Семинар-практикум для педагогов "Нетрадиционные техники работы с родителями"
материал

Корженко Юлия Сергеевна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

  1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
  2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
  3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_netraditsionnye_tehniki_raboty_s_roditelyami.docx228.64 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

для привлечения их в воспитательно-образовательный процесс».

педагог-психолог

Корженко Ю.С.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.C:\Users\Work\Desktop\5c6cea2bec1b1_0x0.png

Задачи: 

  1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
  2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
  3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

1. Приветствие

Ведущий. Добрый день! Уважаемые коллеги тема нашего семинара «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями для привлечения их в воспитательно-образовательный процесс». Как говорил великий мудрец Конфуций: Скажи мне - и я забуду! Покажи мне - и я запомню! Дай мне сделать - и я пойму! Поэтому сегодня для Вас сегодня подготовлено много практических приемов, которые мы попробуем.  

Перед тем как мы начнем погружаться в тему, предлагаю немного размяться и настроиться на рабочий лад.

Упражнение на разминку.

«Игра-Приветствие»

Цель: установление контактов между участниками, создание благоприятной атмосферы, развитие креативности.

Все участник рассчитываются на 1-2-3. Участник с команды 1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; участники команды 2 - упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; команда 3 - держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того как все участники примут исходное положение, им необходимо поздороваться как можно с большим количеством людей коснувшись друг друга только локтями.

2. Основная информация.

Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.

Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает: 

  • взаимопомощь,
  • взаимоуважение и взаимодоверие,
  • знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении,
  • обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Формы взаимодействия с семьей

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образовательных. Наравне с традиционными формами работы мы чаще слышим инновационные, нетрадиционные. Сегодня мы с вами попробуем с ними разобраться.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы:

информационно-аналитические формы работы - направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми: опрос; тесты; анкетирование; заполнение социального паспорта; почтовый ящик доверия; интервью с родителями; посещение воспитанников на дому;

досуговые - совместные досуги, праздники, выставки - призваны установить теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, и между родителями и детьми: семейные театры, концерты, игры, конкурсы; спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии; вернисаж совместного творчества; выставки семейных коллекций; родительский уголок творчества.

познавательные - выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков детей.  родительские собрания в нетрадиционной форме (читательская конференция, аукцион); родительские клубы; проекты; индивидуальные практические занятия (ребенок + родитель); семинар-практикум;

наглядно-информационные - необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов пересмотреть методы и приемы семейного воспитания: открытые занятия; родительские уголки; выпуски газет; выставки детских работ, фотографий; просмотр видеороликов; день открытых дверей; интернет странички для родителей, проведение коррекционных занятий по скайпу; мини-библиотека; информационные стенды.

Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: активизировать познавательный интерес педагогов к получаемой информации.

Педагогам предлагаются различные варианта нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, которые необходимо разделить на группы. Для выполнения задания от каждой команды необходимо по 1-2 представителю.

Упражнение «Словарный диктант»

Цель: закрепление знаний терминологий нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

Командам раздаются листочки с определениями, к которым они должны подобрать соответствующий термин.

1. Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.

2. Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.  

3. Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения.  

4. Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

5. Родительская конференция - одна из форм просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей.  

6. Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.  

7. Папки-передвижки - в них подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями; он систематически пополняется и заменяются новыми.  

8. Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

9. Родительский клуб - это еженедельные встречи с мамами и папами для повышения их родительской компетентности в вопросах воспитания и домашней коррекции.

10. День открытых дверей — мероприятие, призванное познакомить родителей с жизнью детей в детском саду.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

«Тренинг – как одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями»

педагог-психологC:\Users\Work\Desktop\55626a8794caa4f5c31f2c34acb99535.jpg

Павловец Н.А.

Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, является использование мини-тренингов.

Тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно воспринятая и технологически воплощенная ведущим. Тренинги помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Цель тренинга, это сплочение коллектива и построение эффективного взаимодействия присутствующих друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

В каждом тренинге существуют определенные правила, соблюдение которых гарантирует эффективность достижения желаемого результата.

Правила тренинга:

1. Общение по принципу «здесь и теперь» -  Основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений лучше узнать себя и свои личностные особенности.

Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.

2. Принцип открытости, искренности - говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

3. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.

4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают, что…», «некоторые думают…», на суждения: «я считаю, что…», «я думаю…» и т.п.

5. Недопустимость непосредственных оценок человека - при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравиться твоя манера общения» и т.п.

6. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.

7. Принцип «тренер всегда прав» - во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово остается за тренером, так как он – ведущий.

Ведущий: Любой тренинг начинается с приветствия. Не будем изменять традиции.

Начнём с приветствия «Встаньте те…».

Цель: создание оптимистического настроения и настроя на активное взаимодействие.

Это упражнение поможет нам познакомиться с вашими детьми и вами. Я буду задавать вопросы, а встанут только те, чей ответ соответствует действительности.

«Встаньте те…»:

- У кого есть сын;

- Дочь;

- Сын и дочь;

- 2 дочери;

- 2 сына;

- многодетная мама;

- Чей ребёнок имеет голубые глаза;

- А теперь встаньте те, чьи дети кареглазые;

- Есть родители, у кого дети имеют серый цвет глаз;

- У кого дети любят бананы;

- Манную кашу;

- Чей ребёнок любит мыть посуду;

- Встаньте те, кто в детстве хотел быть космонавтом, врачом;

- Может быть кто- то хотел быть поваром;

- Мечтал стать педагогом;

- Встаньте те, кто верит в Деда Мороза.

- У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

- Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих коллег;

- Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

- Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать.

Ведущий: Вот мы и узнали немного о ваших детях и о Вас.

Упражнение на знакомство 

«Прилагательное на первую букву имени».

Каждый участник называет своё имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например, «Я Оксана. Я ответственная».

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ «КАРАОКЕ С ШАРАМИ»

Цель: Сплочение группы для дальнейшей совместной работы на тренинге, небольшая физическая разминка.

Для этой игры необходимы воздушные шарики по числу участников и караоке любой известной песни.

Первый уровень сложности. Группа выстраивается в одну линию или, если в помещении недостаточно места, образует круг. Каждый участник сгибает правую руку в локте так, чтобы ладонь смотрела вверх, и кладет на нее воздушный шарик, слегка придерживая его пальцами этой же руки. Свободная левая рука кладется сверху на шарик соседа.

По команде тренера участники должны быстро поменять положение рук: левая рука держит тот же шарик снизу, а правая лежит на шарике соседа справа. Разговаривать при этом нельзя. Усложненный вариант упражнения выполняется с закрытыми глазами.

Участники делятся своими впечатлениями и отвечают на вопрос: что помогало, а что мешало успешной работе группы?

УПРАЖНЕНИЕ «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ»

Цель: Повысить мотивацию участников к работе в тренинге, подчеркнуть значение данной темы.

Содержание: Тренер делит участников на три подгруппы, Каждая подгруппа защищает интерес одной из трех категорий (ребенок, педагог, родители) участников образовательного процесса. Первая группа отвечает на вопрос: «Какие преимущества получают дети, если в образовательном учреждении систематически ведется работа с родителями?» Вторая группа объясняет, какую пользу приносит подобная работа самим родителям дошкольников и школьников. Третья группа аргументирует положение о том, что взаимодействие с родителями необходимо педагогам.

Обсуждение: Участники вместе с тренером делают совместный вывод о преимуществах и необходимости проведения систематической работы с родителями в ДОУ и в школах.

Методические рекомендации: Для наглядности и повышения уровня мотивации решения проблемы в процессе выполнения упражнения на большом листе ватмана или на блокноте (на доске) составляется схема, на которой зафиксированы результаты выполнения упражнения и которая висит в аудитории на протяжении всей работы тренинга.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ – ЭТО…»

Содержание: Группа делится на две команды, и в течение 10-15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая — перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем».

Например, «о» — обаяние педагога,

«б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень

Тренер записывает на доске (на блокноте) высказывания участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с элементами тренинга "Система работы с родителями детей младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности"

Для реализации стандарта дошкольного образования родители должны обладать педагогическими знаниями, а педагоги – уметь их дать, то есть владеть методикой работы с родителями. Целью данного ...

семинар-практикум для педагогов «Инновационные формы работы с родителями» с презентацией

Во все времена существования общеобразовательных учреждений, поднимался и поднимается вопрос о работе с родителями, привлечение их к сотрудничеству во всех областях как воспитательных, так и образоват...

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»

 Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»...

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты успешной работы с родителями»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....