться переживаниями ребенка, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.
Проблема адаптации – это проблема в основном детей 3-го и 4-го года жизни, т. к. большинство детей приходят именно в этом возрасте. Чаще всего, проблемы адаптации, связаны с несоответствием особенностей новых требованиям характеристикам детей группы по разным показателям, например по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания в ДУ особенностям домашней кухни семьи ребенка.
2.2. Необходимые условия для успешной адаптации:
1) Сотрудничество и координация усилий воспитателей, педагога – психолога и других специалистов д/с.
2) Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды.
3) Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и, оказывая помощь.
4) Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком.
5) В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений.
6) Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, формировать уверенность в себе, развивать самостоятельность, инициативность.
7) Вести индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).
8) Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.
9) Создание для ребенка фона уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.
10) Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
- Формировать у ребенка навыки адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.
2.3. Рекомендации по проведению занятий:
• Психолог является непосредственным активным участником занятия — заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задает образцы выполнения действий.
• Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.
• Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши будут повторять лишь то, что от них требуется, и не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.
- Организационный раздел.
3.1. Этапы работы педагогов с детьми в период адаптации.
Работа педагога-психолога с детьми раннего возраста, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени.
Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Мероприятия: игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.
Наблюдение за адаптацией ребенка и заполнение данных. По мере поступления детей в дошкольное учреждение и на протяжении всего адаптационного периода заполняются адаптационные листы.
Степень адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
3.2. Этапы работы с родителями в период адаптации.
- Родительское собрание: «Будем знакомы!».
2. Заключение договоров.
5. Экскурсия по детскому саду.
6. Консультации. Приложение 2.
7. Стендовая информация. Памятки. Приложение 3.
3.3. Этапы работы с воспитателями в период адаптации детей.
- Беседа.
- Консультации.
- Наблюдения.
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни. Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
Адаптационный период считается законченным, если:
- Ребенок ест с аппетитом;
- Быстро засыпает, вовремя просыпается;
- Эмоционально общается с окружающими;
- Играет
- Структура и форма занятий.
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.
- Занятия проводимые в период адаптации.
Занятие 1 БОЖЬЯ КОРОВКА
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
- развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
- развитие внимания, речи и воображения.
Материалы: игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики
и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки.
Ход занятия
Приветствие.
Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:
– К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.
Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.
– Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!
Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
– Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.
Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.
– Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.
Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка. Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Божья коровка, (ритмично покачивают ладонями).
Улети на небо, (делают взмахи перекрещенными кистями рук).
Принеси нам хлеба,(машут кистями рук на себя).
Черного и белого, (ритмично хлопают в ладоши).
Только не горелого! (грозят указательным пальцем).
– Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.
– Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.
Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
– А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.
Мы вокруг себя покружились.
И в божьих коровок превратились. (Кружатся.)
Божьи коровки, покажите мне ваши (Показывают)
Головки, носики, ротики, названные
Ручки-крылышки, ножки, животики части тела
– Замечательно!
А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. Дети встают на четвереньки и ползают по полу. – Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками. – Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.
Дети снова встают на четвереньки и ползают. – Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат. — Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.
Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т.п.) и говорит:
– Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки. Дети выполняют задание.
– Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая. Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
Дети садятся за стол, психолог кладет перед ними лист с изображением божьей коровки.
– Теперь мы нарисуем черные точки на спине у божьей коровки. Дети вслед за психологом обмакивают указательные палец в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спине божьей коровки.
Психолог говорит:
– Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!
Занятие 2 ЛИСТОПАД
Задачи:
- создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми,подстраиваться под их темп;
- развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;
- развитие речи, воображения, творческих способностей.
Материалы: большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).
Ход занятия
Приветствие.
Психолог предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:
– Представьте, что мы идем гулять в осенний лес. Дети выстраиваются в колонну. Психолог говорит: – Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ, (идут друг за другом).
Прямо по дорожке: топ-топ-топ.
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Побежали ножки (бегут, стараясь показать пяточки)
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают,
Только пяточки сверкают
Игра «Дождик и солнышко».
Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», – дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Психолог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя. Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» – дети выбегают из-под зонта.
Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Психолог говорит:
– Представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень – пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру. Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку. Психолог читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад, (кружатся, изображая листочки).
Листья желтые летят, (подбрасывают листочки вверх).
Под ногой шуршат, шуршат, (ходят по листочкам).
Скоро станет голым сад (ложатся на пол и слушают музыку)
Дети садятся за столы. Психолог раздает краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа и предлагает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают кисточку к листу бумаги.
Все рассматривают рисунки, психолог хвалит детей за работу.
Психолог прощается со всеми до следующей встречи.
Занятие 3 ЗАЙКА
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя в группе;
- развитие умения подражать движениям взрослого;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
- снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
- развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
Материалы: мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.
Ход занятия
Приветствие.
Психолог говорит:
– Какое сейчас время года? Правильно, зима. А чем вы занимаетесь зимой на улице? Катаетесь на санках, лепите снеговиков. А зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу. Давайте соберем побольше снега – и начнем лепить.
Все делают вид, что сгребают снег ладошками. Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Мы слепили снежный ком, (имитируют лепку).
Ушки сделали потом, (изображают уши, прикладывая кисти
рук к голове).
И как раз вместо глаз (подносят к глазам указательный и
Угольки нашлись у нас. большой пальцы, соединенные в кольцо).
Зайка вышел как живой: (ритмично хлопают в ладоши).
Он с хвостом и головой. (приседают, качают головой).
За усы не тяни: (показывают усы, грозят указательным
пальцем).
Из соломинок они. (ритмично хлопают в ладоши).
Длинные, блестящие,
Словно настоящие!
Психолог показывает детям игрушечного зайца.
– А теперь давайте хлопнем три раза в ладоши и скажем: «Раз, два, три, зайчик оживи!» Дети выполняют задание.
– Смотрите, ребята, зайчик ожил и хочет с вами поиграть.
Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
надо лапочки погреть:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Прыг-скок, прыг-скок,
Надо зайке поскакать.
Психолог показывает игрушечную лису и говорит:
– Зайчикам нужно быть осторожными, ведь где-то притаилась лиса. Пока звучит музыка, вы прыгайте, веселитесь, но как только музыка остановится и вы услышите слова: «Лиса идет», сразу приседайте и сидите тихо. Кто пошевелится, того лисичка увидит.
Психолог включает и выключает музыку несколько раз,
по окончании игры хвалит детей:
– Замечательно, ребята! Вы были очень внимательными
и осторожными зайчиками.
Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором лежат пластиковые овощи, и говорит:
– Зайчик принес с собой мешок овощей. Давайте посмотрим, какие здесь есть овощи. Психолог достает овощи из мешочка и показывает детям.
– А какой овощ зайчик любит больше всего? Верно, морковку! Подержите морковку в руках, потрогайте ее пальчиками. Какая она? Правильно, продолговатая, один конец острый. Теперь я все сложу обратно, а вы, не заглядывая в мешок, потрогаете все овощи и найдете морковку. Дети поочередно опускают руку в мешочек и на ощупь находят морковку.
– Спасибо, ребята, помогли зайчику отыскать морковку!
Психолог говорит:
– Зайчику надо возвращаться в лес, давайте скажем ему:
«До свидания, зайчик, приходи к нам еще!»
Занятие 4 МИШКА
Задачи:
- сплочение группы, развитие эмпатии;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- развитие внимания, речи и воображения.
Материалы: игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка), кисточка (поролоновый тампон).
Ход занятия
Приветствие.
Психолог показывает игрушечного медвежонка и просит детей внимательно послушать, что он скажет: – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мишка. А фамилия моя – Топтыгин. А как вас зовут? Дети называют свои имена и фамилии, пожимают «Мишке» лапку. – Ребята, а вы знаете, где я живу? А где я сплю зимой? Правильно, в лесу, в берлоге. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг – это будет моя берлога. Кто хочет быть медвежонком и вместе со мной спать в берлоге? Ребенок, играющий роль медвежонка, берет Мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза. Психолог и остальные дети водят вокруг него хоровод и поют:
Медвежонок, медвежонок
спит в своей берлоге.
Громко не кричите,
Мишку не сердите,
Тихо подходите,
Ласково будите.
Дети и психолог подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). «Медвежонок» открывает глаза и улыбается.
– Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся.
Все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки.
Психолог укладывает игрушечного медведя на бочок и говорит:
– Все медвежата уже проснулись, а Мишка все спит (включается аудиозапись пение птиц). Ребята почему птицы запели? Какое время года наступило? Правильно, весна, а медведь все спит! Пора его будить! Дети идут к «медведю», напевая песенку:
У медведя во бору
Я гуляю и пою,
Медведь, вставай,
Из берлоги вылезай!
Когда «медведь» начинает рычать, дети прячутся в широко раскрытых объятиях воспитателя.
Психолог поднимает игрушечного медведя:
– Кто меня будит? Кто мне спать мешает? Какое сейчас время года? Что? Уже весна? Ну, пора мне вставать, пора шишки собирать. Спасибо за то, что разбудили!
Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Мишка косолапый
по лесу идет,
Шишки собирает,
песенки поет.
Вдруг упала шишка
прямо Мишке в лоб,
Мишка рассердился
и ногою – топ!
Дети садятся за столы, на которых находятся гуашь, кисточки (поролоновые тампоны) и листы с изображением банок.
– Ребята, наш Мишка проголодался. Что медведи любят больше всего? Правильно, мед. Мишка принес пустые банки и просит налить ему меда. Вы хотите угостить его? Тогда нужно раскрасить банки. Какого цвета мед? Какого цвета нужно взять краску? Правильно, желтого. Раскрашивайте
так, чтобы ни одна капля мимо банки не упала! Дети закрашивают банку желтой краской и дарят свои рисунки «медведю».
Психолог говорит:
Наше занятие заканчивается. Мишка говорит вам «спасибо» за игры и за угощенье. До свидания!
Занятие 5 КОТЯТА
Задачи:
- формирование положительной самооценки;
- развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
- снятие мышечного напряжения;
- развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
- развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;
- развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
- развитие пространственных представлений;
- развитие внимания, речи и воображения.
Материалы: магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного,
синего и зеленого цветов.
Ход занятия
Приветствие.
Психолог подходит к магнитофону и говорит:
– Сейчас я включу магнитофон, а вы отгадайте, кто с вами «разговаривает».
Психолог включает аудиозапись «Кошка», потом – «Кошка и котенок».
Дети высказывают свои догадки. – Правильно, вы отгадали, это мяукают кошка и котенок. У кошки голос низкий, а у котенка – высокий, тоненький, он почти пищит. Попробуем помяукать, как кошка и как котенок.
Дети выполняют задание.
– Давайте поиграем, я буду мамой-кошкой, а вы – котятами.
– Котята, скоро мы пойдем гулять во двор. Во дворе живет собака, вы должны уметь защищаться. Сейчас мы будем учиться шипеть и выпускать коготки. Все садятся на корточки, сжимают пальцы в кулаки, произносят: «Ш-ш-ш», затем разжимают кулаки, разводят пальцы («показывают коготки») и произносят: «Мяу». – Пора выходить на прогулку. Будьте внимательны, а когда услышите слово «собака», защищайтесь, как я вас
учила. Дети ходят на четвереньках по группе. По сигналу «Собака!» дети выполняют вышеописанное упражнение.
Психолог предлагает детям подойти:
– Посмотрите, котята, к нам прилетели бабочки. Давайте рассмотрим их. Эта бабочка желтая, как солнышко.А эта какого цвета? Правильно, синяя, как колокольчик. И т.п.
Психолог дает бабочку каждому ребенку и говорит:
– Бабочки хотят поиграть. Встаньте в круг. Дети, держа бабочек перед собой, встают в широкий круг и вслед за психологом произносят слова:
– Бабочка, лети, лети, лети,
Лети, лети, лети!
На головке (на плече и т.д.)!
Психолог предлагает детям сесть на колени и говорит:
– А теперь попробуйте поймать бабочку, не вставая с места.
Психолог поочередно подходит к каждому ребенку и, держа у него над головой бабочку, предлагает дотянуться до нее. Дети стараются дотянуться до бабочки правой, левой и обеими руками. После растяжек дети, передвигаясь на четвереньках, пытаются догнать психолога, который держит бабочку на расстоянии одного-двух шагов от них.
– Котята заигрались с бабочкой и не заметили, как убежали из своего двора. Они потерялись. Уже наступал вечер. Котята замерзли (дети съеживаются), проголодались (поглаживают животики). Где-то неподалеку залаяли собаки
(тревожно оглядываются по сторонам). Им стало страшно. «Где же наша мама?» – спрашивают котята (разводят руками, спрашивают: «Где же наша мама?», говорят, что им страшно). – Вдруг котята услышали мяуканье мамы-кошки. Они очень обрадовались (изображают чувство радости). – Котята побежали на мамин голос (передвигаются на четвереньках). Но вот перед ними ручей (останавливаются), а мама кошка стоит за ручьем (мяукают). Котята потрогали лапкой воду («трогают воду» руками и ногами) – холодный
ручей («стряхивают холодные капельки»), смотрят вниз (опускают голову вниз) – глубокий ручей (качают головой), посмотрели на другой берег (подносят руку к глазам, всматриваются вдаль) – широкий ручей (качают головой). Расстроились, загрустили котята (изображают грусть). «Что же
нам делать?» – думают они (разводят руками, спрашивают: «Что же нам делать?»). – Вы сможете переплыть ручей! Плывите ко мне! Смелее!
Один из детей ложится на животик и ползет к психологу (4–5 метров). Все его подбадривают. Психолог садится на колени, раскрывает объятия и встречает ребенка. Ребенок говорит: «Я молодец, я переплыл ручей!» Все ему аплодируют.
– Какие вы у меня смелые, храбрые котята! Я вами гор-
жусь! Я вас очень люблю!
Все обнимаются, радуются, веселятся.
Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения
проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего
понравилось.
Психолог говорит:
– Вот и пришло время прощаться. Котята превращаются
в мальчиков и девочек. Давайте скажем друг другу: «Спасибо!
До свидания!»
Критерии оценки эффективности программы.
Критерии оценки эффективности служат следующие показатели:
- настроение;
- сон;
- аппетит;
- отношение к предметному миру;
- отношение ко взрослым;
- отношение к сверстникам. Приложение 1.
Папка №1. Диагностический инструментарий. Мониторинг.
Приложение 1
Оценка характера адаптации ребенка к новым условиям
Ф.И.О. ребенка, возраст на момент поступления в ДОУ____________________________
Показатели | Проявления | Оценка в баллах | ||||
На момент поступления | Через 2 недели | Через 3 недели | Через месяц | Через 2 месяца | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Настроение | - бодрое,жизнерадостное (2балла); - неустойчивое: спокойное настроение сменяется беспокойством, тревогой (1балл) - устойчиво негативное: аффективное, раздражительное или подавленное (0баллов) | |||||
Сон | - спокойный, глубокий, длительный, не требует содействия взрослого (2 балла); - достаточно длительный, но не глубокий; успокаивается при помощи взрослого (1балл); - прерывистый, беспокойный, короткий, неглубокий и беспокойный, содействие взрослого существенного влияния на сон не оказывает, может отказаться от сна (0 баллов) | |||||
Аппетит | - стабильно хороший (2 балла); - неустойчивый (1 балл); - отказ от еды (0 баллов) | |||||
Отношение к предметному миру | - инициативность, любознательность к игрушкам (2 балла); - неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл); - пассивность, равнодушие или отказ от деятельности (0 баллов) | |||||
Отношение ко взрослым | - инициативность в общении, интерес ко взрослому (2 балла); - неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл); - пассивность, равнодушие, избегание, отказ от общения (0 баллов) | |||||
Отношение к сверстникам | - инициативность в общении, интерес к сверстникам (2 балла); - неустойчивый интерес, низкая активность (1 балл); - пассивность, равнодушие, избегание, отказ от общения (0 баллов) |
Высокий уровень адаптации – 12- 9 баллов;
Средний уровень адаптации – 8 - 5 баллов;
Низкий уровень адаптации – 4 – 0.
Приложение 2
Как это происходит!
Наступает время, когда ребёнок идёт в детский сад. Конечно, все родители рассказывают своему любимому чаду об интересной жизни в детском саду. О том, что ему не будет скучно, так как рядом будут другие дети, с которыми можно поиграть, приветливые воспитатели с интересными занятиями. Ребёнок кивает и улыбается, соглашаясь ходить в детский сад!
И вот, Вы ведёте ребёнка в группу и оставляете в окружении незнакомых детей и людей. Вот тут и происходят изменения в поведении ребёнка, он становится плаксивым, капризным, всё время цепляется за маму, не давая ей уйти. И каждый день начинается с уговоров и слёз. Психика ребёнка страдает, да и родителям приходится тяжело.
Почему так происходит и как с этим справится?
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
В случае если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:
- нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
- нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
- меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
- повышение температуры тела
- изменения характера стула
- нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей, в первые, дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.
Приложение 3
Ребенок идет в детский сад!
Памятка.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения!
Что должны знать и уметь родители:
Рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ. Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
Если он категорически отказывается идти в детский сад, желательно дать ребенку пару дней отдыха. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, – это верный знак того, что он освоился.
Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Отсутствие навыков самообслуживания, сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду!!!
Приложение 4
Игры с детьми во время адаптации.
Игры на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения, тревожности, развитие коммуникации
1. «Назови себя ласково»
Дети сидят в кругу. Психолог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.
2. «Солнышко»
Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами: «Я люблю…», называя имя следующего по очереди ребенка.
Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви».
3. «Мартышки» (Обыгрывание стихотворения)
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Все в ладоши хлопаем
И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке,
Пальчик поднесем к виску
И подпрыгнем к потолку.
Шире рот откроем – «А»,
Рожицы состроим.
Как скажу я слово: «Три»,
Все гримасою замри.
Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.
4. «Солнышко и тучка» (напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе). Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?
Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот.
6. «Здравствуй, я котик»
Психолог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».
7. «Котик ласкает»
Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.
8. «Потерялся ребенок»
Дети – в кругу, психолог делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в детский садик к вам пришла».
9. «Доброе животное» (Цель - развитие чувства единства)
Воспитатель: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.
10. Сказка «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают дом).
И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного пальца клюем зернышки из другой руки).
Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу).
яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)
Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).
Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).
Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями).
Мышка не нашла яичко и убежала в норку.
11. «Звукоподражание»
Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети)
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Чу-чу-чу!
– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает игрушку) Как он копытцем стучит?
– Цок-цок-цок-цок!
– Как он кричит?
– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!
Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?
– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
– Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?
– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!
– Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?
– Кар-кар-кар-кар!
– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?
– Ш-ш-ш-ш!
– К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?
– Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?
20. «Найди свою маму»
Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает картинки детенышей животных.
– Маша, у тебя какое животное?.. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это домашнее или дикое животное?
Приложение 5
Подвижные оздоровительные игры
«Карусели»
Игра напоминает малышам катание на карусели. Кружась одновременно в темпе, который задаётся текстом, дети все вместе создают образ карусели, движение которой то замедляется, то ускоряется, и вместе переживают радость от такого развлечения. Общее переживание вызывает подлинный всплеск веселья, которое, конечно же, сближает и детей, и взрослых. Важно, что эта игра не только забавляет ребят, но и учит их согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями. Игра начинается с образования круга. «Давайте покатаемся на карусели! — говорит взрослый. — Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, все движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
(Карусель медленно движется в правую сторону)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
(Темп речи и движений
постепенно ускоряется)
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
(На слова «побежали» карусель меняет направление движения)
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите,
(Темп движения постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу)
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончена игра.
«Раздувайся, пузырь!»
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Взрослый говорит: «Вот как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Все становятся тесным кружком. Затем, не размыкая рук, начинают делать шаги назад со словами:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!
Затем взрослый восклицает: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и собираются в кучку. Игра повторяется несколько раз. После того как пузырь «лопнул», можно покружиться, изображая маленькие пузырьки.
«Ручки вверх и на бочок»
Эта игра предполагает выполнение нескольких последовательных движений: руки вверх и на бочок; руки в стороны и на бочок; руки вниз и на бочок.
Взрослый приглашает ребенка поиграть и говорит: «А теперь ручки хотят поиграть в новую игру. Смотри на меня и старайся все делать так же, как я». Он поднимает руки вверх, а затем переносит их на бок, произнося: «Руки вверх и на бочок». Ребенок воспроизводит движения взрослого.
Таким же образом проигрываются и другие инструкции («ручки в стороны, вперед, назад»).
В процессе игры взрослый обращает внимание на соответствие движений ребенка речевой инструкции, например: «Сашенька, где у тебя ручки? Разве ты их поставила на бочок? Поставь ручки вот так», — и помогает малышу поставить ручки на бочок.
Приложение 6
Полезные забавы для самых маленьких
«Цап»
Взрослый сажает ребенка рядом с собой, берет раскрытую ладошку малыша своей рукой, а другой водит по ней пальцем, приговаривая: «На горе стояли зайцы и кричали: “Прячьте пальцы! Цап!”». С последним словом он захлопывает ладошку малыша, захватывая ею свой палец. Как правило, дети радуются, поймав палец взрослого, побуждают его повторить игру. В эту игру можно играть с несколькими членами семьи, поочередно ловя пальчики друг друга. В этой игре хорошо развивается координация совместных действий.
«Тушки-тутушки»
Высоко поднимая ребенка на руках или на коленках, взрослый припевает:
Тушки — тутушки,
С творогом ватрушки.
Пшеничный пирожок
Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!
Дружок!
«Кулачки»
Кулачками или суставами согнутых пальчиков ребенка взрослый выстукивает по крышке стола в такт стишков:
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли кулачки,
Тук-ток, тук-ток,
Нашей Леночке — годок!
«Курочка кудахчет»
Ребенок сидит на коленях взрослого. Пальчиком одной ручки ребенка взрослый легонько тычет в ладошку его другой руки и напевает:
Курочка кудахчет,
Дочку носом тычет:
Ай, куда, куда, куда,
Ай, подай ее сюда!
«Прокачусь по льду»
Малыш сидит на коленях у взрослого. Колени плотно прижаты друг к другу. Взрослый то поднимает свои ноги «на носки», то опускает «на пятки». Ребенок, таким образом, подпрыгивает. Взрослый напевает:
Прокачусь-ка я по льду,
Ни за что не упаду!
Затем немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет:
Хлоп! — на лед!
Ах, не везет!
Еще один вариант этой игры — «Рыжая лисица»:
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла,
И в ямку бух!
Литература.
1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду – М.: Мозаика-синтез, 2014
2. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого - педагогическое сопроводждение, комплексные занятия – изд.3-е, испр. – Волгоград: Учитель.
3. Шитова Е.В. Работа с родителями; практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель.
4. А.С.Роньжина., Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М.: Психологическая служба, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании "Знакомство. Адаптация детей при поступлении в детский сад."
На первом собрании в детском саду родителям необходимо познакомиться не только с другими родителями, специалистами, а также важно узнать о том, как проходит адаптационный процесс в группе и лично у ка...
Адаптация детей при поступлении в детский сад. Проект "Здравствуй, малыш!"
Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У...
Памятка для родителей : "Адаптация детей при поступлении в детский сад!"
Памятка для родителей :"Адаптация детей при поступлении в детский сад!"...
Памятка для родителей "Адаптация детей при поступлении в детский сад"
Лучшее лекарство от стресса – это смех!Поэтому в адаптационный период необходимо создать такие условия, чтобы ребенок больше смеялся и занимался той деятельностью, которая приносит ему удовольст...
Картотека консультаций для родителей по адаптации детей при поступлении в детский сад
материал имеет ознакомительное и рекомендательное значение для родителей...
«Адаптация детей при поступлении в детский сад»
Игры с детьми в период адаптации к детскому саду:«Передай колокольчик» - Учит ребенка отзываться на свое имя, на уменьшительно-ласкательные его формы и свою фамилию, понимать и использоват...
Адаптация детей при поступлении в детский сад
Адаптация детей при поступлении в детский сад...