Программа нравственно-патриотической направленности "Край родной, ты мой любимый"
проект (старшая группа)
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
· особенности дошкольного возраста;
· многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;
· отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kray_rodnoy_ty_moy_lyubimyy_dou.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Машенька»
РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом
Протокол №_____от________
| УТВЕРЖДЕНО приказ № от________________
|
ПРОГРАММА
по нравственно - патриотическому воспитанию
«КРАЙ РОДНОЙ,
ТЫ МОЙ ЛЮБИМЫЙ»
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Стребкова Оксана Александровна
п.Строитель
2018-2019
Пояснительная записка
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Родина, Отечество……. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
· особенности дошкольного возраста;
· многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;
· отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применять проектный метод.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Цели и задачи программы
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста: состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре республики, города, созданной трудами родных и близких людей.
Задачи:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду взрослых;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство с символикой (герб, флаг, гимн) Тамбова;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, республики, города;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В ДОУ проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в нашей группе реализуются в течение двух лет.
Данная работа разбита на блоки по месяцам всего года и рассчитана на два года обучения.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы
Месяц | Тема | Задачи | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | "Моя семья" |
| Аппликация: «Дом, в котором я живу» Рисование на тему "Моя семья". Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий). Обсуждение ситуаций из жизни семьи. Сюжетно-ролевая игра "Семья". |
Октябрь | "Мой любимый детский сад" |
| Пение песен и чтение стихов о детском саде. Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Труд по уборке листьев на участке детского сада. Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад". Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» |
Ноябрь | "Я и мое имя" |
| Для чего человеку имя? (беседа). "Полное" и "неполное" имя (игра). Этюд "Назови ласково". Изготовление именных карточек. Рисование на тему "Мой лучший друг". |
Декабрь | Новый год у ворот" |
| Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках. Составление письма Деду Морозу Рисование на тему "Новогоднее представление". Аппликация "Елка". Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями). Изготовление поделок из бумаги малышам. |
Январь | "Наша Родина – Россия» |
| Объяснение значения пословиц о Родине. Рассматривание репродукций ,картин о родной природе Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рисование на тему "Моя Родина". Пение русских народных песен, частушек, "калядок". Рождественское развлечение. Русские народные игры. |
Февраль | "Наши защитники" |
| Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества. Просмотр видеофильма "Защитники Отечества". Пение песен об армии. Связь с другими видами деятельности Изготовление подарков для пап и дедушек. Спортивное развлечение "Вместе с папой". Рассказы пап о службе в армии. |
Март | "Международный женский день" |
| Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю ей». Пение песен о маме, чтение стихов. Рисование портрета "Моя мама". Изготовление подарка маме. Семейные посиделки "Вместе с мамой". |
Апрель | "Наши космонавты" |
| Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма). Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается. Игра "Космонавты". Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты". Выставка рисунков на тему: « Космос глазами детей» Конструирование космического корабля. |
Май | "Этот День Победы" |
| Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Слушание и пение фронтовых песен. Игры (соревновательного характера) Экскурсия к Вечному огню в город Тамбов. Посещение музея доблести и славы. Изготовление праздничных открыток Оформление выставки книг на военную тематику. |
Июнь - август | "Животный мир Тамбовского края» |
| Рассматривание иллюстраций с изображением животных. разучивание стихотворений о животных. Рисование» Мой любимый зверь» Работа по книге « Красная книга Тамбовской областиа» Изготовление книги « Животный мир Тамбовской области» |
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Месяц | Тема | Задачи | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | "Мой любимый поселок, город". |
| Экскурсии по городу Тамбову. Прослушивание песен о родном городе. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе. Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада). Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад). |
Октябрь | «Откуда хлеб пришёл» |
| -беседа на тему: «Хлеб всему голова» - наблюдение за тем, как привозят и выгружают хлеб. - разучивание пословиц о хлебе - наблюдение за трудом поваров на кухне (как готовят выпечку) - проведение занятий «Приготовление бутербродов» |
Ноябрь | «Мы живём в России» |
| Разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов; чтение произведений русских писателей о Росси,Родине, народе, природе, крае, городе; рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; экскурсии по городу. |
Декабрь | "По Новогодней карте" |
| Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте. Беседа о Новогодних символах. Рассказ о Новогодних обычаях. Оформление группы к празднику. Зимние постройки из снега для малышей. Новогодний праздник. |
Январь | "Мой край Тамбовский» |
| Рисование на тему "Моя Родина". Беседа о народных приметах. Беседа о народных промыслах. Рисование на тему» Укрась национальный костюм» Чтение русских народных сказок. Заучивание наизусть стихотворений русских поэтов. |
Февраль | "Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества) |
| Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова. Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке. Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.). Связь с другими видами деятельности Просмотр видеофильмов "Защитники Отечества". Изготовление подарков папам и дедушкам. Спортивные развлечения "Вместе с папой". |
Март | «Женские профессии» |
| Викторина "Что ты знаешь о своих родителях". Оформление семейных уголков. Изготовление подарков для мам. |
Апрель | "Наши космонавты" |
| Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма). Пословицы и поговорки о космонавтах. Спортивное развлечение "Мы -- космонавты". Конструирование космического корабля Рисование тема «Этот загадочный космос» Аппликация «космонавты» |
Май | "Этот День Победы" |
| Организация книжной выставки на военную тематику. Встреча с фронтовиком (прапрадедушкой одного из детей). Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Просмотр видеофильма. Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток. |
Июнь | «Растительный мир родного края.» |
| Изготовление альбома-гербария "Природа моего края". Рисование "Здравствуй лето красное". Сбор природного материала для поделок. |
Содержание работы с родителями
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы, поэтому в своей практике мы широко используем проектную деятельность.
Первые проекты, который мы организовывали с родителями, был - «Мой поселок» и «Мой город». В рамках предварительной работы с детьми были проведены занятия по ознакомлению с окружающим, рисование по теме: «Машины на нашей улице», « Мой любимый поселок». Конструирование из строительного материала - «Мой город», конструирование из бумаги - «Дома». С родителями была проведена беседа, о том, какие дома и машины можно сделать из бросового материала и как мы в дальнейшем будем использовать этот макет в работе с детьми. В проекте приняли участие 10 родителей со своими детьми. Макет города получился, ярким, насыщенным и функциональным.
Для осуществления проекта «Генеалогическое древо» мы использовали разные приёмы и методы:
- Занятие по ознакомлению с окружающим» Моя семья»
- Занятие по правовому воспитанию « Моё имя»
- Беседы с детьми о членах его семьи (где работают родители, чем занимаются), а также бабушки, дедушки, братья и сёстры.
- рассказы детей о своих родителях, бабушках и дедушках.
-рассматривание с детьми семейных фотоальбомов
- беседы с родителями о генеалогическом древе.
Родители собирали сведения, информацию, фотографии всех своих близких.
Проект «Герб моей семьи» заинтересовал многих родителей, они заинтересовались происхождением своей фамилии, своей родословной, задумались, какие добрые традиции есть у них в семье. В ДОУ была организована выставка «Герб моей семьи».
В конце ноября был организован проект « Накормим птиц зимой». Дети с родителями изготовили кормушки. Был проведён праздник «Синичкин календарь», где мы с детьми повесили кормушки на участке группы. Всю зиму дети не забывали наполнять кормом птичьи столовые и наблюдали за птицами, прилетавшими на кормушку. В этом проекте участвовали все дети и их родители.
Осенью в ДОУ был организован проект « Моя малая Родина».С родителями была проведена консультация по теме, с детьми беседа «Что такое родина?». От нашей группы участвовали семья Сиразетдиновых и Катушенок.
В январе в нашем ДОУ был организован проект «Снеговик всей семьёй». Семья Сиразетдиновых оформила папку-передвижку « История происхождения снеговиков». Выставка «Парад снеговиков» удивила всех разнообразием снеговиков. В этом проекте участвовало 13 семей. Все работы были яркими, удивительными, красивыми.
Следующий наш проект был «Изучаем родной край». Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим развивающим и интересным для ребёнка.
Цель проекта: приобщение детей к истории и культуре родного края.
Задачи:
- Формировать интерес к истории родного края.
- Расширить кругозор детей на основе материала доступного их пониманию.
- Учить видеть историю вокруг себя.
- Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю.
Была проведена огромная предварительная работа. Проводились дидактические игры: «Передай ключ», «Мой любимый город» , «Собери здание», «Букет красивых слов». С детьми было проведено занятие по ознакомлению с окружающим «Мой любимый поселок», «Мой Тамбов». Проводилось рисование «Мой город».
В апреле ко дню Космонавтики был реализован детско-родительский проект «Путешествие по Солнечной системе». В процессе работы над проектом дети и их родители собрали неизвестные и удивительные факты о космосе. Дети получили информацию о Солнечной системе и месте нахождения Земли в ней, об освоении людьми космоса, о первых космонавтах. Совместно с родителями был создан мини-музей «Космос», в котором представлены макеты Земного шара, ракет, спутников, открытки, фотографии и книги по теме проекта. Свое восприятие Вселенной дети воплотили в рисунках.. Была организована выставка - « Космос глазами детей». Результатом большой работы детей и родителей стала выставка работ» Космический корабль будущего».
Участие родителей в детско-родительских проектах способствует сотрудничеству детского сада и семьи. Мы хотим, чтобы родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнёров.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Высокий уровень.
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень.
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень.
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...
Программа нравственно-патриотического воспитания "Родничок"
Нравственно - патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди ...
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"
Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....
Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей д...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной город — любимый Братск»
нравственно-патриотическое воспитание...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной город — любимый Братск»
нравственно-патриотическое воспитание«Мой родной город — любимый Братск»...