Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Фленкина Жанна Алексеевна

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра, как средство

формирования межличностных отношений

у детей старшего дошкольного возраста

В сферу общественных отношений и деятельности человек включается с детского возраста: под  их воздействием осуществляется процесс его общественно-политического, нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания. Ребенок формируется и развивается как гражданин, как член общества, как творческая индивидуальность. Детский коллектив является органической ячейкой общества, в котором реализуется его важнейшая задача: формирование нового человека. В силу этого, детский коллектив воспроизводит в определенной мере систему отношений. Поэтому детские коллективы должны быть базой накопления детьми разностороннего положительного опыта.

Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желание сделать приятное другим, готовность оказать помощь, проявить уважения к сверстникам, доброжелательность. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к взрослым и сверстникам.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения взаимодействий и взаимоотношений. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх: игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы,  не испытывая прямой зависимости от взрослого. Становление ребенка как  личности происходит в играх, организуемых в детских группах, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению Д.Б. Эльконина  [3,с.125] между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи основой  и источником различных творческих актов, разыгрывает продуктивность воображения детей, помогает накоплению их  эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения этого мира. В ней дети отражают свои впечатления, свое понимание и отношение к окружающему и прежде всего к деятельности взрослых.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Удивительная открытость чувств и переживаний, разнообразие притязаний и достижений ребенка в игре позволяют многое понять в его личностном становлении и культурном развитии. Эта особенность игры была отмечена  известными психологами и педагогами Д.Б. Элькониным, Д.В. Менджерицкой, А.П.Усовой, А. В. Калинченко, Ю.В. Микляевой, В.Н. Сидоренко, Е.В. Зыгиной, В.Я. Вороновой, Н.В.  Краснощековой [3,с.256]. Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свободой, реализует внутреннюю потребность ребенка в постоянном поиске нового, выборе и воплощении своих замыслов. Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. В игре как свободной и самостоятельной деятельности создаются реальные возможности развития ребенка как личности, способной к самореализации.

Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения приобретенные ранее.

Учитывая выше сказанное, была сформулирована тема методической работы «Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста». Цель данной работы – обучение детей взаимодействию друг с другом, привитие нравственных и волевых качеств. Педагогами детского сада был составлен перспективный план игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Во многие игры дети играют на протяжении всего дошкольного возраста. Например: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Магазин» – в эти игры играют дети всех возрастов. В старшем дошкольном возрасте общение детей становится более взвешенным, вербальным, рациональным. Ребенок старшего дошкольного возраста должен обдуманно выбирать тему игры, намечать ее план, примерную последовательность действий, то есть ребенок должен в общих чертах представить изображаемые события. Дети в этом возрасте должны распределять роли, хотя и здесь требуется помощь воспитателя.
Обсуждение содержания игры, хода развития, распределение ролей — первый этап игры (предварительное обсуждение). Например, дети хотят играть в «путешествия». Воспитатель спрашивает: «Куда поплывет ваш теплоход?» Дети начинают спорить: одни говорят — в Москву, другие — на север. Сережа предлагает — по Иртышу в Омск. Дети соглашаются с ним. Своевременно поставленный вопрос дает возможность определить тему игры.

В ходе развития сюжета воспитатель может дать совет, направленный на развитие игры: «маме» посоветовать пойти с «дочкой» на «праздник», «матросам» напомнить, что можно перевозить грузы, а не только людей. Такие советы обогащают содержание игры. Воспитатель может быть и участником игры. В первых длительных играх выполнение ведущей роли дает возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.
Творческие игры обычно возникают в связи с развитием образовательно-воспитательной темы. В основе систематизации образовательного материала лежит тематическое планирование. Это обеспечивает такое построение педагогического процесса, при котором осуществляется взаимосвязанное формирование нравственных представлений и перенос их в опыт игровой деятельности. В этом процессе мы используем различные формы: экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, лепку, рисование, оформление тематических альбомов.

Одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «Семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. Сюжет игр типа «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы» является основой формирования ценных нравственных чувств (гуманность, любовь, сочувствие и др.).  

Новыми играми старших дошкольников являются игры в «Школу», «Библиотеку».  Ребенок в этом возрасте (особенно в подготовительной группе) готовится к новому этапу своей жизни, к новой деятельности — учению в школе. Он с нетерпением ждет того дня, когда станет учеником. Интерес к игре объясняется привлекательностью познавательного материала, умением проявить свои организаторские способности. И это желание ребенка учиться находит выход в любимой игре детей старшего возраста — в «Школу».
Приемы руководства этой игрой различные: исполнение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка школы, класса. Перед каждой игрой с детьми проводится разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет.  Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они действуют в соответствии со своими избирательными интересами (проводят уроки чтения, физкультуры, математики). Характер таких игр разнообразен (сюжетные, строительные и др.).
Таким образом, развитие характерных игр на основе начальных интересов к окружающему является основой формирования больших играющих коллективов.

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие ребенка, необходимо постоянное, целенаправленное руководство воспитателя игровой деятельностью, его личная заинтересованность играми, стремление поддержать и развить игровые интересы детей. Такая организация педагогического процесса способствует эффективному усвоению знаний, развитию творческих игр и формированию положительных взаимоотношений между детьми.

Список литературы:

1. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. /Сб. статей  под ред.А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Феникс, 2005.

2. Воспитание и обучение детей в детском саду / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2001.

3. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Наука, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта: «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»

Обобщение опыта:«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...

Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"

В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками через развивающую игру

Актуальность исследования. Межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения, как представления о другом (о его социальных и личностных качествах), как способность к совместной де...

Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Стремление педагога воздействовать на усвоение детьми бесконфликтных навыков общения посредством дидактических игр, определило проблему исследования, которая заключается в том, чтобы выявить каким об...