Семинар-практикум для педагогов "Нетрадиционные техники работы с родителями"
материал
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
- Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
- Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
- Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_netraditsionnye_tehniki_raboty_s_roditelyami.docx | 228.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями
для привлечения их в воспитательно-образовательный процесс».
педагог-психолог
Корженко Ю.С.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
- Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
- Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
- Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
1. Приветствие
Ведущий. Добрый день! Уважаемые коллеги тема нашего семинара «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями для привлечения их в воспитательно-образовательный процесс». Как говорил великий мудрец Конфуций: Скажи мне - и я забуду! Покажи мне - и я запомню! Дай мне сделать - и я пойму! Поэтому сегодня для Вас сегодня подготовлено много практических приемов, которые мы попробуем.
Перед тем как мы начнем погружаться в тему, предлагаю немного размяться и настроиться на рабочий лад.
Упражнение на разминку.
«Игра-Приветствие»
Цель: установление контактов между участниками, создание благоприятной атмосферы, развитие креативности.
Все участник рассчитываются на 1-2-3. Участник с команды 1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; участники команды 2 - упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; команда 3 - держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как все участники примут исходное положение, им необходимо поздороваться как можно с большим количеством людей коснувшись друг друга только локтями.
2. Основная информация.
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.
Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает:
- взаимопомощь,
- взаимоуважение и взаимодоверие,
- знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении,
- обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Формы взаимодействия с семьей
Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы:
информационно-аналитические формы работы - направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми: опрос; тесты; анкетирование; заполнение социального паспорта; почтовый ящик доверия; интервью с родителями; посещение воспитанников на дому;
досуговые - совместные досуги, праздники, выставки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми: семейные театры, концерты, игры, конкурсы; спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии; вернисаж совместного творчества; выставки семейных коллекций; родительский уголок творчества.
познавательные - выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей. родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион); родительские клубы; проекты; индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель); семинар-практикум;
наглядно-информационные - необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания: открытые занятия; родительские уголки; выпуски газет; выставки детских работ, фотографий; просмотр видеороликов; день открытых дверей; интернет странички для родителей, проведение коррекционных занятий по скайпу; мини-библиотека; информационные стенды.
Упражнение «Мозговой штурм»
Цель: активизировать познавательный интерес педагогов к получаемой информации.
Педагогам предлагаются различные варианта нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, которые необходимо разделить на группы. Для выполнения задания от каждой команды необходимо по 1-2 представителю.
Упражнение «Словарный диктант»
Цель: закрепление знаний терминологий нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Командам раздаются листочки с определениями, к которым они должны подобрать соответствующий термин.
1. Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
2. Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
3. Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.
4. Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
5. Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.
6. Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.
7. Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.
8. Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
9. Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.
10. День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.
«Тренинг – как одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями»
педагог-психолог
Павловец Н.А.
Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, является использование мини-тренингов.
Тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим. Тренинги помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Цель тренинга, это сплочение коллектива и построение эффективного взаимодействия присутствующих друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
В каждом тренинге существуют определенные правила, соблюдение которых гарантирует эффективность достижения желаемого результата.
Правила тренинга:
1. Общение по принципу «здесь и теперь» - Основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений лучше узнать себя и свои личностные особенности.
Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.
2. Принцип открытости, искренности - говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
3. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.
4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают, что…», «некоторые думают…», на суждения: «я считаю, что…», «я думаю…» и т.п.
5. Недопустимость непосредственных оценок человека - при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравиться твоя манера общения» и т.п.
6. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.
7. Принцип «тренер всегда прав» - во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово остается за тренером, так как он – ведущий.
Ведущий: Любой тренинг начинается с приветствия. Не будем изменять традиции.
Начнём с приветствия «Встаньте те…».
Цель: создание оптимистического настроения и настроя на активное взаимодействие.
Это упражнение поможет нам познакомиться с вашими детьми и вами. Я буду задавать вопросы, а встанут только те, чей ответ соответствует действительности.
«Встаньте те…»:
- У кого есть сын;
- Дочь;
- Сын и дочь;
- 2 дочери;
- 2 сына;
- многодетная мама;
- Чей ребёнок имеет голубые глаза;
- А теперь встаньте те, чьи дети кареглазые;
- Есть родители, у кого дети имеют серый цвет глаз;
- У кого дети любят бананы;
- Манную кашу;
- Чей ребёнок любит мыть посуду;
- Встаньте те, кто в детстве хотел быть космонавтом, врачом;
- Может быть кто- то хотел быть поваром;
- Мечтал стать педагогом;
- Встаньте те, кто верит в Деда Мороза.
- У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
- Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих коллег;
- Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
- Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать.
Ведущий: Вот мы и узнали немного о ваших детях и о Вас.
Упражнение на знакомство
«Прилагательное на первую букву имени».
Каждый участник называет своё имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например, «Я Оксана. Я ответственная».
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ «КАРАОКЕ С ШАРАМИ»
Цель: Сплочение группы для дальнейшей совместной работы на тренинге, небольшая физическая разминка.
Для этой игры необходимы воздушные шарики по числу участников и караоке любой известной песни.
Первый уровень сложности. Группа выстраивается в одну линию или, если в помещении недостаточно места, образует круг. Каждый участник сгибает правую руку в локте так, чтобы ладонь смотрела вверх, и кладет на нее воздушный шарик, слегка придерживая его пальцами этой же руки. Свободная левая рука кладется сверху на шарик соседа.
По команде тренера участники должны быстро поменять положение рук: левая рука держит тот же шарик снизу, а правая лежит на шарике соседа справа. Разговаривать при этом нельзя. Усложненный вариант упражнения выполняется с закрытыми глазами.
Участники делятся своими впечатлениями и отвечают на вопрос: что помогало, а что мешало успешной работе группы?
УПРАЖНЕНИЕ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»
Цель: Повысить мотивацию участников к работе в тренинге, подчеркнуть значение данной темы.
Содержание: Тренер делит участников на три подгруппы, Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников и школьников. Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.
Обсуждение: Участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в ДОУ и в школах.
Методические рекомендации: Для наглядности и повышения уровня мотивации решения проблемы в процессе выполнения упражнения на большом листе ватмана или на блокноте (на доске) составляется схема, на которой зафиксированы результаты выполнения упражнения и которая висит в аудитории на протяжении всей работы тренинга.
УПРАЖНЕНИЕ «ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ – ЭТО…»
Содержание: Группа делится на две команды, и в течение 10-15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая — перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем».
Например, «о» — обаяние педагога,
«б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.
Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень
Тренер записывает на доске (на блокноте) высказывания участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с элементами тренинга "Система работы с родителями детей младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности"
Для реализации стандарта дошкольного образования родители должны обладать педагогическими знаниями, а педагоги – уметь их дать, то есть владеть методикой работы с родителями. Целью данного ...
семинар-практикум для педагогов «Инновационные формы работы с родителями» с презентацией
Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образоват...
Семинар – практикум для педагогов «Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО».
семинар...
Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»
Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»...
Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему «Инновационные формы работы с родителями"
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ...