Картотека консультаций для родителей по адаптации детей при поступлении в детский сад
материал (младшая группа)
материал имеет ознакомительное и рекомендательное значение для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация к детскому саду | 20.56 КБ |
Подготовка к детскому саду | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Адаптация к детскому саду
или как избежать ошибок»
Составитель: Ефименко В.А.
Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
- Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
- Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду.
Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации:
- Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами». Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка. - Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
- Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
- Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, в садике будет отодвигать овощное рагу и запеканку.
- Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.
- Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.
- Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате).
- Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
- Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
- Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
- Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
- Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
- Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.
- Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.
- Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.
- Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Чтобы Ваш малыш легко, быстро и безболезненно адаптировался к детскому коллективу, необходимо заранее начинать подготовку к этому событию.
- Расскажите малышу, что такое детский сад.
- Заранее познакомьтесь с режимом детей в ДОУ и приближайте постепенно к нему домашний режим вашего ребенка.
- Учите ребенка играть. Дети, умеющие играть и налаживать контакты со взрослым, испытывают положительные эмоции во время пребывания в яслях.
- Играя вместе с ребенком, приучайте его бережно обращаться с игрушками и убирать их на место. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. Позволяйте самостоятельно мыть руки, держать ложку, одеваться, проситься на горшок.
- Важно, чтобы малыш имел опыт разлуки с мамой, пусть незначительный, кратковременный, но такой ему необходимый. Например, мама находится на кухне, а малыш в это время – в комнате без мамы... хотя бы в течение 15 минут!
- И, наконец, самим родителям важно привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, и я этого не боюсь, мой малыш очень хочет попасть в коллектив сверстников».
Причинами тяжелой адаптации к детскому саду могут быть:
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Несформированность культурно-гигиенических навыков.
- Отсутствие у ребенка опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
- В кризисный период с 2,5 до 3,5 лет адаптация протекает более тяжело и длительно.
Как проверить, насколько готов ребенок к посещению детского сада?
Для этого ответьте на следующие вопросы:
- Легко ли рассмешить вашего ребенка?
- Ваш малыш любит играть вместе с вами?
- Может занять себя каким-либо делом?
- Спокойно ли переносит разлуку с близкими?
- Охотно ли выполняет ваши просьбы: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
- Умеет ли совершать простые действия по самообслуживанию?
- Охотно ли идет на контакт со взрослыми?
- Активен и доброжелателен по отношению к сверстникам?
Если Вы можете дать положительные ответы на эти вопросы, то можете не беспокоиться – Ваш ребенок готов к изменениям в своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста в детском саду
Уважаемые родители ...предлагаю Вам ознакомиться с консультацией по адаптации...с уважением ваш воспитатель.....
Памятка для родителей : "Адаптация детей при поступлении в детский сад!"
Памятка для родителей :"Адаптация детей при поступлении в детский сад!"...
Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Рекомендации "Что необходимо малышу для того, чтобы облегчить процесс адаптации"....
Консультация для родителей по адаптации детей к ДОУ "В детский сад без слез"
В данном материале содержатся рекомендации для успешной адаптации дошкольников. Необходимости постепенной адаптации,солблюдения режима дня,...
Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Адаптация — от лат.«приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологичес...
Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ в детском саду ».
Консультация для родителей«Особенности адаптации детей с ОВЗ в детском саду ».Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДО...
Консультация для родителей «Адаптация детей при поступлении в детский сад»
Консультация для родителей «Адаптация детей при поступлении в детский сад» Л.С.Выготский, А.Фрейд, К.Хорни подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного...