КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (старшая, подготовительная группа)
Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса как важнейшее направление обновления современной образовательной системы требуют в настоящий момент создания условий для развития творческих способностей и задатков учащихся, их саморазвития. Необходим поиск оптимальных путей воспитания подрастающих поколений. В современных условиях поликультурного мирового пространства особенно остро встает вопрос совершенствования процесса патриотического воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovye_zanyatiya_kak_sr-vo_patriotich_vospit-iya_st_doshk-kov.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
КРУЖКОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Я считаю, что наиболее эффективной формой работы, способствующей патриотическому воспитанию старших дошкольников, является кружковая работа.
Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социо-культурных и образовательных потребностей детей.
Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь лишь при правильном сочетании занятий с кружковой работой. Занятия и кружковая работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Целью работы кружка является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Поскольку кружковая деятельность является составной частью воспитательной работы, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Кружковая работа создает условия для приобретения опыта принятия решений на основе полученных знаний в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями. Велика роль кружковой деятельности в приобщении дошкольников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственная, что делает продуктивным процесс становлении личности.
В кружках, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся дополнительные занятия. Занятия и учет интересов учащихся будет способствовать появлению у членов кружка качеств патриота: чувство патриотизма, верность Родине, способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины и т.д. Эффективность в значительной степени зависит от правильного планирования. Исходя из этого, основным документом в работе с кружком служит план учебно-воспитательной работы, итоговые занятия и проведение массовых мероприятий.
В отличие от обычных занятий, эта форма занятий строится на интересе, инициативности и добровольности. Содержание ее может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться по ходу проведения занятий.
Работа детей в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий отстающие дети начинают проявлять интерес и лучше заниматься. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
Кружковая работа дает широкое поле воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, принципиальной требовательности, взаимопомощи. В кружке вместе работают, преодолевают трудности для достижения поставленной цели.
Кружковая воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах: программа кружка не связана с рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени, кружок имеет большие возможности для организации различных видов детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Ведущей целью по патриотическому воспитанию является создание условий для формирования патриотической культуры личности ребёнка через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
На кружковых занятиях по патриотическому воспитанию учащиеся формируются и развиваются чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, патриотические чувства, гуманистическое отношение к окружающему миру и людям.
Всю работу по патриотическому воспитанию старших дошкольников ведут по направлениям:
1. Историко-краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней.
2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.
По этому направлению проводятся различные беседы, сюжетно- ролевые и подвижные игры.
3. Литературно-музыкальное направление - утренники, вечера развлечений и т.д.
В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития. Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).
4. Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.
5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.
Дети участвуют в различных акциях, изучают лекарственные растения своего края.
6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на занятиях, учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.
7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.
Учащиеся изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения.
Программа кружка по патриотическому воспитанию старших дошкольников определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Работа, проводимая в подобных кружках, дает богатый материал для развития у детей устной и письменной речи.
Быстрая утомляемость старших дошкольников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях динамических пауз, физминуток, разнообразных гимнастик и других игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к материалу.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусматривать и смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и т.д. Активизация деятельности старших дошкольников в кружке способствует разнообразие форм и методов работы: занятия в рабочей комнате продолжается экскурсиями в музеи; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, праздники. Кружковая работа должна привлекать старших дошкольников своей лёгкостью и простотой.
Успех работы кружка в значительной степени зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющий нашу Родину. Эмоциональная привлекательность, эстетичность – вот необходимые условия проведения кружковой работы со старшими дошкольниками.
Кружковая работа по патриотическому воспитанию позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени дошкольник психологически готовится к реальным жизненным ситуациям, учиться понимать взаимоотношения между людьми, выполняющими различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
В целом, кружковая работа в патриотическом воспитании имеет огромное значение. Такая работа не только способствует развитию эстетического чувства, любви к природе, Родине, но и влияет на развитие и становление личности. Работа во внеурочное время строится на добровольной основе, поэтому кружок развивает инициативность и самодеятельность. Кружковая работа по патриотическому воспитанию не только значительно дополняет знания учащихся, но и позволяет воспитать настоящего гражданина Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников"
Проект разрабатывался для старшей группы....
Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников
В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...
Проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ»
1 слайд Вашему вниманию представляется педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ» Автор проекта Карнаухова Ирина Михайловна, воспитатель муници...
Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников (2017 г.)
Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания патриотизма, любви к Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволят вырасти дошкольнику человеком – гражданином ...
статья сюжетно- ролевая игра как средство патриотического воспитание старших дошкольников .
игра-есть образ детство,его школа марали.Д.Б Эльконин...
Опыт работы по теме «Декоративно - прикладное искусство и ремесла Костромского края как средство патриотического воспитания старших дошкольников»
Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям...
проект на тему "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в МДОУ"
Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом...