Обобщение опыта: «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»
статья (старшая группа) на тему
Обобщение опыта:
«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами
дидактической игры»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
структурное подразделение «Детский сад»
Обобщение опыта:
«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами
дидактической игры»
Содержание
Введение | |
Глава Ι Теоретическое обоснование проблемы формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры | |
| |
| |
Вывод по главе I | |
Глава ΙΙ Опытно-экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста | |
| |
| |
| |
| |
| |
Вывод по главе I | |
Заключение | |
Список используемой литературы |
Введение
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее острые и напряжённые переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки.
Особенно велика роль межличностных отношений в детстве, так как для маленького ребёнка его общение с другими людьми это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие развития его личности, его человеческого развития.
Межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения, как представления о другом (о его социальных и личностных качествах), как способность к совместной деятельности.
Именно в дошкольные годы, как показывают специальные исследования А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, завязываются первые отношения между детьми.
Группа детского сада первичная социально – психологическая общность, первое «детское общество», которое оказывает, наряду с семьёй, определяющее влияние на становление личности дошкольника. Становление личности в группе во многом зависит от того, какие отношения складываются между её членами, поэтому важно изучать особенности межличностных отношений дошкольников.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения строить межличностные отношения, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости. Поэтому взрослым необходимо помочь ребёнку, научить его налаживать отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.
Игровая деятельность – один из тех видов деятельности, которые могут быть использованы взрослыми в целях формирования и развития межличностных отношений дошкольников. Ведь игру отличают наличие воображаемой ситуации и непродуктивный характер деятельности, что подразумевает направленность на сам игровой процесс и на переживания играющего.
В силу собой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «недоросли», а именно: в отношениях взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом».
Взрослые могут помочь в двух отношениях: во-первых, обучить социальным навыкам на наглядных примерах и пояснениях; во-вторых, создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками.
Значимость темы состоит в том, чтобы показать, как развиваются межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста посредствами дидактической игры.
Проблема: какова связь формирования межличностных отношений старших дошкольников с дидактической игрой.
Исходя из важности и актуальности проблемы, мы избрали тему исследования: «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность процесса формирования межличностных отношений старших дошкольников посредством дидактической игры.
Объект исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования межличностных отношений старших дошкольников будет эффективным при следующих условиях:
- в качестве средства формирования межличностных отношений будет использоваться дидактическая игра;
- будет разработана программа по формированию межличностных отношений старших дошкольников, основанная на дидактической игре.
Задачи исследования
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста.
- Выявить показатель сформированности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
При выполнении работы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научной и учебной литературы; констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, а также разработка коррекционно-развивающей программы, которая способствует развитию благоприятных межличностных отношений старших дошкольников.
Теоретическая значимость состоит в том, что:
- расширено представление о межличностных отношения старших дошкольников;
- обоснована логика процесса формирования межличностных отношений старших дошкольников;
- выявлены показатели формирования межличностных отношений старших дошкольников посредством дидактической игры.
Практическая значимость исследования:
- разработана и применена коррекционно-развивающая программа, которая способствует развитию межличностных отношений старших дошкольников.
Глава Ι
Теоретическое обоснование проблемы формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Ученые подчеркивают влияние характера межличностных отношений, взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, и доказывает необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми.
При исследовании мы опирались на учение о роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); социально-психологическую теорию личности (Я.Л. Коломенский, А.В. Петровский, Т.А. Репина и др.); психолого-педагогические исследования по проблеме воспитания гуманных отношений у дошкольников к сверстникам (Л.В. Артемова, В.В. Абраменкова, Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева, СВ. Петерина и др.); исследования по проблемам коррекции поведения и деятельности дошкольников (Л.И. Божович, Т.А. Березина, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.); психолого-педагогические исследования двигательной деятельности дошкольников (В.Н. Новохатько, Т.Э. Токаева и др.).
Анализируя специфику игры (Т. Антонова, Л. Артемьева) мы выделили общение и взаимодействие как необходимое условие её возникновения и существования в детском возрасте, что позволяет рассматривать игру, как содержательное общение. Игра рассматривается как игровой диалог, способ понимания, проникновения в смысл, намерения собеседника.
- Возрастные особенности старшего дошкольного возраста
Одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является воображение. Воображение теснейшим образом связано с памятью - в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. Память в некотором смысле можно рассматривать как «воспроизводящее воображение». Но помимо воспроизведения образов прошлого опыта воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было.
В дошкольном детстве создается предварительный образ своего поведения. Образ поведения, который может быть задан в форме обобщенного правила, или игровой роли, или действий конкретного человека, выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с этим образцом. Это сравнение с образцом и есть осознание своего поведения. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он осознает не только свои действия, но и внутренние переживания - желания, предпочтения, настроения и т.д.
И воображение, и произвольное поведение складываются, проявляются и развиваются в различных видах деятельности дошкольника: игровой, продуктивной и учебной.
Помимо игровой и продуктивной деятельности в дошкольном детстве начинает складываться учебная деятельность. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже здесь.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Интенсивно растет словарный состав речи. Велики индивидуальные различия - у одних детей словарный запас больше, у других меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ним общаются близкие взрослые.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием ИЗО - деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление.
- Особенности межличностных отношений старших дошкольников
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т.к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие.
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.
Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребёнок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.
Столь широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач, которые решаются в этом общении.
Вторая яркая черта общения заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребёнка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Третья особенность заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определённых общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребёнку проявить своё самобытное начало. Если взрослый несёт для ребёнка культурно-нормативные образцы поведения, то сверстник создаёт условия для индивидуальных, ненормативных, свободных проявлений.
Ещё одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из - за отсутствия ответной активности партнёра. Для ребёнка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнёра существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста.
Наиболее распространённым методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, обогащение словаря эмоций. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других. Однако все эти приёмы концентрируют внимание ребёнка на самом себе, своих достоинствах и достижениях.
В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а напротив, снятие фиксации на собственном "Я" за счёт развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.
Этот метод опирается на уверенность в том, что ранее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребёнка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений.
Главная цель нравственного развития заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнёров. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строятся нравственные отношения к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.
Межличностное общение - непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества и общения многоцелевой механизм формирования личности в дошкольном возрасте ребенка в ходе усвоения им социально-исторического опыта человека.
Вывод по главе I
Таким образом, анализируя вышесказанное, надо выделить, что играя, ребенок всегда находится в определенных отношениях с детским коллективом. Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые при этом складываются. Именно дидактическая игра имеет определенную и четкую структуру. Обязательным компонентом такой игры являются правила, которые определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. Дидактическая игра формирует не только знания, но и разнообразные чувства, учит детей видеть положительные качества и достоинства других детей. Усвоенное правило игры становится "точкой опоры" взаимоотношений в игре. Вместе с тем они содействуют формированию самостоятельности и самоконтроля. Через правила, их усвоение у детей формируется способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах, соотносить его с поведением сверстников.
Глава ΙΙ
Опытно-экспериментальная работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
- Методы исследования межличностных отношений дошкольников
Цель: улучшить межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста при помощи реализации коррекционной программы, разработанной на основе дидактических игр.
Задачи:
1. Подобрать комплекс методик для диагностики взаимных выборов старших дошкольников и выявлению восприятия сверстников в группе.
2. Провести констатирующий эксперимент по определению избирательных предпочтений детей среди сверстников и определению восприятия ребёнка в коллективе группы.
3. Разработать и провести коррекционную работу, направленную на улучшение межличностных отношений старших дошкольников.
4. Провести повторную диагностику и проанализировать эффективность коррекционно-развивающей программы.
Описание выборки: экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ «СОШ № 7» структурного подразделения «Детский сад» города Троицка. Число детей, участвующих в исследовании составило 25 человек. В экспериментальную группу вошли дети подготовительной группы, мальчиков-12, девочек-13.
Возраст испытуемых: 6 лет (старший дошкольный возраст, приложение 1)
- Методы и методики исследования
Исследование проводилось в 3 этапа:
1. Констатирующий (диагностический) этап, цель которого выявить избирательные предпочтения детей и проверить восприятие друг друга сверстниками в группе.
2. Формирующий этап - цель, которого развитие благоприятных межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы. Программа формирующего эксперимента рассчитана на проведение регулярных занятий.
Длительность одного занятия - 20-30 минут.
3. Контрольный (диагностический) этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на развитие межличностных отношений старших дошкольников.
На констатирующем и контрольном этапе использовались следующие психодиагностические методики на выявление избирательных предпочтений старших дошкольников в группе и выявление восприятия ребёнка в коллективе сверстников.
2.3 Констатирующий эксперимент:
Цель: Выявить начальный уровень межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры. Методы исследования на данном этапе. На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика межличностных отношений старших дошкольников в экспериментальной группе по двум методикам «Капитан корабля» и «Лесенка».
Основная цель этого этапа - выявление избирательных предпочтений старших дошкольников в группе и выявление восприятия детей в коллективе. Для этого мы провели замеры по психодиагностическим методикам.
- Методика «Капитан корабля»
Диагностика межличностных отношений дошкольников в группе сверстников.
Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со сверстниками, уровень статуса ребенка в группе, проанализировать заинтересованность детей в общении со сверстниками.
Ход исследования.
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
- Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
- Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
- Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
- Кто еще остался на берегу?
Анализ результатов.
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику. При условии, что в группе принимает участие 25 детей, можно судить по следующим баллам:
Критерии и оценка результатов:
- Популярные («звёзды») – дети, получившие в два раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
- Предпочитаемые – дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
- Изолированные – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (1- они остаются, как бы незамеченными);
- Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
Социометрический статус детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
Таблица 1
№ | Ф.И. ребенка | баллы |
1 | Аннагова Эльнара Гиясовна | 2 |
2 | Анцигин Святослав Дмитриевич | 3 |
3 | Ахметова Дарья Витальевна | 3 |
4 | Баландин Дмитрий Александрович | 2 |
5 | Белоусова Дарья Александровна | 2 |
6 | Бураков Максим Александрович | 1 |
7 | Валишин Даниил Андреевич | 3 |
8 | Габбасова Татьяна Альбертовна | 3 |
9 | Иванова Виктория Владимировна | 2 |
10 | Иванова Иван Иванович | 2 |
11 | Индеров Никита Сергеевич | 2 |
12 | Кирсанова Александра Сергеевна | 1 |
13 | Кусаинов Владислав Ербулатович | 2 |
14 | Михеева Арина Денисовна | 2 |
15 | Морева Арина Константиновна | 2 |
16 | Поддубный Максим Николаевич | 1 |
17 | Полоскова Александра Алексеевна | 1 |
18 | Пономарев Николай Владимирович | 2 |
19 | Протасова Анастасия Анатольевна | 1 |
20 | Рыбалова Дарья Александровна | 2 |
21 | Терешина Полина Борисовна | 3 |
22 | Федько Никита Максимович | 2 |
23 | Хайруллина Анастасия Андреевна | 2 |
24 | Хрунков Антон Александрович | 3 |
25 | Ширшов Андрей Артемьевич | 3 |
Таблица 2
Социометрический статус | Количество детей 25 (%) |
Популярные | 7 (28%) |
предпочитаемые | 13 (52%) |
изолированные | 5 (20%) |
отвергаемые | 0 |
Диаграмма 3
- начало года
Как видно из диаграммы №3 «изолированных» детей в группе 5 человек, «отвергаемых» детей нет. Характеристика этих непопулярных детей раскрывалась сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерутся», «обзываются», «не слушаются», «ломают игрушки», «забирают игрушки». А вот принятых и предпочитаемых детей больше, чем звёзд. Так как предпочитаемых детей больше, то это означает, что всё-таки в группе есть те дети, с которыми мало общаются и играют редко. Всего 7 детей имеют статус популярных детей. Дети, вошедшие в данную группу, привлекают окружающих детей к своим действиям, с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, дружелюбно относятся ко всем. Хотелось бы, чтобы таких детей в группе было намного больше.
- Методика «Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Рисунок 4
1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);
4-5ступенька – средний уровень самооценки (правильная);
6-7ступенька – завышенный уровень самооценки (завышенная)
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
Таблица 5
№ | Ф.И. ребенка | баллы |
1 | Аннагова Эльнара Гиясовна | низкий |
2 | Анцигина Святослава Дмитриевича | средний |
3 | Ахметовой Дарьи Витальевны | высокий |
4 | Баландин Дмитрий Александрович | низкий |
5 | Белоусова Дарья Александровна | низкий |
6 | Бураков Максим Александрович | средний |
7 | Валишина Даниила Андреевича | высокий |
8 | Габбасова Татьяна Альбертовна | средний |
9 | Иванова Виктория Владимировна | средний |
10 | Иванов Иван Иванович | высокий |
11 | Индеров Никита Сергеевич | низкий |
12 | Кирсанова Александра Сергеевна | низкий |
13 | Кусаинов Владислав Ербулатович | низкий |
14 | Михеева Арина Денисовна | средний |
15 | Морева Арина Константиновна | средний |
16 | Поддубный Максим Николаевич | низкий |
17 | Полоскова Александра Алексеевна | низкий |
18 | Пономарев Николай Владимирович | низкий |
19 | Протасова Анастасия Анатольевна | низкий |
20 | Рыбалова Дарья Александровна | низкий |
21 | Терешина Полина Борисовна | высокий |
22 | Федько Никита Максимович | низкий |
23 | Хайруллина Анастасия Андреевна | низкий |
24 | Хрунков Антон Александрович | средний |
25 | Ширшов Андрей Артемьевич | высокий |
Таблица 6
Уровень самооценки | Количество детей 25 (%) |
Высокий (завышенная) | 5 (20%) |
Средний (адекватная) | 7 (28%) |
Низкий (заниженная) | 13 (52%) |
Диаграмма 7
- начало года
На диаграмме №7 показано, что всего у 28% детей имеют адекватную самооценку. У 52% детей самооценка низкая, а это значит, что дети не уверенны в себе и не доверяют друг другу, хотя многие дети предполагают, что друзья поставят их на высокие ступеньки, они во всём сомневаются. У 20% детей самооценка завышенная, они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Из этого следует, что у детей нет удовлетворённости в коллективе. В коллективе прослеживается напряжённая обстановка, дети закрыты для общения. У детей не сформированы навыки межличностного общения со сверстниками.
Анализ полученных результатов диагностики на начало года, позволяет говорить, что все дети, в основном, испытывали сложности различной степени при построении взаимоотношений, возникающие конфликты часто происходили из-за непонимания и нежелания слушать партнера по игре, при распределении ролей с трудом могли договориться друг с другом, пытались перекричать своего собеседника, доказывая своё мнение; эмоциональное состояние партнеров не брали во внимание, нередки случаи некорректного и неадекватного отношения друг к другу (отсутствие чувства сопереживания другому и умения радоваться за успех играющих). Необходима целенаправленная и планомерная работа на улучшение межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Формирующий эксперимент.
Коррекционно-развивающая программа
Следующим шагом в исследовании стал формирующий этап, целью которого является развитие межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы.
Назначение программы:
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 лет), имеющих трудности в межличностном общении в группе сверстников. Занятия проводятся всей группой 2-3 раза в неделю, их продолжительность 20-35 минут.
Цель программы: улучшение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры, которая способствует формированию благоприятных межличностных отношений в группе между сверстниками.
Задачи программы:
1. Формировать межличностные отношения старших дошкольников.
2. Устранить конфликтные ситуации между сверстниками.
3. Научить взаимодействовать с окружающими.
4. Установить доброжелательную обстановку в коллективе.
Методы:
- Беседы с детьми (см. Приложение 2)
- Комплексы игровых упражнений и дидактических игр (направленных на сплочённость между детьми, на формирование умения слушать собеседника, на формирование умения договариваться) (см. Приложение 3)
- Психогимнастика (см. Приложение 4)
- Работа с родителями (см. Приложение 5)
- Консультации с педагогами (см. Приложение 6)
Ожидаемые результаты:
1. Осознание детьми ценности межличностных отношений с окружающими людьми.
2. Формирование умения применять в жизни, полученные знания (например - как избежать конфликт, или выйти из сложившейся конфликтной ситуации)
3. Повысить уровень групповой сплочённости.
- Контрольный эксперимент
После реализации коррекционно-развивающей программы были проведены те же диагностические методики, в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Методика «Капитан корабля».
Социометрический статус детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Таблица 8
№ | Ф.И. ребенка | баллы |
1 | Аннагова Эльнара Гиясовна | 3 |
2 | Анцигина Святослава Дмитриевича | 3 |
3 | Ахметова Дарья Витальевна | 3 |
4 | Баландин Дмитрий Александрович | 2 |
5 | Белоусова Дарья Александровна | 2 |
6 | Бураков Максим Александрович | 2 |
7 | Валишин ДаниилАндреевич | 3 |
8 | Габбасова Татьяна Альбертовна | 3 |
9 | Иванова Виктория Владимировна | 2 |
10 | Иванов Иван Иванович | 3 |
11 | Индеров Никита Сергеевич | 2 |
12 | Кирсанова Александра Сергеевна | 2 |
13 | Кусаинов Владислав Ербулатович | 2 |
14 | Михеева Арина Денисовна | 3 |
15 | Морева Арина Константиновна | 3 |
16 | Поддубный Максим Николаевич | 2 |
17 | Полоскова Александра Алексеевна | 2 |
18 | Пономарев Николай Владимирович | 2 |
19 | Протасова Анастасия Анатольевна | 3 |
20 | Рыбалова Дарья Александровна | 3 |
21 | Терешина Полина Борисовна | 3 |
22 | Федько Никита Максимович | 2 |
23 | Хайруллина Анастасия Андреевна | 3 |
24 | Хрунков Антон Александрович | 3 |
25 | Ширшов Андрей Артемьевич | 3 |
Таблица 9
Социометрический статус | Количество детей 25 (%) |
Популярные | 14 (56%) |
предпочитаемые | 11 (44%) |
изолированные | 0 |
отвергаемые | 0 |
Диаграмма 10
- начало года
- конец года
На диаграмме № 10 показано, что популярных детей после коррекционной работы стало больше, это говорит о том, что дети стали комфортнее ощущать себя в коллективе; у детей наблюдается открытость в общении; прослеживается дружелюбная обстановка в коллективе. На гистограмме видно, что негативного отношения к сверстникам уже нет, показатель позитивного отношения увеличился. Таким образом, у детей появилось желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, появилось желание и готовность ребёнка воспринять действия сверстника и откликнуться на его предложение. Также дети научились замечать пожелание и настроение сверстника. В целом можно сказать, что у детей складываются благоприятные межличностные отношения между сверстниками.
Методика «Лесенка»
Уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Таблица 11
№ | Ф.И. ребенка | баллы |
1 | Аннагова Эльнара Гиясовна | средний |
2 | Анцигин Святослав Дмитриевич | средний |
3 | Ахметова Дарья Витальевна | высокий |
4 | Баландин Дмитрий Александрович | средний |
5 | Белоусова Дарья Александровна | средний |
6 | Бураков Максим Александрович | средний |
7 | Валишина Даниила Андреевича | высокий |
8 | Габбасова Татьяна Альбертовна | средний |
9 | Иванова Виктория Владимировна | средний |
10 | Иванов Иван Иванович | высокий |
11 | Индеров Никита Сергеевич | низкий |
12 | Кирсанова Александра Сергеевна | низкий |
13 | Кусаинов Владислав Ербулатович | средний |
14 | Михеева Арина Денисовна | средний |
15 | Морева Арина Константиновна | средний |
16 | Поддубный Максим Николаевич | низкий |
17 | Полоскова Александра Алексеевна | низкий |
18 | Пономарев Николай Владимирович | средний |
19 | Протасова Анастасия Анатольевна | низкий |
20 | Рыбалова Дарья Александровна | средний |
21 | Терешина Полина Борисовна | высокий |
22 | Федько Никита Максимович | средний |
23 | Хайруллина Анастасия Андреевна | средний |
24 | Хрунков Антон Александрович | средний |
25 | Ширшов Андрей Артемьевич | средний |
Таблица 12
Уровень самооценки | Количество детей 25 (%) |
Высокий (завышенная) | 4 (16%) |
Средний (адекватная) | 16 (64%) |
Низкий (заниженная) | 5 (20%) |
Диаграмма 13
На диаграмме № 13 показано, что после проведённой коррекционной работы, у детей повысилась самооценка, детей с заниженной самооценкой стало меньше. У детей снизился уровень низкой самооценки по отношению к себе, т.е. дети стали более уверенными, это проявилось в том, что дети стали лучше и активнее общаться со своими сверстниками, самостоятельно устраняли конфликты. Многие дети, которые имели завышенную самооценку, стали более адекватнее относиться к себе и к своим сверстникам.
Таким образом, коррекционно-развивающая программа, составленная на основе бесед, игровых упражнений, игр и психогимнастики была результативна и эффективна.
С помощью комплекса занятий дети стали очень дружной группой, они стали сами разрешать конфликтные ситуации, научились договариваться друг с другом. Сформировались положительные межличностные отношения в группе сверстников.
Таким образом, с помощью коррекционно-развивающей программы коллектив стал как одно целое.
Вывод по II главе
Для диагностики межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста нами было обследовано 25 детей старшей группы МБОУ СОШ№7 структурного подразделения «Детский сад». Были использованы следующие методики:
1. Методика «Капитан корабля» на выявление уровня комфорта детей во взаимоотношениях.
2. Методика «Лесенка» - на самооценку детей старшего дошкольного возраста.
В результате диагностирования было установлено, что межличностные отношения старших дошкольников были неблагоприятные.
С экспериментальной группой (дети подготовительной группы) была проведена коррекционно-развивающая программа, цель которой улучшение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредствами дидактической игры, которая способствует формированию благоприятных межличностных отношений в группе между сверстниками.
Коррекционно-развивающая программа со старшими дошкольниками была проведена в следующих направлениях
1. Осознание детьми ценности межличностных отношений с окружающими людьми.
2. Формирование умения применять в жизни, полученные знания, т.е. знать, как можно избежать конфликт или выйти из сложившейся конфликтной ситуации)
3. Развивать умение реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно.
После реализации программы была проведена повторная оценка межличностных отношений старших дошкольников по тем же методикам и в тех же условиях.
Сравнивая результаты методик до и после коррекционно-развивающей программы, можно сделать следующий вывод, что межличностные отношения старших дошкольников намного улучшились. Таким образом, коррекционно-развивающая работа, проведенная на основе дидактических игр и упражнений была результативна и эффективна.
По результатам констатирующего и контрольного эксперимента можно выделить следующие задачи, которые удалось реализовать посредством дидактической игры:
1. Дети, участвующие в игровой деятельности сблизились друг с другом и стали более открыты в общении.
2. Межличностные отношения между сверстниками изменились в положительную сторону.
3. Игровая деятельность сближает детей, делая их коммуникабельными.
4. У детей появились общие интересы с теми детьми, с кем раньше не играли и не общались.
5. Дети перестали игнорировать друг друга, а наоборот приглашать в совместные игры, договариваться, мирно решать конфликты.
6. Взаимных выборов стало намного больше.
7. Есть и отрицательные выборы, но намного меньше, чем в констатирующем эксперименте.
Всё это свидетельствует о том, что комплекс коррекционно-развивающих занятий на основе дидактических игр и упражнений действительно эффективен и способствует формированию благоприятных межличностных отношений старших дошкольников.
В дальнейшем планируется продолжать работу над улучшением межличностных отношений между сверстниками с помощью игровой деятельности.
Вывод по главе II
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. Однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, применяя данные методики на выявление межличностных взаимоотношений на практике, можно обнаружить проблемные, конфликтные формы в отношение каждого ребёнка с другими детьми. Использование данных методик на практике позволяет выявить достаточно полную картину не только особенностей поведения ребёнка, но также вскрыть психологические особенности поведения, направленного на сверстника и к самому себе.
Для того чтобы правильно направить работу воспитателя на проблему межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста, необходимо проводить с детьми беседы (Приложение 2), использовать систему игр и упражнений на формирование межличностных отношений старшего дошкольного возраста (приложение 3), а также проводить работу с родителями (приложение 5).
Заключение
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, а общение становится ее частью и условием. Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.
Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.
Малая общительность - объективно существующее явление. У таких детей резко снижены основные характеристики общения по сравнению с остальными членами группы. Малая общительность в большинстве рассматриваемых различными авторами случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми. Симптом малообщительности, проявляемый внешне одинаково, - сложное явление.
Таким образом, становится очевидной необходимость исследовать личность ребенка в группе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастном этапе развития, в опосредованных деятельностью межличностных отношениях детей. Очевидной становится необходимость изучения этих отношений. Именно через эту плоскость отношений ребенок наиболее тесно соприкасается с миром переживаний, ибо без эмоционального «тепла» межличностных отношений, без чьей-либо привязанности в группе он не может быть эмоционально удовлетворен.
Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях - дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс.
Список используемой литературы
- Аверин В.А. «Психология развития детей дошкольного возраста» Конспект лекций СПБ-2000 г.
- Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» М: Просвещение 1987 г.
- Акулова О.А. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2005 г.
- Бондаренко А.К, Матусин А.И. «Воспитание детей в игре» Пособие для для воспитателя детского сада. 2-е издание. М: Просвещение 1983 г.
- Бодалёв А.А. «Личность и общение» М: Педагогика 1983 г.
- Бабаева Т.И, Михайлова З.А, Гурович Л.М. «Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду» 2-е издание СПБ Акцидент 1996 г.
- Гербова В.В, Иванкова Р.А, Казакова Р.Г. «Воспитание детей в старшей группе детского сада» Пособие для воспитателей детского сада: М: Просвещение 1984 г.
- Габардеева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Тонус№5.
- Губанова Н.В. «Развитие игровой деятельности» Мозаика-Синтез 2008 г.
- Ж. Пиаже «Психология интеллекта» Избранные психологические труды. М-1969 г.
- Куницина В.Н. «Межличностное общение» СПб: Питер 2002 г.
- Кураев Г.А, Пожарская Е.Н. «Возрастная психология» Курс лекций. Ростов-на-Дону 2002 г.
- Коломинский Я.А. «О взаимоотношениях в группе детей» Журнал «Дошкольное воспитание» №1 1986 г.
- Под. ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. Учебное пособие «Дошкольная педагогика» М: Просвещение - 1988 г.
- Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребёнка» М: Изд-во Институт практической психологии 1997 г.
- Лэнгрэд Г. Л. Игровая терапия: искусство
- Мухина В.С. «Шестилетний ребёнок» М: Просвещение 1984 г.
- Мухина В.С. «Возрастная психология. Феноменология развития»
- Обухова Л.Ф. «Детская (возрастная) психология» Учебник М - Российское педагогическое агентство 1996 г.
- Осорина М.В. «Секретный мир ребёнка в пространстве мира взрослых» СПб: Питер 1999 г.
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
Фамилия: Никулина Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Имя: Ольга «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Троицк, Челябинская область
Отчество: Владимировна Воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...
Обобщение опыта "Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию"
Познавательная активность является важным качеством личности. Технология ТРИЗ является базой для формирования познавательной активности и повышения интеллектуального потенциала ребенка.Глав...
«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...
«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
сюжетно-ролевая игра...
Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками через развивающую игру
Актуальность исследования. Межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения, как представления о другом (о его социальных и личностных качествах), как способность к совместной де...
Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Стремление педагога воздействовать на усвоение детьми бесконфликтных навыков общения посредством дидактических игр, определило проблему исследования, которая заключается в том, чтобы выявить каким об...
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...